Мастер Шеff: Мастер слога ломанного
11 марта 2006, 08:10

Мастер Шеff: Мастер слога ломанного

Сегодняшнее интервью Влада Валова можно назвать ответом на этот материал, а можно – дополнительной информацией к размышлению. Летом 2004 года с Шеff'ом побеседовал Алексей Согомонов, главный редактор украинского журнала Х3М

Опубликованное в понедельник интервью с продюсером Александром Толмацким (прочесть) вызвало оживленную полемику среди поклонников хип-хопа. Кто-то целиком и полностью поддержал его линию "гламуризации" российского рэпа, а кто-то не согласился с категоричными и не всегда беспорными суждениями. Но чтобы делать выводы, нужна информация из разных источников. Поэтому...

Сегодняшнее интервью Влада Валова можно назвать ответом на этот материал, а можно – дополнительной информацией к размышлению. Летом 2004 года с Шеff'ом побеседовал Алексей Согомонов, главный редактор украинского журнала Х3М, стоявший у руля сайта RAP.RU с самого его открытия. В сильно сокращенном виде оно публиковалось в Х3М, но полную версию можно прочесть только сейчас на сайте RAP.RU. По-прежнему актуальное, не менее спорное, и от того еще более интересное, интервью с Владом Валовым uncut & uncensored.

 

Я ИДУ СВОИМ ПУТЕМ

Поздним вечером у меня звонит труба и мне говорят: "Слушай, завтра в Киеве будет Шефф. Нужно интервью?" Как вы думаете, нужно мне интервью или нет?

В 9.30. постояв в пробке приезжаю к Ботаническому Саду (дело, кстати, происходит в Киеве). Шефф и Моня сидят с провожатым в черном Мерсе. Здороваемся, уточняя их распорядок дня. Выясняется, что на интервью есть пару часов, потом у чуваков эфиры, на которых они должны презентовать фильм "Bad B. Часть 1. Начало русского хип-хопа".

Два часа для интервью - это подарок, тем более, что говорить коротко я так и не научился. Едем по Киеву, высматривая место, где можно перекусить в такую рань. Находим "Чайхану", распологаемся. Только начинаем разговор, как в дверь заходит батюшка с персоналом и говорит не помешает ли он нам, если освятит помещение. "Ни фига себе, начало"  - думаю я. Процедура завершена, все улыбаются, все довольны. Мы вспоминаем с Шеффом черкасский самогон, старые акции, общих знакомых по хип-хопу и плавно переходим к интервью...

Шефф: С чего начнем? С того что происходит?

Пожалуй, да.

Значит, смотри... С 1987 по 1994 год, до выхода "Налетчиков Bad B." в России, а правильней сказать в СССР, было время становления русскоязычного рэпа. С 1994 года начался фестиваль Рэп-Мьюзик, объединивший все государства. С 1994 года по 1999 - золотое время хип-хопа, когда граффити, брейкданс, ди-джеи, рэпперы, экстремалы все были вместе. Было развитие, было комьюнити. С 1999 года мы монополизировали хип-хоп, создав Альянс. Альянсом мы прорубили эфиры, телевидение, все с помощью отца Децла, имевшего влияние на ТВ. И в этот же момент пошел мощный рост монополий и другие группы погибали. Я как-то в приватной беседе, с продюсером нынешней Касты, Аркадием, предложил ему сделать биф. И они выступили с этой фишкой...

С какой фишкой? Конкретизируй!

С фишкой, что...там...мы настоящие! Бэттл должен быть в хип-хопе! Я видел, что никто не может выжить, а внутри хип-хопа всегда должно что-то вариться. И они тихо-тихо начали идти с этими транспарантами. А у меня, в определенный момент были очень серьезные разногласия с политикой Толмацкого-старшего и мы закрыли тему Альянса. На плаву остается Каста. За Кастой следущей группой идет Многоточие, которые тоже прониклись идей "честный рэп - долой Альянс" и все стало по лагерям. В тот момент я понял, что следущий этап развития - это лэйблы и я фиганул лэйбл. 100 %. Будущее не за группами, к сожалению, а за лэйблами.

