Noize MC Smells like teen spirit
9 июля 2007, 08:35 Авторы: Андрей Никитин

Noize MC Smells like teen spirit

Первое интервью с Noize MC я делал года два назад. Тогда приходилось что-то объяснять читателю, сыпать именами как рекомендациями: вот, мол, все эти люди советуют. А значит этот парень на наших страницах не случайный гость

Первое интервью с Noize MC мы делали года два назад. Тогда приходилось что-то объяснять читателю, сыпать именами как рекомендациями: вот, мол, все эти люди советуют. А значит этот парень на наших страницах не случайный гость. 

Насколько он был уже тогда неслучаен, можно осознать только сегодня. Никаких рекомендаций или специальных пояснений больше не требуется: Noize MC дает интервью Rap.Ru. Встречайте одного из представителей нового поколения отечественного хип-хопа.

Начнем разговор с того, как и когда человек по имени Иван Алексеев понял, что он еще и Noize MC?

Псевдоним появился лет в пятнадцать, ну а увлечение рэпом началось на пару лет раньше. Происхождение псевдонима было таким: в родном Белгороде в школе я вел дискотеки, а поскольку аппаратура, колонки и микрофоны не выдерживали никакой критики, то постоянно что-то фонило и хрипело. Оттого и Noize (noise – шум). Ну а буковки МС переехали в окончание, поскольку МС и DJ-ев таких-то и сяких-то в то время было пугающе много. А хотелось выделяться. 

Какими судьбами тебя занесло в Москву?
Сейчас в Белгороде ситуация с хип-хопом выправляется, но когда мы начинали все немногочисленные рэпперы города знали друг друга лично. Конечно, в Москву я ехал, чтобы учиться. Но уже тогда понимал, что какое-то развитие в музыкальном направлении возможно только в столице. Поэтому учеба была задвинута на задний план – не сразу, конечно. Из школы я приехал с золотой медалью и на первом курсе исправно учился. Все ходы еще не были познаны – на что можно забивать и так далее... А со временем я перешел на "заочный подход". Я появлялся в начале пересдач, говорил: "Здравствуйте, вот у вас есть такой студент, что мне делать?" Мне отвечали: "Вам наверное лучше ехать домой". Ехать домой я отказывался и всеми правдами и неправдами сдавал экзамены и зачеты. Сложнее всего совмещать учебу с музыкальной и околомузыкальной деятельностью стало на четвертом курсе, когда я во второй раз поехал с "Урбанией" в качестве ведущего. 

Что, разумеется, пришлось на период сессии?

Да, но к тому времени я уже набрался наглости приходить в деканат и вести разговоры о переносе экзаменов. "Вы знаете, у меня тут мероприятие..." Организаторы предварительно переслали в ВУЗ бумагу, где говорилось, что я участвую в мероприятии, которое отвлекает молодежь от наркотиков и перестрелок на улицах. 

Организаторы дали бумагу, где говорилось, что я отвлекаю молодежь от наркотиков и перестрелок на улицах

В какой момент ты понял, что нужно читать фристайлы, что это твое?

Не могу сказать, что это был осознанный выбор и продуманная стратегия. Сначала я просто попробовал и понял, что это возможно. Потом начал упираться в какие-то рамки этих возможностей. После чего стал пытаться эти рамки расширять. 

Поясни, что ты имеешь в виду.

Сначала мне казалось, что есть примитивный набор рифм, который во фристайле можно использовать, чтобы успеть подогнать под смысл. Потом оказалось, что эти границы достаточно эластичны.

А что самое главное во фристайле? 

Самое главное – знать, что ты хочешь сказать. Иметь какую-то первоначальную концепцию, понимать, о чем ты будешь говорить, чтобы твое выступление не превращалось в зарифмованное словоблудие. Бывают такие моменты несобранности, когда ты не можешь сфокусироваться и начинаешь "ползать". Вот этого нужно стараться избегать. С технической стороны важно постоянно пополнять запас рифм. Ну а вообще если ты читаешь фристайл под воздействием настоящего вдохновения, если тебя по-настоящему прет, то никаких нет правил абсолютно. Там все само происходит.  

Ты не сказал об одном очень важном, на мой взгляд, моменте, о контакте с публикой.

Без этого вообще ничего нет. Это даже не в рамках разговора о фристайле – изначально ты должен что-то кому-то говорить. Ты выходишь на сцену не просто как проецируемое на экран изображение. Естественно, ты должен установить контакт. Ты можешь читать кому-то одному в зале, какому-то своему знакомому. Или наоборот, человеку, который чем-то тебе не нравится и, например, показывает "фак" в твой адрес. И если ты с кем-то одним такой контакт установишь, то публика почувствует эту энергию, почувствует что-то, что происходит здесь и сейчас. И это не только фристайлов касается. Хотя, для фристайлов, наверное, это первая по важности вещь. 

Но вернемся к твоей истории о "покорении столицы"...

