​Jim Jones: растраченный талант пророка из Гарлема
11 апреля 2018, 14:08 Авторы: Дмитрий Шевченко

​Jim Jones: растраченный талант пророка из Гарлема

13 апреля выйдет новый альбом Jim Jones «Wasted Talent». Сегодня мы вспоминаем его творческий путь и разбираемся, куда же он растратил свой талант.

«Потрачено» – мем, доставшийся нам после русификации непревзойдённой GTA San Andreas. В прямом переводе оригинал «wasted» означает «растраченный», «пустой», а перенесённый на сленг – что-то вроде «уделали».

Подобный грубый и неадаптированный перевод породил массу других забавных речевых конструкций, типа «охладите тр*ханье» и т.д. 

13 апреля должен увидеть свет новый альбом Jim Jones «Wasted Talent». Говорящее название приводит нас к мысли, что рэпер иронично нашёл подходящее выражение, описывающее результаты своего многолетнего творческого пути. Сегодня мы попробуем раскрыть, что же на самом деле может означать эта игра слов. 

В начале нулевых The Diplomats или Dipset были одной из самых мощных и стремительно набирающих обороты рэп-тусовок. Тогда, впрочем, как и сейчас, было модно выступать от лица группы, комьюнити или флэйвы, не только разделяющей твои взгляды и устремления, но и готовой прийти на помощь, будь это запись нового сингла или участие в уличных разборках. 

Спустя пару лет после активной работы в растущем коллективе, в 2004 году Джим решает выпустить свой первый альбом «On My Way to Church». Кроме звёздных южан в лице «старого» короля Bun B и нового T.I., Джонсу помогали самые видные коллеги из Dipset – Juelz Santana и Cam’ron. 

Однако для первого сингла Джим выбрал The Game – участника конкурирующего крю G-Unit, который также готовил дебютный альбом.

«On My Way to Church» не принёс Джиму большого коммерческого успеха и первых мест в чартах, но всеобщая популярность «дипломатов» и признание их улицами с лихвой покрывали все прочие показатели. Какая разница, сколько ты продал, если рядом с тобой твои лучшие кореша, горланящие «Crunk Muzic»? 

На кураже от всего происходящего уже через год Джонс выпускает свой второй сольник «Harlem: Diary of a Summer». Интерес к материалу проявил сам P Diddy, принявший участие в трэке «What You Been Drankin On?». Все знают, что там, где Пафф – там отличная вечеринка. В случае с синглом так оно и вышло. 

Всё шло хорошо. Джонс, как и остальные участники Dipset, продолжали набирать популярность, оставаясь на самой вершине игры. Середина нулевых с её бесконечной лояльностью к хип-хопу давала практически любому исполнителю возможность сделать свой мегапопулярный хит. 

«We Fly High», призванный продвинуть третий альбом Джима «Hustler's P.O.M.E.», произвёл эффект взорвавшейся бомбы, накрывшей танцполы всех клубов Америки. Тогда же подоспел и ремикс, на который собрались все первые лица индустрии, чтобы лишь одним своим присутствием отдать респект тому, кто сумел вывести свою песню в топ. Конечно же, и здесь не обошлось без Diddy.

Казалось бы, подобный хит – точка, после которой дальнейшее течение карьеры уже не имеет значения. Можно спокойно уйти на пенсию и больше не записать ни строчки. Однако в моменты, когда сносит крышу, о том, чтобы уйти на пике, думается в последнюю очередь. 

Гораздо чаще рэперу хочется пойти дальше и смести кого-нибудь гораздо весомее себя. Джим выбрал в качестве жертвы Jay-Z, тем более, что тот первым проехался по нему, записав дисс поверх бита «We Fly High». Для атаки располагало и то, что уже на протяжении нескольких месяцев нервы Джея проверял на прочность всё тот же давний кореш Джонса The Game. Уроженец Комптона изо всех сил пытался вывести на открытый конфликт главу Def Jam, обещая оставить от империи Картера лишь «лужу мочи». 

Джонс зашёл с другой стороны. В 2008 году должен был выйти на экраны фильм «American Gansgter», к которому уже вовсю готовил свой саундтрэк Jay-Z. Джим решил перехватить инициативу и выпустить мимикрирующий под Джея релиз «Harlem's American Gangster», якобы также вдохновлённый соответствующей кинокартиной. 

Вопрос первенства в отношении фильма был важен именно потому, что «American Gansgter» должен был стать лентой для своеобразной золотой коллекции хип-хоп фанатов, включающей в себя «Тренировочный день», «Цвета», «Нью-Джек Сити» и многие другие важные для жанра картины. В итоге победил Jay-Z. 

Теперь слова из припева Фаррелла звучат будто пророчески: «Don’t waste your time».

