Ассаи: "Мнения начинают тебя съедать"
23 августа 2013, 16:00 Авторы: Руслан Муннибаев

Ассаи: "Мнения начинают тебя съедать"

Rap.Ru посетил студию Ассаи, в этом году выпустившего экспериментальный и интересный альбом "Задеть За Мертвое".

Я нахожусь в одном из, как принято их называть, творческих кластеров в центре Санкт-Петербурга. Это красивый термин чаще всего (и в данном случае) обозначает ветхий или заводской (а иногда и всё вместе) комплекс зданий, в которые очень взрослые люди еще не готовы вкладывать деньги, а помладше достаточно неприхотливы, чтобы организовать тут танцевальную студию, тату-салон, репетиционную базу или магазин какой-нибудь остро популярной фигни. Но студия "Библиотека им.", принадлежащая Ассаи и одному из известнейших звукорежиссеров постсоветского пространства Игорю Волку, далека от неряшливости, присущей творческой молодежи. Здесь пахнет деревом, которого и в самом деле здесь много, и общая рабочая атмосфера, где каждый занят чем-то своим и в то же время общим. Здесь был записан последний альбома Ассаи "Задеть за мертвое", вероятно, самый "человеческий" из всех его релизов. О нем мы и поговорили.

Расскажи, где мы сейчас находимся?

Это студия. Не было какого-то комфортного места записываться, потусить невзирая на время. И я попросил Игоря составить какой-то минимальный сетап с его всякими штучками, чтобы можно было самим записываться. Планировал потратить пятьсот рублей и потихонечку записывать себе рэпчик. А сюда я пришел почти год назад, начал что-то строить, потом оказалось, что нужно отопление, вентиляцию делать, прочее говно… И до января только ремонт делал. Теперь мы с Игорем все вместе делаем, он инженерные решения обеспечивает. Объединили мощности Москва-Рига-Питер в плане специалистов и артистов. Пока все это происходило, записали тут ипишку, потом альбом. Сначала все было неглобально, а теперь глобально. Оборудование все кастомное, даже если что-то обыкновенное куплено, то внутрь залезли, мозги поменяли.

Вы тут все под себя делаете или коммерческие цели есть?

Не знаю. Надо открыться, посмотреть. Конечно, сами будем здесь материал записывать, проекты свои делать. О нас многие знают, но никто не приходит, люди не очень понимают, что как. Непонятно, куда выплывем.

Похоже, что у тебя сейчас период обновления: новый состав, новая студия. И альбом непохожий на предыдущий.

Да, видишь, это результат того, что мы можем сидеть и ковырять материал как угодно. Музыканты уже давно поменялись. В какой-то момент я понял… Да я даже ничего им и не говорил, просто бывают моменты, когда ты смотришь на человека и всё понимаешь. Можно ничего не говорить, всё понятно. Говорящие энергетические поля вокруг вас — всё понятно.

Это концерты так влияют?

Конечно, влияют. Все музыканты такие… тонкие натуры. Все значимые, все хотят реализовываться. Тяжело, знаешь. Если вы начали вместе в четырнадцать, что лет в тридцать уже сложно друг без друга. А если вы встретились в двадцать пять, то лучше иметь партнерские отношения. Я плачу всем деньги, оговариваем объем и срок работы, так проще. С творческими людьми так проще работать. А когда мы подняли флаг и идем куда-то вместе — так сложно. Кто-то в коллективе начинает считать, что у меня всё в шоколаде, а я уже не могу в свой круг кого-то впускать. Ну вот с Мишей мы хорошо спелись, постоянно сидит, ковыряет что-то. Честно говоря, мы с этим альбомом о***ли немного из-за сроков. Идеи выходят из тебя, выходят, а потом перестают выходить. И нужно находить какие-то способы их находить, потому что завтра нужно что-то сдать. Тяжело обнуляться. Я не курю, не бухаю, ничего такого не употребляю и с обнулением тяжеловато.


Так выглядел недавний концерт Ассаи на крыше в Санкт-Петербурге.


А на новом альбоме, помимо одноименной песне, вообще часто наркотики упоминаются.

