Итоги года: лучшие русские альбомы, часть 2
31 декабря 2015, 15:30

Итоги года: лучшие русские альбомы, часть 2

​В преддверии Нового года мы подбираемся к самому интересному – выбираем и вспоминаем лучшие русские релизы, по которым будем помнить 2015-й. Стоит признать, никогда ещё выбор не был столь тяжел. Сегодня – вторая, финальная десятка лучших отечественных альбомов.

Часть вторая. Первая часть.


10. Horus «Дом тысячи сквозняков»

Пока составили топ, чуть не подрались на тему «учитываем ли ЕР». В итоге путём долгих споров было решено учесть только один ЕР – «Дом тысячи сквозняков». 8 треков, из них всего лишь 2 – сольных, действительно, не очень пыльная работа. С первого взгляда может показаться, что Horus хочет загрести жар чужими руками – написать не очень много, подобрав специально таких исполнителей на фиты, чтоб и хайпа срубить, и самому не особо напрягаться. Однако в одном куплете автор зачастую успевает сказать больше, чем некоторые за альбом. Хотя, казалось бы, при чём тут хайп – просто позвал друзей к себе на альбом, делов-то. Horus – это что-то более широкое, чем Луперкаль – ему, кажется, было довольно тесно в рамках политики и социальщины, в которые, впрочем, он сам себя как-то и запер. Без смены имени выбраться из них не получилось. В этот ЕР придётся вслушиваться, несмотря на то, что звучание здесь современное, текст чаще всего сложен, но интересен и обезображен интеллектом. Именно это в конце концов и стало тем аргументом, из-за которого топ альбомов было решено разбавить ЕР.

9. Anacondaz «Байки инсайдера» 

Тяжело скрыть то, что Anacondaz – редакционные любимчики, однако ещё тяжелее их не любить или ненавидеть – собственно, за что? Кого-то не любят за то, что он «пошёл на лейбл и испортился», кого-то – «за то, что он уже не делает, как раньше», кого-то – за то, что он читает о вещах, недоступных классическому слушателю русского рэпа, и т.д. Anacondaz же не портились (есть подозрение, что у них крайне большой срок годности), как делали – так и делают, привнося что-то новое в звучание, иногда экспериментируя, но не переходя за границы своего стиля – этого панко-сатиристического рэпа. Самое главное достоинство Anacondaz – они умеет шутить смешно, это крайне редкое качество; ещё более редкое – умение уместно материться, и оно здесь тоже имеется. Юмор у них зачастую чёрный, что, на наш взгляд, только в плюс, а тематика треков – неожиданная. Сейчас Сега и Ортём с компанией много ездят, выступают на больших площадках, сами собирают себе деньги на альбом. Сами посудите – нужно было собрать 200 000 тысяч, и эта сумма набежала за день! Лучшего свидетельства о верной и обширной аудитории, наверное, и не найдёшь. «Байки инсайдера» – логичное продолжение предыдущих релизов Анакондовика, и, если откровенно, не хочется, чтобы группа уходила куда-то от выбранного вектора – максимум шажок-другой в сторону в виде интересного фита или эксперимента в аранжировке. Главное – чтобы острота в текстах не терялась, но похоже, это ребятам не грозит – они там точило какое-то текстовое нашли, что ли.

8. Баста, Смоки Мо «Баста/Смоки»

Поразительная штука эти топы – вроде бы говоришь о совместном альбоме одних из самых популярных рэперов последнего десятилетия, ставишь его изначально намного выше, но постоянно под давлением молодых и борзых спускаешь его вниз. С этого альбома начался год – и он стал своеобразным предвестником изменений, которые захлестнули русский рэп в 2015-м – мы, в первую очередь, о звучании, конечно. Если задавить Гуфа у Басты на совместном с Алексеем альбоме не получилось, то Смоки – скорее вышло, чем нет. Наверное, Василий себе за цель это не ставил, но лидерство Басты здесь видно невооружённым взглядом, тон задаёт именно он. Смоки вспыхивает, как он умеет, но не сияет ярко постоянно, хотя порой его панчи, как и прежде, пробирают до костей. На совместном треке с Жаком-Энтони, например, Смоки звучит куда круче, с легкостью оседлав этот бит и выдав на него шикарный куплет – отсюда, например, появляется уверенность в том, что сольный альбом Смоки Мо будет гораздо сильнее совместного с главой Газгольдера.

