Русский рэп о любви: 16 главных композиций
7 августа 2014, 14:31

Русский рэп о любви: 16 главных композиций

Редакция постаралась выделить самые значимые треки данной тематики. Приглашаем смотреть, спорить и предлагать другие варианты

Вздор. Лучший трек о любви — вздор. Выбор глуп и субъективен. Чувство же не коллективно-стадное. Не застойное, а нестабильное. Аритмичное. Сегодня нужно светлое, о взаимности. Послезавтра «ссора, I'm sorry». Так и выноси ей приговор: «сука» она или ей стоит «остаться».

Топ не своевременный. Ему бы на 14 февраля выйти. Но как тут подгадаешь: она приходит в жизнь не по графику. Срока годности на упаковке не указано. Да и сама упаковка не имеет значения. К тому же любовь — это не только между мальчиком и девочкой (в либеральные ассоциации не уходим). Это ещё и к маме, папе, детям... к Отчизне, странною любовью.

Русский рэп перелопатил это светлое чувство вдоль и поперёк. Впечатление однозначное — «забугорный» хип-хоп здесь мы обогнали. Тем интересней было составлять данный список.


16. Многоточие «В Жизни Так Бывает»


Помните 30-секундный отрывок этой композиции, в совсем другом wav-формате? Тогда он был практически на каждом Сименсе. Трек отстаивал своё место на маленькой площади в 10 мегабайт, отбирал пространство даже у Фифти Сента. Ведь включить эти 30 секунд на лавочке вечером — обратить внимание всего прекрасного пола. Можно было даже на гитаре не играть, но стать душой компании. Спасибо «Многоточию».


15. Рем Дигга «Кабардинка»


Практически вся «Черника» — это посвящение Виктории Нальчиковой, возлюбленной Рем Дигги. Она изображена на обложке альбома и в стихах артиста. Главный рефрен в её сторону — «Кабардинка». Песня стала ярким хитом светлой стороны «Черники», «Шмарина» — тёмной. Если будем составлять топ о презрении к слабому полу, обязательно включим последнюю туда. А пока прослушаем композицию о прекрасной «девчонке-кабардинке».


14.  Ассаи «Лифт»


Исполнитель делал все возможное, чтобы избежать популярности. Уходил из сверхуспешной группы, распускал свою. Говорил едва понятными фразами. Сейчас вот даже от псевдонима отказался. И всё равно: забитый гастрольный график, фанаты по всему СНГ. «Лифт», к примеру, продержался на вершине Next FM невообразимое количество недель. Поэтому когда Ассаи рекомендует Смоки Мо не оглядываться на публику и делать «по кайфу», вероятно, стоит прислушаться к этому совету.


13. Змей (Каста) «Самый Счастливый Человек»


Хип-хоп об отцовстве, уже осознанном, запланированном — показатель взросления всего жанра. Когда в нашем рэпе появились семейные ценности, от души, а не по заказу Минкульта, стало ясно: мы все тяжело больны хип-хопом. Он врос корнями в наши души, заработал своих слушателей. Тенденцией на десяток лет тут не отделаешься.

«Самый Счастливый Человек» может стать первой композицией, которую услышит Ваш ребёнок. Продолжаете считать, что рэп — это ненадолго?


12. Серёга «Возле Дома Твоего»


Да, треки Серёги того времени очень незатейливы. Но представьте: вам под сорок, старпёрская дискотека нулевых по радио, заряжают «Возле Дома Твоего». По-снобски переключите или позовёте жену на медленный танец? 

Песня безумно радиоэфирная, но она и есть то наследие, которое прошагает с нами всю жизнь. Пускай трек и не попадёт в топы Rolling Stone, ему всегда будут рады на «дискотеках нашей молодости».


11. Ант (25/17) «Жду Чуда»


«Ты права, возможно, ждать не стоит», — но так часто люди пытаются вернуть утраченное, сойтись вновь. Осень всегда была порой ожиданий: тёплой погоды или обыкновенного чуда. Такая и песня: по-осеннему DDT'шная текстом и настроением. Личная и универсальная одновременно. Ант написал очередной трек про расставание, но в плейлисты она залетела «вне очереди». Подкупил он искренностью, исполнением и музыкой. Короче, талантом.


10. Oxxxymiron «Крокодиловы Слёзы»


Одно из главных клише в интервью музыкантов — говорить, что сочиняют песни «душой». Мирон может смело заявлять: «Я пишу тексты "мозгами"». Он пользуется всей исторической палитрой языка. Дореволюционные прилагательные и персонажи (лубочный и Блаватская) отлично уживаются с хастлом, Бруно Марсом и Ники Минаж.

