Раз, два, три - Талибушка Квели
4 февраля 2011, 08:50 Авторы: Леша Горбаш

Раз, два, три - Талибушка Квели

"Раз, два, три - Талибушка Квели!" Ум, честь и совесть хип-хопа в развернутом интервью, которое вряд ли осилишь в один присест.

За последние 16 лет Talib Kweli не выпустил ни одного плохого альбома, поработал с бесчисленным множествах интересных людей, побывал на нескольких мейджорах и запустил свою собственную компанию – Blacksmith Records, чтобы теперь самому контролировать свою карьеру. Всё это время он постоянно делал музыку, даже не заикаясь об уходе со сцены. Выпустив "Gutter Rainbows", Talib продолжает двигаться вперёд, не думая останавливаться.

Ты ветеран. Один из тех рэперов, которыми хотят стать. Давай не будем говорить о таланте и способностях, просто взглянем на твоё наследие: не так уж много артистов могут похвастаться таким же резюме. Немногим удавалось оставаться на волне всё это время, пока менялась сама культура и наступила эра новых технологий. За 16 лет и 9 альбомов, что тебя все ещё удивляет в хип-хопе?

Его универсальность. Осознание того, что хип-хоп – первая по-настоящему межкультурная вещь, с которой я столкнулся. "Межкультурная" может звучать излишне пафосно, но это отсыл ещё к временам наших родителей. Хип-хоп межкультурен по своей природе. У Fred the Godson есть трек "Up to Us", где он вспоминает рэперов от Wale и Jay Electronica до Trae tha Truth и Asher Roth. Когда я рос, я встречал МС со всего Нью-Йорка и у каждого был свой стиль, своя фишка. Сегодня осознавать, что этот молодой рэпер может знать МС со всего мира – это ли не здорово? Взрыв в индустрии, когда каждый мог делать миллионы долларов, ушёл, но дух хип-хопа всё ещё с нами.

Название твоего нового альбома "Gutter Rainbows" ("Водосточная радуга") развивает идею посмертного проекта 2Pac "The Rose that Grew from Concrete" ("Роза, выросшая из асфальта"). Оба названия отражают в себе опыт чёрных людей в поиске прекрасного там, где его найти тяжело. Почему, когда у всех есть возможность продолжать традиции 2Pac, немногие делают это?

Ты не первый, кто проводит параллели между моим альбомом и проектом 2Pac. Думаю, и сегодня люди делают личные, умные песни, но мы ослеплены. Индустрия ослепляет нас, освещая только поверхностное дерьмо. Но посмотрите на Lauryn Hill: людям всё равно, на сколько она опоздает на концерт, они будут её ждать. Если она выпустит что-нибудь завтра – мы выстроимся в очередь и купим это.

Многие артисты сегодня делают полуфабрикаты для мгновенного попадания в чарты. Нам нужно больше говорить о чувствах, о нашем опыте. Мы многое можем передать нашей музыкой.

Какие темы ты поднимаешь на "Gutter Rainbows"?

Я пытался донести то же, что несут в себе "The Rose that Grew from Concrete" и"The Beautiful Struggle": хороший живой звук, ободряющее настроение. Музыка напоминает мне о прошлом: песни отражают моё состояние во время написания той или иной песни. Также Gutter Rainbows – это важный шаг на пути к моему следующему мейджор-релизу "Prisoner of Consciousness".

За свою карьеру ты работал с бесчисленным множеством интересных рэперов и продюсеров и всё ещё продолжаешь делать музыку. При этом ты никогда даже не заикался об уходе. После того, что произошло с тобой на Interscope/Geffen/MCA, у тебя не возникало мысли уйти со сцены? Ты размышляешь об этом на последнем альбоме Reflection Eternal в треке "My Life".

Нет, наоборот. Мне хочется создавать ещё больше. Gutter Rainbows – плод этого желания. Но теперь я хочу и контролировать свою музыку, чтобы больше не попасть в ситуацию, в которой я оказался с "The Beautiful Struggle". Пришлось приложить немало усилий, чтобы выпустить "Gutter Rainbows" через мою компанию Javotti Media. А мой следующий мейджор-альбом выйдет на Blacksmith/EMI. Теперь я куда больше контролирую свою жизнь.

Ты сотрудничал со многими артистами: Mos Def, The Roots, Kanye West, Strong Arm Steady и даже Gucci Mane. Как ты выбираешь, с кем записать песню?

Прекрасный вопрос. Главное – это то, что музыка артиста даёт миру. Я уважаю амбиции. И если этот человек представляет целую группу людей, либо его музыка достаточно хороша, чтобы зацепить меня – большего не нужно. У меня есть несколько треков с Fashawn. Мы познакомились во Фресно, он был там с Evidence, после этого мы встретились в Амстердаме, он попросил меня поучаствовать в его микстейпе и я согласился.