7. Влади «Несусветное»

Самый взрослый, самый добрый и самый мудрый альбом в русском рэпе! А, повесив этот ярлычок, давайте разберёмся. Это логическое продолжение альбома «Ясно»? Конечно! Взрослый и состоявшийся мужчина продолжает рассказывать нам об истинном, о бесконечном, о светлом. Что самое ценное в этих рассказах-размышлениях? То, что всё это – не вычитанное в дешёвых книжонках из разряда «как улучшить свою жизнь», а то, к чему автор пришёл сам, методом проб и ошибок, сам всё это понял и спешит поделиться со слушателем. Знаете, как вдруг, осознав что-то, придя к чему-то важному, звонишь другу посреди ночи – слушай, так оказывается, всё вот так вот обстоит! Точно так же и Влади делится с теми, кто слушает его песни, как со старым, надёжным другом. Спасибо. Влади обладатель пытливого ума – видно, что спектр его интересов крайне широк, он старается учиться, развиваться, шагать в ногу со временем и зачастую опережает его ход – например, в битодельном ремесле он ко многим вещам пришёл раньше, чем его коллеги по цеху.

Также есть ощущение, что Влади спешит прийти на помощь всем уставшим, разочаровавшимся, заблудшим – вот он летит, сверкая безупречной лысиной, чтобы поддержать в трудную минуту. Возможно, в этом и есть великая сермяжная правда, в этом и есть предназначение истинного искусства? А ещё абсолютно отсутствует ощущение, что Влади исписался – создаётся ощущение, что его голова буквально кишит идеями. «Несусветное» – тот альбом, за который хочется благодарить.

6. ATL «Марабу» / «FCK SWG x За упокой»

Второй год подряд ATL заканчивает с двумя релизами в активе, которые в этот раз куда больше отличаются друг от друга. Третьим «FCK SWG» он ставит жирную точку в подарившей ему относительно широкую известность трилогии. За танцевальными бомбами там вновь слышались рассуждения человека, который на рейв пришел совсем не умирать. А песня «Ласточки» и вовсе подарила нам лучший куплет Лок Дога за долгое время.

Однако с альбомом «Марабу» все куда интереснее. Оставив за скобками очевидные и к концу года набившие оскомину пассажи о собственной мифологии и цикличности повествования, отметим, что словесная эквилибристика ATL здесь достигает своего пика. Да, слушателям Сергея некоторые образы и вовсе поначалу покажутся предательски знакомыми. Но в полной мере раскрываются они именно на «Марабу», а в какой-то момент начинают жить двойной, а то и тройной жизнью. 

Под сэмпл Hi-Fi «Ты прости» нам неожиданно рисуют картину разрушенного мира, где среди цветов из плоти и грибов из пепла под прищуром солнца вдруг зарождается новая жизнь из конопляного семечка, вскормленного черноземом из людей. И уже в следующих песнях герой ест колеса обозрения и надевает под глаза круги. А в не самом популярном треке «Крокодил», помимо очевидных наркотических аллюзий, целая река удивительных образов. Тот самый крокодил здесь, например, тянет под корягу девочку-антилопу, когда ему хочется чего-то мясного – романтика довольно жуткая, согласитесь. Впрочем, это же «не Серега грустный, а язык такой суровый русский»

5. ЛСП «Magic City»

Все наши восторги по поводу данного альбома мы уже расписывали в рецензии на него, однако как минимум одну цитату оттуда дёрнем: «Magic City» – это та самая американская музыка, сделанная на русском, причём сделанная не стыдно и не наивно. Очень часто, когда отечественные исполнители пытаются делать пресловутую «американщину», получается как-то жалко – КВН, а не музыка. Тут же за счёт, пожалуй, в первую очередь тематики веришь артисту – да, это вот действительно его жизнь, то, что его окружает, просто подаёт он это под соусом из иронии, сарказма и самоуверенности». А ещё одну одолжим у интервью ЛСП, данного нашему порталу: «На «Magic City» – хуйня, с которой я поебался». В принципе, уже из этих двух цитат всё об альбоме понятно, «Безумие» вы и без нас слышали уже тысячу раз, однако пару строк всё-таки добавим. ЛСП смогли вовремя понять тенденцию (не имеется в виду, что они шли на поводу, имеем в виду, что шли в ногу со временем), прожевать её и вложить в клюв юного слушателя, не растеряв заодно и старых фанов. После невероятного успеха «Безумия» и отличнейшего альбома ЛСП отправились осенью в тур, собирая повсюду полные залы. Игроки!

