Гип-гип, Урал!
21 марта 2011, 17:36 Авторы: Николай Редькин

Гип-гип, Урал!

Факт, который можно признать свершившимся: в "нулевые" на Урале сформировалась особая хип-хоп-сцена, артисты которой делают упор на юмористическую, несерьезную составляющую. Rap.Ru отследил корни и опросил очевидцев этого явления.

2002 год. Самое значимое хип-хоп событие, по которому отечественные хроникеры его запомнят — альбом Касты "Громче воды, выше травы".

Чуть позже начнется "питерская" волна - Смоки Мо, Krec, Невский Бит. Екатеринбург, носящий неофициальный титул "третьей столицы России", стоит где-то в стороне, но, при кажущемся затишье, в нем происходят интересные шевеления.

 

"Вдыхая дым города с именем Катерины"

Удивительно, но здесь — в городе "ЧайФа" и "Агаты Кристи" - всегда была очень развита хип-хоп-культура, причем в самом своем классическом, африкабамбаатовском понимании. Уже в 1994 году в городе состоялся один из первых рэп-фестивалей, на который привезли "Мальчишник". Регулярно проходили околоспортивные мероприятия вроде Adidas Streetball Challenge, открывались брейкданс-школы. В конце концов, здесь была даже такая институция, как "Уральский Молодежный Благотворительный Центр Хип-Хоп Культуры". К началу "нулевых" в нем состояло более 20 коллективов.

Сергей "Фэйс" ("Семья ЫЙЕ"):

"Первая рэп-группа города называлась Yo&X. Они уже в 1996 году рэп записывали. Был такой человек — Сказочник, он открыл вместе с Владом Валовым Центр Хип-хоп Культуры. Мы ходили куда-то, в рок-центре "Сфинкс" диджей был наш знакомый, он за всю ночь ставил две-три песни Cypress Hill — нигде больше в клубах такого было нельзя получить. Выпускали кассеты, открыли магазин "Yo-Burg", открыли свою студию. Ездили в Чебоксары — наша команда Nails Squad, к примеру, выиграла "Кофемолку". Уже потом сделали "Черную Среду" в клубе "Малахит" — первый раз, когда в гламурном клубе разрешили поставить хип-хоп. Когда это произошло, клуб чуть не порвался, потому что переполнено все было так, как не бывало в пятницу".

T-Bass (EK Playaz):

"Были группы "Плюмбум Комньюнити", "Семья ЫЙЕ", "Достоверные Факты". Был очень талантливый МС Костя Снег. Саша Сойер, который слыл на Урале чуть ли не "вторым Михеем" - он очень замечательно делал вокальные партии. Нельзя, конечно, забыть группу "Точка Отрыва".

В отсутствие быстрого, дешевого и хоть сколько-нибудь доступного Интернета, главным источником информации оставались радиопередачи.

Таких было две — "Ёбург" и "Терапия". "Терапию" вели T-Bass и Dry Ice — участники группы EK Playaz. Как утверждают они сами, программу слушали и записывали на кассеты практически все школьники города.

Dry Ice (EK Playaz):

"Терапия" выходила с 1999 года раз в неделю, по часу. Вели ее мы вдвоем и еще DJ Макс, с которым мы потом организовали группу. Ставили песни — переписывали с кассет на мини-диски. Рэперы-коллекционеры давали кассеты, чтобы мы их ставили. Пейджер давали, чтобы мы отвечали на вопросы. Так "Терапия" просуществовала почти два года".

 

"Рифма прилежно служить смыслу должна"

EK Playaz долгое время оставались визитной карточкой екатеринбургского хип-хопа, хотя сейчас они и воспринимаются как явление благородного, олдскульного характера. Группа первой съездила на большие фестивали вроде Rap Music и "Наших людей". По легенде, на одном из них музыканты передали свои записи Лигалайзу, тот показал их Влади. В итоге дебютный альбом EK Playaz "ИграДаПобеда" издал лейбл Respect Production.

Запись была удивительной и казалась этаким прекрасным анахронизмом — такую же реакцию, наверное, вызывал "Bizarre Ride II the Pharcyde" в гангстерском 1992 году. Своего увлечения творчеством The Pharcyde и других представителей "золотого века" группа, кстати, никогда не скрывала.

T-Bass:

"ИграДаПобеда" — первый, ну или почти первый, рэп-альбом на русском языке, в котором не было частички "гэнгста" и не затрагивались социальные темы. Мата не было тоже — ну его и сейчас нет. Вот взять другие группы — у "Касты" слышно влияние Wu-Tang, а мы воспитывались на музыке Beastie Boys, House Of Pain, Cypress Hill, The Pharcyde. И на тот момент мы были, наверное, единственной рэп-группой, в которой у всех участников было высшее образование".