Что касается Gucci, с ним у меня такого контакта не было. На первый взгляд, наша музыка плохо сочетается. Я был на сцене задолго до появления Gucci. Мне понравилась "Freaky Girl", но не будь там Luda и Lil Kim, я бы не обратил на трек внимания. Местами мне нравится "Lemonade". И мне импонирует, как Gucci взаимодействует с Waka Flocka. Gucci появился из ниоткуда и добился многого. Он попросил записаться с ним для микстейпа и я согласился. Надеюсь, кто-нибудь сделает для меня нечто подобное.

Помните The Lox до того, как они ушли от Diddy, когда они ещё ассоциировались с этими крикливыми костюмами? Они подошли ко мне на каком-то мероприятии и сказали, что им нравится наша с Mos Def музыка. Это было уже после моего ухода с Rawkus. Было неожиданно и приятно осознавать, что им нравилось наше творчество. На первый взгляд, может мы и делаем совсем разные вещи, но они понимали нашу музыку.

Говоря о работе с Gucci, как её приняла публика?

Хороших отзывов было больше, чем плохих. Просто у меня очень крутой куплет, многие выделяли его.

Ты всегда помогал молодым артистам. Брал Kanye West с собой в тур до того, как он стал тем самым Kanye West, записывался с Papoose в 2005 или брал J. Cole и Jay Electronica на последний альбом Reflection Eternal. Ты постоянно выступаешь в роли "старшего брата".

Это странно, когда люди называют меня "старшим братом" или "дядей", мне это не нравится. Хотя "дядей" меня ещё не называли, пару раз я слышал "старший брат" в свой адрес.

Ты работал с Bun B на двух своих последних проектах.

Вот, это мой "старший брат".

Именно. Bun B один из тех, кто постоянно протягивает руку помощи молодому поколению и делает такие вещи нормой.

Да. Но и я не делаю этого ради того, чтобы оставаться на волне. Я просто узнаю себя в этх ребятах. Например, я вижу многое от себя в Blu. Когда я впервые послушал альбом "Below the Heavens", я подумал: "Это не просто круто, это звучит как альбом, который я бы мог записать в начале карьеры, я и Hi-Tek". После этого я захотел поработать с ним. То же самое с J. Cole и Jay Electronica. Я познакомился с Jay, когда тот был в туре с Nas. Знаете, он не любит читать поверх битов на концертах. Jay останавливал бит на третьей строчке и заставлял зал вслушиваться в его слова. И ему это удавалось, хотя тогда никто не знал, кто он. Я поздно заметил J. Cole. У него уже вышла пара микстейпов, когда я впервые услышал о нём. Люди так много про него говорили, что я заценил пару песен и мне понравилось. Когда мы доделывали "Just Begun" у J. Cole только вышел микстейп "The Warm Up". Так что я не был особо знаком с его творчеством на тот момент, мне просто казалось, что он идеально впишется в песню.

В интернете писали, что Jay-Z проявляет к тебе интерес и ты можешь подписать контракт с Roc Nation. Возможно ли это?

Вряд ли, у них и так полно работы с J. Cole и Jay Electronica. Jay-Z многое в них вкладывает.

В одном из интервью ты говорил, что хотел быстрее выпустить "The Beautiful Struggle" из-за проблем с лейблом.

Да, альбом вышел куда позже, чем мне бы хотелось. Релиз был назначен на сентябрь 2004, а большая часть альбома оказалась в интернете в феврале. Ситуация многому меня научила. Большей части людей на лейбле было откровенно наплевать, а Jimmy Iovine хотел заменить Mary J. Blige на Maya на "I Try". Это было до того, как Mary продала 700 000 копий альбома "The Breakthrough". Он думал, что она отжила своё. Поэтому я хотел выпустить альбом быстрее, но в итоге смирился и просто дождался выхода пластинки.

После выхода "Eardrum" ты рассказывал, что пытался сделать много всего и сразу самостоятельно, так как на Warner работали недостаточно быстро.

На Warner работают хорошие люди, но они понятия не имеют, как делается хип-хоп альбом. Они не хотели работать, пока не получат законченный продукт. Это рок-ментальность: рок-группа – это единое целое, они вместе сидят на студии и делают свою музыку. В хип-хопе ты работаешь с разными людьми: тебе нужен кто-то на припев, если ты не продюсер, то работаешь ещё и с автором бита, нужно очистить сэмплы – всё это занимает время. Так что если ты не работаешь над промо, пока альбом полностью не завершён, можно сказать, что промо нет как такового. Это и произошло с "Eardrum". Они выпустили "Listen", после чего отказывались работать над промо, пока альбом не был закончен. Я всё ещё несколько романтизирую работу с мейджор-лейблами: вы же подписали со мной контракт, вы должно хотеть поддержать меня, правильно?

