Топ-7 ямайских исполнителей
21 марта 2023, 19:22 Авторы: Grass Gangsta

Топ-7 ямайских исполнителей

Карибский регион всегда обладал рядом своих особенных отличительных музыкальных жанров, но главным, конечно же, оставался Регги и его ответвления

Для туристов шикарные знойные пляжи с не менее шикарными и знойными красотками, а для местных безработица, наркотики, нищета, разброд и шатание – такая она, настоящая Ямайка! Кто-то ищет выходы в криминале, кто-то в потакании тенденциям западной моды, а кто-то уходит в религию, но и первых, и вторых, и третьих объединяет то, что является связующим звеном для большинства людей в мире – любовь к музыке. 

  Карибский регион всегда обладал рядом своих особенных отличительных музыкальных жанров, но главным, конечно же, оставался Регги, который был популяризирован известным на весь мир Бобом Марлии его группой “The Wailers”. Хоть Боб и повлиял на мировую историю музыки, как, например, Элвис Пресли, сегодня хотелось бы поговорить именно о современных разноплановых исполнителях, которые делают настолько горячий стафф, что при звуках их музыки просто не усидеть на месте. Мы составили свой топ-7 значимых представителей жанра. Итак, поехали!      Конечно, ямайская сцена богата такими громкими именами как старожил жанра Levy Barrington, одиозный Lee “Scratch” Perry, знаменитый Buju Banton, инфлюенсер от мира Регги Bounty Killer, король женских сердец Shaggy, великолепная Shenseea, неоформал Popcaan, Beenie Man, внешне напоминающий смесь 2 Chainz с Lil’ Yachty, Busy Signal, иудейско-растафарианский ортодокс Matisyahu и многие другие, но мы поделим нескольких иных современных исполнителей на 3 группы: 1) оригинальное религиозное звучание (Damian Marley, Capleton и Sizzla), 2) представители танцевальных площадок (Sean Paul и Elephant Man), 3) Crime Rudeboys (криминальные рудбои – Mavado и Vybz Kartel). 

   Очень интересно, что Ямайка даровала миру не только разные музыкальные жанры, но и множество субкультур: например, первые скинхеды были крайне далеки от той идеологии, которой они печально славятся сегодня. На самом деле, и их течение берёт корни в этом регионе из музыки ска и Регги (а конкретно из субкультуры рудбоев), смешавшись позже с другим молодёжным течением из Великобритании – модов, а также американской поп-музыкой, соулом и фанком. Первые скинхеды проповедовали анти-расизм, уважение корней, а также гордились принадлежностью к рабочему классу. Рудбои (от англ. “грубые парни”) же были криминализированной, но иерархически не выстроенной субкультурой ямайской маргинальной молодёжи. Так или иначе, все они слушали то, что пользовалось на Ямайке большим уважением: калипсо (музыку, состоящую из ударных секций барабанов Ньябинги иногда в сочетании с морскими раковинами), дансхолл (музыку клубных площадок), раггамаффин (электронную танцевальную музыку без национальных музыкальных инструментов), джангл (электронные звуки природы джунглей), ска (музыку на основе духовых в виде трубы, тромбона или саксофона в обрамлении гитары, играющей на чётные удары барабанов, и контрабаса или бас-гитары на нечётные – кстати, по одной из версии именно мода слушать эту музыку посредством колонок, расставленных по Улицам и привела к возникновению рейвов), рокстеди (более медленную, чем ска, музыку с клавишными и гитарой), зук (ритмическую танцевальную музыку), даб (экспериментальное Регги, зачастую без вокала), сока (смесь Регги, калипсо, зука, чатни и других поднаправлений) и другие. На этой базе и выросли все те исполнители, которых мы по праву включаем в наш топ-7 современных представителей Ямайки, расположив их по степени личной заинтересованности.