Влади ("Каста"):

"Екатеринбург — город, где у нас был чуть ли ни первый концерт. Дело было в начале 2001-го, мы с местными пацанами (Фэйс, Яша, семья "ЫЙЕ") катались по городу, и они поставили нам записи своих конкурентов — трек "Валера" и еще несколько. Мы тогда были на хардкоровой музыкальной волне, но прикололись: у ЕК Playaz звучало все очень свежо, рэп с такими приколами. На Урале по-другому разговаривают, выговаривают слова, и было сложно представить какую-то серьезную песню, прочитанную уральскими рэперами. В общем, они открыли новый пласт русского рэпа".

Dry Ice:

"Большинство групп читали тяжелые какие-то вещи. А мы собирались выделяться позитивным настроем, юмором. Нельзя не сказать про группу "Братья Улыбайте", которая тогда еще называлась "Дэцо" — она в тот момент нас вдохновляла. Я считаю, что у нас разные стили, но они схожи. Если сейчас на это посмотреть, можно найти что-то похожее на стихи "обэриутов", то мы тогда об этом не думали. Просто старались экспериментировать и не грузить слушателя. Поэтому уральская школа выделяется ироничным — и самоироничным — рэпом. Самоирония — наша основная отличительная черта".

Группа собирает вокруг себя единомышленников, выпускает сборники и занимается просветительской деятельностью.

Это еще одна особенность EK Playaz — даже сейчас они чаще выступают в роли проводников знания, устраивая, к примеру, "хип-хоп-семинары", где рассказывают о корнях культуры и учат начинающих артистов работать с микрофоном. Хип-хопом просветительская деятельность не ограничивается — в прошлом году Dry Ice под псевдонимом Наум Блик выпустил альбом стихов русских поэтов, начитанных на биты. Это — к вопросу о том, в каком направлении мог бы дальше развиться уральский рэп. К сожалению или к счастью, он эволюционировал несколько в другую сторону.

 

"Моих дисков нет на всяких там прилавках, все гораздо проще — я увлекаюсь травкой"

Перелом во многом произошел благодаря коллективу Worna Brazass. Старые друзья Лиман и Леша Маэстро начинали читать еще в начале "нулевых" под названием "M.D.", постепенно переключаясь с "уличных" тем на остроумные дворовые куплеты, иногда чуть ли не с блатным колоритом. К 2005 году группа становится квартетом.

Леша Маэстро:

"Worna Brazass образовались в 2003. Я писал всякие песни и к Лиману гонял - он делал мне музыку. Записали вместе несколько треков. Потом Пася и Негр появились. Мы всегда выступали вместе, была одна тусовка - не понимаю сам, как это получилось. На первом концерте мы с Лиманом в усах были, в шляпах. Все смотрели так, типа: "Вы дураки что ли?". А в конце Лиман достал табличку "Похлопайте нам". Презентация первого альбома была в клубе "Playnet" — я не думал даже, что столько народу туда придет. Реально толпа набилась, дышать нечем было".

2005 год — время, когда слово "подонок" перестало быть ругательным. Сетевых беспредельщиков обсуждают в серьезных журналах, писать без ошибок считается дурным тоном, сайт udaff.com переживает свой золотой век. Лиман и Маэстро каким-то образом почувствовали эту волну и отразили ее в своих песнях. Лирический герой WB — не сильно-то приятный тип, с засмоленным косяком в одной руке и кастетом - на другой. "Братья", взяв за основу "обэриутский" рэп образца EK Playaz, сознательно или по наитию, видоизменили его структуру, действуя по принципу "будь проще и люди к тебе потянутся".

Люди и правда потянулись — во многом потому, что к тому времени быстрый Интернет становится нормой, а на телефонах массово появляется bluetooth-соединение. Песня "На затянись, браза!" с первого (и единственного) альбома группы "Фарш" становится народным хитом. "Братья" регулярно выступают в клубах города. Про группу узнают первые лица российского хип-хопа.

Карандаш:

"Я большой поклонник уральского юмора в песнях, ну и конечно номером один для меня стала группа Worna Brazass. Все началось с нашего знакомства во время моего первого концерта в Екатеринбурге. Тогда ребята реально заморачивались - выступали в огромных нелепых костюмах мексиканцев с огромными членами и усами, устраивали шоу, цепляли неординарным подходом. Я тогда уже заметил, насколько группа может быть любопытной для меня. Чего только стоят вещи "Но уже не так" или "Песня бомбилы". Вроде глупость и лубок, но такой в этом Дух, что слушаешь песни и улыбаешься, глупо и смешно. А если говорить заумно, то мне чертовски импонирует этот их симбиоз сермяжности и иронии. Гопота может быть трогательной, теперь я знаю это".