Тогда был единственный рэп-лэйбл, Рэп Рекордз и мы сделали 100%, с мощным пиаром, выпустили журналы, всего семь выпусков. Вот сейчас восьмой выпустим. На наш лэйбл могли попасть только те группы и исполнители, которые когда-либо проходили фестиваль Рэп-Мьюзик. Других ходов не было. Таким образом мы стали собирать каталог наших исполнителей. В этот момент Рэп Рекордз потерял группу Ю.Г. и разошелся на две части, мы же остались самыми мощными. И только сейчас на хип-хоп площадке стали формироваться лэйблы. Это Respect Production, это обновленный Рэп Рекордз, D&D - это Толмацкий, пристраивающий Децла и Лигалайза к мейджорам... Так как он понимает, что маленькому лэйблу очень сложно, он находит общий язык с Universal. Universal продвигает следущую политику: "Мы даем вам новый клип Бритни Спирс или Эминема, а вы крутите Децла и чтобы он обязательно попал в хит-парад на первое место!" Это путь необразованный, он себя изжил. Я не вижу за ним будущего.

Я иду другим путем - развиваю лэйбл. На лэйбле у нас 30 выпущенных проектов. 30! Мы в общем-то, делаем каталог, который в будущем может заинтересовать мэйджора: EMI, Universal, Sony, Polygram, Virgin, BMG и т.д. Я хочу, чтобы мэйджоры не покупали группы, а покупали лэйбл! Пока все считают, какая группа лучше, кто что про кого сказал, я сделал шаг вперед. На лэйбле, как самая актуальная команда будет Bad B... Что касается Bad B.... Ты должен посмотреть фильм... (Bad B. Часть 1. История русского хип-хопа - прим. Rap.Ru)

Да я в принципе хорошо знаком с Bad B. (смех)

История Bad B.  - это история русского хип-хопа, даже не рэпа, потому что здесь все-все-все. Мы - первопроходцы. Bad Balance претерпевал и уход Михея, и прощение его, и приход, и скрытие и уход Лигалайза, и Толмацкого, который зарегистрировал на себя знак Bad B. (круглое лого B.B. - прим Rap.Ru). В конце этого (2004-го – прим. Rap.Ru) года заканчивается трехгодичный контракт на Bad Balance и следущий альбом будет идти не от Bad B., а от Bad Balance. Главный повод почему мы расстались с Толмацким-старшим - он незаконно и без моего ведома зарегистрировал на себя этот знак.

LA ХОТЕЛ НЕЗАВИСИМОСТИ. Я СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО УТОПИЯ

Я недавно общался с Кириллом (Децлом) и он  сказал, что проблема была в том, что ты строил проекты, которые воплотить в жизнь было невозможно.

Это конечно очень смешная история. Представь себе... Если то, что произошло с Децлом - невозможно, то кто такой Децл?! У меня просто нет слов (смех) Если то, что мы делали все это время невозможно, то значит всего этого не было. Наоборот, я считаю, что все проекты, которые были сделаны - это Мастер Шефф, Bad Balance, Децл, Легальный Бизнес, по-моему, это золотые проекты, которые когда-либо были в стране.

Тебе не больно было оказаться в ситуации, когда тебя фактически выкинули?

Нет-нет. Объясняю, что случилось. Я работал над проектами. В определенный момент входит финансист - отец Децла и говорит: это надо не так, а так, я лучше знаю. Я говорю: "Извините, я умываю руки". Потом был круглый стол, за которым были все, кто был в Альянсе, и я сказал: "Ребята, давайте так, я один, а вы все..."

Деньги не решают хип-хоп задач...

