Мата.нет: как тут не ругаться?
11 августа 2014, 12:25 Авторы: Дима Смирнов. По материалам из свободных источников

Мата.нет: как тут не ругаться?

Новый закон, вступивший в силу первого июля, начинает парад планет цензуры — на очереди сентябрьский закон о блогерах. Пытаемся разобраться, чем он обернётся для хип-хопа

Солипсизм в абсолюте: «Мы считаем, что мат недопустим». Есенин, «посылая всех и каждого на ***», просто не родился в эпоху Роскомнадзора. Иначе он, вне сомнения, отнёс бы своё тяжкое бремя творческой независимости в кладовку, «чтоб его не послали в *****», то бишь — на Телеканал ДОЖДЬ. Маяковский, Пушкин, Лермонтов — сплю и вижу, как они предают всё матерное огню. Как Пушкин ограничивается школьной программой, а бранные сочинения не пишет в принципе.

Современным языковедам: обвиняя искусство в скудности словарного запаса по причине брани, вы обвиняете Маяковского, Пушкина, Лермонтова и Есенина в том же.

Ограничит ли данный законопроект хип-хоп? Цензура, в попытке усмирить по сути бунтарский жанр, уличное наследие которого обязывает ругать и ругаться, может вернуть рэп в подвалы и, соответственно, превратить его в голос перемен. Как бы история русского рока 80-х не повторилась.

С другой стороны, хип-хоп может обзавестись приятно-мнимой запретностью. «Ну, будут они (диски – прим. редактора) продаваться в упаковке с пометкой “Содержит нецензурную брань”, так мы ещё и сделаем это дизайнерской и рекламной фишкой», — из комментария Оксимирона для сайта The Village. Прям плюсуем: не зря многие из наших артистов наносили значок parental advisory на обложку. А как в нашей стране школьники покупают алкоголь и сигареты, искусно минуя возрастные ограничения, — проблем с приобретением контента не будет. Тем более у лицензированного продукта есть куда больший враг, который находится в системном трее рабочего стола и своей зелёной иконкой разделяет мир на две части — сиды и пиры.


Кто защитит хип-хоп?


Чернокожих в США много. Они любят рэп, рэп становится политическим аксессуаром в руках элит — с рэпом считаются. В нашем случае давайте потихоньку ныть: русский хип-хоп не имеет того страдальческого образа и поддержки народа, чтобы Медведев объявил себя фанатом Триагрутрики. Да, Путин гостевал на «Битве за Респект», но это следствие полёта фантазии политтехнологов, а не большого веса русского рэпа.

Эстрада не поддержит: их «формат» ещё жёстче издревле. Массовый кинопрокат тоже ничего не потеряет. Среди союзников остаётся фестивальное кино и различные субкультуры.



Лет шесть назад Олег Груз выпустил сборник своих стихов с красноречивым названием «Я творец и *****ц». То есть, в наше цензурное время ему бы прилепили «Я творец и митець» в лучшем случае. Хотя нет: украинский язык сейчас опасней пошлой брани.

Олег близок к рэпу настолько же, насколько и к року, и к барду, и к другим неформатным жанрам. Настроением близок. Музыка в его видео — всего лишь фон, микроклимат, слог давно не ломанный, а стихи Олега невозможно назвать «текстами». Но, опять же, к хип-хоп культуре он намного ближе духовно, чем весь парад обнюханной золотой молодёжи на папиных машинах иностранного производства.

Как результат — самый ёмкий ответ (и вопрос одновременно) доблестным буквоедам из Министерства культуры дал именно он. Комичность в следующем: ни «уважаемому Министру культуры», ни его армии поборников чистоты языка не хватит вразумительных аргументов для ответа. Посмотрят в министерском буфете за трапезой, подавятся пирожком с горохом, выкинут пару «не к столу будут сказанных» слов, и продолжат «генералить» язык, храбро бороться с недостойными корнями русской лингвистики.



Пока это фантазия. Но, зная непримиримость общественной позиции Нойза, не исключено: он способен вдарить по всему Минкульту и Рокскомнадзору сильно. В бесстрашии и принципиальности артисту не откажешь. Тем более рэпер уже высказывался по этому поводу в упомянутой статье портала The Village.

Кстати, из интересного: в материале от Афиши-Воздух вместе с другими деятелями культуры свой комментарий даёт Баста. Законопроект называет личным безумием Мединского, реализацию — инфантильной, выражает свою готовность отсидеть за правое дело и обозначает главное: «Вопрос не в том, что мы хотим материться, а в том, что закон совершенно противоестественный».



Сергей Шнуров даже из этого события устроил разудалые пляски. Хотя группу Ленинград закон может задеть больше всех: остаётся кастрировать концертную программу, проведя автозамену привычной комбинации из трёх букв на античное «фаллос».

Один из лидеров распавшейся Агаты Кристи, Глеб Самойлов, искренне сочувствует Шнуру: «Все эти идиотские законы придумываются для того, чтобы отвлекать людей от реальных проблем. Да и не думаю я, если честно, что за нами на каждом концерте следят люди в чёрных плащах. Кто мы такие? А что касается мата, то в этом случае мне больше всего жаль Шнура».