Но Скайнет еще не производит идеальных киборгов в оболочке людей, а Окси — не ABYY Lingvo. Он — такой же человек, только с большим словарным запасом. Скиллы Оксимирона отлично вписались в лирическую тематику этой композиции, блестяще легли на бит от Слима. «Крокодиловы слёзы» — результат когда-то большой любви. И большого IQ, конечно же.


9. Влади (Каста) «Ревность»


Любовь без ревности существует? Вероятно. Но «крыса», точащая зуб в душе, прямо зависима от любви. Или ненависти. Можно говорить: «Прошло уже сто лет», — до встречи с бывшей. Потом «восстановленные клетки были вновь пораженные». Влади не просто передал эмоцию — он её пережил. На прожитом или артистически-сочинительном уровне, неважно. 


8. Noize MC «Вселенная Бесконечна?»


Баттловое прошлое Нойза научило его подходить к той или иной тематике оригинально, смотреть на неё ситуативно, образно и через гипотезы. Построив декорации вокруг тезисов Джордано Бруно о бесконечности вселенной, он поэтично обозначает суть любви: её нельзя разыграть заново, без всех «назло» и «вопреки». Чувство должно пройти испытание временем. Закалиться, как в классике социального реализма «закалялась сталь».


7. Макс Корж «Мотылёк»


Эпоха подъездных гитаристов ушла. Продажи «трёхсемёрочного» портвейна обвалились — как следствие. Дети играют в «гитар хиро», а битмейкеры — на «гитар про». Время развернуло современное общество спиной к бардам. Правда народная любовь к песне измеряется так же: у костра на шашлыках, на беседках у панелек. С этим у «Мотылька» проблем нет: ещё в ужасном звучании концертной версии она вмиг стала народной. Уверены, и через двадцать лет Корж будет «застольным». Как Макаревич с Арией.


6. Guf «Ice Baby»


Превратность жизни популярного артиста — в цене его слов и обещаний. Каждая строчка исполнителя приравнивается к поступку. Злорадство вокруг расставания Гуфа и Айзы — не в последнюю очередь следствие клятв Алексея в своих текстах. Но, знаете, немало людей вместе благодаря «Ice Baby». Она могла стать первым медляком. Многие преодолевали трудности в отношениях, равняясь на семейство Долматовых.

Что бы кто из них не развалил, брак или группу, желаем каждому участнику этой истории побольше белых полос. В этом городе дорог.


4-5. KREC «Искры»/«Нежность»


Культурная столица России. Исходя из количества «интеллигентных» рэперов — хип-хоп культурная. Поколение нулевых, приготовленное на той самой «кухне», не стало банальным подобием американского Soulquarians. Kitchen Records были явлением безотносительным, абсолютным. Если бы ту команду занесло в США, их работы бы точно издали на условном Def Jam. Настоящий питерский гений всегда интернационален, иначе Довлатова никогда бы не опубликовали в The New Yorker.

«Искры» и «Нежность» — вершина айсберга огромного творческого наследия золотого состава KREC. И вершина не из-за популярности композиций. Это еще и отражение золотой эпохи группы, её «вершины».


3. Влади (Каста) «Радиосигналы»


Казалось бы, робость — не присущее зрелому человеку чувство. Изначальный нонсенс: участнику самой популярной рэп-группы написать робкую песню про любовь. Как оказалось, переживания и некая застенчивость в этом деле не поддаются возрасту и опыту. Любовь — это не тверкающие бабы в гостиничном номере на ночь (словно расчувствовавшегося Big Russian Bo$$'а процитировал).

Становится ясно: рэп может быть миллион раз суровым, маскулинным, брутальным, выделять места женщинам по строгой сегрегации в нём, но главные треки нарушат все правила. 

Композиция про «робкое люблю» у самой вершины — очередное доказательство: в рамках жанра особо классическим не станешь. Без экспериментов не будет открытий. Без открытий не бывает классики.


1-2. Михей, Баста «Мама»


В данном случае кавер и оригинал сравнивать некорректно. Настроение у песен разное. У Михея больше радости, у Басты — доброй грусти. Василий Михайлович Вакуленко тем и талант: ему удалось отыскать свою эмоцию в песне, по-другому её пережить.

Талант Михея... Нельзя его определить, детерминировать. Тот факт, что 21-летний юноша слушает «Суку Любовь» 1999-го года, говорит о безвременности работ артиста. Безвременность — значит классика. «Картинки меняются, любовь остаётся» — любовь к настоящей музыке со столь редкой жизнерадостностью.

Смерть неизбежна, но сколько можно успеть. Михей так много сделал за 31 год. Вечная память.




comments powered by Disqus


0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я