Итоги года: лучшие альбомы русского рэпа-2019
29 декабря 2019, 13:31

Итоги года: лучшие альбомы русского рэпа-2019

Продолжаем серию материалов о музыкальных итогах года. На этот раз речь пойдет о самых интересных альбомах отечественного хип-хопа.

11. Масло черного тмина «kensshi»

Масло черного тмина многие называли одним из самых ярких рэп-новичков года — и он действительно стал им. Однако в бочке мёда сразу находится ложка дёгтя — по сути, действительно большие звёзды в последнее время в русском рэпе не зажигались — значит, это, если перефразировать классика, кому-то не нужно? В общем, приблизительно та же ситуация, что и с GONE.Fludd в 2018-м — а кто, если не он?

Выход «kensshi» ждали многие — от Масла черного тмина ждали, что он взорвёт, как когда-то это сделал Скриптонит. Пластинка действительно получилась интересной, сразу стало понятно, что МЧТ любит экспериментировать. На «kensshi» смешиваются разные жанры, причём порой едва ли не в одном треке — рэп и трип-хоп, рэп и джаз — а почему нет? Помимо этого использование различных эффектов на голосе добавляет особой магии.  Тем не менее, «kensshi» всё же звучит сыровато, есть даже подозрение, что рэпера поджимали сроки — ощущение недоработанности материала не покидает. И всё же включаем в топ — это ярко, самобытно, свежо и смело.     

10. OG Buda «ОПГ Сити»

Подводя итоги года, мы просто не могли не отметить достижения молодых игроков из РНБ Клуба и RNDM CREW, и сегодня наш голос уходит OG Buda и его дебютному альбому. Здесь есть всё, что можно ожидать от рэпера, который уверяет, что окончил Трэп-Гарвард с красным дипломом: он жонглирует сленгом, используя самые неожиданные эвфемизмы для запрещенных веществ, жалуется на панкреатит, стреляет в слушателя абсурдными, но прилипчивыми панчами и превращает бандитские клише в стильные сюжеты.

Единственная проблема «ОПГ Сити» — огромная продолжительность, которая в данном случае играет против самого автора, порой повторяющего одну и ту же шутку по несколько раз. Если бы не наличие треков-филлеров, Буду можно было бы назвать автором лучшего трэп-альбома на русском — и потому следующая его попытка может оказаться более впечатляющей. Нужно лишь проследить за тем, чтобы впечатления о качестве его аудиотовара не были испорчены ненужными примесями.

9. T-Fest «Цвети либо погибни»

Когда ресурс старых хитов вроде «Улети» окончательно исчерпал себя, а шутки про сравнения с Tory Lanez полностью потеряли свою актуальность, T-Fest вернулся с лучшим альбомом в своей карьере. В русскоязычном хип-хопе в этом году, возможно, не было релиза разнообразнее.

Бьющие точно в голову бэнгеры, эксперименты с джазом и блюзом, кружащие голову R&B-песни — все эти жанры и музыкальные зарисовки вместе смешиваются в пугающий своим составом, но незабываемый на вкус авторский коктейль. T-Fest здесь солирует на протяжении всего часа и выкладывается в каждой секунде — в полной мере раскрываясь не только как исполнитель, но и автор музыки. И потому особенно интересно, каким должен быть его следующий релиз, чтобы переплюнуть «Цвети либо погибни».

8. Slimus «Тяжелый люкс»

«Тяжелый люкс» — это обычный такой альбом Слима. Что же он делает в топе, спросите вы? Всё дело в том, что почти любой альбом Слима достоин попадания в топы и рейтинги — он делает абсолютно всегда качественно, вне зависимости от того, над чем работает, сольным проектом или возрождение группы Centr. Помните, кто на «Системе» звучит убедительнее всех?  

«Тяжелый люкс» — ещё один альбом Слима с узнаваемым звучанием, интересными гостями (один парт Бразильца чего стоит!) и классными куплетами. Вадим в отличной творческой форме и, кажется, не намерен заканчивать. Слим — знак качества в русском рэпе! 

 7. Face «Slime» 

После альбома «Пути неисповедимы» карьера Фейса зашаталась — вчерашний кумир подростков и детей выпускает абсолютно недетский релиз. Все ждали от него песенок про бургеры — а вот вам политический альбом! Возможно, если бы «Пути неисповедимы» были выпущены в 2019-м, когда тема протестов в обществе и русском рэпе в частности встала особо остро, пластинка стала бы популярней. 

Нужно было быстренько наносить ещё один удар, выпускать бэнгеры и исправлять положение — Face справился просто на отлично, представив альбом, которым попал чётко в лоб своей аудитории. Да, он без тени сомнений может срифмовать «зубы-губы», зато потом в этой же песне так панчит про Гуфа, что это становится мемом.  

6. Saluki «Властелин Калек»

«Я не тот, кого знакомят с семьёй», — на своем большом дебютном альбоме Saluki производит впечатление одного из самых обаятельных нахалов в русском хип-хопе, который не стесняется обнажать свою покалеченную душу. Его песни сотканы из обрывистых и ярких образов, эффект которых усиливается благодаря выдающемуся продакшену.