«Blue Magic» – хит в стиле хип-хоп минимал навсегда остался в истории жанра, в то время как вспомнить хотя бы один трэк с конкурирующего альбома Джонса сейчас уже не представляется возможным. Пощёчиной вдогонку стала фраза Джея, брошенная журналистам, доконавшим его вопросами о нападках Джима и его друга The Game: «Вы что, хотите, чтобы я отвечал артистам, которые на голову ниже меня?! Я лучше запишу пару своих крутых песен». 

Однако, даже всерьёз споткнувшись о Jay-Z, Джонс продолжал делать качественное музло для своих поклонников. Эта задача усложнилась тем, что на рубеже нулевых и десятых хип-хоп рынок Америки стал переполнен артистами разной величины. Джим решил использовать этот факт и соединить опыт и молодость, пригласив на один трэк никому не известного новичка Paypa и уже давно проверенного товарища The Game. 

Казалось бы, вот он – первый полновесный хит после «We Fly High». Собраны все необходимые составляющие мясистой песни для танцполов. Однако хита из «I’m Bitches» так и не вышло. В итоге данную композицию знают лишь преданные фанаты Джонса, иногда перебирающие свои музыкальные архивы. К слову, коллеги по Dipset также уже не хватали звёзд с неба. Для молодого слушателя троица Cam’ron, Santana и Jones стала непонятным, замшелым и утратившим свою актуальность артефактом гремящей популярности хип-хопа нулевых. 

Изменилось всё – подача, темы, флоу, звук, посыл и т.д. Очередной шаг вперёд сделал научный прогресс, а эти ребята всё пытаются заставить нас послушать их на CD. Чтобы хоть как-то попытаться выровнять ситуацию, нужно было срочно выдать что-то ультрамодное и стать своим в молодёжной среде. Что у нас самое популярное в 2011 году? Вы сказали Twitter? Отлично, запишем про это песню и сделаем её синглом для нового альбома. Тогда велика вероятность поиметь мощный камбэк.

В итоге «Everybody Jones» стал действительно если и не хитом, то, пожалуй, самой последней заметной и известной песней Jim Jones на данный момент. Это и есть всё то, на что хватило ветерана Dipset для финальной попытки запрыгнуть в стремительно уходящий поезд трендов пришедшей будто бы из ниоткуда новой цифровой реальности. 

К слову, о названии альбома «Capo». Это словечко обозначает в криминальном мире что-то вроде «дона» или титула, разнозначного по своему весу в преступной иерархии боссов. Однако Джиму больше подходит другая должность – проповедника. Практически в одно время с его рождением мир покинул другой Джим Джонс, основатель секты «Храм народов». 

В 1978 году его последователи совершили массовое самоубийство. К счастью, Джим из хип-хопа не собирается заканчивать свою жизнь подобным образом, однако на протяжении своего творческого пути он действительно был пророком из Гарлема. Пусть он и не стал уличной легендой уровня Big L, который жил и был убит в этом районе, но Джонс выступал всё с той же идеей – нужно помнить свои корни, уважать место, откуда ты родом и не забывать тех, с кем ты поднимался.

Альбом «Wasted Talent» обещает стать ностальгическим релизом одного из главных героев нулевых. Поклонники его творчества вряд ли откроют для себя что-то новое. Спустя годы сам рэпер наверняка может согласиться со словами Jay-Z десятилетней давности, который, говоря об их бифе, упомянул важность развития внутри жанра. 

По словам Джея, нельзя вечно эксплуатировать один и тот же образ. Нужно всегда искать и находить новые грани в своём собственном творчестве. Писать «Death of Auto-tune», когда все пользуют новомодную фичу, снимать артхаус наподобие «On To The Next One», записывать фиты с поп-певцами и поддерживать новых артистов. 

Это сложно, ведь рэперам с большим бэкграундом за спиной некомфортно расставаться со своим наследием и своим амплуа. Плюс велик риск остаться непонятым своей фан-базой и не найти новых слушателей среди тех, кто начал слушать хип-хоп относительно недавно. Быть в тренде и всегда идти вперёд – задача, которая под силу таким немногим, как Jay-Z. В определённый момент большинству приходится признавать свой растраченный талант.

Справедливости ради, нужно упомянуть, что у самых близких друзей Джонса были удачные попытки вернуться в струю свежего хип-хопа. Джулз в своё время удачно запрыгнул на трэк Lloyd Banks «Beamer, Benz or Bentley», а Cam’ron записал куплет для «I’m Your Leader» с Nicki Minaj и Rick Ross. Остаётся лишь пожелать «старичкам» почаще выходить за грани своего таланта и экспериментировать. Надеемся, Jim Jones ещё сможет порадовать нас чем-то неожиданным.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я