Создаётся впечатление, что некоторые лейблы подписывают артистов просто, чтобы убрать их с рынка.

Верно.

На вечеринке, посвящённой выходу "Gutter Rainbows", ты сказал, что лейбл провалился с промо для альбома Reflection Eternal, так как они продвигали Reflection Eternal, вместо того, чтобы использовать имена Talib Kweli и Hi-Tek.

Да. Я отсылал им кучу писем каждую неделю, напоминая, что нужно говорить о Talib Kweli и Hi-Tek, а не просто Reflection Eternal. Они отвечали: "да, конечно". Но в итоге ничего не произошло, несмотря на все мои письма.

Как ты оцениваешь промо-кампанию "Gutter Rainbows"?

Моя компания (Javotti Media) оказалась очень полезна. Этот релиз даже меньше, чем "Revolutions per Minute", но работы было проделано раз в 20 больше, чем на Warner. Сейчас я делаю в 20 раз больше для промо альбома, чем это было на Warner. Это многому меня научило в плане хода мыслей и приоритетов людей. Мне кажется, в этих зданиях работает куча людей, искренне любящих музыку и готовых работать с артистами, но большие корпорации душат их.

Творчески, экономически и с материальной точки зрения, в чём разница между официальным лейбл-релизом и инди-альбомом?

Творчески особой разницы нет. Экономически, куда больше средств тратится на лейбл-альбоме: кроме как в интернете вы не найдёте промо "Gutter Rainbows". Физически альбом не выйдет в США, только виртуально. Я не хотел бороться за место на полках магазинов с этим альбомом. Но пластинка выйдет на физических носителях в Великобритании.

Почему истинные джаз, R&B, хип-хоп куда больше ценятся в Соединённом Королевстве?

Это заграничная музыка, её окружает некая загадка, которую слушатель хочет разгадать. В Штатах, в свою очередь, также случались "британские нашествия".

Насколько всё изменилось с 90-ых? На Rawkus всё было по-другому. Это был свой маленький мир, где люди на самом деле интересовались хип-хопом, знали его и заботились о музыке. Но в целом, в чём разница между индустрией тогда и сейчас?

В 90-ых ты мог позволить себе потерять деньги. Можно было тратить средства на идею. Сейчас таких возможностей уже нет. Поэтому лейблы и предлагают эти "сделки на 360 градусов" (сделка, по условиям которой лейбл получает и контролирует не только доходы от музыкальной деятельности музыканта, но и от всего остального, чаще всего в роли "остального" выступают рекламные соглашения).

Ты бы подписал такой контракт?

Никогда. Это не в моих интересах, подписываться под такими предложениями.

Ты одновременно являешься и артистом большого лейбла, и независимым исполнителем. Как ты находишь баланс?

Мне пришлось научиться правилам шоу-бизнеса. У меня есть своя модель, модель не ориентированной на радио музыки. Я пытаюсь продвигать её, чтобы и другие артисты смогли почерпнуть что-нибудь для себя.

Тяжело быть своим собственным хозяином?

Да, но это того стоит.

Ты много экспериментируешь в рамках проекта Idle Warship. Говоря о сольной работе, что сейчас тебя мотивирует?

Наверное, две вещи. Во-первых, любовь писать. Idle Warship появился исключительно из моей любви писать и читать. Jay-Z в конце своей книги "Decoded" говорит, что сейчас он сказачно богат, побывал во всём мире – всё это ему принесла любовь читать рэп. И я чувствую то же самое. В конце концов, именно моя любовь писать позволила мне повидать мир, встретить глав нескольких государств, побывать в беднейший местах мира. Я никогда не прекращу писать. Даже если изменится формат и люди перестанут слушать альбомы, я буду писать и выпускать песни и от лица Talib Kweli, и совместные работы с Hi-Tek, Mos Def, Idle Warship. Ну а во-вторых, бизнес. Бренд Talib Kweli позволяет продвигать лейбл Blacksmith. Пусть пока мы и не выпустили ничего, кроме моих альбомов и проекта Jean Grae "Jeanius". Так что пока не выстрелят Blacksmith и Idle Warship, пока моя семья не будет ни в чём нуждаться, я буду делать новые песни, которые смогут оплачивать счета и приносить деньги.

Каковы твои планы на ближайший год?

Strong Arm Steady. Я хочу подтолкнуть их к массам. Люди хотят их новый альбом, особенно на Западном побережье. Продкашном занимались Jelly Roll, Nottz, DJ Khalil и Madlib, а гостями альбома стану я, Too Short, Kurupt и Marsha Ambrosius. Все выложились по полной.

