Pay-for-play, или "Хочешь в эфир - плати"
19 июня 2006, 18:00

Pay-for-play, или "Хочешь в эфир - плати"

Здравствуйте уважаемые радиослушатели. Сегодня в нашей передаче мы поговорим о взяточничестве на музыкальных радиостанциях. Понятие pay for play, также называемое payola, старо как само радио ...

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Сегодня в нашей передаче мы поговорим о взяточничестве на музыкальных радиостанциях. Конечно, мы обсудим это явление на примере США, но подобный опыт быстро перенимается, не так ли? Или вы считаете, что на отечественном радио и телевидении коммерческие отделы зря едят свой хлеб? К сожалению, у нас за руку никого не ловили... поэтому историю пайолы мы расскажем на примере самой музыкально-индустриальной страны.

СТАРО КАК РАДИО

Прежде, чем серьезно говорить об уменьшении количества секса и насилия, льющихся на нас с экранов и радиоточек, и пытаться увеличить объем сознательной музыки, вам придется столкнуться с понятием взятка. На различных конференциях и общественных встречах можно услышать призывы звонить на станции, писать программным директорам, или что-то еще в таком ключе. Подразумевается, что таким способом зрители смогут повлиять на ассортимент звучащей музыки и услышать своего любимого исполнителя. Но зачастую такие выступающие просто не замечают находящегося в той же комнате большого белого слона по имени "Взятка".

"В каждом сегменте рынка решения принимаются индивидуальностями. Взяточничество выражается как в хрустящем нале, так и в путешествиях, машинах, наркотиках, сексе, и остальном, что представляет какую-либо ценность. Взятки настолько же присущи Америке, как и проституция. Руки программных директоров и диджеев на радио постоянно сложены в форме ковшика". (Пол Портер, длительное время работал программным директором BET и Radio One и вообще свой человек в индустрии)

Радиовзятка, любовно именуемая "пайола", стала распространенным явлением  во второй половине 90-х, что удивительно совпало с закатом так называемой "золотой эры" хип-хопа. Хотя появилась на свет значительно раньше. Впервые, еще в 1960 году, на этом был пойман топ-диджей Алан Фрид, получивший 2500 долларов за продвижение композиции в эфире.

Вскоре за аналогичным бизнесом застукали еще нескольких топ-диджеев в Бостоне, Детройте и Нью-Йорке. Тогда-то и родился анти-payola-ный закон, предусматривающий на тот момент штраф до $10 000.

С тех пор утекло уже много воды, и чем крупнее становится музыкальный бизнес, тем больше соблазнов он предоставляет коммерческим радио-диджеям. Кстати, вы не знаете, за что их так не любят создатели уличных микстейпов?

ФОРМАЛЬНО ВСЕ ЗАКОННО

Теперь её уже не передают под покровом ночи из рук в руки, или под столом в виде набитого купюрами конверта. После иницированного правительством федерального расследования явление приняло завуалированную форму. Теперь взятка может выглядеть, например, как концерт Summer Jam, Winter Ball или Halloween Boo Bash, на которых ваши любимые артисты выступают за символические суммы. За это они получают эфиры в прайм-тайм, микроавтобусы для уличных рекламных компаний и бесплатные билеты  на Гавайи или в Канкун на вечеринку по поводу выпуска альбома.

Еще один излюбленный прием это тщательно продуманный шоппинг с кредиткой рекорд-компании. Ну и не стоит забывать стриптизерш и вообще неожиданно появляющихся дружелюбно настроенных девушек, которые могут оказаться в вашем гостиничном номере во время какой-нибудь конференции.

Использование независимых промоутерских контор, которые осуществляли бы все контакты между артистами и радиостанциями тоже стало распространенной практикой . В результате ничто не могло попасть в эфир серьезных вещателей, пока к ним не обратятся какие-либо влиятельные промоутеры. В последнее время некоторые радиоконгломераты публично объявили о том, что разорвали всяческие связи с такими промоутерами. Правда, это не искоренило практику взяток.

Все, что сделали радиостанции, это нашли новые пути для осуществления подобной деятельности. Сейчас ключевые фигуры на станциях создают фальшивые консультационные или звукозаписывающие компании (или даже группы компаний), которые призваны помочь большим звукозаписывающим фирмам получить коммерческую трансляцию. Некоторые из таких компаний принадлежат непосредственно программным директорам станций. Эти организации получают крупные суммы за предоставление эфира, а потом перечисляют их своим хозяевам. Применение подобной практики диджеем Hot 97 Funkmaster-ом Flex-ом, озвучивал не так давно KRS-One.

О подобном говорил и Nas три-четыре года тому назад, во время своего появления на радиостанции Power 105. Это случилось вскоре после того, как ему отказали в праве исполнить дисс на Jay-Z во время фестиваля Summer Jam (этот масштабный концерт организуется и проводится конкурирующей станцией Hot97 – прим. Rap.Ru). Тогда на волнах Power 105 Nas заявил, что компании Флекса Franchise Marketing и Big Dawg Record являются прикрытием для продолжающейся практики pay-for-play.

Понимая, что многие захотят спустить на Флекса всех собак, мы напомним, что он не смог бы выстроить такую схему без поддержки или явного попустительства других должностных лиц Hot97. В тот момент ими являлись программные директора Трейси Клорети и Стив Смит. Сейчас они перебрались к конкурентам – Clear Channel, в чьем ведении находится Power 105.

НЕТ ПРОДАЖ? ЗАТО КАКИЕ РОТАЦИИ!

В 2002 году из-за обвинений во взяточничестве, прозвучавших на волне 105 произошел даже кулачный бой между диджеями конкурирующих радиостанций. Флекс оказался еще более горячим парнем, чем можно было предположить. Однако благодаря нему в круг света попал еще один способ стрижки купонов с исполнителей. Мы называем эту хитрость "дай-ка, сделаю тебе ремикс".