Да... На самом деле Толмацкий делал все, чтобы я остался, но когда я узнал, что он зарегистрировал знак Bad Balance!.. Я сказал, что мне не нужна доля с Децла - отдай мне контракт, который мы подписали с Bad Balance, на три года. Он ответил, что это невозможно и он отдаст мне контракт, если я скроюсь куда-нибудь года на 1,5... Я говорю: "Тогда война начинается..." И началась... Тут из Чехословакии приехал Лигалайз, который принес мне свой альбом. Я послушал и сказал, что П-13 - слабый альбом, мне он не интересен, я готов выпускать твой соло-альбом. Он пошел к Толмацкому и тот сказал: "Сколько ты хочешь денег? Столько? Я тебе дам этих денег." Потом этот альбом продержали полтора года. И потом Толмацкий сказал: "Хочешь, чтобы я его выпустил? Сделай против Шеффа биф!" И Лига написал биф, серьезно подставив L.A.'я

Объясни, что за ситуация с L.A.'ем? Он делал этот трэк,"Dr. Блеф"?

L.A. никогда не делал этот трэк. Ситуация следущая - L.A. хотел развиваться независимо, а я говорил ему, что так не получится. Он хотел просто писать хорошую музыку, которой могли бы пользоваться многие: Децл, Лигалайз, Шефф, Купер, все, кому она нравится. Он хотел независимости. Я сказал ему, что это утопия, такого не будет... Видишь, как все повернулось... Процентов на восемьдесят "Мало-по-Малу" сделал L.A.

Я так понимаю, что многие, в том числе L.A. съехали в Питер.

Все, практически все, кто сидел за круглым столом съехали и остались никому не нужными.

И что они делают?

Тенгиз делает Пьянству Бойз, который, я считаю, совершенно неправильно подается. L.A. и Тоник делают микстейпы на чужих, американских записях, по сути пиратские. Новый альбом 108-го выйдет у нас. L.A. сделал для нас новый продакшн, сейчас будем слушать, не знаю, как будет дальше...

DR. DRE ТОЖЕ ВЫПУСКАЕТ АЛЬБОМЫ НЕ ДЛЯ ТИНЕЙДЖЕРОВ

Шефф: Независимость неуместна. Независимость начнется тогда, когда будут хорошие деньги - года через три. Сейчас все объединяются в лэйблы, потому, что я затеял такую игру - лэйблы. Битва лэйблов! Три компании: Респект, Рэп Рекордз, мы. У нас есть на каждый лэйбл отличный ответ.

И как это будет выглядеть? Вот на Рэп Рекордз есть любимый мной Район Моей Мечты...

Район Моей Мечты приходил ко мне. Уже...

вАрчун?

Уже приходил. У них нет мощностей финансовых. Они берут готовые записи, даже не мастерят. выпускают с дизайном, который им приносят ребята. Дистрибьюторы, понимая, что перед ними маленький лэйбл постоянно понижают их по деньгам. Я работаю с артистами 50/50, Дайм работает 30/70. Респект не платит за дистрибьюцию артистам ничего.

Да, ладно...

Респект обещает всем, что они снимут клип, протолкнут группу.

Так и происходит.

Великолепно. Дальше? Только те каналы, через которые они могут проталкивать свои видео. Каста и ЮГ - это MTV.

Разве это плохо?

На сегодняшний момент всем кажется, что хорошо, на завтра далеко не хорошо! Обосновывать не буду, люди сами должны до этого дойти. Телевизор нужен, но там должны быть компетентные люди. Наши клипы MTV не берет из-за того... Великолепные два клипа: "Отдыхаем" и "Тихо тают Дни" с Михеем не взяли... "Отдыхаем" стоил 30 тысяч долларов. Это клип показывает всем, как нужно делать рэп-видео, а "Тихо тают дни" не взяли, потому, что MTV сказало: "Мы же не похоронная контора!" Хотя эту композицию взяло радио Максимум и одиннадцать (!!!) недель подряд мы занимали первое и второе место на рок-радио, по результатам голосований слушателей! Больше нигде эта песня не крутилась. Понимаешь? Для них это не показатель.

