Исполнилось 10 лет альбому Jay Z "Black Album"
23 ноября 2013, 19:00 Авторы: по материалам The Fader

Исполнилось 10 лет альбому Jay Z "Black Album"

Создатели, возможно, лучшего альбома Jay Z вспоминают, как они это сделали.

"The Black Album" был чем-то большим, чем просто альбом. Это было культурное событие.

К 2003-му году за каких-то семь лет Jay Z превратился из районного хастлера в хип-хоп-магната и человека, влияющего на поп-культуру. Он распродал свой концерт на арене Madison Square Garden со скоростью ветерана рок-сцены. Его любовь к рубашкам button-down вызвала первое сближение хип-хопа с модной индустрией и вдохновила легионы впечатлительной молодежи навсегда забыть о спортивном трикотаже, в котором сам Jay так эффектно смотрелся годом раньше. И еще, все были уверены, что наблюдают за последним актом какого-то важного действия.

Готовившийся к релизу в 2003-м “The Black Album” преподносился как последний альбом Jay Z. Подразумевалось, что рэпер сосредоточится на других бизнес-проектах, которые уже тогда играли для него не менее важную роль, чем музыка. Этого не случилось, но настроение в то время было именно таким — что отразилось на продакшне альбома. Поговорив с ключевыми людьми, участвовавшими в работе над “The Black Album”, издание The Fader попробовало воссоздать тот дух и атмосферу, и рассказать, как икона жанра собиралась оставить последний след в истории.


KYAMBO "HIP HOP" JOSHUA
сооснователь Hip Hop Since 1978, A&R-менеджер

Я начал работать с Джеем в старших классах. Моя работа состояла в том, чтобы помогать ему быть величайшим. Мы сделали "Blueprint", "Reasonable Doubt" и все, что было между ними. Приступая к "The Black Album", мы знали, что должны записать великий альбом и уйти на высоте.

JUST BLAZE
Продюсер треков "December 4th" и "Public Service Announcement"

Никто заранее не знает, что он "записывает классику". Ты просто пытаешься сделать все, на что способен. В конечном счете, я рад, что эти песни выдержали проверку временем. Когда на концерте звучит "Public Service Announcement", кажется, что он вышел не десять лет назад, а вчера. Это редкость в наши дни, ведь жизнь песен стала такой короткой.

GEE ROBERSON
сооснователь Hip Hop Since 1978, исполнительный директор Blueprint Group

Работа в "Бейслайн Студио" шла дни напролет. Пока Just Blaze занимался своей кухней в одном студийном помещении, Jay Z записывался во втором. Время от времени Just Blaze заходил к нему и говорил: "Ого, вот это да, круто!" Just Blaze любит соревноваться. Он слушал все, что записывали другие продюсеры, и потом говорил: “Ладно, ты сделал так, смотри, как сделаю я”.

Я был на Roc-A-Fella с 96-го, я был либо A&R-менеджером, либо исполнительным сопродюсером у всего, что Jay выпускал. В 2003-м я покинул Roc-A-Fella и стал работать на Atlantic — и как раз в ноябре вышел “The Black Album”. Так что над "The Black Album" я в основном работал удаленно, отправляя Джею треки из моей продюсерской компании. Джею я всем обязан, с него моя карьера началась — естественно, отношение было не как к рядовому проекту.

KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Мы считали, что The Black Album будет его последним альбомом, так что концепт был такой: "поработаем и с продюсерами, которых мы знаем, и с теми, с которыми еще не работали". Список напоминал вишлист на день рождения. Нам были нужны Rick Rubin и Dr. Dre, ну и что-то более очевидное вроде Kanye West и Just Blaze. Начались поездки — к Timbaland в Майами, Pharrell ждал нас в Вирджинии, а Rick Rubin в Лос-Анджелесе. В итоге с Dr. Dre не получилось, как не получилось и с DJ Premier. Поджимали сроки. У Джея была особенная песня, под которую ему нужен был бит DJ Premier. И когда с ним не срослось, неожиданно для всех появился 9th Wonder.


Поездка в Лос-Анджелес оправдала себя хотя бы тем, что на свет появился трек "99 Problems", спродюсированный Риком Рубином.


