Запретные видеоклипы - издержки демократии
15 сентября 2006, 15:25

Запретные видеоклипы - издержки демократии

Когда на ваши головы сваливается демократия, многие ошибочно полагают, что это означает наступление полной свободы. Кто-то уже закатил глаза к потолку? Спокойно, кухонной политологией мы тут заниматься не будем.

Когда на ваши головы сваливается демократия, многие ошибочно полагают, что это означает наступление полной свободы. Кто-то уже закатил глаза к потолку? Спокойно, кухонной политологией мы тут заниматься не будем. Ограничимся напоминанием пары замечательных определений. Одно из них звучит так: "Оказывается демократия, это когда не только ты можешь дать кому-то в морду, но и тебе могут". Второе определение подкрепляет предыдущее: "твоя личная свобода заканчивается там, где начинается личная свобода другого".

Хип-хоп изначально являлся свободолюбивой культурой и пытался разрушать или, если это не получалось, раздвигать всевозможные рамки и ограничения. Язык улиц не приемлет каких-либо табу. Многие проводники хип-хопа в массы пользовались и пользуются этим с упоением. К тому же на штатовской почве существовали все предпосылки для этого – демократия типа. По крайней мере, так декларировалось. Как в анекдоте про гласность, когда американец говорит русскому, что может выйти к белому дому и сказать, что американский президент - дурак. Как вы помните, русский возразил в "пгисущей нашим пагням" манере: "я тоже могу выйти на красную площадь и сказать, что американский президент - дурак". Из всего вышесказанного должно вытекать, что и клипы рэпперов, какими бы скандальными они ни были, должны находить свои ячейки в телеэфире. И тут мы неожиданно сталкиваемся с практикой запретов в самой "свободной" стране мира.

В качестве наиболее показательного примера возьмем канал MTV, ставший корпоративным стандартом в сфере телемузыки, и поговорим о причинах, побуждающих редакторов заворачивать клипы. На первый взгляд кажется, что в эфир не попадают просто откровенно шлаковые поделки, "сделанные на коленке самопалы". Безусловно, этот критерий является первоочередным, но далеко не единственным. Основной принцип, которым руководствуется MTV, состоит в том, чтобы клипы не были оскорбительными по отношению к зрителям и рекламодателям. Именно так. Все, что они там делают, в первую очередь является бизнесом, поэтому основная забота - сохранение прибыли. Если все довольны, жизнеспособность канала повышается. Этакий кодекс высшего света – за спиной говорите, что угодно, но на людях все друг другу улыбаются и нахваливают по каждому поводу. Все рады и довольны. "Я тебя уважаю, а ты меня уважаешь?". Именно с целью фильтрации "разорительных видео", где зрителям демонстрировались различные нелицеприятные и шокирующие моменты, в далеком 1984 году на MTV был создан отдел стандартов, в котором на тот момент состоял один единственный человек. Он то и решал, какие картинки и слова могут быть выпущены в эфир.

Как только мы сталкиваемся с цензурой, возникает вопрос "а судьи кто?". Если все решает один человек – плохо, потому что дело пахнет вкусовщиной, и вообще не ясно, вдруг там сидит этакий "синий чулок". Вполне предсказуемо отдел со временем разрастался, потому что нельзя сосредотачивать такую власть в руках одного человека. Однако в отделе работают всего лишь люди, поэтому многие решения все равно остаются субъективными и правила могут интерпретироваться в широком диапазоне. Основными причинами, которые могут остановить клип на его пути к зрителям, являются следующие: грязные словечки, сексуальное содержание, насилие, использование наркотиков, расизм и политические заявления. Практически каждый из этих критериев в достаточной степени размыт, где больше, где меньше, и не всегда ясно, почему из двух, вроде бы аналогичных клипов, прошел только один. Давайте посмотрим на примерах, какие же произведения оказались слишком суровыми и чем именно они провинились перед цензорами MTV.

Начнем сразу с политики. Парадокс состоит в том, что с одной стороны MTV ратует за повышение самосознания и более активное проявление политической воли зрителей. В недавнем прошлом на канале даже проводилась кампания Rock the Vote, что-то вроде нашего "голосуй, или проиграешь". В соответствующих роликах появлялись и рэпперы, ибо канал посчитал, что интересующаяся рэпом часть аудитории слишком аполитична и пассивна. При этом с давних пор на действительно политические видеоклипы местная цензура раз за разом накладывала вето. И тут волей-неволей напрашивается вывод, что в отделе стандартов сидит какой-нибудь представитель правящей элиты. Ведь с выборами какая ситуация – голосуй, не голосуй, все равно известно, что получишь. Ты просто поможешь одному политическому сумоисту одолеть другого, но как они оба топтались по народу-татами, так и будут это делать дальше.