Извращенная ситуация на тв меня очень устраивает. Мы увеличиваем продажу по дистрибьюции - люди все больше не верят экрану и они правду добывают из наших релизов. Вот это ход лэйбла. Мы единственное, что теряем - гастрольную деятельность. Тут два пути: либо найти ходы и профинансировать эфиры, либо оставаться честными и через год получить все бесплатно, по всем направлениям. Я не понимаю, как люди могут не зарабатывать деньги с выхода своих пластинок, а все деньги тратить на эфиры. Я не вижу будущего...

У нас все просчитано. Мы: а) берем оригинальные команды, б) берем команды, которые проходили Рэп-Мьюзик и имеют уважение у хип-хоп голов. Я иду к этапу, когда можно делать разную музыку, для детей одну, для девочек другую, для парней третью, для хулиганов четвертую. Лэйбл, работающий в одном ключе - работает от моды, которая рано или поздно прекращается. Мне очень не нравится, когда все косят. Под тех же Wu-Tang.

Меня удивило позиционирование "Мало-по-Малу", как андеграундного альбома.

Заметь, мы не сделали ни одной рекламы вообще. Мы сделали его выпуск настолько тихим, насколько могли, отказав всем СМИ, которые хотели с нами сотрудничать. "Мало-по-Малу" - мощнейший диск.

Я еще не встречал артиста, который критиковал бы свое детище.

"Налетчики Bad B.", выпущенный в 1994 году схавали только год назад.

Что ты такое говоришь?!

"Мало-по-Малу" - взрывчатка, вытяжка из всех пяти альбомов. По моим расчетам люди только через несколько лет начнут понимать, что там заложено. Там заложено пророчество будущего в хип-хопе. Я это знаю. Мы выступаем и я вижу, как люди реагируют на наши старые композиции. Только что-то начинает играть и все... Можно ничего не делать, они сами читают. В Москве альбом заработал, по регионам его слабо знают. Знаешь, как он звучит? В тачках! Там не звучит Многоточие или Каста, или Мастер Шефф. Звучит "Мало-по-Малу". Прошло полгода и только сейчас... Это сделано целенаправленно. На свой сольник, у меня есть несколько готовых вещей, я буду делать мощную рекламу, клип. Он более легкий, для людей старшего поколения, которые многого добились в жизни и им стебово. Тот же Dr. Dre выпускает свои альбомы не для тинейждеров. Но это мое соло. С Bad B. другая ситуация.

Я НЕ СТАЛ ДОПИСЫВАТЬ ДВА КУПЛЕТА. ИНАЧЕ – ТОЛЬКО СТРЕЛЯТЬ

Купер и Эл органично вписались в Bad B.?

Супер!

Я слышал отзывы от людей, которым можно доверять, что Эл - слаб.

Купер - это непревзойденный техник. Лучший в стране! Это мое официальное заявление. Круче него сделать никто не сможет. Ни в каком стиле - это точно. Эл - лирик. По лирике он войдет если не в тройку, то уж в пятерку лучших. Рассчитываю, что с выходом его сольника его признают одним из лучших лириков. Не мс - это разные вещи.

А Лига силен?

Я Лигалайза почему взял? Смотри... У Лигалайза московский акцент - он глотает гласные. Не от того, что он пародирует KRS-ONE, на котором учился, первые тексты Лиги - это перевод KRS'а, а потому что он демонстрировал московский акцент. И все его зауважали. Мне было смешно, когда я приезжал на Украину и люди пародировали Лигалайза, не понимая, что это не рэп - это просто московский акцент. Я всегда молчал, говорил круто, молодцы. Потом пришла Каста со своим южным акцентом. Они рядом с Донецком. Голос Донбасса из Донецка, у них тоже такой же акцент. Во-во-во-во-во... Четкий свой акцент. Я его знаю, он мягкий. Но не было ни одной группы, которая смогла бы меня покорить этим мягким акцентом. Купер - это Питер. Чистый Питер. Я до недавней поездки в Чебоксары (Шефф имеет ввиду Кофемолку - прим. Rap.Ru) не понимал стайла Эла. Когда мы туда съездили, я понял, что там так разговаривают. Я ударил его по руке и сказал: "Мужик, я понял тебя, понял, в чем дело!"