Когда я приехал в Москву, то у меня было десять болванок с демо-альбомом, который я начал жадно распихивать по всевозможным лейблам. Первым делом я поехал на Rap Recordz. Эти демо я оформил коллажами из подростковых журналов типа "Молоток" и "Cool", название было выложено из разных букв как на альбоме Sex Pistols. Ну вот один такой диск где-то должен быть у товарища Дайма. Еще один достался Неотстою, где сказали, что чуть ли не завтра издают, но так ничего и не случилось. На Respect Production у меня было несколько заходов, скажем так. Последний произошел в 2005 году, когда Влади сам попросил мой диск. 

Когда я приехал в Москву, то у меня было десять болванок

Но не будем забегать вперед!

В Москве я поселился в общежитии и поначалу не имел возможности записывать что-либо, кроме демок на чужом компьютере. Но постепенно появлялись люди, с которыми что-то вместе сочиняли, появлялись возможности писать и записывать музыку самому, какое-то время я даже был "первым продюсером на районе", продавая кому-то свои биты "ну совсем задешево". Было мое участие в такой группе, как Sixtynine, в свое время попавшей в ротацию MTV с треком "В белом гетто". Там я числился ди-джеем и прописал скретчи на весь альбом. Из оборудования был проигрыватель "Вега" и какой-то пульт, из винила – продукция фирмы "Мелодия".

И на этом можно было делать скретч?

Главная проблема была не в вертушке, а в пульте. Но она оказалась разрешена с помощью компьютера – то, с чем не справлялся фейдер в моей руке, вырезалось и подгонялось мною же на компе. И из этого получался нормальный по звуку скретч, который, например, заценил даже ди-джей Хобот. Выбирались какие-то тематические куски, а упор делался на смысл. 

Как развивалась карьера "исполнителя фристайлов", если можно так выразиться?

В Москве я старался появиться на любом мероприятии, программа которого предусматривала фристайл-баттлы. И если не брать в расчет фристайлы на пьянках в общежитии РГГУ, то первый фристайл-бэттл, который я выиграл, проходил в марте 2004. А что-то более менее серьезное закрутилось после победы на SGK, турнире, который проводят те же люди, что и "Сникерс Урбанию". Куда меня и позвали быть ведущим площадки "Чел-аут".

Это площадка, где люди соревнуются в чтении фристайлов, и в роли ведущего у тебя там были удивительные предшественники. Это и Бледный, и еще раньше, Антон Черняк, он же Шило из Кровостока, который вряд ли ас во фристайлах...

Ну и что, зато он придумал эту площадку, ее концепт. На первой "Урбании" о хип-хопе речь и не шла, хедлайнером там был DJ Groove. Это сейчас недовольство можно услышать из разряда "почему это на рэп-фестивале Дельфин выступает?" А тогда это было больше электронно-экстремальное действо. На площадке "Чел-аут" играл даб, люди отдыхали и раслаблялись, а желающие выходили к микрофону и все что угодно несли в него, грубо говоря. Со временем это все преобразовалось. 

А у меня после первой "Урбании" на руках осталась тысяча долларов, которую решено было потратить на запись треков в приличном качестве на студии ЛевПравЗвук. Что-то записывалось целенаправленно – например, Хобот слышал трек "Не грози Владимирскому централу" и просил его в хорошем качестве для сборника. При этом полноценных концертов пока еще практически не было: были по большей части баттлы, эпизодические выступлениях в клубах под минусовки; с живым составом – панковские сборные солянки в клубах типа "Точки" и "Релакса" по каким-нибудь "хлебным" дням типа среды-четверга, плюс выезды в Подмосковье на подобные же мероприятия; были даже корпоративы, где выступал с фристайлами. И был Арбат.

А у меня после первой

Помнишь, когда последний раз выступал там?

Год назад, в мае 2006-го это было. А началось все с того, что мой знакомый, снимавший по какой-то суперудачной мазе комнату на Арбате, предложил ее как место хранения аппаратуры после выступлений на улице. Поскольку возить с собой инструменты через весь город и обратно на метро было невозможно. Были мы тогда непуганные, а как говорится, если ты не знаешь, какие неприятности могут с тобой случиться, то их не случается. Новичкам везет, иначе говоря. Запитались электричеством в ларьке и спокойно давали уличные концерты по три-четыре часа, собирали толпы народа и никто нас не тревожил – ни милиция, ни охрана. 

Насколько я знаю, ты уже не являешься артистом лейбла Respect Production. Как оцениваешь результаты этого сотрудничества?

Началось оно с того, что в 2006-ом, когда материала было уже предостаточно, позвонил Bugs и спросил, есть ли у меня, что показать. Так началась работа, которая вылилась в видеоклип "Песня для радио", в телевизионные и радиоротации, в контракт на издание альбома с Universal. Бывали и трудности: в компании были три партнера, которые не всегда могли прийти к единому решению, куда нам двигаться дальше. Мне проще работать, когда есть я, и есть один продюсер. А в остальном все нормально было.

Компания Universal не предлагает тебе артистов для совместных треков? Не говорит: "Есть у нас перспективный артист, который хочет проникнуть на российский рынок, зовут Snoop Dogg"?