Если отдел стандартов не согласен с идеями, высказанными в клипе, он на экран не попадет. Для этого нужен только повод. Вот, например, отверг губернатор Аризоны предложение учредить праздничный день в честь Мартина Лютера Кинга – Public Enemy сняли "By the Time I Get to Arizona". (Тут стоит отметить, что в южных штатах существует праздник - день флага конфедерации, который до сих пор у многих американцев ассоциируется со временами существования рабовладельческого строя на юге теперешних США). Клип начинается с жесткого выступления губернатора по этому поводу, за которым следуют демонстрации протеста и полицейский произвол – собаки, водометы, решетки. Вроде бы ничего особенного – мы такие вещи по телеку тыщу раз видали – только в финале происходит удачное покушение. Губернатор вместе со своим лимузином взлетает на воздух. Все – клип мимо эфира. Тянет на призыв к свержению существующей власти, что обычно этими самыми властями активно не одобряется. При этом клип "Give It Up", где в рамках мультяшно-пластилиновой вставки великаны PE вышвыривают Клинтона за шкирку из Белого Дома, спокойно попал на экраны. Может быть, мультики не считаются? Да нет, вроде – полностью мультяшный клип Эминема "White America" получил красную карточку, так и не выйдя на поле. Мотивация проста – антиамериканский клип. Хорошо, что не антидемократический, а то, глядишь, так легко не отделался бы.

У Public Enemy случались и неполитические поводы для недопущения в эфир. Так, например, их клип "Gotta Give The Peeps What They Need" лишился аудитории за отказ изъять из текста одну строчку. Даже не строчку, а всего два слова - Free Mumia. Чтобы понять, в чем тут дело, вам следует раскопать материалы о деле журналиста и политического активиста Mumia Abu-Jamal, обвиненного в убийстве полицейского в 1981 году и приговоренного к смертной казни. Доказательства обвинения многими ставятся под сомнение, а само дело рассматривается как подстава. Mumia до сих пор ожидает в застенках вынесения окончательного решения об исполнении наказания.

В данном случае запрет на показ клипа относится скорее к защите "чести мундира" американского правосудия. Дело темное и неоднозначное, поэтому всем молчать и не ворошить муравейник. У рэпперов же хватает и более однозначных произведений. Законопослушанием они не отличаются, и давным-давно у них с полицией взаимный зуб друг на друга. Из свежих прецедентов вспоминается запрет на видео Obie Trice feat. Akon "Snitch", который стал сагой о недоносительстве. Сюжет сводится к тому, что одна компания грабанула банк, но среди них оказался молодой и слабый духом соучастник, который раскололся в полиции. Органы оперативно замели остальных, но те мужественно молчали, и это помогло им выйти сухими из воды. После этого они, конечно, нанесли визит стукачу, который в этот момент развлекался с парой подружек. Спрашивается, откуда они узнали, кто их сдал? Имечко им стукнул адвокат, ознакомившийся с делом подробнее положенного. Лозунг "Stop snitching" в этом году явно популярен и это мешает полиции наказывать преступников, в том числе и убийц – спросите у Busta Rhymes, если что. В общем, клип подавал не лучший пример для подражания и заслуженно был отлучен от ретрансляторов.

Что еще может навести тень на плетень спокойствия духа зрителя MTV? Мало кому понравится, если его будут изображать как зверя в человечьем обличье. По этому поводу существуют весьма живописные клипы о полиции, например, не попавшие в эфир MTV "Crooked Officer" в исполнении Geto Boys и "One Time Gaffled’em up" от Compton’s Most Wanted. Чрезмерное насилие всегда не приветствуется на телеэкранах, если только это не какой-нибудь патриотический фильм, где бравый американец рубит в лапшу толпы врагов своей родины, вроде "Коммандо" с нынешним губернатором Калифорнии в главной роли. Также по насильственной статье не получили пропуск на экран клипы Onyx "Throw Your Gunz In The Air" и NWA "Straight Outta Compton". Ну, в самом деле, не могли же клип NWA запретить из-за того… эмм… фрагмента с колоритным пидором. Надо было всем вам, парни, сразу снимать полноразмерную киноленту, авось проскочили бы.