Метафоры. Хотя, по-разному можно воспринимать. Я сейчас скажу "метафоры" и их только так и будут воспринимать. Вот я вчера был на собрании в садоводстве своем…

Где?

Садовое народное товарищество. Люди покупают себе участки и строят дома. Вышел председатель и толкнул, что нужно собрать по пять рублей на дорогу, на свет сто тысяч и так далее. И всё четко сказал, это — то, это — сё. А начался ор. Вроде донес до людей, а они ничего не поняли, одни и те же вопросы задают. Я стою рукалицо, всё ж понятно, давай деньги, туда-сюда. А люди не усваивают информацию. И если они не усваивают "пять плюс пять", то в контексте творчества я вообще не пытаюсь объяснить что-то кому-то. Объяснишь, а он поймет по-своему и это пойдет дальше. Неблагодарная история, не занимаюсь таким.

Но ведь песни стали понятнее впятеро! Где-то ты вообще впрямую всё говоришь.

Ну да, видимо, так захотелось. Я перестал употреблять всякие допинги, курить-пить. Стал йожить, меня расслабило. Во мне что-то изменилось, следовательно, и в песнях.

У тебя есть представление, о том, как приняли этот альбом?

В основном я замечал однополярное мнение — всем понравился. А резонанаса я не заметил. Просто всем понравился, типа, "ну да, прикольный". И всё. Ну я и не рассчитывал ни на что. Это же не финал какой-то. Раньше был какой-то большой цикл, связанный с выпуском альбома. Написать, записать где-то, где-то свести, отмастерить. Сейчас всё сократилось — ты же читал комментарии звукачей Кэни Веста? Не то же самое, но в целом всё стало проще. Что хочешь сказать сегодня, то и говоришь. Именно сделать продукт стало легче.

"Наркотик" по звуку, кстати, похож на нового Веста.

Да? Я его не слушал. Я вообще его особо не слушал, читает как-то на от***ись. Как Jay Z. Не старается, мне кажется. У нас какая-то другая волна сейчас пошла — сэмплирования. Битс, даунтемпо, только более инструментально.

Что сейчас представляют из себя твои концерты?

У нас не было времени порепетировать, мне не особо вкатили эти презентации. Сейчас нас три человека: я, Саша Волк и Миша Тебеньков. Саша с ударными и перкуссией, Миша с клавишами. Как-то так. Заморачиваемся с видеорядом.

Тебя запрещали в Минске или нет?

Слушай, запрещали.

Как тогда пустили?

Там есть какие-то разрешатели, на все концерты в Беларуси нужно получать разрешение. Ребята подавали заявку на новый концерт и им отказали. Причем, после того концерта, где Лукашенко отправился в ад, прошел еще один, мы там себя тихо вели, зрители как раз взбаламутили. И вот как раз после него нас запретили. Год нас там не было. А потом провели хороший концерт. В Минске публика бешеная, ждала нас, да? Даже лажи нашей не слышно было. Но вообще презентации обычно так себе проходят, плохо отрепетированы. Новые песни недостаточно успели послушать. А вот следующие будут уже лучше.

Как появился фит с Дорном? За Вестом ты не следишь, но Дорна слышал?

Ну он более медийный для России. Периодически же что-то долетает, вот он долетел, я ознакомился с творчеством. Слушай, он же отличный поп-артист. Мне неважно, как он себя позиционирует, но получается же отлично. Я когда еще зависал вконтакте, написал ему, респектнули друг другу, потом через менеджмент нашлись. У него был концерт в мае тут, он подлетел, дописал. Он как-то разбавил нас. Мы безвылазно сидели тут и уже не понимали, что делаем. Что круто, что некруто, а он как-то на волну правильную настроил.


Участие Ивана Дорна в песне "Река" стало неожиданностью для поклонников Ассаи — судя по отзывам, не слишком приятной.


Зачем вы выложили райдер на сайт? Могли предполагать, что он вызовет такое обсуждение?