На концертах Worna Brazass действительно устраивали настоящие шоу: вызывали на сцену стриптизерш, выступали в смешных костюмах — а однажды (прямо в День Космонавтики) провели среди зрителей розыгрыш "большого космического бульбулятора".

Их рэп был живым, необычным и смешным, причем буквально — до хохота, до коликов. При этом в песнях чувствовался поп-потенциал — с самого начала артисты, мягко говоря, не хотели зацикливаться на одном хип-хопе.

Леша Маэстро:

"Я вообще рэп в детстве не слушал. "Руки Вверх", "Тату" - вот это было. Реально, что такого — все тогда это слушали. Когда мы писали "Фарш", я совсем другой музыкой увлекался. Альбом "Рабов Лампы" разве что послушал — и он вообще засел в душу. С этого, может, все и началось".

Сергей "Фэйс":

"EK Playaz по-другому все это преподносили — более со взрослой точки зрения, что ли. А эти как начали заряжать уличным сленгом! Лиман — это голимая улица, он ввел блатняковый элемент, гоп-хоп с приколом и на приколе. Он был идейным вдохновителем банды, битмейкером и папой Worna Brazass. Я еще раньше возил записи WB в Москву — люди были в шоке. Я ставлю трек — все в ахуе".

Чтобы распространить свою популярность на всю страну, "братьям" не хватило какого-то финального рывка — они не успели даже дать хотя бы один концерт в Москве. На то были вполне объективные причины — в 2008 году Лиман попал в тюрьму. В отсутствие мозгового центра остальные участники разошлись по своим проектам — так, Леша Маэстро в прошлом году отметился совместным альбомом с группой "Восточный Округ".

"Жарко Бизнес" - сборник стихов Лимана, изданный уже после распада Worna Brazass.

T-Bass:

"Они на самом деле очень талантливые ребята. Как говорил один из них: "EK Playaz — это такой рэп, над которым нужно подумать, а Worna Brazass — это здесь и сейчас". Мы хотели донести до людей что-то, может быть, более глубокое, а "ворнеры" говорили на языке, понятном всем. И если бы не было WB, не стала бы такой популярной группа "АК-47" — Лиман очень помог Вите в свое время".

 

"Екатеринбург, включай динамики, нажигай ляпки, принимай парики!"

В 2007 году Лиман помог записать несколько песен молодой группе АК-47 из города Березовского. Спутник Екатеринбурга, славный лишь тем, что в 1745 году там были основаны золотые прииски, обрел свой мини-культ. Участники группы, Витя и Максим, получили всероссийскую известность, выложив свои треки в Интернете. Ужасное качество записи, жесть в текстах, полная непригодность для радиоротаций — ничто не помешало артистам, которым тогда еще не было и двадцати, пробиться к массам.

На сегодняшний день у АК-47 есть два полноценных альбома, неизданные песни группы учету попросту не подлежат. Это полнейший нонсенс даже по меркам новомодных трудоголиков вроде Lil B — те все же как-то образом систематизируют потоки своего творчества. Витю и Максима этот вопрос никогда особо не волновал.

Баста:

"АК-47 сделали очень много для продвижения уральского рэпа. Не для опопсения, а именно для популяризации. Они сделали то же, что "Каста "для ростовского рэпа — дали толчок, определили какую-то тенденцию. Первые люди, которые ворвались и реально взорвали. Когда я услышал их первый раз, я охренел. Это было очень круто. Мне просто нереально понравилось, думаю, вот это крутяк! Минималистические биты и тексты офигенные — со своим сленгом каким-то. Слова "ватокат", "падик" — мой сленг обогатился очень сильно, благодаря уральскому хип-хопу. Первая тема, которая меня разорвала — "Он сначала травку курит, а потом колоться будет". А потом познакомились с ними. Витя приехал на "девятке", без фар. Потрещали и начали делать совместные треки".

АК-47 не были первыми — до них делали и смешной, и пацанско-дворовый рэп ("Крестная Семья", к слову, успешно сращивала оба этих направления). Витя и Максим, пожалуй, идеально выдерживали баланс — их рэп не слишком острый, чтобы "перестроить" слушателя на негативную волну, и не слишком беззубый, чтобы пройти незамеченным. Добавьте к этому моментально западающие в память словесные обороты, отсутствие всех возможных табу, напористость и недюжинную харизму самого Вити — элементы паззла сложатся в цельную картину.