Под запрет попал и клип Gravediggaz "Night the Earth Cried". Точная мотивация не известна, но кроме "излишнего насилия" на него вроде и повесить нечего. А суть показанной в нем истории сводилась к тому, как злобные колонизаторы захватили в рабство целое племя, которому не смогли помочь даже лучшие его бойцы. Произошло это во время ритуала, когда два удальца в рукопашном бою, как две капли похожем на фильмы о кунг-фу, добивались права стать женихом местной красавицы. Потом были галеры, трюм, набитый женщинами, мужчины в цепях на веслах, побои надзирателя и одиночный бунт, закончившийся расстрелом на месте. В финале несостоявшиеся молодожены попали к разным хозяевам и больше никогда друг друга не видели. Безобразие, не правда ли – разве можно такое показывать по телевизору? И ведь ничему эти Gravediggaz не учатся. Ведь запрещали же уже их клип "Diary Of A Madman" с дебютного альбома. Ну, допустим видеоряд дневника безумца не самое приятное зрелище. Сделали бы выводы, да сняли клип про ромашковое поле. Так нет же, потянуло их снимать в Америке клип про эпоху работорговли. Это же все равно, что в Германии про концлагеря наследственную совесть щекотать. Долой с экранов и поделом.

Вот, например, в клипе Goodie Mob "Dirty South" сняли маленькую девочку, которая рисует на асфальте флаг конфедерации, и одного этого оказалось достаточно, чтобы перекрыть группе телекислород. А потому что не надо дергать чужую совесть за усы. В общем, наснимают расистских клипов, а потом еще на что-то обижаются – не правда ли? Если уж хотите проходить по уважаемой политической статье нужно сделать как британская исполнительница, ланкийская девушка M.I.A., которая получила свой волчий билет за поддержку терроризма.

Клип "Sunshowers" снимался в джунглях южной Индии. По большей части там просто снята богатая природа этих краев, и сам клип может претендовать на роль самого безобидного видеоролика. Вся беда в том, что M.I.A. верная дочь своего отца, который участвовал в партизанском движении во время гражданской войны в Шри-Ланке. Но и это не смертный грех. В немилость она попала, упомянув в положительном ключе Организацию Освобождения Палестины, которая причислена в штатах к террористам. M.I.A. высказалась в том духе, что, если хочешь выиграть войну, ты должен не сдаваться, как это делают члены ООП. Эта орагнизация, кстати, во времена СССР считалась чуть ли не нашим главным союзником на Ближнем Востоке. Американцы так обиделись на исполнительницу, что теперь не только отказываются крутить клип до тех пор, пока из текста не будет вытравлена ООП, но и не пускают рэппершу в страну. То, что она не раз бывала там ранее, в расчет не принимается. Вот вам и свобода мнений.

Думаете когда-то было по-другому? В начале 90-х стали появляться клипы, призывающие к повышению самосознания среди афроамериканцев, отказу от наркотиков и объединению "братьев и сестер". Конечно, все это должно было происходить на какой-то идеологической основе. И этой основой абсолютно логично стал Ислам. Ведь под знаменем Христа во-первых происходила колонизация, а во-вторых это официальная религия правящего класса – достаточные причины, чтобы поднять на щит ближайшую нехристианскую религию, благо далеко ходить не надо. Часто рэпперов обвиняют в создании текстов расистской направленности. Кажется, при этом путают призывы к объединению черных в противостоянии угнетающей их системе белого большинства с проявлениями ненависти по отношению ко всем белым вообще. Понятия не равноценные, однако, как только MTV видит, что белого человека изобразили в роли дьявола, это автоматически закрывает клипу двери в эфир.

Так было с клипом Brand Nubian "Wake Up" (1990) в котором белый дьявол был банкиром и упивался ростом графика, озаглавленного "Трюкология". Так было с клипом рэппера Paris "Devil Made Me Do It" (1990), где дьяволом был олицетворяющий США Дядя Сэм. Любой рэппер, открыто исповедующий догмы течения 5 percent Nation (отколовшегося от Нации Ислама) автоматически становился персоной нон-грата. Дуэт dead prez, кажется, "честнее" всех заслужили свой горчичник. Их хулиганский клип "Hell Yeah" начинается с того, что образцовую семейку беленьких туристов, прибывших в Майами Бич и по ошибке заехавших в гетто, вышвыривают из машины, попутно забирая прочие ценности. Среди них оказывается и видеокамера, которая была включена еще сыночком. Далее мы видим различные заснятые на эту камеру сценки, где нам показывают, каким именно образом выживают те, кто хочет веселиться и при этом не работать. Клип крайне интересный и поучительный, а концовка неожиданная, как в хорошем анекдоте. Но бедных туристов группе простить так и не смогли.