4. Каспийский Груз «Сторона А / Сторона Б»

Едва ли не эталонный альбом самой гастролирующей рэп-группы России (102 концерта за год). Брутто и ВесЪ чувствуют музыку, пользуются своим вокалом как отдельным инструментом – незамысловатым, однако главным, тем, что ведёт за собой остальные партии. Многие до сих пор считают Каспийский груз рэп-шансоном – а зря, концентрация панчей у бакинского дуэта, наверное, самая высокая во всём русском рэпе. Тут свежий смысл и сильная лирика, неторопливая читка, прущая напролом, и всё под довольно современное звучание. Все уже, наверное, знакомы с историей про разное наполнение на разных сторонах альбома. На стороне А по давней рэперской традиции стоит искать более форматные треки, на стороне же Б слушателя ждет уличная лирика. Каспийский Груз – частый гость на многих других альбомах, и вполне логично, что на их собственном альбоме гостей также предостаточно: Jahmal, Slim, Rigos, Кравц, Brick Bazuka, Jenya Didur, Змей. Фантастическое совпадение – в день выхода этого альбома, следовательно, и обнародования трека со Змеем под названием «Главное — дети» у Змея родился ребёнок (во второй раз счастье упало в лапы!). Нам понравилось цитировать в этом топе твиттер Карандаша, поэтому сейчас тоже прибегнем к его помощи: «Ощущение, что Каспийский Груз звучит просто из каждой машины, где музыка громко звучит. Это очень круто».

3.Oxxxymiron «Горгород»

Безусловно, самый нашумевший альбом года – ярким доказательством тому в первую очередь то, что о русском рэпе заговорили те, кто доселе попросту игнорировал жанр – мыслимо ли, чтоб «Медуза» писала о каком-то там рэпе (сегодня, кстати, там трек Скриптонита поставили на первое место)? Однако, как нам кажется, альбом не справился с задекларированной целью – перевернуть игру, тут нужно было что-то покрепче и поувесистей (см. первое место). Да, большинство треков очень хороши, а «Где нас нет» превосходен, но этого недостаточно. Попытка построить концептуальный альбом в данном случае довольно слаба – отчётливо видны два старых трека, оформленных в виде рассказов, + всего-то 8 новых (интро не считаем), + автоответчик, призванный связать всё это воедино, причём сыграны эти скиты – так себе. Вердикт – так игру не переворачивают. Зная потенциал Мирона, его начитанность, лексикон, эрудицию, умение орудовать словом, после прослушивания «Горгорода» напрашивается один из двух выводов: либо Окси схалтурил, либо он сильно переоценён. Подчеркиваем – альбом хороший, но не игропереворачивательный. Поэтому – только третье место.

2. Guf «Ещё»

Ещё летом, когда Гуф начал выкладывать первые отрывки из альбома в инстаграм, многие подметили – кажется, Гуф становится современным, звук-то меняется. Следующие отрезки, которые Алексей щедро разбрасывал всё в том же инстаграме, подтверждали подозрения – звучание Гуфа изменится. Шумиха вокруг Гуфа перед выходом альбома стояла огромнейшая – и красноярское заключение, и новая девушка из Дома-2, некоторые даже утверждали, что это спланированные пиар-ходы. «Ещё» посрамил всех тех, кто ожидал провала или даже прогиба от Гуфа в сторону новомодных веяний – он с лёгкостью запрыгнул на биты Блантката. В звучании, подаче – прибавил, в смысловом наполнении – как минимум хуже не стало. «"Ещё" – это эксгибиционизм наивысшей пробы, и пока кто-то из русского рэпа дошёл в этом до стадии «показывал другим деткам в садике писюн», Гуф опять показывает вам свою душу» – написали мы в рецензии на этот альбом, и по-прежнему придерживаемся того же мнения.

1. Скриптонит «Дом с нормальными явлениями»

Редко когда первое место бывает настолько заслуженным (впрочем, в топе зарубежных альбомов в этом году первое место Кендрика тоже поди оспорь)! Скриптонит проделал огромную, титаническую работу, выдав полноценный, тяжеловесный альбом. «ДСНЯ» немедленно принялись сравнивать с «Горгородом» – как же, как же, игру перевернули обратно, и это только первый из двух альбомов Адиля – что же будет на втором! В «Защите Лужина» Набокова старший Лужин говорит по поводу таланта своего сына: «Он не просто забавляется шахматами, он священнодействует». Создаётся впечталение, что Скриптонит точно так же поступает с музыкой – он не пишет её, кажется, будто он долго и с упоением трахается с ней. Как верно Карандаш заметил, «Я просто охренел с альбома. Мы все делаем ремесло, ты творишь». Пусть треки в этом альбоме не связаны автоответчиком, разжевывающим слушателю, что к чему, но альбом всё-таки концептуален. Этот альбом – путешествие по Павлодару, воспоминания, разбросанные по карте города, алкогольные трипы, сучки и друзья – мрачный, но величественный мир человека, болеющего музыкой. Есть подозрения, что второй альбом Скрипи выйдет в январе и, вполне вероятно, станет лучшим релизом 2016 года.




comments powered by Disqus


0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я