Jillzay «718 Jungle»: рецензия на альбом

Jillzay «718 Jungle»: рецензия на альбом

14 ноября 2016, 16:40

Алексей Вертелецкий

Рецензируем альбом группы Скриптонита, размышляем о павлодарском стиле и думаем о втором альбоме Адиля.

Код 718... Well, well, well… То есть jingle, jingle, jingle… Павлодар, Павлодар.

Кто теперь не знает славный город Павлодар?

В культурном багаже постсоветских народов о Казахстане Павлодар занимает почётное третье место после Чуйской долины и фокусника Амаяка Акопяна с его «Зажми это в кулак – ахалай-махалай! – теперь дунь», который, по слухам, ахалай-махалай возил из Казахстана.

Хотя когда это было, кто теперь помнит старину Амаяка? Преданье старины глубокой. Настали другие времена. Поэтому первое место нынче всё-таки за этим городом. Раньше школьники читали «Плаху» Чингиза Айтматова, а теперь читают «Дом с нормальными явлениями» Скриптонита. Под минус.

Кто теперь не знает Скриптонита, родом из славного Павлодара? Тот самый рэпер, который оказался криптонитом для игры, и она пала перед ним, не в силах сопротивляться, и он перевернул её, как какую-то суку™. Скриптонит знает, как обращаться с суками™, если конечно его треки нам не врут. Но согласится ли игра переворачиваться ещё раз? Она такая сука™, что может и отказать. И Скрипи это тоже, наверное, знает, поэтому не особо торопится посягать на неё повторно, проворачивая вместо этого своих слушателей. Почему бы и нет, имеет право. Пока что это его вечеринка.

Но соратников Скриптонит не проворачивает и не бросает. Тут он красавчик. Красавчик, потому что казах, если перефразировать необузданные стихотворения одного поэта. Поэтому про Павлодар не забывает.

Хотя, конечно, красавчик и без этого. Азиатская загадочность вперемешку с экзотикой, по-западному стильная музыка, рок-н-ролльное презрение к толпе и пафос, вот это вот всё. Отличный имидж, можно сказать элитарный, причём не искусственный. Это вам не привычное прикидывание негром, забавляющее лишь обезьяньими стараниями каждого быть похожим на самого модного на данный момент. И при таком крутом статусе Скрипи всё же не забывает своих. Вот и их альбом при обильном участии Самого. JILLZAY – «718 Jungle».  

Есть своя эстетика в их стиле, тут без вопросов. Вся эта прерывистая неторопливость, отстранённость некая, окрашивающая весь пейзаж таинственной нездешностью, манера подачи. Сквозящие сквозь треки то тут, то там распевы – слова, произнесённые слегка нараспев. Они ещё не припевы, но уже и не простые строки. Тихие, но вкупе со вдруг оживающим после очередного затишья битом, несущие реальную мощь и магию, мягко, но настойчиво увлекающие в свою качающую бездну, как русалочьи песни увлекали моряков.

Послушайте, например, «Аргумент», окунитесь в проскользнувшую бездну. А лучше «Двери», преисполненную хитовостью в лучших традициях скриптонитовского «Дома». Распев там уже не скрывается в мутно-психоделических водах музыки, лишь мерцая в некоторых строках, а предстаёт во всю мощь, оборачиваясь припевом, и вот ты уже блаженно покачиваешься в его власти. А когда он умолкает, то долго ещё остаётся музыкальным видением во мраке наступившей тишины. Или «360». Есть, в общем, крутые вещи.

Но всё же по большому счёту скучными оказались казахи. Вся эта прерывистая неторопливость и отстранённость в итоге сливается в одну тягучую-тягучую песнь. Помните отель из клипа Скриптонита, где последний ближе к финалу брёл, покачиваясь, бухой и с кучей просыпающихся денег? В принципе та сцена – неплохая метафора, описывающая этот альбом. Раскрою её поподробнее. 

Вот отель (но отель, конечно, с интерьером попроще), там вечеринка, ты весело выпиваешь с друзьями и, конечно же, с суками™, но в какой-то миг вдруг понимаешь, что в кураже веселья алкоголем-то ты уже и передознулся. Нужно выйти проветриться. Встаёшь из-за стола – оооо, а передоз-то нехилый такой, оказывается. Ну, вы знаете, как это бывает. И вот ты, усиленно сохраняя остатки, а, может, уже и останки приличия, пробираешься к выходу из номеров, выходишь в коридор, и тут начинается этот альбом.

  Всё сильно заторможено, пьяное отупение навалилось тяжёлым басом, какие-то бесконечные, похожие друг на друга, коридоры, на периферии сознания, на его бэках, раздаются какие-то выкрики (по ходу, шум вечеринки за стенами), отдающиеся в голове эхом. На первом плане некий голос монотонно, с нервными нотками, что-то тебе вещает, что-то говорит, сложно сообразить что, и ты перестаёшь обращать на него внимание. Просто тупо бредёшь, спотыкаясь о стены, куда-то по коридорам, залез зачем-то в карман, из него что-то посыпалось, деньги или мобильный, да пох#й… В итоге в какой-то момент заваливаешься и засыпаешь, так и не выбравшись.

