Итоги года: лучшие зарубежные альбомы
29 декабря 2015, 19:18

Итоги года: лучшие зарубежные альбомы

​В преддверии Нового года мы подбираемся к самому интересному – выбираем и вспоминаем лучшие релизы, по которым будем помнить 2015-й.

12 месяцев назад многие прогнозировали, что этот год станет одним из самых насыщенных и ярких за последние несколько лет. И сейчас, в конце декабря, мы убедились в этом окончательно. Пусть пластинок Канье Уэста и Дрейка (ну он, ладно, схитрил) мы так и не дождались, зато интересных, оригинальных, мощных или вовсе неожиданных пластинок вышло столько, что выбрать не то что 10, а даже 20 стало задачей практически невыполнимой.

Мы сознательно не включили сюда ни альбом The Weeknd, ни любую другую сильную R&B/поп-пластинку. Зато, и сами коря себя за недостаточное в этом году количество рецензий, написали впечатления сразу обо всех остальных. А не менее любопытный топ отечественных альбомов читайте уже завтра.


20. Ghostface Killah & BBNG «Sour Soul»

«Soul Soul» – это альбом, который мог бы стоять особняком в дискографии Ghostface Killah, если бы не сильные ранние работы, да проект с Эдрианом Янгом. В этот раз ветеран Wu-Tang Clan отложил в сторону супергеройскую тематику и строрителлинг, скорешился с канадскими укурками-джазменами и записал на редкость светлую, лиричную, местами меланхоличную и многогранную пластинку.

Привычно мощный флоу ветерана в последнее время все чаще сливался фоном с одноликими битами, а джазовые импровизации BBNG у стороннего слушателя порой могли вызвать зевоту и отчаянное желание смотреть в окно – вдруг там что-то интереснее. По законам физики минус на минус дал плюс, отчего выиграли все – BBNG больше не выглядят ботанами на рейве, а Гостфейс даже хвастаясь хромированным стержнем, выглядит умудренным опытом хитрецом, а не дремучим дедом, которого дети упекли подальше в дом престарелых. После «36 Chambers» – однозначная победа.

19. Action Bronson «Mr. Wonderful»

Action Bronson как персонаж задорного би-муви прямиком из пыльных кассет. Он отлично бы вписался в условную «Команду-А» и с задором раздавал бы тумаков плохим парням. Все атрибуты имеются: яркая внешность, самоирония и байк, несущийся навстречу закату. А потому и «Mr. Wonderful», при всех его недостатках, ­такой же крутой боевик категории «B», развлечение нестыдное и сделанное со вкусом и любовью к своему ремеслу. В наше время попкорн-блокбастеров это уже дорогого стоит.

В детстве полки видеопрокатов были усыпаны подобными фильмами, и все мы с вытаращенными глазами пересматривали эти кассеты не раз и не два. На сюжет было плевать, главным фактором всегда была крутизна главного героя. И Экшен Бронсон — идеальный кандидат на эту роль: 150-килограмовый монстр с бронебойными рифмами и косматой бородой. Вроде умом понимаешь, что альбом откровенно проседает, но душа просит ещё. «Mr. Wonderful» очень легко полюбить всем сердцем. Это грубый, неотёсанный и в большинстве своём смешной хип-хоп, коего сейчас выпускается крайне мало. Экшен Бронсон такой один. Во всех смыслах удивительный рэпер, и без него, признаться, нам было бы в разы скучнее.

18. Mac Miller «GO:OD AM»

Мак – все еще обычный белый рэпер, выросший в пригороде. Не в смысле плохой, а в том плане, что врать в своих песнях он никогда не станет, а попытки выдать желаемое за действительное он лучше оставит сотне-другой своих темнокожих коллег. Повзрослевший, очистившийся от наркотиков Миллер записал свой самый взрослый, но не значит скучный альбом. На смену беззаботным трекам о вечеринках или совсем уж бессознательным аудиотрипам пришли размышления человека, который к 23 годам вдруг понял – пора взрослеть.