Ямыч ("Восточный Округ"):

"Мы с АК-47 в 2004 году в Артемовском пересеклись. У нас фестиваль был в парке, управление культуры устраивало. Мы обзванивали, всех приглашали: "Приезжайте, почитайте рэп". Фестиваль днем проходил, а закончился часа в 3 уже, а они приехали поздно. Спрашивают: "Мы-то читать будем, нет?". После этого нам выделили ночлег в ДК, мы там тусовались до утра и познакомились со всеми".

Как любое мало-мальски значимое явление, группа родила целую волну подражателей: от откровенно эпигонского проекта 4'К и более серьезного, настроенного на какую-то рефлексию "Восточного Округа", до группы Martini Ice, смешивающей автомобильно-конопляную романтику с тем, что сами музыканты понимают как "клубный хип-хоп". Эти названия — первые из того, что приходит на ум — сделав пару поисковых запросов "вконтакте" вы можете найти тонны материала той же стилистики и тематики.

 

"Стиль замиксованный, как в старом подъезде слои известки"

Учитывая то, что артисты с самого начала двигались от сложного к более простому, уже сейчас можно говорить о каком-то кризисе поджанра. Проще говоря, развиваться дальше проблематично — метод все большего упрощения понемногу перестает работать: упрощать становится нечего, смешной анекдот повторяется из раза в раз.

Dry Ice:

"Я ощущаю, что сейчас очень мало песен делается "на долгие времена". Есть вечные песни — ты можешь их через 50 лет послушать, и будет актуально. Тот же Высоцкий — он поет, как будто про сегодняшний день. А как бы мы ни хвалили уральский рэп, есть много песен, которые популярны сейчас, но долго жить не будут. Вот этого бы не хотелось. Хочется, чтобы молодые коллективы чувствовали границу между минимализмом и примитивизмом".

Выигрышнее смотрятся коллективы, которые стараются разбавлять юмор чем-то более весомым. От "Триагрутрики", находящейся в Челябинске, но декларирующей свои уральские корни, до отличной группы "Горный Щит", работающей, впрочем, совсем в другой стилистике. От артиста 9 грамм, налегающего не на смешные панчлайны, а на цепкие припевы, до мимикрического бэнда "Птицу Емъ", который на имеющемся фундаменте сочиняет совсем уж зверский трэш. Клеить ярлыки пока рано — в конце концов, жизнеспособность любого стиля или жанра проявляется в его умении мутировать и видоизменяться. Ну и, конечно, в самоиронии.

 

Кто на новенького?

В заключение мы решили выяснить у главных героев этого материала, кто из молодых рэп-артистов, по их мнению, сможет в ближайшее время добиться успеха у слушателя. Вопреки всем ожиданиям, в списке не нашлось ни одного артиста, чье творчество можно было бы охарактеризовать эпитетом "юмористический".

Dry Ice:

"School B, Сорняк, GamBeat и Drunkin Phima. Вот эти четыре человека вселяют в меня надежду на уральский рэп. Они копают глубоко, слушают много правильного рэпа и живут хип-хопом. Я посоветовал бы им почаще выходить на сцену именно вчетвером,- это мясо"

Сергей "Фэйс":

"Из совсем молодых артистов отмечу Левайса, Phima, School B. Они только начинают, но это жесткий андеграунд совсем".

Ямыч:

"Есть группа "Адвайта" - они сейчас альбом готовят, клипы снимают. Это, наверное, самое новое, что на Урале появилось. ОД Белый Рэп, Витяй Счастье, ОУ74, Rasta, Вольдемар. Много рэпа на Урале сейчас записывается".

Матчасть: 5 главных альбомов уральского хип-хопа:

EK Playaz "ИграДаПобеда" (2003, Respect Production)

Начало начал. Словесная эквилибристика и удавшаяся попытка перенести на русский язык наследие The Pharcyde и Gang Starr.

"Рифмы Урала" (сборник, 2004)

Составленный T-Bass сборник, дающий исчерпывающее представление о хип-хоп-жизни Екатеринбурга в начале "двухтысячных".

Клоунеско "Альбомба" (2005, self-released)

Более жесткий и злой хип-хоп. Надпись "Все трава защищены" на обложке довольно точно передает содержание песен.

Worna Brazass "Фарш" (2005, self-released)

Остроумные и расслабленные куплетцы, по которым очевидно - появись WB года на два позже - не миновать им всероссийской славы.

АК-47 "Berezovskiy" (2009, Gazgolder)

Лучшее и любимое: выборка из того необъятного количества треков, которые прославили группу в Интернете. Авторское сведение и звучание сохранены.

Плейлист





comments powered by Disqus


0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я