До последнего не верится: неужели на корпоративах условного РЖД любимому скоморохе запретят материться? Быть может, закон не будет педантично выполняться? Наштампуем мерча «#FreeМат», распродадим на концертах, создадим культ вокруг матерщины... В лучшем случае. Лишь бы другого не произошло: в свойственном государству стиле Министерство культуры может начать борьбу с ветряными мельницами — штрафовать, брать взятки и делать якобы одолжения нашим музыкантам. Вот, что страшно.


Кто пострадает больше всех?


На самом деле, следующие два абзаца отдают популизмом: артист может убрать микрофон во время брани, а зал подхватит брань, — и брань станет только громче. Инспекторы не имеют права штрафовать народ за ругань, у музыкантов появится ещё один способ раскачать зал, дать прикоснуться к запрещённому, почти диссидентскому. Опять возникает риторический: «Зачем вы это принимали?»

Но давайте представим: артист — упёртый революционер, бранится на выступлениях. Вряд ли товарищи из Минкульта будут шнырять по ночным клубам. Поэтому просим воздержаться от видеозаписи матерящихся артистов — фанатское видео может усложнить жизнь. Во всяком случае, пока нет прецедента, не стоит подставлять музыканта под публичную порку.

В Украине когда-то был одиозный Министр внутренних дел, который запретил маршрутчикам продавать билеты на стоячие места. Закон, разумеется, абсурден – нет такого количества маршруток в стране, чтобы перевозить народ в час-пик сидя. Хотя, побаиваясь гаишников, водители первое время бдели за соблюдением нелепости. Я это о чём: лишь бы промоутеры в кипише не перекраивали графики выступления, меняя бунтарей на более политкорректных ребят.



Пошумим, женщина лёгкого поведения? Если за соблюдением закона будут мало-мальски следить, тяжело придётся Versus-ивентам. Предстоят извращения по типу BET Awards, где во время брани выключают микрофон. Самое вкусное — «в тишину». Пошумели, блин.

Лучше перестраховаться и поставить возрастное ограничение на видео. Школьники заведут «взрослые» аккаунты на YouTube, а к Ресторатору не придут господа из Роскомнадзора, учить чистоте русского языка. А то моралисты, которые ещё вчера кричали о похабщине Версуса, заскучают по метафорам о матерях участников.

Давайте ещё запретим Хованскому пить пиво во время выступлений — останется любоваться только разудалыми и, «ух, какие сорванцы», актуальными фельетонами участников, а самых больших молодцов зачислять в «Союз рэп-артистов РФ».


Кому не станет хуже?


Вышеупомянутый «формат» вымуштровал Black Star и его бывших звёзд так, что даже «Грязные Шлюшки» были в ротации. Джиган, к примеру, давно «радио-френдли» романтик: хоть на детском утреннике включай. Так что, несмотря на выигранный Чемпионат Молдовы по бодибилдингу, работу ему менять точно не придётся.

Лейбл отчасти солидарен с остальной хип-хоп культурой, пускай особого недовольства с их стороны неслышно. Видимо, Тимати хочет ещё одну фотку с Михайловым и Лепсом со следующей инаугурации. Борются, но скромно. Мот воспевает русский язык на композиции «Великий» и говорит: «Как можно было, алё, в фольклоре мат запретить? Ведь слово — это полёт, а не тюрьма взаперти». Трек попал на новый микстейп Злого Негра. Очень хороший микстейп. Вот такой незатейливый продакт плейсмент.


Россия, что бы ни говорили злопыхатели, прошла толковый рестайлинг в глазах мировой общественности. Всё меньше русских террористов в голливудских фильмах, сетка телевещания не только покупает сериалы от HBO, но и производит свой достойный продукт. Дмитрий Анатольевич играет в Angry Birds. Поэтому такие шаги навстречу славному прошлому цензуры и, соответственно, самиздата, ввергают в диссидентскую печаль.

Китайцы, проводя политику Большого скачка в середине двадцатого века, призывали уничтожить четырёх вредителей: крыс, комаров, мух и воробьёв. Урожай мол портят. Знаете, чем это закончилось? Расплодились гусеницы, саранча и сожрали столько побегов, что от голода в Китае погибло порядка 10 миллионов человек. Лишь бы от запрета мата из-за его осквернения культуры не наплодилось полчище «Ранеток», которые приведут ту самую культуру к смерти. Чтобы новые Набоковы не уезжали писать новые «Лолиты» за границу. Чтобы со временем мат не стали защищать, как в 21 веке китайцы защищают воробьёв.

Не нужно препятствовать природе, тем более природе человеческой, природе самовыражения. Свобода, безусловно, должна заканчиваться там, где начинается свобода другого человека. Но, не разуверите меня в жизни, — Шнуров никого не ущемил своей весёлой бранью в песнях.

Хочется верить: Россия — страна достаточной свободы. Ведь эволюция цензуры может закончиться на смертных казнях гомосексуалистов, — как в Уганде. Зови потом Фрэнка Оушена выступать в Москву!

Людей талантливыми делает не мат или сексуальная ориентация, но свобода. Цензура рождает партийные частушки, а не стихотворения Бродского. Даже Яниксу в таких условиях работать затруднительно.




comments powered by Disqus


0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я