Про «Скучаю, но работаю», «Оба» и Drake

Про «Скучаю, но работаю», «Оба» и Drake

13 августа 2023, 10:26

Петров

В этом году OG Buda и MAYOT выпустили по новому полноформатнику. Писать на каждый из них отдельную рецензию мы не стали. Вместо этого мы нашли соединительное звено.

В списке самых прослушиваемых в мире исполнителей канадский рэпер Drake,  в буквальном смысле, «впереди планеты всей». В прошлом году он собрал почти 7 миллиардов стримов.

Еще в 2010 году он выпустил свой дебютный альбом «Thank Me Later», дебютировавший на вершине Billboard 200. Оглушительный успех не покидает Drake по сей день, а ведь прошло уже больше 13-ти лет.

Но нельзя забывать и про первые микстейпы Drake – «Room for Improvement», «Comeback Season»,» So Far Gone», которыми сформирована репутация артиста, как чувствующего тренды, лучше других. Для творчества Drake характерны размеренные, грустные биты, личные темы в текстах, плотный речетатив, смешанный с мелодичным и мягким R&B-исполнением, словом, Дрейк всегда чувствует, куда шагает или только собирается шагнуть культура. Атмосфера у песен Дрейка преисполнена томностью, но при этом его композиции сохраняют силу, ритмику, нерв и танцевальную энергию. У такого артиста, как Drake, просто невероятно большая аудитория, несмотря на то, что к его музыке можно относиться по-разному, но хейтить ее можно только почти что необоснованно: если Drake выпускает новый альбом, он стопроцентно будет звучать свежестью завтрашнего дня, скорее, чем сегодняшнего.

Русский рэп никогда не был лишен подражания западному цеху, но в последнее время подражать стали как-то максимально не искусно и безыдейно. Это не самое популярное мнение. Многим кажется, будто русский рэп переживает сейчас некий расцвет, когда и жанровые границы стерты, и слушатель подготовлен. Но я думаю иначе. Русский рэп стал «гол как сокол», и лишь крайне редко искрит самобытностью. Но еще реже он искрит нестыдными актами подражания западным трендам.

В этом году OG Buda выпустил новый альбом «Скучаю, но работаю», Mayot выпустил пластинку «Оба». Мы разбираем их вместе не только в связи со схожестью с Drake, но и во взаимосвязи с тусовкой Melon Music, а также тем, что артисты поучаствовали на альбомах друг друга. Для сегодняшней отечественной рэп-индустрии это очень заметные релизы, потому что оба исполнителя находятся в центре информационного поля и представляют собой свежее дыхание русскоязычной музыки. Дальше два варианта: либо вы это принимаете, либо нет. Вы вправе делать как одно, так и другое.

Как автор статьи, должен быть с вами честен. Признаюсь, что не являюсь ценителем ни творчества OG Buda, ни творчества MAYOT. По большей части современная русская музыка заставляет меня зевать. В надежде на то, что это изменится, я по-прежнему слушаю каждый новый альбом свежих игроков.

«Скучаю, но работаю» порадовал. Не ждите от альбома OG Buda ничего схожего с «ОПГ Сити» или «Freerio», новая пластинка от и до вдохновлена Drake и отражает лиричную сторону Гриши. На обложке альбома изображена его мама. Поначалу я переживал за это, но альбом действительно личный и по меркам исполнителя – не грубый.

«На обложке - портретное фото моей матушки, - откровенничал OG Buda в одном из интервью, - Я очень боялся ей предлагать поучаствовать в съемке. Мы уже договорились с фотографом, спланировали фотосессию, собрались лететь в Тюмень, а вопрос «мам, ты сфоткаешься?» отложил на самый конец. И вот нам уже сегодня лететь к ней, а я только сейчас звоню и говорю: «Мамуль, хочу, чтобы ты была на обложке. Ч/б, макро, морщинки твои показать». Я все откладывал этот разговор, боялся, думал, что она скажет: «Блин, Гриш, ну че мне эта обложка. Я буду старая на ней, с морщинами». А она так откликнулась! Типа: «Ты что, сын, для меня это честь!» И во мне это еще больше все зажгло! Она реально сказала, что для нее это честь и многое значит. Это придало мне очень много сил!».

Нельзя сказать, что «Скучаю, но работаю» является самобытным релизом, но говорить про удачное подражание главному хитмейкеру мировой индустрии можно смело – это всегда плюс, поскольку неудачного подражания западу в русском рэпе слишком много, и звучит оно крайне нелепо. Про «Скучаю, но работаю» так сказать не получится: от Drake Гриша взял все самое лучшее и оно ему очень к лицу. Его песни приобрели обаятельную вязкость, которую артист не пытается обратить в абсолют, а умело смешивает новые приобретения с тем, за что его любит основная часть аудитории. Надо сказать, что настроение томной грусти, столь популярное сегодня, пытаются освоить многие артисты, но у Будека это получилось на твердую пятерку. Поэтому если вы не являетесь любителем музыки OG Buda, может быть, это даже и к лучшему. Тогда есть гораздо больше шансов на то, что он вам понравится. Но если Drake – музыка не ваша, то я даже не знаю, что вам может прийтись по вкусу на этом альбоме.