Мак стал умнее, более собранным и ответственным, он больше не пишет в отчаянии 300 треков для одного альбома, затем судорожно выбрасывая худшие. Все это позволило ему больше думать о написании музыки, а не об очередном похмелье. При этом и та самая легкость, и некоторое безумство, и отличное чувство юмора с самоиронией остались на месте. Парадокс вновь в том, что звучит Мак аутентичнее многих «настоящих» рэперов, а порой и вовсе, что называется, вывозит в спарринге с лирикал-монстром Эб-Соулом. Единственное, хоть и просыпается Миллер теперь легко, зарядку ему делать по-прежнему бывает лень. За это и любим.  

17. GoldLink «And After That We Didn’t Talk»

На прошлогоднем альбоме «God Complex» Goldlink умело сочетал сознательный хип-хоп с хаус-вечеринками, называя свой стиль не иначе как «future bounce». В случае со своим большим дебютом он пошел еще дальше, записав не менее концептуальную пластинку о расставании с девушкой и всех вытекающих последствиях.

Звучит по меркам хип-хопа, может быть, не слишком круто, но стоит вам подумать, что парень слишком мягок, как Goldlink тут же ввернет несколько рифм пожестче. А затем и вовсе выдаст неожиданный и неглупый социальный комментарий, поданный с присущей ему легкостью, словно оставленный там лишь для тех, кому по силам среди неоновых танцевальных калейдоскопов ухватиться за этот крючок. А если станет скучно, то вас вновь закружит в вихре баунса, в котором автор поведает вам о женском теле так, как может только он один.

Второго такого альбома в списке попросту нет.

16. Logic «The Incredible True Story»

Юный паренек из Мериленда год назад выпустил дебютный альбом, откланялся, собрал со сцены раскиданные фанами цветы и женское белье, а спустя год вернулся с лейблом Def Jam за спиной и новой работой в руках. Работой такой же концептуальной, но чуть менее тяжеловесной. Всем, кто умирал от восторгов по альбому Оксимирона (и кто знает английский) должен понравиться и концепт альбома «The Incredible True Story».

Альбом рассказывает о космическом путешествии двух друзей Кая и Томаса, которые должны найти планету под названием Рай. Во вселенной альбома Земли больше нет, а космонавты вспоминают ее во время полета, и рассуждают о том, почему человечество все просрало. При этом весьма серьезные темы вроде глобального потепления, терроризма и человеческого похуизма Logic обыгрывает забавными способами – астронавты здесь матерятся, компьютерный помощник хохмит и подделывает голоса знаменитостей, а сам Logic даже мораль «все очень плохо» пытается пронести с улыбкой. А еще здесь нет автоответчика.

15. Earl Sweatshirt «I Don’ Like Shit, I Don’t Go Outside»

Мы являемся свидетелями редкого события в индустрии — мейджор выпустил настоящий андеграунд-релиз. Это не пародия на подземку, — когда команда супер-продюсеров с нескромным бюджетом делает из очередного забияки культ — а настоящий андеграунд. В 21 год приунывший Эрл читает о том, что его дни сочтены. «I Don’t Like Shit, I Don’t Go Outside» — социопатические полчаса, с минималистичными инструменталами и единым кредо: жить не в кайф. С одной стороны — много денег, наркотиков и шлюх; с другой — ему даже позвонить некому.

Все это похоже на затянувшийся подростковый инфантилизм, который превратился в настоящее затворничество. Впрочем, если бы не искаженное наркотиками восприятие, мы бы не получили ни великолепный «Doris», ни совсем другой, но от этого не менее крутой «I Don’t Like Shit, I Don’t Go Outside».

