Madlib: Что слушать
11 октября 2012, 18:00 Авторы: Руслан Муннибаев

Madlib: Что слушать

15 октября в Москве выступит Madlib — человек-оркестр и продюсер с культовым статусом. Rap.Ru выделил из обширной дискографии артиста его главные работы, которые определенно стоит переслушать перед концертом.

Говоря о Madlib, хочется сразу закидать слушателя ворохом пустых слов о гениальности, уникальности и абстрактности его музыки. А по сути, это худой черный затворник с очень плохим здоровьем является главным на сегодняшний день ретранслятором черной музыки, от регги и забытого фанка до современного хип-хопа. Его день вот уже второй десяток лет начинается с доброго косяка, а все остальное время проходит в диггинге и беспрерывном сочинении музыки. История подсказывает, что в этом случае до гениальности совсем недалеко. После смерти детройтского классика-битмейкера J Dilla, в американском андерграундном хип-хопе фигуры равной Madlib нет и не ожидается. Единственным человеком с таким же непререкаемым авторитетом и культом вокруг своей личности является Dr.Dre, но это уже совсем другой полюс в рэп-музыке — большие деньги, большой бизнес и лучший друг Эминем.

Тридцатипятилетний Отис Джексон-младший (есть еще папа, соул и джаз-певец, и младший брат по прозвищу Oh No, тоже видный хип-хоп музыкант) в отличие от многих известных битмейкеров, которые талантливо снабжают рэпперов музыкальным сопровождением, пишет самодостаточный хип-хоп, слова к которому необязательны.

 

ГЛАВНОЕ

Lootpack "Soundpieces: Da Antidote"

1999, Stones Throw

Три школьных друга: Madlib, Wildchild и DJ Romes, объединившиеся в группу под названием Lootpack в начале девяностых, несколько лет появлялись только на релизах знатной калифорнийской тусовки The Alkoholiks (из нее вышел, например, Xzibit) и выпускали синглы на виниле. Потом их заметил DJ и продюсер Peanut Butter Wolf, занимавшийся развитием своего маленького лейбла Stones Throw Records, ныне главного в Штатах по нестандартному хип-хопу. После разогревающего EP, в 1999-м был выпущен первый и единственный полноценный альбом Lootpack. Если большие калифорнийские люди вроде того же Dr.Dre или Snoop Dogg сочиняли в основном сказки про свою гангстерскую жизнь, то тут все было проще и симпатичнее — курим, пьем, копаемся в магазинах виниловых пластинок, а еще читаем рэп лучше всех в округе. Уже здесь видна манера Madlib сшивать много-много чужих кусочков в одно свое одеяло, и умело ассистировать хорошим рэпперам. 

 

 

 

Quasimoto "The Unseen"


2000, Stones Throw

Количество личин и проектов Madlib уже близится к двум десяткам. Возможно, потому, что он, как заявлено выше, целый день курит траву и сочиняет музыку. Quasimoto появился благодаря настойчивости Peanut Butter Wolf , нашедшего этого персонажа на одной из бесчисленных кассет с набросками своего нового артиста и уговорившего развить его эту тему. Но чтобы появился первый альбом Quasimoto, Madlib, по легенде, на неделю сменил конопляные ингаляции на псилоцибиновую грибную диету. В результате получилось классическое раздвоение личности — на "The Unseen" Madlib встретил загадочного персонажа Квазимото. Он читает абсурдный рэп высоким, запитченным и гнусавым голосом о больших жопах, подглядывании под девичьи юбки, глупых полицейских, джазменах и ганджубасе. Все это поверх джаза и фанка, вырезок из стенд-ап шоу, засэмплированных будто всё это сочинено именно за ту неделю. Через пять лет вышел второй альбом Quasimoto, очень неплохой, но "The Unseen" он проигрывает примерно как второй прием грибов — первому.