Damian “Jr. Gong” Marley

Младший и один из 7 известных сыновей Боба, у которого было ещё и 4 дочери. Изначально его имя звучало как Дэмиен, однако после просмотра фильма о пришествии Антихриста на землю прямо перед самой смертью Боб настоял, чтобы букву “е” изменили на “а”, так “Демиен” переводилось как “сатана”, а праведному Растафари, разумеется, так называть ребёнка было попросту запрещено. Кстати, Дэмиан был рождён вне брака от белой “Мисс мира-1976” Синди Брейскпир, а знаменитый отец скончался, когда ему было всего 2 года. Тем не менее, с самого детства он знал, что отец представляет голос бедноты (отсюда и название его группы “The Wailers” – “Плачущие / плакальщики / стенающие”), а мать, наоборот, мир богатых людей. Памятуя о таком колорите, он записал альбом “Halfway Tree”, чьё название одновременно являлось и метафорой к разнице в происхождении родителей, и локальной достопримечательностью в виде хлопкового дерева, на месте которого сейчас находится башня, изображённая за спиной исполнителя на обложке этого альбома. Его кличка (“молодой колокол/сигнал”) – дань уважения никнейму отца (“Tuff Gong” – “ужасный колокол/сигнал”). Он известен не только тем, что начал свою карьеру в 13 лет и получил 4 “Грэмми”, но и своими длиннющими дредами в пол, максимальной аутентичностью, своеобразной подачей на стыке африканской и креольской культур, Positive Vibes, текстами, Раста-крестом и другой символикой в одежде и аксессуарах – всё это отсылка к религиозным аспектам религии Раста и Jah Following. Стоит напомнить, что у Раста не принято ношение ювелирки, однако очень приветствуется всё, что отсылает к внешнему облику истинного африканца. Внимательно послушав его тексты, можно найти множество отсылок к Библии и Кебре Негаст – “Книге (мудрости) царей”, эфиопской Библии, а также еврейским корням. Да, он не принадлежит к самым ревностным Растафари-коммунам, как, например, “Ньябинги”, “Бобо Ашанти” и “Двенадцать колен Израилевых”, что очевидно хотя бы потому, что он не прикрывает дреды, однако в рьяности его веры нет никаких сомнений. Чего только стоит факт, что многие свои гонорары он жертвовал на строительство школ в Конго и поддержку чернокожего-коммьюнити. Строго соблюдающий запреты на стрижку и бритьё, проповедующий чистую истину и изучение своих Roots, медитации, а также ненасилие и любовь к окружающему миру, этот человек уж точно перенял эстафету отца. Он заметно выделяется на фоне своих братьев, тоже занятых музыкой, но его талант явно от Бога: многочисленные коллаборации с ямайскими и американскими звёздами Регги, Рэпа, рока и поп-культуры (Nas, Cypress Hill, Snoop Dogg, Lil’ Wayne, Mariah Carey, Mic Jagger, Gwen Stefani, братьями Ky-Mani, Ziggy, Stephen и Julian Marley, Capleton, Bounty Killer и другими), успех как в праведном мире родной Ямайки, так и в Западном обществе “Вавилона”, признание со стороны Раста-старейшин – это ли не очевидные результаты праведного пути? Этот исполнитель импонирует как умело заигрывающий и с Регги, и с Рэпом, а посыл треков “Speak Life” или “It Was Written” пробирает до мурашек.


Mavado

Взявший свой ник, как Misspelling от марки швейцарских часов “Movado”, этот подписант “We The Best Music”, а также в прошлом “Cash Money Records”, как и многие из нашего списка, он однажды попал под крыло Bounty Killer, который и показал ему необходимые основы. Часть известности он получил за длительный конфликт с Vybz Kartel, переросший в открытую войну, однако у него есть с ним и общие треки. Он был арестован после одной из перестрелок, которую по слухам спровоцировал Vybz Kartel – дальше последовал ответ самого Vybz Kartel, а вся их история напоминала события между 2Pac и Biggy. Mavado многократно осуждался за призывы к насилию (в том числе в адрес ЛГБТ-коммьюнити), чем закрыл себе въезд в несколько стран Карибского региона, да и вообще впитал криминал с детства, ведь жил в очень неблагоприятном районе Куба – микро-гетто в центре Кингстона. Он не раз имел проблемы с законом, но ни это, ни частые нападки за отбеливание кожи, ни убийство отца не заставили его прервать музыкальную деятельность. Его шикарнейшие треки “Holy Mountain” (кстати, при участии Sizzla), “Badman Place”, “Come Into My Room”, “Jailhouse”, “Walk Wid Dem Casket” и многие другие обращали на себя внимание фанатов и оставляли только лучшие отзывы музыкальных критиков, а трек “Real McKoy” даже попал в известную игру “GTA”. Называя в детстве своими кумирами Bounty Killer и 2Pac, он успел записаться чуть ли не с половиной американских Рэпперов, однако за обвинение в перестрелке лишился возможности въезда в США. Несмотря на чёрные страницы биографии, он жертвовал огромные суммы денег школам, частым фондам и благотворительным организациям. Как и многие другие исполнители из списка, он получил достойнешую британскую премию “Mobo Award” за достижения представителей афроамериканских народов. Он также основал собственный лейбл “Mansion Records” и продолжал плотно сотрудничать не только с американскими Рэпперами (Drake, Jay-Z, Nicki Minaj и многие другие), но и с представителями британской грайм-сцены, получив свою статуэтку “Грэмми”.