Раз начали говорить о Лиге, давай свою версию. Благо, диссы не слышал только ленивый.

Я его первый раз услышал в 1996 году с Ladjack'ом. Они читали на английском и первый раз выступили у нас на фестивале, как группа Slingshot. Выступили, ничего не заняли, потом он уехал в Конго.  Потом приехал. Мне понравился этот парень. Никогда не было русского мс, которого можно было продвинуть. Тогда были песни "Мастера Слова" и "Все вместе на месте", причем самое смешное, что там Sir-J впервые читал на русском языке, хотя до этого он и Ladjack были категорически против русского языка, считая, что это тупик. Лигалайз почувствовал, что рэп пошел за нами. И я предложил ему почитать с нами, первый куплет "Готовы ли вы к настоящему хип-хопу".

Эта песня выстрелила, потому что мы выводили хорошего нового мс под маркой Bad Balance. Он попробовал делать чего-то свое, но не выходило. Когда у нас был момент расходки с Михеем, я думал, что делать дальше, но Лигу я расценивал, как хорошего мс и хотел спродюсировать его. Я придумал ему название Легальный Бизнес. Второго, по его же просьбе мы взяли Панса. Лига говорил, что чувствует черных по энергетике - читал с ними два года в Конго, а тексты Пансу он бы писал. Я сказал: "Хорошо". Третьим взяли Тоника, взявшего Гранд Мастер Скретч. Мы соединили трех, практически незнакомых людей. Я же отлично понимал, что надо двигаться дальше и предложил сделать следущий альбом Bad B. - Ladjack'у. Звонкий не потянул.

Почему?

Он читал не от души. Как Пятница, поэтому я так к ним отношусь... Нет грудного, утверждающего голоса, как у Михея. Стоящего за себя. Техников много, ну и что? Мы с  Ladjack'ом начинаем тренироваться. Лигалайз очень ревновал, потому, что  Ladjack его учитель. На деньги отца Лигалайза был записан альбом Slingshot. Альбом потеряли. Ladjack в Bad B. И тут ко мне подходит L.A. и говорит: "Я не очень за Ladjack'а." Прибегает к нам на репетицию Лигалайз, мы нажираемся и Лига говорит: "Я хочу быть в Bad B. Я сделаю все. Брат, на всю жизнь." Я говорю: "Не могу, я же Ladjack'у обещал." Но тут L.A.: "Я за Лигу!" А как же Легальный Бизнес? Лига: "Я тебе обещаю, все будет хорошо, буду работать на две группы".

Я долго все это переваривал. Поговорили с  Ladjack'ом, объяснили ситуацию и поехали в Нью-Йорк. Вместе с Брюсом, Малым и Лигой. Вернулись. А до отъезда я написал Децлу "Слезы и печаль" и когда мы приехали, трэк был на всех первых местах. И когда Толмацкий услышал наш альбом он сказал: "Этому я выйти не дам. Только Децл. Ты с этого получаешь деньги. Не дам!" И мы начинаем проебывать свой альбом. Там все в сына... Эфиры и т.д. А мне хотелось выпустить Bad. B. – я знал, что это бомба. Потом у Легального Бизнеса заканчиваются концерты, потому что нет новых клипов и Лигалайз очень сильно уходит в серьезную наркоту. Его отец высылает его в Чехословакию, глядя на то, что происходит. Я встречаюсь с его сестрой, она мне не говорит толком где он, но потом все-таки признается. Я понимаю, что гастролей у Bad B. не будет. Я делаю рокировку, ввожу Купера, мы выпускаем альбом. Он неплохо продается, но не более того.