14. Freddie Gibbs «Shadow Of a Doubt»

Сначала ты буквально сидишь на кортах в спортивном костюме и записываешь свой лучший альбом под руководством продюсерского гения Мэдлиба, а затем отжимаешь пару золотых цепей и переобуваешься в модные кроссовки представителей современной Атланты. Но аутентичность и любовь фанатов при этом никуда не уходят. В этом и заключается феномен Фредди Гиббса. Его третий большой альбом «Shadow Of a Doubt» – шаг для 33-летнего видавшего жизнь ветерана достаточно смелый.

Фредди словно ворвался в будку, где записывает свой очередной микстейп Future, и показал, что может не хуже. Это по-прежнему рэп человека, выросшего в деревянном трэп-хаусе и с пеленок впитавшего эстетику классических криминальных драм Скорсезе. Только теперь он настолько по-гангстерски использует автотюн и безапелляционно разбирает по кирпичикам биты 808 Mafia и Boi-1nda, что не снилось ни Дрейку, ни тому же Future. И делает это Гиббс – пусть вас не обманывает название пластинки – без тени всякого сомнения.

13. Yelawolf «Love Story»

Несмотря на некую затянутость, второй такой альбом сейчас вы вряд ли найдете. Это запоминающееся и крайне эффектное путешествие в, казалось бы, чуждый нам мир Алабамы. Мир, пропитанный ароматом виски и сигаретным дымом, в котором не очень-то и жалуют чужаков. Йела становится нашим проводником, знакомя со своей культурой в обмен на обещание выслушать его историю до конца. Он протягивает стакан с той самой золотистой жидкостью, которая настраивает на долгий диалог. И отказываться, знаете ли, неприлично.

Yelawolf не просто не растерял свой особый южный колорит, но и преумножил его. Во время прослушивания создается уникальное ощущение, будто ты пришел в гости к автору, прихватив с собой бутылку горючки, и поговорил с ним по душам. «Love Story», подобно хорошему виски, медленно растекается по вашему телу, возможно, обжигая и отталкивая поначалу, но в итоге оставляя после себя ни с чем не сравнимое послевкусие. Именно оно заставляет возвращаться к альбому снова и снова.

12. Jay Rock «90059»

Подача – вот главный козырь Джей Рока. Его рычащий, грубый и местами неотесанный флоу вкупе со способностью расставлять удивительные порой фонетические акценты мгновенно цементируют внимание слушателя. «90059» длится ровно столько, сколько того требуется. Без единого лишнего номера, без пустых филлеров. Джей Рок грубой хваткой цепляет вас за шкирку и выбрасывает прямо посредине Уоттса, где вместо эшафотов правят драйв-баи, а у врагов отнимают не жизни, а натурально души.

То он воет, что твой ODB, то нарочито нелепо и стремно читает, но только затем, чтобы даже Кендрику нечего было противопоставить его вербальному арсеналу. Если Джей Рок заявляет, что альбом выходит под его именем, то значит и бал править ему. И с дьяволом танцевать на одной ноге тоже. «90059» не зря ждали столько времени – это маскулинный, насквозь пропитанный тестостероном альбом, в котором харизма автора поставлена в абсолют.

11. Joey Bada$$ «B4.DA.$$»

Пока большинство его сверстников корежат свой голос автотюном и поют про свои бэндо, Джоуи Бэдэсс выполняет важную, на самом деле, миссию – оживляет дух конца той самой золотой эры хип-хопа. Когда вышли «Enter The Wu-Tang» и «Illmatic», он еще не родился. Но папа воспитал, а улицы родного Нью-Йорка, как водится, нашептали. И теперь, пока тот же Метод Мэн записывает серые альбомы и, зевая, хвалит Жака-Энтони, Джоуи делает мощнейший хип-хоп. В одно движение смахивает пыль с бум-бэп битов, добавляя в них еще больше грува и освежая их своей молодецкой удалью.

Старички в итоге довольно кивают, а молодежь получает шанс ненадолго выбраться из сокрушительной лавины микстейпов Янг Тага. Вдумайтесь – парню всего 20 лет, а он уже по совокупности техники, подачи и умению писать песни легко борется за статус одного из лучших MC своего времени. Дальше, уверенны, будет только интереснее.

