Про Смоки Мо, дрилл, грайм и «Grimey»

Про Смоки Мо, дрилл, грайм и «Grimey»

18 июля 2023, 00:49

Автор: Петров

Заезженное «снова не «Кара-Тэ» оставляю диванным критикам и разбираю по болтикам, что не так с новым альбомом Смоки Мо – 14-тым в его дискографии и 3-им за текущий год.

               Начнем с очевидного. Александр Цихов фигура, безоговорочно, культовая. В первую очередь, благодаря нескольким бессмертным памятникам русского рэпа. Во вторую, благодаря прекрасной форме, из которой артист, кажется, не выходит. На этом хвалебная песнь окончена – без нее, мне кажется, не обходится ни одна статья про Моллу, но это оправданно. Теперь к делу.

                Смоки Мо выпустил новый альбом. Звучит внушительно – это событие. Парадоксально, но большинство моих знакомых даже не знают об этом, равно как и про его недавнего предшественника – совместный альбом с Гуфом, который прошел мимо так, как будто его и вовсе не было. Наблюдаю такую тенденцию с момента образования команды FIRMAA.

Авторитетные тяжеловесы российской индустрии Ноггано, Гуф, Смоки Мо, Murovei и DJ Cave объединились не то в супергруппу, не то в один телеграм канал. Отличительная особенность – скорость написания новых альбомов, что, судя по всему, представляет повод для гордости.

Смоки начал год с альбома «ALPHA», чуть ли не самого безликого в его дискографии. Продолжил совместной работой с Гуфом, и казалось, над слушателем смеялись еще с момента публикации неприглядной обложки. Теперь «Grimey».

Тот факт, что Смоки отлично себя чувствует, как в стенах бумбэп храмов, так и в номерах класса люкс, отрицать глупо. Есть один момент: раньше все эти помещения находились внутри одной большой шаманской кельи, что позволяло сделать однозначный вывод: Смоки – фирмач.

              В этот раз, очевидно, нас должен был ожидать грайм. Что такое грайм, ты, конечно, знаешь. Сугубо британский жанр, глубоко уходящий корнями в 50-е годы, во времена ямайской эмиграции. Ближе к нулевым грайм вырос в самостоятельный аутентичный жанр из британского гэриджа – коктейля из мягкого хауса, ломаных ритмов и перкуссионных соул-сэмплов.

Говоря про истоки грайма и гэриджа, следует отметить, что разговор идет про UK Grime и UK Garage. В дальнейшем эти жанры шагнули широко по миру и были территориально адаптированы в других странах – менялся звук, появлялись отличительные черты.

             Со временем в Великобритании UK Garage также трансформировался в Speed Garage, ускорился и приобрел жирный бэйслайн. UK Grime пошел своей дорогой. Что нужно знать о грайме: это ритмичная агрессивная музыка о культуре улиц, со всей сопутствующей атрибутикой. Если говорить о хип-хопе, то грайм – андеграунд восточного Лондона. Британский акцент и плотность срифмованных слов на сильную долю ломаного ритма – вот что отличало UK Grime от всего остального рэпа в мире.

Краткий исторический экскурс проведен для того, чтобы обозначить грайм, как самостоятельный жанр, и отделить его от дрилла.

Дело в том, что львиная доля комментаторов в социальных сетях пишет про «Grimey» следующее: «Окей, Смоки на дрилл-битах». Однако, ритмичная расстановка хай-хетов и «скользящий» бас не определяет дрилл, как жанр, и не очерчивает границу жанровой принадлежности. При всей схожести, это абсолютно разные музыкальные направления. В первую очередь, в своих корнях.

В отличие от грайма, дрилл – американский жанр начала 2010-х, получивший свое начало в Чикаго, и выросший, в отличие от грайма, из гангста-рэпа. Дрилл олицетворяет собой всю злобу насилия уличных банд. Его месседж суров, а его правда близка тем, кто непосредственно сталкивался или был причастен к серьезным уличным беспорядкам.

Грайм пришел в Америку из Великобритании, а дрилл – в Великобританию из Америки, и получил там новые культурные и смысловые оттенки. Вместе с тем, в генетическом коде обоих жанров заложена тема не самого сладкого уличного бытия, только в случае с дриллом, с наибольшей долей агрессии.

По большому счету, все, что принято называть русским граймом или дриллом, является ничем иным, как техничным, в лучшем случае, русским рэпом на битах в соответствующей стилистике.

                «Grimey»  не стал исключением. Если кто-нибудь попросит показать грайм на русском, включить новый альбом Смоки вряд ли придет в голову. Альбом стал заложником собственного названия, сфокусировав все внимание на жанровом эксперименте, который удался только отчасти и лишь с точки зрения инструменталов.

Альбом входит с ноги, но останавливается у порога и почему-то не торопится ворваться внутрь. 11 репрезентов, которые ничем не отличаются от предыдущих 5-ти альбомов. Так происходит, когда у артиста иссякает месседж.

              Тема № 1. Смоки голоден и крут, как и в начале пути. Цитаты. «Все еще голоден» (PAINKILLER), «Я всегда голоден, кажется, что это чувство не иссякаемо» (ПОФАКТАМ), «Рэперы однодневки – потенциальные трупы», «Ощущаю на коже, что и в самом начале» (СЛАДКО), «Я поднялся до того, как поднялся в рэпе» (MOZI J), «Таких как я малый процент» (PARTY IS OVER).