 

 

Madlib "Shades Of Blue"


2003, Blue Note

Peanut Butter Wolf, понимая, что Madlib — главное сокровище его лейбла, то и дело подкидывает ему новые идеи. Зная о страсти битмейкера к джазу, он сумел договориться с легендарным джазовым лейблом Blue Note об эксперименте и из каталога лейбла с пятидесятилетней историей Madlib был волен выбрать любые треки для ремикширования. Из огромных закромов с невероятными душевными мучениями были извлечены композиции Дональда Берда, Хораса Сильвера, Ронни Фостера и Херби Хэнкока. Что-то было круто приправлено хип-хоп битом, к треку Бобби Хампфри Madlib добавил рэп своего коллеги по Stones Throw — Med, в некоторых, не устояв, переиграл собственноручно все партии, а "Ode To My Father" Хораса Сильвера посвятил своему отцу. Пожалуй, именно с этого релиза начался культ: его заметили и по достоинству оценили не только в хип-хоп среде, настолько тонко и в то же время современно он обошелся с классическим материалом. Blue Note не раз выпускал разностилевые сборники ремиксов на свое наследие, но "Shades Of Blue" сохранил и освежил самый дух этого лейбла и джаза 60-70-х.

 

 

Jaylib "Champion Sound"


2003, Stones Throw

Представьте себе, что прозаики Виктор Пелевин и Владимир Сорокин сочинили вместе сборник стихов. Вот примерно так и выглядит проект Jaylib — два великих музыканта, они же посредственные рэпперы, записали совместный альбом. Услышав музыку детройтского продюсера J Dilla, Madlib записал свои версии его композиций, выкинул в Интернет, где они нашли автора первоисточника. Вместе принятых в хип-хопе разборок на пустом месте, Dilla тут же связался с Madlib и так начался Jaylib. Имейлы летали из Детройта в Лос-Анджелес и обратно, пока не получился "Champion Sound", потенциально один из важнейших хип-хоп релизов двухтысячных. Потенциально — потому что совсем уж чуда не произошло и это действительно вышли стихи прозаиков Пелевина и Сорокина. Читать рэп у Диллы и Madlibа получается гораздо хуже, чем сочинять к нему музыку.

 

 

Madvillain "Madvillainy"


2004, Stones Throw

Алкоголик в железной маске MF Doom — один из самых ярких представителей хип-хопа за всю его историю. Виной тому и харизма железной маски, без которой его никто не видит, и его альбомы, классика черного абстрактного стихосложения, отсылающая ко всей современной культуре разом, будь то авторское кино или психология. Их встреча с Madlib была неминуема и эта коллаборация удалась на сто процентов. Отис Джексон приготовил для него самое подходящее музыкальное сопровождение, перешерстив главные американские мультсериалы, по которым Дум и сам большой специалист, и использовав их звуковые дорожки. Короткие песенки без четкой структуры, отсутствие куплетов, запутанные тексты — все это не помешало "Madvillainy" стать самым успешным релизом Stones Throw за всю историю лейбла.

 

ЛИШНЕЕ

Talib Kweli & Madlib "Liberation"

Talib Kweli, несмотря на его статус первостатейного поэта, слушаеть порой бывает довольно скучно из-за специфического голоса и манеры. А тут еще плодовитость Madlib сыграла злую шутку и он выдал Talib самых невзрачных своих битов. В 2007 году они вывесили этот альбом в свободное скачивание, а через месяц уже стали продавать на физическом носителе. Совершенно напрасно.

 

 

КОЛЛЕКЦИОННАЯ РЕДКОСТЬ

Madvillain "Madvillainy 2: The Box"

Peanut Butter Wolf не только умелый вдохновитель, но и прекрасный бизнесмен. Музыка его лейбла не пользуется массовым спросом, но в умении два-три раза продать одно и то же, Stones Throw нет равных. Пока фанаты ждут второго альбома Madvillain, им предлагается купить ремиксы на первый плюс сингл на виниле, футболку, книжку комиксов и вот издевательство — кассету. Стоит такой комплект 125 долларов и продавался только через сайт лейбла.

 





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я