10. Pusha T «King Push – The Darkest Before Dawn»

«Я последний супергерой в рэпе» – говорит в интервью Pusha T. И после таких песен ему веришь на все 100. Вопрос к «The Darkest Before Dawn» может быть только один – если это лишь прелюдия ко второму сольнику, то от «большого» альбома впору ждать если не рэп-записи года, то уверенной победы на своим же «MNIMN». Флоу Пуши все так же ядовитым слоем ложится на его язык и безжалостно пронзает любой бит, к которому прикоснется. Слушатели восторженно кричат, наблюдая за бьющимися в агонии рэперами.

Если подумать, перед нами ведь все тот же крэк-рэп с неймдроппингом лакшери-брендов и уколами в сторону коллег. Но вот в чем парадокс – когда к микрофону подходит очередной безликий «трэп-дилер», становится смешно. А как только за дело берется Пушер, одного его «YUGH!» хватает, чтобы приковать внимание. А дальше – называй он себя хоть крэк-версией Ким Чен Ына, хоть говори о жертвах полицейского насилия – встречаешь все, как лучшие панчи в истории.

9. Travi$ Scott «Rodeo»

Трэвис Скотт никого не обманывал – обманулись сами слушатели. Привыкнув к испепеляющим каждый сантиметр пространства бэнгерам вроде «Upper Echelon» и «Don’t Play», люди надеялись увидеть в дебютном альбоме Скотта настоящий пожар, который унес бы с собой души каждого нажавшего на Play адепта. Питаемый яростью, он должен был превратить всю рэп-индустрию в неистовое пекло, на останках которой воздвиглась бы новая Мекка имени La Flame.

Но его «Rodeo» совсем не про бенгеры, а про победу над собой. Тревис разжег не музыкальную индустрию, а скорее расплавил в жерле вулкана свои страхи и боль, вернувшись обратно спокойным и уверенным в себе. Это удивительная пластинка, яркая и амбициозная, которой для статуса геймченджера не достает проработанной концепции и более выраженного повествования. Это мрачная, авангардная музыка, которой по-настоящему живет и дышит лишь один человек на свете – Трэвис Скотт. Порой отталкивающая и вызывающе тяжелая, но неизменно атмосферная, с собственным неповторимым стилем.

8. Donnie Trumpet & The Social Experiment «Surf»

Пластинка, на которой юный да горячий Chance The Rapper пытается уйти в тень, но которая светом прожектора рисует путь, проделанный этим парнем за последние три года. От юного фаворита музыкальных СМИ до коллаборатора Мадонны, почетного гражданина Чикаго и парня, «который все еще не выпустил ни одного альбома, но все его любят». Просто ему, то ли плевать на славу, то ли он редкий идеалист, скорее всего понемножку.  

Вот и в «Social Experiment» он просто пришел, чтобы поиграть музыку с людьми, которые ловят его волну. Зашел скромно: рассказал об альбоме прессе, позвал в гости звездных друзей, зачитал пару куплетов, а потом хитро отошел в сторону с выражением лица «а я чего»? Дескать, это ребята молодцы, смотрите, какой они джаз играют, как лихо импровизируют и играются с классикой. В итоге «Surf» получился именно таким вот дружеским капустником, в котором нет места для денег, понтов и твоего раздутого эго. Глаза у его участников ярко горят, а нам остается лишь улыбаться и удивляться. Поскольку такие эмоции от альбомов получаешь все реже, за это говорим отдельное спасибо.

7. Drake «If You’re Reading This It’s Too Late»

Вот уж кто главный герой года. Пока все ждали «Views From The 6», Дрейк взял и выложил в феврале микстейп, настроением и энергетикой которого и задал тон для последующих месяцев. Мастерски скроенный, холодный, словно зимний ветер на вершине Си-Эн Тауэр, и не по-дрейковски же маскулинный хип-хоп. Строки отсюда все так же разлетаются на цитаты в Твиттер, а некоторые песни и вовсе становятся гимнами – хоть для родного города, хоть для себя любимого.