Через какое-то время Лига возвращается. Возвращается тогда, когда у меня в студии сидит Wu-Fam. И он приходит, и просит о том, чтобы я послушал его творчество. Я ему говорю: "П-13 мне не нравится вообще. Готов заниматься твоим сольником." Дальше ты в курсе... Толмацкий, умеющий красиво говорить... Проходит время. Мне попадается запись, где Лигалайз говорит "у кого с балансом плохо - у меня все хорошо". Меня это оскорбило. Я не ожидал такого. Я делаю ответку: "лиги, дреды, касты - всем сосать у Масты." Считаю, что мы в расчете. Звоню ему, приглашаю на свою презентацию. Он, как девочка засмущался: "Нет, я сейчас не выхожу. Сижу дома." Ни фига себе рэппер! Не сможешь, ну и ладно. Оказывается, в это время он уже писал биф. Меня шарашит, когда выходит такая композиция, когда слушаешь и необоснованные фразы... Можно и Иисуса Христа обосрать... Не очень хороший пример, но то что было сделано - все было перекручено. Меня все убеждают не делать ответку. Чего я буду его раскручивать? Заказ Толмацкого. Со всех сторон я слышу негатив.

И я решил включить 2Pac'a. Делаю "Лига, Лига", не записывая два очень оскорбительных куплета. Если бы я их сделал, выход был бы только один – брать пушку и идти меня стрелять. Остальная часть трэка была посвящена Толмацкому, а так, как он рэп не воспринимает, я сделал монолог, чтобы он четко все прочувствовал. Лига почувствовал себя побитым и запускает вторую часть в интернет. Все говорят, что это вообще детская часть. Но я в эти игры играть не хочу, потому, что это идет на популяризацию D&D. Потом мы видимся на Public Enemy. Все здороваются, он стоит в сторонке... На RZA тусовался-тусовался и пришел к нам за стол. Куда ему еще идти? Толмацкому он нужен только, чтобы со мной играть. Я заклятый враг Толмацкого, он мне за Децла всю жизнь будет мстить. Почему мстить?

БИТЬ ПО МОРДЕ УЖЕ НЕ ПРОКАТИТ

Шеff: Потому что я Децлу такую планку поставил, что он ее не скоро перекроет. Альбом Децла, выпущенный сейчас не дотянул до первого.

Есть весьма достойные вещи.

Прекрасно. Но он (Толмацкий) бьется впервую очередь со мной. Децлу я желаю удачи, я ничего не имею против него. Децл - мой ученик, у него моя техника. У нас с ним мощные расхождения в идеологии. Я говорю "нехорошо", он "хорошо". С годами он поймет. Децл не может сказать обо мне ничего плохого, потому, что вписывался за него всегда я, отцу он вообще боялся что-либо сказать.

С чем связано закрытие журнала 100%?

С делением на лэйблы. Возьми The Source - они пишут обо всех. Журнал должен быть альтернативой. Поэтому я его закрыл, отлично понимая, что если мы будем делать только свое - это будет журнал лэйбла.

Но он же и был таковым!

Ну, нет. Когда все начиналось, освещалось всё. Знаешь, что удивительно, журнал Хип-хоп Инфо отлично продается!

Библия, как-никак!

Точно (смех)

Чем ты сейчас занимаешся?

Я отказался от рнб-клуба, продал магазин. В нем сейчас моего - только Bad B. одежда, которой занимается моя мама. Кошельки, регланы, джинсы, ассортимент все время растет. У нас там осталась студия и офис. Я люблю новаторство. Создал, чик...и пошел дальше. Я сейчас занимаюсь сценариями. Сценариями к художественными фильмам. Название, рабочее - "Каменный Лес". Хочу все сделать с рэп-артистами. Вот, что мне интересно.

Сложный бизнес!

Да, один из шести выигранных нами судов за этот год - суд с компанией, представляющей фильм "Даже и не думай 2". Они выпустили в саундтреке песню Эла "Она была сукой". Мы договорились насчет денег. И вдруг человек, с которым мы решали вопросы плохо себя повел. Мы позвонили и сказали: "Мы не отдаем песню". А он: "Это невозможно, она выйдет!" Ок... После того, как вышел фильм, на следущий день им позвонил наш адвокат и сумма возросла многократно. В Америке  все пришло к тому, что никому по морде не стукнешь, сразу лоеры... У нас будет также. Бить по морде - дело прошлых лет.

 





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я