Strong Arm Steady приходится нелегко, потому что многие не понимают, кто они и почему я ими занимаюсь. Людям интересно: гангста-рэп ли это, либо это что-то с продакшном от Madlib. Многие ещё не поняли, что эта группа заключает в себе всё это и многое другое. Что касается моего творчества, то "Prisoner of Consciousness" станет моим следующим мейджор-релизом. И, конечно же, я работаю с Jean Grae.

Говоря о Jean Grae. Все могут оценить её талант в треке "Uh Oh" с нового альбома. Почему она всё ещё в андерграунде, а, например, Nicki Minaj – международная звезда?

Не думаю, что эти вещи можно связать между собой. Nicki Minaj стала звездой благодаря своим амбициям и таланту, с этим нельзя спорить. Она на сцене далеко не первый день и уже прошла андерграунд-сцену. Она нашла свой путь, создав собственную нишу.

Jean – моя любимая девушка-МС на сегодня. Я не отрицаю таланта Minaj, нет. Nicki привлекает к себе внимание: будь то её метафоры или мимика, она делает всё, чтобы сделать себя самой интересной частью трека. Но это только её феномен. Jean идёт другой дорогой. Она копает глубже, затрагивая близкие ей темы. У неё никогда не было возможности выпустить альбом мейджор-уровня. Для этого нужно, чтобы в тебя поверил человек уровня Lil' Wayne, как это было с Nicki. Я далеко не Lil' Wayne, но моего веса достаточно, чтобы помочь Jean Grae выпустить что-то на хорошем уровне, при этом не меняя суть её музыки. Мне кажется, когда она выпустит достойный проект, мир всё поймёт и все вопросы исчезнут.

Как ты сказал, Nicki и Jean каждая одарены по-своему, одна с большим коммерческим уклоном, нежели другая. Поднимая вопрос денег, что для тебя важнее – успешность или аутентичность музыки?

Сегодня, слыша на радио что-нибудь, что не похоже, либо не соотносится с твоим творчеством, нужно верить в то, что это хорошая музыка. Люди могут использовать свою славу, чтобы привнести в мир что-то хорошее.

Но говоря о музыке в целом, мы можем оставаться успешными, поднимая серьёзные вопросы и темы, много значащие для людей на протяжении многих лет. Это вряд ли принесёт песням вроде "Ballad of the Black Gold" ротации на радио или MTV. 13-летним девочкам, звонящим на радио, эта песня может и не нравится, но в итоге, через 50 лет, одна из таких девочек подойдёт ко мне и скажет, что эта песня открыла ей глаза. И вот это куда важнее.

Lauryn Hill и Snoop Dogg пользовались телесуфлёрами на последнем фестивале "Rock the Bells". Как ты относишься к таким веяниям в хип-хопе?

Я выступаю по 200 раз в год. ?uestlove рассказывал, что Black Thought может держать до 20 песен в голове. У меня 9 альбомов. Каждый раз, когда я делаю что-то новое, старые вещи забываются. Однажды, во время выступления в Нью-Йорке, меня попросили исполнить "Get By" и я не мог вспомнить текст. Я начинал песню 4 раза, первые несколько раз пытаясь вспомнить текст с помощью публики. А сколько альбомов у Snoop Dogg? У Lauryn их всего два, не знаю, почему она может забывать собственные тексты. Но с ней всё совсем по-другому, на сколько бы она не опаздывала на концерт, публика всегда будет получать максимум от контакта с ней и её музыкой.

Что ты думаешь о многократных номинациях The Roots на "Grammy"?

Они номинируются после каждого альбома, потому что делают хорошую музыку. Они сделали неоценимый вклад в карьеру многих артистов, в том числе и мою. Я не стал бы тем, кем являюсь сейчас без них.

Может ли 2011 стать годом Black Star?

Даже если это и год Black Star, это всё ещё и год Blacksmith. Потому что то, что я всё ещё интересен людям и они ждут альбом Black Star – это заслуга нашей работы на Blacksmith Music. Мы с Mos Def каждый год говорим о новом альбоме Black Star. Mos сейчас выше индустрии, сейчас он просто выпускает музыку. Он не хочет тратить время на пиар, он перерос это. Думаю, он находится в уникальной позиции, его другие таланты позволяют ему не думать о правилах музыкальной индустрии. В свою очередь, я стал куда более независим в последнее время, что тоже должно помочь с записью альбома Black Star. Мы могли бы записать альбом и по договору с каким-нибудь лейблом, но думаю, что мы уже давно переросли это.

Люди хотят слышать больше совместных треков от Mos Def и Talib Kweli, готовите ли вы что-нибудь сейчас?

Мы записали песню не так давно. Mos движется по своей собственной орбите, он очень свободолюбив. Тяжело планировать работу с ним.

Но, тем не менее, мы едем в совместный тур в этом году. Может быть, мы наконец-то выкроим время для работы над альбомом.





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я