Напротив, альбом «Оба» от MAYOT немного расстроил. Также как и в случае с  OG Buda, новая работа не вторит серии альбомов «Заправка кид» (существует 3 части), «Ghetto Garden», и другим, сольным и совместным. «Оба» также вдохновлен творчеством Drake и отражает лиричную сторону Артёма.

Мы побывали на закрытой презентации альбома, где нам еще перед выходом пластинки сообщили, что она разделена на две части, которые поэтапно рассказывают о взлетах и падениях в отношениях. Первая часть альбома выполнена в танцевальном стиле (карибские мотивы, афробит, дэнсхолл), а в основу второй части положено R&B-звучание в духе канадских артистов (мы же говорим, дело не обошлось без Drake!).

Немного о презентации: опять же кивок в сторону запада (не обязательно Drake). Рэп-концерты в России маленькими шагами трансформируются в зрелище интереснее, чем проходки по сцене с микрофоном. Закрытое предпрослушивание альбома прошло в необычном формате, посреди сцены стоял куб, который был выполнен из плотного стекла. С первых минут в этом пространстве гостей окутала загадочная и таинственная атмосфера. Само представление было обезличено, что стало возможностью для каждого зрителя погрузиться в мир фантазий и грез, всецело прожить эмоции вместе с исполнителем. MAYOT разделил свою эмоциональную связь с публикой и открылся перед ней, проявив творческую сущность в каждом треке: от заглавного «на память» до последнего – «прощай».

В целом, альбом можно похвалить за определенную концептуальность, рассказанную историю, общую романтичную выдержанность и интересные фиты, которые, однако, получились замысловатее сольных песен.

Лучшим моментом альбома, самым ярким его пятном, после прослушивания остается куплет Фьюза (Krec), который хочется отметить, как главную поэтическую неожиданность. В целом, альбом, безусловно, красив, но ему не хватило цельной лингвистической эстетики, и здесь придется недвусмысленно обозначить, что местами песни из альбома «Оба» не очень интересно слушать, а иногда и просто не очень приятно, и здесь хочется отметить, как раз совместный с OG Buda трек «внутри»:

«Соси мой х**, а не грусти, б*я…»

«Курю много, наверное, у меня горькая сперма, вот ты и расскажешь, так ли это»

«Знаю, наверное, у тебя не было анального секса, поэтому по зданию так раздается эхо»

С одной стороны, того же OG Buda его собственная аудитория любит за неприкрытую грязь, которую исполнитель позволяет себе в своих песнях, но с другой, это противоречит общей концепции альбома MAYOT, и такой диссонанс на пользу альбому не идет. Кроме того, было заявлено, что Артём повзрослел и выдал нам взрослый материал, но ни одному взрослому будет попросту неинтересно слушать строчки, приведенные выше. Быть может, прицел был на подростков, которые еще не успели познать себя, свое тело, и тело женщины, но аудитории постарше, представители которой тематически заинтересованы, скорее в эстетике секса, нежели в грязных неотесанных строчках, будет скучно. Поэтому взрослеть исполнителю придется, все-таки, и далее.

Еще одна деталь, сильно бросающаяся в глаза: наигранные скиты. «Оба» исполнен с претензией на «киношность». К сожалению, многие кадры в этом кино – постановочные. Это создает впечатление, будто с нами больше играют, нежели делятся душевной болью. Вместе с тем, скиты – это очередной привет западу, где подобные скетчи и зарисовки актуальности не теряли, а в России популярностью не пользуются. Поэтому сам факт их наличия, и проделанная работа над тем, чтобы они слушались, как связующий для песен элемент, это плюс, а вот их качество – минус.

Таким образом, мы получили две яркие, одинаково настроенные внутри пластинки с оглядкой на канадскую хит-сцену и можем наблюдать, как одним артистам подражание западу идет на пользу, а другим – нет. В любом случае, мы ценим красивые попытки перенимать и адаптировать в России то, чем мировые звезды восхищают жителей всех без исключения континентов, а также уход отечественных исполнителей от клише, стереотипов и предрассудков на тему брутальности типичного российского рэпера, ведь рэп сегодняшнего дня является самым востребованным музыкальным жанром, а значит и максимально свободным и прогрессивным. Но мы, все-таки, склонны ценить не только форму, но и содержание, а великий русский язык с его изобилием выразительных средств, в полной мере обеспечивает возможность создавать настоящие поэтические шедевры. Поэтому было бы здорово, если бы молодые артисты оглядывались не только на запад, но и на лучшие языковые традиции былой российской культуры.

Альбом

MAYOT - Оба

28 июля 2023, 04:52


comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я