Ты знаешь, я не могу писать совместных треков. Точнее не могу писать их так, как пишут все. Для того, чтобы написать с кем-то совместный трек, нужно садиться с этим человеком и вместе с ним писать. Ну а Universal, нет, они ничего такого не предлагают. Зато они могут здорово упростить вопрос с очисткой прав на сэмплы. А еще я недавно из их офиса просто мешок компактов себе собрал – от Ghostface до Stephen Marley. 

А я недавно был на "Moscow Hip-Hop Battle", где ваша команда снова победила. Финальная песня на мотив Nirvana "Rape Me" с припевом-кольцом "я не один такой, нас тут доху-я-не один такой, нас тут..." – твоих рук дело?

Это очень старая фишка, один из, как мы это называем, фристайловых стандартов. Как существуют блюзовые стандарты – основная тема, на которую кто-то импровизирует. Вот и у нас есть несколько таких вещей: готовый припев и простор для импровизации в куплетах. Поскольку на баттле в этот раз не было времени на подготовку к репрезенту и финалу, то я и предложил эту идею.
 
У тебя в команде можно сказать всероссийские звезды юмора – нет ли своего рода "дедовщины" из серии "сейчас шучу я, а ты постой в сторонке"?
Нет, дедовщины там нет. Хотя, естественно, что раз на первом выступлении я попал в команду, когда те части программы, которые должны быть подготовлены, уже были подготовлены – естественно, что там была ситуация "ты делаешь то-то и то-то", я фристайлил на заданные темы. Но на следующем шоу все уже было иначе, была полная свобода творчества. Участники нашей команды – Воля, Батрутдинов – люди, лишенные показного пафоса, в общении простые и приятные. 

Как они себя вели, когда проиграли два раунда и перед командой замаячило поражение в последнем баттле? Насколько серьезное у них вообще отношение к этому шоу?

Очень серьезное. Крайне серьезное отношение, настрой был только на победу. 

Тебе интересно самому?

Интересно, но пока это шоу еще , как бы это назвать... Ну вот в музыке это "рыба" называется, сырая аранжировка. Пока это просто шоу с элементами хип-хопа.

Мне кажется, что оно так и было задумано.

Наверняка оно так и было задумано. Нет, в целом замут крутой и участвовать интересно.

Что уже можно рассказать о твоем альбоме?

Что он точно выйдет осенью, это факт. Что там будет достаточно эклектичный материал, написанный в разное время. Что это будет и хип-хоп, и альтернатива, и раггатон, реггийные вещи. Что по большей части это будут свежие вещи, поскольку я продолжаю сочинять и записывать новый материал. Так что окончательного трек-листа все еще нет. 

Где записываешь? 

Я склоняюсь к тому, чтобы продолжать работать на ЛевПравЗвуке. Мне этот вариант кажется оптимальным. Мы хорошо понимаем друг друга с Карандашом. Пробовали и другие студии, более дорогие и навороченные. Например, записывались у Большакова, где до этого писались Би-2, Ночные Снайперы и прочий нашерадио-рок. Там качественное оборудование и классное помещение, но записывают и сводят люди с исключительно рокерским подходом и опытом, для которых нюансы хип-хоп-музыки – это как тонкости английской грамматики и фонетики для бухого русского туриста, спрашивающего у охранника где-нибудь в египетском клубе, как ему попасть в туалет. 

Название для альбома придумал?

Название придумал, но не скажу.

Что с клипами?

Их будет еще два. И если с третьим мы уже определились, то над вторым пока думаем. Есть несколько вариантов, которые я довожу до ума, чтобы об этом можно было предметно говорить...

Ты знаешь, я не могу писать совместных треков

     И вы знаете, вот тут мы прервемся. Поскольку не все, о чем говорилось в тот вечер, было предназначено для статьи. И пусть меня переполняет желание поделиться информацией о том, какие треки рассматриваются в качестве второго сингла. А все это сильные варианты. Один из них вы наверняка уже слышали в интеренете. Другой – другой, совершенно новый, но услышанного фрагмента достаточно, чтобы судить – это остро, актуально и должно быть востребовано. И не получится рассказать об еще одной далеко идущей перспективе – о кинокарьере. Причем не когда-то в отдаленном будущем: соответствующие переговоры уже ведутся. 

Не получится, поскольку договорились не говорить обо всех этих вещах до наступления полной определенности. Уж, простите, но в этот раз самое интересное осталось невысказанным. Но большой беды в этом нет. Совершенно точно, что очень скоро вы все увидите своими глазами и услышите своими ушами. А потом, когда общение закончилось, началась репетиция. Практически в гараже, как подобает каким-нибудь сошедшим со страниц музжурналов американским рок-звездам. Хип-хоп, регги, альтернатива: за выделенные два часа было отыграно чуть более половины программы. Парни готовились к первому большому концерту в Москве, в клубе "IKRA" и прикалывались на тему того, как будут уничтожать на сцене свою аппаратуру. А у меня не было никаких сомнений, что они поставят клуб на уши. Было такое редкое ощущение, знаете... Один известный музыкант описал его словосочетанием smells like teen spirit.

Андрей НИКИТИН

Обсудить





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я