Хаски «Любимые песни (воображаемых) людей»: рецензия на альбом

Хаски «Любимые песни (воображаемых) людей»: рецензия на альбом

21 апреля 2017, 20:41

Юрий Клименко

Хвалебная рецензия на альбом одного из главных открытий последнего времени. Оспорите?

Несмотря на то, что до начала 2017 года слово «Хаски» ассоциировалось только с водкой и породой собак, назвать этого исполнителя начинающим никак нельзя. За его плечами уже несколько релизов и участие в 9 официальном баттле hip-hop.ru. Тем не менее, определяющим для карьеры артиста является альбом «Любимые песни (воображаемых) людей», который увидел свет первого апреля этого года. Внимание к рэперу было привлечено еще до релиза, за счет удачно выстреливших синглов («Черным-Черно», «Пуля-Дура», «Аллилуйя»), которые мгновенно разлетелись на цитаты и сумели завоевать симпатию большинства критиков, отметивших хлесткие тексты, которые не стыдно показать любителям поэзии, оригинальный флоу и уникальную стилистику клипов.

Заранее стоит предостеречь публику, негативно расположенную к герою данного материала, — эта рецензия относится к числу комплиментарных. Более того, мне, как ее автору, было крайне сложно удержаться в рамках рецензента, не скатываясь до слепого фанатичного обожания, ведь «Любимые песни (воображаемых) людей» — это именно то, чего я ждал от хип-хопа последние несколько лет.

Альбом оправдал все надежды, которые были взлелеяны первыми синглами и одобряющими отзывами таких коллег по цеху, как Oxxxymiron, Бледный и Баста. 13 треков погружают слушателя в беспросветную тьму, сплетенную из боли, страхов, стыда и рефлексий. Жанр, в котором работает Хаски, можно без зазрения совести назвать «достоевщиной». Нить тотального и всеобъемлющего декаданса проходит через весь альбом, повествуя о проблемах маленького человека в огромном мире («В столице, как рисенка в брюхе вьетнамки»). Несмотря на то, что в текстах отсутствует явная социальная тематика, альбом удивительно остро звучит в сегодняшней мрачной российской действительности. Кажется, что он уже давно лежал в закромах у исполнителя и ждал нужного часа, чтобы прозвучать настолько органично.

Но в отличие от многих других авторов, работающих с похожей депрессивной палитрой красок, Хаски сумел упаковать свои тексты в весьма яркую современную форму.  Альбом не выглядит занудно, он не проваливается в полноценный арт-хаус, он говорит о нетривиальных вещах, но вполне доступным языком.  

Стихи исполнителя и до последнего альбома выделялись глубиной и отличными рифмами, но то, что вывело Хаски в высший эшелон российских хип-хоп исполнителей — это, безусловно, его флоу и образ (образ ли?), с которыми он впервые выступил в клипе «Черным Черно».  Так уж получилось, что этот видеоряд мгновенно получил статус мрачной версии жизнерадостного «Hotline bling» Дрейка, который вышел незадолго до. И это тот редкий случай, когда творчество Дриззи, в моих глазах, проигрывает в сравнении с российским конкурентом (обратите внимание на строку, стоящую в конце материала. Это тот случай. – Ред.)

Развязная читка, в которой даже невнятная дикция и кривые перебежки звучат стильно, инфернальные танцы, мрачные биты и тотальный минимализм — это своеобразный Starter Kit рэпера Хаски образца 2016-2017 годов.

«Пуля-Дура» и «Панелька» успешно использовали созданный плацдарм и дали понять, что «ЛП(В)Л» — это не только поэма о потерявшемся в огромном мегаполисе человеке, но и его протест против окружающей действительности. Недаром именно панельный дом выбран главным символом человеческого упадка. «Выйти на улицу и сжечь все эти коробки» призывает титр из клипа «Панелька». И речь здесь идет далеко не о новой хитрой жилищной программе, а о всеобъемлющей усталости от бытия, давно превратившегося в бесконечный день сурка.

Уже сейчас известно о достаточно плотном гастрольном туре исполнителя. Еще до релиза на живых выступлениях был обкатан бэнгер «Бит шатает голову».

«Я глядел во все глазища, но увидел лишь одно:

Бесконечные трущобы в бесконечное окно.

На расстояние в дым играет «Наутилус»,

 Шмонай мою голову, как ты научилась.

Там только страх и стыд, а кроме — пустяки:

Маленькие люди и огромные стихи»

Эти незамысловатые строки в сочетании с ювелирной работой битмейкера очень хорошо погружают в атмосферу альбома, которую, помимо работ уже упомянутого Достоевского, хочется сравнить с фильмами Балабанова. Если бы приключения Данилы Багрова разворачивались в современной действительности, то вполне вероятно, что некоторые из «Любимых песен (воображаемых) людей» попали бы к нему в карманный плеер. И самый очевидный кандидат — это трек «Бит шатает голову».

Если анализировать текстовую составляющую более подробно, то нельзя не упомянуть умение автора разворачивать захватывающие воображение метафоры. Пожалуй, образность — это именно тот кирпич, который лег в фундамент моей персональной любви к творчеству Хаски. Я слышал немало артистов, умеющих изящно рифмовать, интересно подавать материал, очень точно упаковывать мысли в строки, но не могу вспомнить никого, чьи метафоры поражали бы меня столь же сильно. В этой категории абсолютным победителям является трек «Мультики», который, на мой взгляд, является центральным на этом альбоме.

Заслуживает отдельного внимания и композиция  «Детка-Голливуд» —  баллада о роковой женщине, своего рода «Девочка П*издец», но в характерном нуарном обличии. Однако вряд ли цитаты из данного трека разлетятся на статусы в социальных сетях, как это было с треком Оксимирона. Несмотря на положительные оценки критиков, до всеобщей любви хип-хоп аудитории Хаски еще очень далеко. В этом легко убедиться, если изучить отзывы слушателей о «Любимых песнях (воображаемых) людей».

Здесь играет роль все та же закостенелость, которую когда-то с боями и потерями преодолевал Мирон. Однако, несмотря на то, что лондонский петербуржец сумел переформатировать игру в более удобную для себя форму, пресловутая закостенелость осталась. Если раньше хип-хоп аудитория была готова воспринимать исключительно стихи про подъезды и планчик, то теперь во главе угла — баттл-рэп и незамысловатый ньюскул. В таком контексте рэппер Хаски выглядит чужим, но он явно прекрасно осознает подобное положений вещей и даже бравирует этим.

Так или иначе, чужеродность не делает его лишним в хип-хопе, а наоборот повышает ценность, как явления.  Сложно предсказать, насколько изменится мнение широких инертных масс, однако уже сейчас можно сказать, что Хаски нашел свою аудиторию.

Данная статья является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.


comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я