Так, трек «Energy» – идеальный саундтрек года для Дрейка (да и других рэперов), под который он продолжал праздновать одну победу за другой, попутно насмехаясь над условными Мик Миллами. Энергию так никто у него не отнял, а мы в свою очередь так и не смогли удалить «IYRTITL» из плеера. Микстейп, казавшийся поначалу разминкой перед большой пластинкой, в итоге открыл нам нового Дрейка – того самого 6 God, который неустанно наблюдает за нами с крыш своего северного Олимпа.

6. A$AP Rocky «Atl.Long.Last.A$AP»

Пока большая часть фанатов ждала от Роки логичного продолжения двух его прошлых работ, «смазливый мазафакер» из Гарлема не то что развернул свою лодку на 180 градусов, но ввиду глубочайшей депрессии заново открыл для себя музыку. Смерть друга и наставника A$AP Yams могла сломить Роки, но вместо этого помогла изобрести ему музыкальную машину времени, на которой он отправился прямиком к истокам психоделического рока, попутно захватив и музыкальное наследие своего любимого жанра.

К классической формуле Роки, черпающего вдохновение из классики южного рэпа и преобразующего его в трендовый и уникальный коктейль, здесь добавились размазанные гитары и какие-то уж совсем дикие, отдающие демоническим гулом синтезаторы. Никаких больше бэнгеров со Skrillex, а вот принцип «middle finger to the critics» стал выражен еще отчетливее. Поначалу кажется, что пластинка вот-вот развалится на части, а какая-нибудь песня оборвется на полуслове. Но ее гнетущее настроение погружает в свой густой мрак все больше, и вот ты уже безмолвно смотришь на пустой потолок в своем доме. Не в силах пошевелиться.

5. Future «Dirty Sprite 2»

За последний год Future завершил свое превращение в главного адепта боли, тлена и саморазрушения если не в мире, то в рэп-индустрии точно. «Dirty Sprite 2», будучи сиквелом к его первому заметному проекту, ретранслирует, скорее, не идеи оригинала, а подводит черту на данном этапе его карьеры. Комета, в образе которой Future ярко сиял на всю индустрию, внезапно погасла после развода с Сиарой и заключения DJ Esco (на его жестком диске были тонны неизданного материала). Вернувшись на Землю, из депрессии, отчаяния и замены цвета своей крови на фиолетовый Астронавт разжег в себе новый огонь.  

Future, словно Скриптонит, заклинает: «Я не хочу, чтобы ты делал, как я», но сам по-другому уже не может. Он, вероятно, худшая ролевая модель поколения, и вместо фонарика, с которым он раньше в своих припевах искал любовь, остался лишь свет софитов стрип-клуба. И тот даже радости не доставляет, ведь душа давно болит от бабок, девок и таблеток. Future не дает ответов, да и совсем не стремится их искать. Он лишь знает, что дьявол существует, а в отказе от любви теперь видит главное счастье в своей жизни. Это музыка нигилиста, гипнотизирующая своей пустотой, отрешенностью и искренностью настолько, что порой ком в горле встает.

4. Dr. Dre «Compton»

Творческий процесс всё равно должен быть ограничен, а когда у тебя ни дедлайна, ни хартии договорённостей, неограниченный бюджет и вседозволенность за счёт своего авторитета, то реально можно превратиться в Михалкова от рэпа, то есть — в мастера Шеффа. Dr. Dre Нужна была разрядка. Чтобы люди уяснили: солнышко светит, птички поют, «Detox» не выйдет. Зарядкой (или разминкой?) стал «Compton».

Это альбом-блокбастер, который по уровню выверенности, мастерства затыкает за пояс большую часть пластинок не только этого года, но и нескольких предыдущих лет. Практически каждая песня здесь – это отдельная история с завязкой, кульминацией, развязкой и дьявольски внимательному отношению к деталям. А Дре как лучший в мире дирижер, который сверху руководит пестрой командой рэперов, певцов и битмейкеров. И если бы каждый из них по отдельности мог бы построить большой и красивый дом, то вместо они воздвигли настоящий дворец.