И все это проходит мимо зрителей, которых закармливают уже достаточно приевшимися штампами про веселуху с обнаженными красотками. Но даже и тут отдельные товарищи умудряются перешагнуть рамки казалось бы напрочь потерянных приличий. Кажется, что практически любой из ныне ротируемых клипов лет десять назад не прошел бы цензуру по части излишней сексуальности. Стоит только вспомнить, сколько шума наделала Cher своим клипом 1989 года "If I Could Turn Back Time", где она в весьма откровенном по тем временам одеянии зажигала на авианосце. Прошло десять лет и в клипе "Still Dre" очередная красотка уже наглядно иллюстрировала один из анекдотов про поручика Ржевского: "Вы когда-нибудь кормили лошадь с руки?".

Сейчас уже от обилия телеягодиц рябит в глазах и публику пытаются удивлять все более откровенными танцами и переходом от би- к монокини. Дамы, руководствуясь призывом "shake ya ass", плавно перешли от танца живота, к танцу задницы. Иногда можно увидеть настолько талантливые зады, что кажется в них мускулов не меньше, чем на лице, настолько много разных эмоций они выражают. Но стоп, о чем это я. Именно описанные мной вещи как правило и попадают в ту область запредельного эротизма, которую MTV отсекает. И тут не помогает даже раскрученное имя исполнителя. Те, кому довелось видеть клипы Nelly "Tip Drill", NERD "Lapdance (Uncensored)" или 50 Cent "Disco Inferno" согласятся, что они потрясают воображение количеством присутствующего в них женского мяса и тем, что это мясо там вытворяет. Всем этим клипам MTV сказало "нельзя".

Но даже на этом фоне видеоопусы Necro по трэшевости и брутальности остаются далеко впереди. Он берет не количеством, а, если можно применить к этим творениям такое слово, качеством. Шприцеукалывание его дяди-наркомана и использование голой женщины в качестве обеденного столика, который по окончании трапезы можно просто пнуть – это просто за гранью дозволенного. Он снимает идеально нетелевизионные клипы, в которых чуть ли не с первого кадра становится ясно, что этот кошмар нельзя показывать никому и никогда. Если только в специализированных заведениях.

Эминем тоже успел отличиться на ниве грубого обращения с женщинами в видео. Его клип "Superman" весьма доходчиво повествует о физиологических и послеактовых отношениях двух разнополых представителей человечества. Кстати, тут можно увидеть, пожалуй, самую симпатичную грудь из оголявшихся в видеоклипах. Любитель всего скандального остался верен себе, и "Superman" пополнил список его запретных плодов. С учетом того, что на канале BET закрылась программа Uncut, интернет скоро станет единственным местом, где вы сможете раздобыть такого рода материалы. Самое интересное, что "Superman" буквально на днях перешел на популярном видеопортале youtube.com в секцию для тех, кому за 18.

Справедливости ради стоит отметить один положительный момент в цензуре на MTV, они не пропускают еще и клипы, перенасыщенные рекламой. Так, например, вышедший в этом году клип The Pack "Vans" едва ли не все эфирное время пропагандировал тапки фирмы Vans. Здраво рассудив, что рекламы на MTV и так хватает, отдел стандартов завернул  это безобразие. Нет – не в газетку, а в обратную сторону. А может обиделись, что им не подарили по паре? Несколько лет тому назад подобная судьба постигла и клип Nelly "Air Force Ones" – никакого уважения к легендарному бренду. И в этом месте самые хитрые не без усмешки отмечают, что творение Busta Rhymes-а "Pass the Courvoisier" на том же самом канале находилось в жесткой ротации. Судя по всему, Баста не забыл обильно поделиться продвигаемым продуктом с редакцией канала. Стоп – о чем это я, у меня же ни фактов, ни миллиона долларов на оплату их морального ущерба. Пойду лучше пересмотрю те клипы про белого дьявола. За сим откланяюсь.


Сергей КОВАЛЁВ
по материалам xxlmag.com и youtube.com

обсудить





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Привет, это сайт Rap.ru! Мы используем куки.
Что такое куки