Сейчас популярные радио-диджеи нередко предлагают сделать ремиксы знакомым артистам. Такая работа оплачивается крупной суммой, что сразу приводит к увеличению ротации данного исполнителя. Хитрость в том, что сам ремикс вы можете не услышать ни разу, разве что его включат в какой-нибудь ограниченный тираж...

Еще один сценарий был разработан помощником программного директора главной лос-анжелесской станции 106 Деймоном "Damizza" Янгом. Он создал собственный лейбл Baby Ree для продвижения рэппера и битмейкера Shady Sheist. Артист, которого на тот момент никто не знал, неожиданно получил энергичную братскую поддержку в виде гостевых участий от звезд первой величины. Большинство деятелей индустрии сошлись во мнении, что это произошло в обмен на обильные ротации "гостей" на этой значимой радиостанции, входящей, как и Hot97, в империю Emmis Broadcasting. В дополнение к этому циркулировали слухи, что Damizza злоупотребил своим положением, навязывая свои услуги как гостевого рэппера или продюсера многим звучащим на волнах станции артистам (он, например, сделал ремикс на трек Mariah Carey "I Still Believe").

"Сегодня крупные вещатели активно вкладывают средства в такие области как спутниковые каналы и интернет-радио. Мало того, что это просто перспективно... так еще федеральные законы о payola на них не распространяются..."

Эта история всплыла благодаря Чаку Филлипсу, журналисту "LA Times". Он сравнил количество эфиров Shady Sheist и число проданных копий его альбома. Естественно после этого во всех интервью рэпперу стали задавать вопросы, как он добился такой ротации, в то время как другим, более квалифицированным исполнителям уделялось в прайм-тайм значительно меньше, либо вообще никакого внимания (тут стоит отметить, что ночные эфиры во время торгов о количестве ротаций зачастую вообще не учитываются и не оплачиваются – наверное поэтому именно в ночных эфирах музыкальных каналов больше качественного материала). В конечном итоге выяснилось, что Emmis Broadcasting, владеющая станцией, также связана финансово и с выпустившим артиста лейблом. Ответственные чины Emmis оправдывались тем, что, мол, FCC (Федеральная комиссия связи, присматривающая за тем, что творится в эфире – прим. Rap.Ru) сказали: "Всё ОК". В момент принятия решения о ротациях Sheist-а Damizza отсутствовал в комнате.

В результате все пришли к выводу, что компания просто оказывала поддержку своему ключевому артисту, из-за чего в результате это выглядело как бартер – продакшен в обмен на вещание. Как бы то ни было, Damizza больше не работает на этой радиостанции.

Тем временем FCC инициирует через соответствующие госорганы расследования по конкретным персонажам с целью выявить уклонение от налогов. Дело в том, что многие просто не декларируют подарки стоимостью свыше 400 долларов, посредством которых могут осуществляться схемы pay-for-play. В ответ на это часто звучит выражение "спонсорская поддержка". Чтобы такая отмазка прокатывала, индустрии придется пролоббировать необходимые поправки к законодательству.

ИЩЕМ ЧИСТЫЕ РУКИ

В результате упомянутого выше федерального расследования, на свет появился доклад, в котором были зафиксированы случаи, подпадающие под определение pay-for-play у таких артистов как Jessica Simpson, Celine Dion, Maroon 5, Good Charlotte, Franz Ferdinand, Switchfoot, Michelle Branch, Jennifer Lopez и R.E.M. Как говорилось в том же докладе, многие крупнейшие радио-конгломераты были замечены в использовании упомянутых схем. Правда, их названия почему-то остались по большей части тайной покрытой мраком.

Возникает логичный вопрос, а есть ли там вообще хоть кто-то, у кого не было бы "рыльце в пушку"? Наиболее серьезным кандидатом представляется Clear Channel. Однако и там, несмотря на столь вдохновляющее название компании, в октябре попались служащие с грязными ручками. Популярный программный директор Майкл Сондерс во время проверки попался на том, что принимал различные подарки от звукозаписывающих лейблов, в том числе и Sony BMG. Как оказалось, с этой компанией сотрудничало еще несколько программных директоров, ставя в эфир их артистов в обмен на взятки и подарки.

Как только это стало достоянием общественности, Майкл Сондерс немедленно слетел со своего поста, а к некоторым сотрудникам, совершившим менее тяжкие проступки, были применены дисциплинарные меры воздействия. Джон Хоган, управляющий компании Clear Channel Radio, заявил, что они очень серьезно относятся к этому инциденту и политика компании такова: если ты замечен в pay-for-play, ты не можешь работать на Clear Channel. Остается порадоваться и уверовать, что еще не все на свете окончательно куплено воротилами шоу-бизнеса.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Есть такая присказка, что талант всегда прорвется и она, безусловно, верна. Только теперь степень талантливости должна быть стократно больше, или как в хорошем кино, вам должен подвернуться случай, улыбнуться удача и развернуться лицом фортуна (желательно одновременно). Из локальных хастлеров, которым удавалось сделать это, можно упомянуть независимого в определенный момент своей карьеры MC Hammer, а также рэп-ветеранов из Bay Area Too Short и E-40. Правда, прежде, чем пробиться на местное (только на местное!) коммерческое радио им пришлось продать сотни тысяч своих альбомов на улицах.

 

Сергей КОВАЛЕВ, по материалам daveyd.com

 

Считаете ли вы уместной плату за ротации? Можно ли с этим бороться? Или нужно подстраиваться под существующие нормы шоу-бизнеса? Обсуждаем в форуме.

 





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Привет, это сайт Rap.ru! Мы используем куки.
Что такое куки