              Тема № 2. Смоки богат. Цитаты. «Я оплатил все чеки, не парьтесь, я угощаю» (СЛАДКО), «Миллион налом, миллион в крипто, ни капли мимо, в первую очередь цифры и только во вторую вагина» (ПОФАКТАМ), «Купил полбутика, но ничего не надел, чтобы вернуться вместо монеты кинул в фонтан Cartier» (CINZANO), «Малая, это наш дом, тут сразу две спальни», «Хэни запиваю короной» (PARTY IS OVER), «Удвоил цифры, затем утроил цифры» (СЛИШКОМ СЛОЖНЫЙ), «Выкупил весь этаж, ведь мое эго не поместилось в квартиру» (MOZI J).

             Тема № 3. Смоки окружен женщинами, с которыми не церемонится. Цитаты. «Никакой любви для этой суки» (СЛИШКОМ СЛОЖНЫЙ), «Вывезу харизмой, вдохновлюсь твоей задницей» (LOVE STORY), «Мечтаешь о бабках, вижу синяки на коленях, pussy» (БЕЗДЕВАЙСОВ), «Ты подобрал мою бывшую суку, всё потому что ты лузер», «Дал ей бабок, сука на четвертом размере» (CINZANO).

              Все эти абсолютно избитые и типичные для каждого современного рэп альбома темы для приличия разбавлены более или менее фирмовыми строчками, ради которых мы, в принципе, каждый раз приходим на дымный праздник.

Самый запоминающийся панчлайн – «Каждой твари по паре, каждой стерве - абьюзер» (БЕЗДЕВАЙСОВ), острая строчка, ради которой стоит переслушивать трек. К сожалению, она такая едва ли не одна.

В противовес этому, Смоки пускается в пошлость, напрочь лишенную поэтики: «Что может быть лучше отсоса на ужин?» (LOVE STORY).

Эта строка является неожиданным и неуместным вокальным финалом альбома. На этом моменте становится ясно: Смоки Мо покинул шаманскую келью и закрылся в дорогущем номере, где продолжает с завидной скоростью строчить релиз за релизом.

Всё, чем Смоки был всю дорогу уникален, словно смыло волной ненужных расхайпленных атрибутов: исчезла магия, пропала боль, позабыты загадочные сторителлинги и мистические персонажи, а с ними и глубокие речевые обороты. От этого альбома Питером не пахнет, душа не скулит.

              Вернемся к грайму. Стоит отметить, что для грайм перфоманса выбор гостей крайне странный и непоследовательный. Мезза, Егор Крид, ATL и Candy Flip Boy – команда хоть и пёстрая, но отличная, и тем не менее - ни один из них ни капли не попадает в грайм. Справедливости ради, песня «СЛАДКО» с Кридом удалась, но хита не случилось. Напротив, трек «ШИЛО» с ATL, на который волей неволей делаешь ставки из-за интересного приглашенного артиста, всё-таки разочаровал.

Не в грайме Мо оказался и тематически. Неиссякаемой темой британских грайм-исполнителей является культура улиц, но добрая часть «Grimey» отведена для тем, набивших оскомину, измусоленными горячими фрешменами и нестареющими мастадонтами. Таким образом, содержание альбома фактически идет вразрез его названию, в связи с чем при прослушивании происходит легкий диссонанс – это не работает так, как должно.

Окей, давай попробуем взглянуть на «Grimey», не акцентируя внимание на музыкальной стилистике. В конце концов, далеко не факт, что Смоки закладывал в это название именно попытку покорения грайм сцены.

По факту на альбоме нет ни одной крепко оседающей в памяти песни. Каждый из 11-ти треков представлен либо в виде двух незамысловатых куплетов с припевами, которые по меркам Моллы не выдерживают конкуренции, либо в виде относительно монотонной рифмованной зарисовки.

Даже в сравнении с предыдущими альбомами, не имеющими этикетки «классика», «Grimey», не смотря на весь свой боевой настрой, кажется безыдейным и собранным наскоряк.

Второй куплет Смоки в треке «ШИЛО» и вовсе звучит вымученно. Молла в несвойственной манере вторит себе же  4-х летней давности и повторяет рифмы из трека «Дэвид Блейн» с альбома «Стейкхаус».

«Мы окажемся в раю, как утверждает сэнсэй. В сто раз больше. Это мой PAYDAY» (Дэвид Блейн)
«Идешь домой, ты паранойный, вон дверь. На руку падает кирпич, но мне не больно PAYDAY» (ШИЛО)

Легкое ощущение того, что трек может остаться с тобой, вызывают песни «СЛАДКО» и «PARTY IS OVER», и если в первом случае это заслуга Крида, то во втором не более, чем удачная фраза «PARTY IS OVER», повторяющаяся вместо припева.

Пожалуй самым удачным и небанальным ходом на всем «Grimey» является идея с отсутствием второго куплета на заключительном треке «LOVE STORY». 

После слов: 

«До меня дошли слухи, что ты неху..во стелишь..Окей, давай проверим»

              второго куплета не звучит, но бит продлен так, будто второй куплет подразумевался. Этим ходом Смоки подчеркнул, что большинство рэперов, по сравнению с ним, всего лишь потенциальные трупы. Красиво.

              После прослушивания альбома остается странное чувство: как будто на «Grimey» нет ни одного плохого бита или куплета, но ощущение, что среди них нет ни одного обязательного, присутствует.

Допускаю, что эффект «ожидание/реальность» имеет место быть, поскольку планка многослойной психолирики задрана самим автором так сильно, что дотянуться до нее еще раз крайне сложно. Но раньше Молла делал стабильно стильно, а в последнее время просто стабильно.

              Как ни крути, на 14-м номерном альбоме Смоки Мо старается следить за современными музыкальными веяниями и напоминает, что он по-прежнему в игре. Мы верим и надеемся на более удачный 15-ый круг. Party is over.


Альбом

Смоки Мо - GRIMEY

7 июля 2023, 05:00


comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я