Elephant Man

Как-то канувший в Лету, но очень уж гремевший как в нулевых, так и в 2010-ых с такими треками как “Don’t Stop”, “Zum-Zum”, “Gully Creepa” или “Rah-Rah”. Колоритный, внешне крепкий, с крашеными жёлто-оранжевыми волосами, красивым низким, по-африкански манящим голосом, эксцентричным поведением на сцене (за которое его, кстати, прозвали “The Energy God”, поскольку он то и дело прыгал на мониторы, ломал аппаратуру и скакал как ребёнок) и чувством того, чего хочет молодёжь на танцполе, он явно завоевал свой отдельный трон в мире ямайской музыки. Впервые о нём заговорили, когда фирма “Puma” избрала его трек “All Out” для своей рекламной компании по случаю Олимпийских игр 2004. Чуть позже с ним успел сотрудничать и “Nike”, а в 2008 году под специально созданный им трек сам золотой призёр Олимпийских игр в Пекине Усейн Болт станцевал знаменитый The Gully Creeper Dance – некий степ-танец, в ходе которого на Ямайке прятались от полиции, немного над ней же и подтрунивая. Всё больше обращаясь к американской культуре, которая могла принести немалые деньги, он нащупал свою линию, от которой, если детально изучить его творчество, не отходил никогда: любитель кислотных обложек с сумасшедшими сюжетами, бешеного вайба, ритмики, ускоренных ритм-секций и ударных, он навёл немалого шороха на сотнях дискотек. Не всё, однако, было гладко: он также был раскритикован за своё открытое осуждение ЛГБТ, а его концерты отменялись один за другим, он был обвинён за изнасилование (хотя срок не получил в силу смерти заявительницы), а также подвергался неким насмешкам за большие уши, так и получив свой окончательный ник (в детстве же его называли “Дамбо” в честь слонёнка из диснеевского мультика).


Sean Paul

Вот уж кто действительно “выбился в люди”, так это Sean Paul, хотя говорить так про человека, изначально родившегося в богатой семье довольно странно. Имея еврейские, английские, китайские и афро-карибские корни, что прослеживается и во внешнем виде на стыке моды Ямайки и США (брейды), что в элементах стиля одежды и аксессуаров (чем-то схожими с Pitbull), что в лёгком пафосе вкупе с его нетривиальной подачей, манерой исполнения и акцентом, привели к многочисленным фитам с мировыми звёздами, а треки с Beyonce (“Baby Boy”) и разными диджеями сделали его одним из мировых королей всех танцплощадок.

Под его треки тело будто само стремится к движению, а низкие частоты голоса придают сексуальности, также захватывая внимание представителей и другого благодатного региона – Южной Америки. С самого детства мать прививала ему любовь к музыке (а оба родителя ещё и к водным видам спорта: Шон даже участвовал во многих национальных и международных соревнованиях по плаванию и водному поло). Именно в этих поездках он потихоньку и приобретал навыки диджея, хотя всё началось в его 13 лет, когда в качестве подарка на день рождения он получил синтезатор Yamaha и быстро научился создавать музыку, а также писать к ней аранжировки, ведь музыкального образования, несмотря на пожелания матери, он так и не получил, уверяя её, что он буквально “слышит музыку в голове”. Надо признаться, что по трекам “Baby Girl”, “Gimme The Light” и “Get Busy” действительно отметаются все сомнения об огромном таланте исполнителя.

Чуть позже познакомившись со Snoop Dogg и Aliah на одном из R'n'B и Hip-Hop-фестивалей, он стал более плотно привносить Рэп-составляющую в свои треки, чем снискал отдельную славу, и гастролировал уже не только по странам Карибского бассейна и США, но и по Европе и Японии. Дальше больше: он делал фиты с людьми из музыкальной и кино-индустрии, заручаясь поддержкой всё большей и большей аудитории, постепенно снискав славу самого ротируемого дансхолл-исполнителя. Изначально он преследовал цель стать именно продюсером, но события в стране, нищета и проблемы побудили его взяться за перо, и он написал несколько треков для себя, да, как говорится, и втянулся. Большой толчок его творчеству дало личное знакомство отца с фронтменом местной культовой группы: послушав демки юного дарования, легенды пророчили ему большое будущее и тут же взяли в оборот. Его успех после многочисленных фитов с королями и королевами разных жанров был ошеломительным, и сейчас, полностью реализовавшись как сольный артист, он вновь возвращается к идее о продюсировании и менеджменте, также принимая участие в огромном количестве благотворительных проектов.


Vybz Kartel

Немного переиначив свой ник после распада почти одноимённой группы из 3 исполнителей и, пустившись в сольное плавание, этот человек сделал немало для культуры. Очень нежная, мягкая, в целом более лиричная, музыка этого исполнителя (“Bike Back” или “Go-Go Wine”) никогда бы не могла рассказать о том, что этот плотно покрытый татуировками и довольно агрессивно выглядящий мужчина однажды сядет на пожизненное уже по второму обвинению в убийстве, а также хранению огромного количества марихуаны. Что Mavado, что Vybz Kartel будучи криминальными деятелями имели всё больше коннекта с американскими Рэпперами и южноамериканскими представителями реггетона, которые респектовали им, высоко их ценили и даже называли инфлюенсерами на своё творчество. Более детально об этой личности вы можете прочитать в  статье от моего коллеги, которая недавно выходила у нас на сайте.