  Такие примерно общие ощущения. О чём читает братва, тоже сложно понять. Цели поделиться хорошо сложенной историей у них нет, скорее похоже на внутренний поток мыслей по поводу происходящих вокруг событий. Кажется, в основном о повседневности и собственной крутости, хотя фирменный казахский флоу обычно пребывает в таких интонациях, словно у ботана гопники отжали мобилу, а он в отчаянном порыве сиюминутной смелости вперемешку со страхом дерзнул вслед крикнуть «Отдайте телефон!». Конечно интересные ощущения, ведь подразумевается, что эти скулящие интонации исходят как раз таки от крутых парней. 

Хотя это всё мы уже знаем, ведь слышали на альбоме Скриптонита. Вообще для тех, кто не в теме павлодарских движух, после прослушивания сего альбома становится понятно, откуда растут уши «Дома с нормальными явлениями». Наверняка в понимании павлодарской братвы Скрип игру вряд ли перевернул, вряд ли удивил каким-либо эстетическим прорывом, как это случилось в восприятии левых товарищей, ибо павлодарские мутили уже тыщу лет в таком же стиле. Скрип лишь взял из него всё самое лучшее, самую мякотку плюс собственный талант и бомба готова! И она эпично взорвалась! У кого-то в умах, у кого-то в задницах, но досталось всем. Солдаты рэпа растерянно ходили контуженные прямо под пулемётными струями комментаторов Интернета, кругом гремели взрывы, где-то в окопе причитал, витиевато рифмуя, вдруг позабытый всеми Оксимирон, что это пизд#ц, но не девочка. В общем славные были времена.

И тут вновь мы приходим к вопросу: а сдюжит ли Скриптонит во второй раз совершить свой подвиг? Грядёт ли на полях хип-хопа ещё одна славная войнушка именем Скриптонита?

Говорят, что второй альбом писался уже параллельно с первым, но тогда был пик трэп-волны, все переобулись (а кто-то просто обулся в свою первую обувь по причине малолетства) в трэпперов и тащились от своей крутости. Но как и всё модное, трэп быстро заюзали и застирали до обесцвечивания, и любой более-менее талантливый смекнул, что это больше не удивительно.  ATL тот же тоже на трэпе выскочил, но понял, что во второй раз уже не проканает, и щас мутит какую-то румбу.

Скрип наверняка тоже смекает. Он – сын Павлодара и его стиля, но всё лучшее из него он уже продемонстрировал. Куда двигаться дальше? Знаете, как у музыкантов бывает: пилил ты всю жизнь в некоем стиле, познал все его трещинки, знаешь, как избавиться от них или вообще – сделать их изысканными, посему амбициозен. И вот тебе всё удалось, пришли слава, конечно же, суки™ и прочее. И всё. Больше сказать тебе тут нечего, учитывая к тому ж обременяющую гениальность, коей внезапно наделили тебя слушатели, а другим стилям ты не обучен.

А тут ещё и подлянка в том, что бывает музыка содержания, где форма вторична, и потому можно повторять форму бесконечно, но при разном содержании, которое и несёт разнообразие. А бывает музыка формы, внешне эффектная, но где всё на форме и держится. И на её повторение уже вряд ли кто клюнет. Оттого вся модная музыка надолго не задерживается. Нынешний рэп (особенно трэп) – форма (даже Окси со своими заковыристыми рифмами до крайнего альбома заигрывал в основном с формой). Скрипи уже показал свою лучшую форму, ну а содержание там известно какое: суки™! 

И чё теперь? Ну, разве что показать сбоку те же яйца.

Перевернёт игру на тот же бок, который был изначально, до первого переворота. Но им нас не удивишь, его мы уже видели. Видимо, ждёт нас обычный трэп, просто с павлодарскими чертами и в талантливой огранке Скриптонита. JILLZAY своим «718 Jungle» продемонстрировали его «демо». Наверняка прокачает кого надо, но не более того. И Скрипи, как это заведено, вернётся с Олимпа обратно на Землю, займёт свое место в плеяде достопочтенных деятелей искусств, бывших небожителей, а ныне простых смертных, влачащих квалифицированные будни. Это ли не юдоль скорби? Так зачем в неё торопиться?

Но есть ещё мнение, что Скриптонит тянет с альбомом, ибо народ до сих пор упивается «Домом», и вторая бомба просто ожидает своего часа. Очень может быть! Посему, делаем ставки, господа! Скрипи против игры.

Данная статья является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.

Альбом

Jillzay «718 Jungle»

29 октября 2016, 23:03


comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я