9TH WONDER
Андерграундный продюсер из Северной Каролины, продюсер трека "Threat"

В феврале 2003-го общий друг свел меня с Тероном Смитом, режиссером из Бруклина. Терон сказал, что ему нравятся мои биты. И если он узнает, что кому-то нужны инструменталы, то он замолвит словечко. В сентябре он вышел на связь и спросил: "Помнишь меня? Тут один человек хочет с тобой поговорить на счет инструменталов". А я спрашиваю: “А кто?” Он отвечает: "Jay Z". А я ему говорю: "Что? Эй, давай без шуток".

Терон в это время работал над фильмом Jay Z "Fade To Black" и сидел рядом с Young Guru (студийным инженером и правой рукой Jay Z — прим. Rap.ru). Он передал трубку Young Guru и тот спросил: "Можешь приехать?" Была среда. В субботу я уже находился в Нью-Йорке и включал свои биты для Джея в Бейслайн Студио. Джей спросил, могу ли я задержаться до понедельника. Он уже записал "What More Can I Say", "Encore", "Lucifer", "December 4th", "Allure" и "Change Clothes". Планка была установлена высоко и нужно было соответствовать. Джей сказал: "У меня есть сэмпл из песни R.Kelly "A Woman’s Threat" Посмотри, что с ним можно сделать".

Он придумал первый куплет, действительно без бумаги, ничего не записывая. Стоял в углу и просто повторял строчки снова и снова, бубнил их под нос. Потом он сказал: "Мне надо идти, хочу чтобы ты закончил этот инструментал, пока меня не будет". И ушел, оставив мне этот сэмпл и мой ThinkPad. У меня было 25 минут.

Джей вернулся, надел наушники, и это было то, что ему нужно. А мой ноутбук вдруг сломался и больше не работал. Так что это был единственный бит, который я на нем сделал. Крутое это было время. Быть частью этого, да просто находиться в комнате и разговаривать с таким человеком — это незабываемо.

KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Джей в студии настолько профессионален, насколько это вообще возможно. Это не означает, что мы вообще не шутим. Но если мы пришли в студию, то выйдем оттуда с песней, таков закон. Он записывает песню за один тейк. Мало того — он и пишет ее прямо там. Процесс идет очень быстро, и этот альбом, в частности, тоже был записан очень быстро.

GEE ROBERSON

Всегда удивлялся, как он сочиняет тексты. Вот он слушает музыку и что-то бормочет, вот получился куплет, который он помнит так же хорошо, словно записал на бумаге или в Blackberry. Это невероятный дар.

CHAD HUGO
Сопродюсер треков "Changes Clothes" и "Allure"

За Джеем всегда хочется наблюдать. Он же гений. Его команда обратилась ко мне в последний момент: я был польщен. Когда Джей рядом в студии, ты начинаешь работать, как бешеный.

KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Что отличало эти студийные сессии? Во-первых, все торопились. Не суетились — просто не теряли времени. Во-вторых, было очень много идей. Все старались что-то внести, и собственное честолюбие продюсеров уходило на второй план, поскольку это был последний альбом.

CHAD HUGO

Мы себя чувствовали участниками секретного спецподразделения. У всех было настроение "А что я могу сделать?" и "Как я могу это улучшить?" "Здесь голос Джея не ок, нужно уменьшить компрессию. Вот тут шум, нужно навесить гейт. Этот снейр звучит плоско, а нам нужен такой, как выстрел в сердце". Быть на одной волне с окружающими — это залог успеха.

KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Работа шла своим чередом. DJ Quik появился у нас, потому что Джею понадобился звук западного побережья. Мы съездили к Фарреллу в Вирджинию и записали немного материала с ним, в том числе песню, которая не вошла. Потом подключился Канье. Когда я ставил Джею чей-то бит, Канье постоянно говорил: "Жаль меня там не было. Я бы подсказал ему, что вот это надо сделать так, а вот это — так".


Авторам статьи не удалось поговорить с Канье — слишком сильно изменился его статус. А вот 10 лет назад он еще не выпустил "College Dropout" и просто был одним из участников продюсерской команды "The Black Album". И записывал, например, вот такие биты.