Capleton

...Он же King Shango или King David. Отрёкшийся от имени, данного при рождении, в силу его европейского происхождения и получив ником фамилию друга семьи и известного адвоката за умение певца легко решать споры, этот ямайский исполнитель стал известен строгим соблюдением многих предписаний Раста-религии, что мы знаем и из его биографии, и из его текстов. Больше являясь лириком, хоть одновременно и представляя дансхолл, Capleton можно назвать добрым святым отцом от Раста-религии, который сам ставил своей задачей расшевелить танцпол. Нередко его обвиняли и в пропаганде некоего насилия, и в нелюбви к гомосексуалистам, однако в многократных интервью он постоянно был вынужден открещиваться от подобных заявлений, ссылаясь на неточности перевода, что, однако, не мешало отменять его концерты в разных странах. Тем не менее, он неоднократно побывал во многих африканских государствах с гастролями. Свою карьеру он начал в глубоком детстве, когда сбежал из своего городка в Кингстон, чтобы слушать известных исполнителей и самому принимать участие в лайнапах разных дискотек, где его и заметил канадский магнат и владелец лейбла Стюарт Браун, который отправил его на разогрев к таким уже шумевшим в то время исполнителям как Ninjaman и Flourgan. Успех был мгновенным, а, заручившись поддержкой такого крупного лейбла как “Def Jam Records” и фитуя с Method Man и Q-Tip, он обрёл мировую славу. В его треках много внимание уделено огню, который он трактует не как огонь в прямом смысле или призыв к насилию, а как очищающий огонь веры, долженствующий напомнить об её истоках. P. S. Кстати, в треке и даже клипе от Damian Marley “It Was Written”, - он также принял участие. И хоть само видео в хорошем качестве сейчас найти сложно, все-таки, советуем его и посмотреть:


Sizzla

Представитель ортодоксальной коммуны “Бобо Ашанти”, который снискал славу самого “продаваемого” Регги-исполнителя современности, только на данный момент выпустив уже более 60 альбомов. Примечательно, что с самого детства он рос в традициях Раста-религии, так как его родители тоже принадлежали к коммуне “Бобо Ашанти”. Найдя свой уникальный стиль, благодаря техническим новшествам, а также объединившись с известным и влиятельным Регги-продюсером он довольно много гастролировал, параллельно записывая новый материал, чем и снискал славу и одобрение музыкальных критиков, а также получил “Грэмми”. Чуть позже основав свой собственный лейбл “Kalonji Records”, он стал “названным крёстным отцом” для всех молодых музыкантов, которые съезжались из разных уголков страны, чтобы записаться на его студии. Во время одной из своих поездок в Африку (а именно Зимбабве) он выступал на праздновании дня рождения президента страны Роберта Мугабе, за что получил землю и даже хотел начать свой агробизнес, оставшись в Зимбабве навсегда, но этим планам не суждено было сбыться. Вернувшись на Ямайку, он основал общественный центр для молодёжи и стал его управляющим.

Мы рассказывали про недавний конфликт Sizzla и Dj Khaled, связанный с неуважением, проявленным американским продюсером к ямайским артистам, принявшим участие на его треке. А там, помимо Сизлы, были и Capleton, и Buju Banton, и Bounty Killer, а также молодой артист Skillibeng. И это была далеко не первая совместная работа диджея с ямайскими звездами:

Музыкант дважды попадал в аварии на мотоцикле, а после первого раза даже ходила молва о его смерти (прямо копирка шутки с Guf, вам не кажется?). Так или иначе, он здравствует и по сей день, лишь набирая обороты и пропагандируя чистоту Black Community.


Ямайка, как, кстати, и весь Карибский регион, не перестаёт удивлять нас всё большим количеством новых имён. Зачастую за ними просто не поспеть, но наследие этого кажущегося крохотным по мировым масштабам острова более чем огромно. Сперва подарив миру Боба Марли, а теперь не только продолжая его идеи, но и модерируя новые, всё больше приближённые к современным реалиям, Регги-музыка остаётся верной себе, ведь кто ещё мог научить мир танцевать под религиозно-политические песнопения? 
   А что ВЫ думаете об исполнителях в нашем рейтинге и занимаемых ими позициях?

Статью подготовил эксперт в мире сленга и жаргона, Grass Gangsta: VKInstagram*


* запрещенная в РФ соцсеть




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я