3. Lupe Fiasco «Tetsuo & Youth»

Люпе Фиаско вновь полюбил хип-хоп всей душой. Конечно, этого недостаточно, чтобы поставить «Tetsuo & Youth» сразу на третье место. Некогда будучи надеждой для жанра, последние годы Люпе больше занудствовал и спорил в Твиттере с другими рэперами. И, словно специально для тех, кто успел списать его со счетов, он сразу ходит с козырей. Открывающая пластинку девятиминутная «Mural» – несомненно одна из самых комплексных песен за последние годы, времени для декодинга которой требуется примерно столько же, сколько для прослушивания доброй половины альбомов из этого списка. Но, что куда важнее, треки Люпе вновь звучат интересно, а на смену излишней нравоучительности «Food & Liquor II» пришла, казалось, утраченная энергия и былой запал.

Чуть ли не впервые за долгое время слышно, что Фиаско получает от процесса искреннее удовольствие, лихо жонглируя слогами и рифмами, обрамляя их яркими припевами и хорошей музыкой. Его дар перестал быть проклятьем. «Tetsuo & Youth» – виртуозный, богатый на удивительные образы альбом, слушать который все же лучше с открытым параллельно сайтом Genius. Вот, наверное, и единственная его проблема.

2. Vince Staples «Summertime ‘06»

Летом мы обычно отправляемся в отпуск, загорать на море и отдыхать от суеты мирской. Да только послушав «Summertime ‘06», хочется скорее запереть все замки и выглядывать в окно лишь сквозь плотно задернутые жалюзи. Слушать дебютную пластинку Винса порой до жути страшно, поскольку словно написанные для хорошего сериала сюжеты о роковом для него лете 06-го пробирают до мурашек и заставляют непременно сочувствовать главному герою. Но при этом и интересно, потому что это очень человечная и взрослая работа, которая звучит и слушается, как ни одна другая в 2015 году. 

Если звучание «To Pimp A Butterfly» может кого-то отпугнуть ввиду ориентированности на джазовую и фанковую традиции, «Summertime ‘06» в этом плане эталон звучания хип-хоп альбома. Записанный под руководством не нуждающегося в представлении No ID, он с ходу с головой окунает вас в атмосферу неуютных районов Лонг-Бич и не даёт выдохнуть до самого конца. Что вкупе с умело рассказанными – как поэтически, так и технически – историями о взрослении, юношеских страхах и закаляющемся с каждым выстрелом характере и делает эту пластинку такой особенной.

И если вы вдруг когда-то почувствуете, что все это не для вас – рэп пора выключать. И лучше навсегда.

1. Kendrick Lamar «To Pimp a Butterfly»

Об альбоме Кендрика Ламара все было сказано еще весной. Распевать здесь дифирамбы его музыкальной составляющей, хвалить смелость, целостность и концептуальность текстов, восхищаться мастерством исполнения и артистизмом – все это вы и так знаете. И уже давно либо записали себя в многочисленные поклонники «TPAB», либо причислили себя к касте несогласных, получившей широкое распространение именно среди русскоязычной публики. Обе эти точки зрения имеют право на существование, однако уже сейчас понятно, что пластинка Кендрика – вне сомнений самое важное событие 2015 года. Не только музыкальное, но и культурное.

Хитов, говорите, нет? А кому они нужны, когда одна твоя песня становится гимном протестов и символом мира и надежды для тысяч людей. «TPAB» – это не аудиокнига, не зарифмованная театральная постановка, не даже «скучное фанк-дерьмо для черных». Это настоящий манифест, идеи которого простираются куда дальше проблем афроамериканской культуры. Его автор теперь не просто лучший рэпер поколения, но еще и его главный вдохновитель и наставник.




comments powered by Disqus


0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я