GEE ROBERSON

Канье продал Джею "Encore", преподнеся его так: "Эй, это — оно". Канье лучший продюсер, что я встречал. Он хорошо представляет, как и за счет чего трек будет производить впечатление на слушателя.

Kanye и Just Blaze — это я представил их обоих Джею в 1998-ом. Для меня было важно, чтобы и на "The Black Album" появился новый, неизвестный битмейкер.Так что когда я услышал трек Aqua "My First Song", то ни секунды не сомневался.

JOE "3H" WEINBERGER
Сопродюсер "My 1st Song"

Команда Джея — Gee Roberson и Hip Hop — разместила в хип-хоп-журналах рекламу: "The Black Album: последний альбом Jay Z". В рекламе перечислялись 12 величайших на тот момент продюсеров на Земле. Но я то знал, что на каждом альбоме Jay дает слово одному-двум новичкам.

AQUA
Сопродюсер "My 1st Song"

Я был интерном на MTV News, а значит имел доступ ко всей библиотеке видео. Я мог использовать внутреннюю сеть и находить все, что мне нужно. На выходных я пробрался туда, чтобы найти какие-нибудь неизданные видео Бигги и Пака и показать их моим друзьям дома в Лос-Анджелесе. Я нашел нужные записи и переписал их себе на VHS-кассету. Там было невыпущенное интервью — потом его фрагмент показали — с Бигги и Паффом.

Когда я сделал бит "My First Song", я подумал, что ему нужно небольшое интро. Появилась идея вставить туда диалог, который задаст тему и настроение песне. Я взял с той кассеты фрагмент речи Бигги. Меня не было рядом, когда Джей слушал этот бит, но могу вообразить, что именно это интро подсказало ему, о чем можно сделать трек на этот бит.

JOE "3H" WEINBERGER

После того, как Джей послушал бит, мы ждали 4 месяца. У них все было тихо и секретно. Пока мы не встретились в Лас-Вегасе, где у Джея был концерт. Gee привел меня и Aqua на бэкстейдж, и я впервые увидел Jay Z своими глазами. Нам же было лет по 20. Он сказал тогда: "Бит мне нравится. А больше ничего сказать не могу". Такая была секретность.

Вообще приятных воспоминаний много. Как ходили вместе с Kanye и Just Blaze затариваться пластинками в магазин винила. Канье был новым артистом без контракта, не то что сейчас. Вспоминаю все это с чувствами благодарности и стенения, что ли. Иногда эта песня всплывает случайно в плейлисте и я говорю: "Нет, я сейчас не в настроении это слушать". Слишком уж много эмоций она вызывает.

LUIS RESTO
Постоянный коллаборатор Эминема, сопродюсер "Moment of Clarity"

Я работал над битом для "Moment of Clarity" с Маршаллом Мэтерсом. У меня образование по фортепиано, и у меня есть тяга к струнным инструментам. Это была та отправная точка, от которой мы отталкивались. Когда я слышу "Moment of Clarity", я буквально чувствую ее своими пальцами. Трек получился масштабным, но там оставалось пространство для голоса. Потом Маршалл приехал и просто сказал: "Джею нравится, надо сводить". Насколько это значимый альбом, я в то время не задумывался. Была работа и мы ее сделали. Мне повезло работать с Маршаллом, и мне повезло сделать работу, которую оценил Jay Z.


Трек получился таким "эминемовским", потому что его писали продюсер Эминема и Эминем.


WIZ BUCHANAN
Продюсер "What More Can I Say"

Нашлись общие знакомые, которые предложили показать нашу музыку Jay Z. Я отправил всего одну запись, на ней уже был хук, интро, все уже сведено. Сначала они перезвонили и попросили прислать раскладку по трекам. Потом Jay Z им перезвонил! Говорит: "Скажи этим парням, я просто похоронил их бит. Пускай приезжают на студию". Это было нереально. Нас никто не знал, мы всего лишь один бит прислали. Я и продюсером толком не был, просто состоял в рэп-команде. Чувак, который пропел хук, просто жил в многоэтажке напротив. Записывали у меня дома. А биту был то ли год, то ли два. И когда мы его показывали, никто особо не впечатлился. Видимо, это музыка ждала своего артиста.