Музыка — главное достоинство «Властелина Калек», и говоря об этом альбоме сложно удержаться от параллелей со Скриптонитом. В данном случае это не упрек в копировании стиля Адиля, а комплимент Арсению как артисту со своим уникальным почерком, который уделяет огромное внимание мелким деталям.

В этом плане не менее показательным является декабрьский EP «На человека», на котором Saluki предстает в ещё более мрачном амплуа и порой через призму своих личных переживаний без стеснений давит на болевые точки нашего общества.

5. Каста «Об изъяне понятно»

К своему 20-летию возможно, самая легендарная российская рэп-группа выпустила новый альбом. Поклонники, в том числе в редакции, уж и не чаяли — ведь обычно между альбомами, в которых читают все участники «Касты», очень внушительные временные отрезки. Тем не менее, в честь юбилея ростовчане взяли себя в руки и смогли выдать новый релиз. В нём — всё та же «Каста», литература в хип-хопе. Это как рассказы Чехова — тут смеешься, а тут грустишь.

Влади, Шым, Хаиль и Змей поднимают серьёзные темы — пишут новый гимн страны, говорят о поколении, символах эпохи — колоколах над кальянной, рассказывают о боли потерь в потрясающей песне «Прошёл через».  Рядом с такими глубокими треками существует, например, песня «Игорёк-мусор», которая могла бы, к примеру, встать в один ряд с «Эй, бабка» с легендарного «Громче воды, выше травы».  Отдельно отмечаем отличный сольный альбом Влади «Другое слово» — слушайте в качестве отменного аперитива перед «Об изъяне понятно». 

4. ATL «Кривой эфир»

Перед выходом «Кривого эфира» мы были настроены максимально скептично — синглы вызывали не восторг, а опасение, что Сега всё-таки исписался. Однако уже после первого прослушивания альбома стало понятно, что перед нами один из ключевых релизов года.

ATL будто подводит итог большого этапа своей карьеры и жизненного пути, транслируя собственное ощущение нашей реальности через призму очень личных историй (по ощущениям, этот проект останется наиболее важным именно для самого автора) и безумного рейва. Кажется, что «Кривой эфир» неслучайно вышел на пороге нового десятилетия, показывая, что в будущем Сега найдет ещё немало способов удивить. Как бы то ни было, но второго такого альбома, который настолько бы точно транслировал культурный код целого поколения, в этом году мы не назовём.

3. Брутто «ГАДДЕМ»

По продолжительности данный релиз тянет больше на EP, однако этот случай, исполнитель просто не написал проходных треков, составив релиз почти что из сплошных хитов. Панчи Брутто можно цитировать уже после первого же прослушивания, а строки про 

«И я хочу попасть во власть, но это непросто. 

Я хочу попасть во власть, как Ли Харви Освальд» 

вообще можно заносить в список самых удачных панчей как минимум 2019-го.  

Брутто мастерски владеет словом, каждый его куплет содержит целую кучу крючков, которые заставляют восхититься: как закрутил-то, а!  От «ГАДДЕМ» веет чем-то давно знакомым и родным, о чём вспоминаешь с особым теплом – как, например, о пластинке Шаде, припавшей пылью возле проигрывателя.

2. Скриптонит «2004»

Новый альбом Адиля сильно отличается от его прошлых релизов. Вместо сложных концептуальных историй — путешествие по волнам памяти, сотканное из отрывистых наблюдений. Вместо передового звука, двигающего жанр вперед — попытка переосмыслить звучание хип-хопа, на котором он сам рос.

Лишь время покажет, какое место займет «2004» в дискографии Скриптонита. Но уже сейчас понятно, что перед нами чуть ли не единственный альбом в этом году, сделанный с такой сильной любовью к рэп-музыке и её наследию. Скрип вернулся с часовой порцией новой музыки в момент, когда ему уже давно не нужно ничего доказывать. И даже не планируя изначально записывать ещё один рэп-альбом, он всё равно сумел как будто играючи уложить на лопатки большую часть выходивших в этом году релизов.  

1. Смоки Мо «Стейкхаус», «Белый Блюз» 

Русские рэперы изощряются, думая, как бы хайпануть и где бы урвать просмотров, кого бы вызвать на баттл и с каким блогером засветиться в сторис, забывая, что главная задача музыканта — делать музыку.  Лучше всех в 2019 году об этом помнил Смоки Мо. Это тот самый удивительный случай, когда уже ветеран (и по стажу, и по свершениям) делает рэп свежее и смелее многих фрешменов.  

Смоки Мо — одна из главных фигур в русском рэпе уходящего года, ведь он смог выпустить два крутых альбома, причём оба слушаются на одном дыхании. Мы даже выбирать не стали, просто поставив на первое место оба. Чувствуется, что Смоки горяч как никогда, он в форме, ему есть что доказывать, и что его невозможно остановить. Смоки по-прежнему остается одним из лучших лириков в отечественном рэпе, с лёгкостью умещая в один трек глубокие философские мысли и рассказ о малышке, которая просит порошка — но слушается это всё органично.




comments powered by Disqus


0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я