Нет, не думали. Люди по-разному всё воспринимают, какая-то больная телега пошла. Меня особо не парит, взяли и выложили. Собака лает, караван едет. У нас райдер простой. Клубы нас уже знают, приезжает Игорь, вокруг него собирается консилиум, он им меняет фазы-шмазы и все остаются очень довольны, что у них в клубе звук наконец-то заработал. В Молдове так он вообще весь звук в клубе исправил. По звуку у нас вообще много своего, планируем и пульты и проектор возить. Мы заморачиваемся и это производит впечатление на людей.

Игорь же — "большой звукорежиссер" (Игорь Волк работал с Земфирой, "Мумий Троллем" и "Агатой Кристи" — прим. редакции), почему он с вами ездит?

Меня это тоже удивляет. Видимо, он как-то разгружается, потому что у него и свое производство аппаратуры в Таллинне, студия большая в Москве, в Риге. Нравится наша движуха — только так это можно объяснить. Супер денег на этих концертах не поднимает. Вообще, люди просто так не приходят.

Остаются ли какие-то невостребованные на альбом песни?

Одна была, но мы ее и недоделали. Это не очень хороший момент — писать песни и не включать их. Я так делал еще во время "Нет волшебства", когда песню не включили, потому что на диск не влезла. Сейчас какую-то цельную картину альбома сразу планируем. Не знаю, правда, получается ли.

Чем после альбома занимаешься?

Новым материалом. Запись джазового альбома, в стиле бэнда, который был раньше, но с другими людьми. Старые песни, с первого и второго альбома, в джазовой стилистике. Может быть, куплеты из Krec.

При том, что сейчас ты старые песни исполняешь на концертах сейчас совсем не так, как они были записаны раньше.

Да, но и с бэндом мы не планируем ездить с гастролями. Сделаем в Москве-Питере.

Ты же вроде относишься к тем музыкантам, которые не любят свои старые песни?

Раньше я очень серьезно к этому относился, парился. После выпуска альбома я думал: "Фу, какая х**ня". Меня не устраивал уровень, качество. Сейчас я их слушаю и понимаю, как это было, зачем это было. Сейчас мне нравится понимать, что это было началом моего собственного пути. Хорошая история. Хотя есть диссонанс, когда меня воспринимают через призму старых песен. А многим ведь еще и нравится! Для меня они не ценны качеством или огранкой, но я ценю тот посыл, то настроение. Мне не стыдно.


Последний на сегодняшний момент клип Ассаи — песню можно найти на предальбомном EP "Девственность".


Почему ты удалился из социально-сетевой деятельности?

Потому что это палка о двух концах. Твое присутствие в социалной сети, это паблисити, конечно, но мнения начинают тебя съедать. Как будто куча обезьян в твоей голове начинает тебе говорить, что круто, а что нет. Это вредно для артиста. Не для артиста даже, а для художника. От этого мнения надо удаляться. Представь себе картину какого-то сумасшедшего бешеного художника, принципиального. Он пытается сломать какое-то мнение социума или формы. Это мне ближе. Так проще делать новое, удивлять.

Ты и на концерте сводишь общение с публикой до минимума.

Ну, пытаюсь. На концертах я не очень понимаю, что я там делаю. У меня такое ощущение, что это немножко не мое. Я не публичный человек, мне дико, когда просят автографы или сфотографироваться.

Интервью, телевидение — меня это выбивает из колеи. Я не понимаю, почему они хотят знать то-то или другое. Мне нисколько не щекочет это самолюбие, меня это пугает. Концерты у меня с каким-то шутовством ассоциируются. На потеху. Москва представляется, цари, бояре бороды гладят… А перед ними на потеху е**шатся. Можно концерты просто отыгрывать, видно, когда артисты так выступают. Это, наверно, правильно. Или неправильно, я не понимаю. Раньше я бухал и на концертах был разгуляй, бояре… А сейчас даже не знаю. Я был рокером на концертах, свисали дреды… Хеннеси — еще из крековского райдера, двух литров не хватало на троих. Так очень тяжело. Я кардинально изменил курс жизненный, потому что начал осознавать, зачем всё это делается.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я