В песнях Jay Z много похвальбы и бравады, то есть, можно было ожидать встретить самодовольного человека. А оказался просто приятный парень, говорил с нами, как будто сто лет знакомы. Реально смешной, веселый, словно такой же чувак с квартала. Воспринимает критику, реагирует — короче, реально умный чувак. Знаете, в студиях такая нервная энергетика иногда витает, а в тот день — ничего подобного, одно только веселье.

JUST BLAZE

Альбом был закончен. Я занимался сведением чего-то еще. И в последний момент у меня получился бит для "PSA". А Джей уже проводил в своей студии встречи с прессой. Представители множества изданий пришли на предпрослушивание. Ну в разгар этого процесса я вбегаю в студию и говорю, что ему нужно кое-что послушать. Ему понравилось, но он не понимал, что делать — альбом-то уже закончен. Я убедил его, что альбом не закончен, пока мы не закончили эту песню.

В общем, он прибегал в перерывах между пресс-прослушиваниями как бы готового альбома, придумывал четыре строчки и убегал обратно. Так всю ночь. Есть песни, в которых вложен гигантский труд, а есть такие, которые рождаются из секундного озарения. Мне просто повезло оказаться в соседней комнате. Звезды совпали.

Чтобы "PSA" попал на альбом, мы остановили печать и отгрузку дисков, остановили печать обложек. Нам пришлось убрать с альбома трек "Looking at My S Dots". Всего через две или три недели мы выступали в Мэдисон Сквер Гарден, и когда зазвучал "PSA", зал буквально взорвался, все знали каждое слово в песне. Восхитительное чувство!

У Black Moon была запись с тем же сэмплом, что и в "PSA", я об этом не знал. Альбом вышел за пару недель до "The Black Album". Я купил этот альбом, но так и не открыл. Так вот, когда мы заканчивали "PSA", один из ассистентов работавших в студии слушал в офисе альбом Black Moon. Я шел из студии в офис и услышал песню с тем же сэмплом, и думаю: "Что, черт возьми, происходит?!"

Словом, тогда было много разговоров, что я украл у Black Moon их мастер, что между нами биф, что я назло им использовал этот сэмпл. Смешно, что как всегда громче всех высказывались люди, которые меньше всех в теме. И тогда это немного омрачило мои эмоции. А сейчас смотрю я на людей на концерте, они тогда только в школу пошли, а сейчас им 18-19 и они знают каждое слово в этой песне. Чудо?


10 лет спустя после описываемых событий Jay Z исполняет "PSA" в Карнеги-холле с оркестром. Проверьте свою реакцию — всколыхнется что-нибудь?


KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Когда Jay записывает альбом, он точно знает, что делает. Никакой нерешительности и сомнений. Иногда можно услыщать истории о людях, записавших 50, 60 песен, а потом выбравших 12. Мы так никогда не делали.

JUST BLAZE

Иногда сочинение музыки — это тяжелая работа. Но когда у тебя есть близкое знакомство или история взаимоотношения, все намного проще. Если мне что-то не нравится, я могу просто сказать об этом Джею. Если ему что-то не нравится, он тоже может. Тут не до дипломатии. Я был уверен в том, что мы делали.

Чувствовал ли он давление? Чувствовал желание превзойти то, что сделано раньше. Он спрашивал: "А это лучше чем "U Don’t Know"? Это лучше чем "Girls, Girls, Girls"?" Я обычно отвечал, что не важно, лучше это или нет. Если это хорошо, то это хорошо. В итоге оценивать будут слушатели.

JUST BLAZE

Порой не музыка делает альбомы классическими, а обстоятельства, которые ее окружают. В то время Джей как раз выходил на новый уровень сверхизвестности — и при этом уходил в отставку. Менялся звук хип-хопа, менялась мода, менялась ситуация в рекорд-индустрии. Выпусти он такой альбом пятью годами позже, или пятью годами раньше, он мог и не достигнуть подобного эффекта. Мы угадали с таймингом.

WIZ BUCHANAN

Angie Martinez поставила "What More Can I Say" на каком-то вечернем шоу. Договор у меня уже был подписан, но деньги мне еще не заплатили. Были проблемы с очисткой сэмпла из фильма "Гладиатор". Так что когда я услышал по радио, стоя на кухне и мастеря бутерброд, то я сначала подумал, что просто что-то сбилось, и вместо радио заиграла моя запись. Но они поставили ее снова, а потом — еще раз. Через 20 минут прибежал тот пацан, который записал припев. Он бежал по улице и кричал “Йооооо! Йооооо!”

Знаете что? Круто, что Джей не стремился сделать радио-френдли трек. Это не клубный, не коммерческий трек, а настоящий рэп. И он был на радио. А мои друзья до последнего момента не верили, что мой трек будет на альбоме Jay Z. Все думали, я вру.



AQUA

В тот момент мы с 3H находились у друзей на Манхэттене. Альбом пару дней как слился в интернет. Кажется, мы включили радио и услышали там “My 1st Song”. Мы захватили только конец трека, аутро, и потеряли покой. Я думал: “Надеюсь, они взяли не только аутро”.

Мы пошли на Таймс-сквер и купили бумбокс. Жили мы в гостинице, поэтому пришлось помыкаться, чтобы скачать альбом и найти кого-то, кто нарежет его на болванку. Когда мы наконец ближе к ночи послушали свой трек на этом альбоме, это было совершенно нереальное ощущение.

JOE “3H” WEINBERGER

Я знал, что трек должен попасть на альбом, потому что лично занимался менеджментом и сам ходил показывать договор юристу. Но до последнего момента ничего не было ясно — видимо, это были такие меры предосторожности. Это было самое начало эпохи интернет-пиратства.

JONATHAN MANNIONфотограф

Малоизвестный факт, но снимок для обложки был просто тестовым снимком, сделанным в начале сессии. В тот момент все уже знали, что это последний альбом, и мне хотелось сделать кадр, который бы с этим ассоциировался.

На тот момент на обложках всех альбомов Jay Z, кроме одного, были мои фотографии. Я сказал: "Это твое последнее заявление. Это мое последнее заявление. Нужно соответствовать". Мы приложили много усилий, но в итоге тот снимок оказался наиболее подходящим. Черное на черном, положение головного убора — сейчас этот кадр считается каноническим.

Когда Джей увидел его, он сразу все понял. Он был уверен, что образ и сильный, и тонкий. Это был именно образ, не портрет, не большое лицо на обложке. И он резонировал с тем, что происходило в то время. Из-за уверенности, что обложка у него есть, он больше не хотел участвовать в фотосессиях. Тогда я почти потребовал: "Мне нужно сделать эту работу, это финальное высказывание. Я знаю, тебе не хочется, но в конечном счете тебе все равно понадобятся фото для прессы". Словом, я его убедил.




9TH WONDER

После "The Black Album" мне позвонил сам Jay и спросил, не сделаю ли я что-нибудь для Destiny’s Child. А я тогда подумал, что когда-нибудь буду об этом внукам рассказывать. Это, конечно, клише такое, "рассказывать внукам", но я правда собираюсь сесть рядом с внуками и рассказать им, что работал с Jay Z. Если моя карьера завершится завтра, я все равно могу сказать, что участвовал в записи одного из важнейших альбомов своего времени — и, возможно, лучшего у Jay Z. Этого у меня не отнять.

JOE “3H” WEINBERGER

Недавно в Париже услышал "My 1st Song" в клубе, где под нее сходила с ума молодежь. Очевидно, песня зажила своей жизнью. Иногда я задумываюсь, много ли сегодня пишется песен, которые будут звучать и через десять лет.

KYAMBO “HIP HOP” JOSHUA

Я помню, что альбом был очень личным, в первую очередь из-за текстов. Например, второй куплет в "Lucifer" был о моем брате, который тогда умер. “December 4th” да и другие песни, вызывали не меньше переживаний. Одна из причин, почему я не слушал его слишком часто, это то что он такой тяжелый. Он несет чувство законченности. Одновременно с выходом альбома, в "Гардене" состоялось наше шоу Fade to Black. И тогда у меня впервые появилось чувство, что мы не только достигли того, к чему стремились в самом начале пути, но и ушли намного, намного дальше.

Альбом "The Black Album" можно приобрести или послушать онлайн в разделе "Дискография"




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я