Разговоры об андеграунде. Часть вторая
16 сентября 2006, 14:34

Разговоры об андеграунде. Часть вторая

Да, наверно, White Hot Ice был первым примером настоящей андеграундной популярности. "Говорунов" цитировали все: от металлистов до гопников. Сложно сказать, на кого они тогда ориентировались

Полгода назад мы представляли вашему вниманию беседу с Георгием Петровым, он же Георг Корг, о зарубежном андеграундном хип-хопе, ознакомиться с ней можно здесь. Во второй и заключительной части нашего общения с ним речь пойдет об отечественной "подземке". Понятно, что специфика именно российской действительности такова, что полного охвата мы не получим. Присовокупите субъективность взгляда отдельно взятого человека. Но взгляд этот интересен и принадлежит человеку сведущему. Впрочем, оставим за вами право не согласиться с ним и вступить в полемику на нашем форуме.

В прошлый раз, говоря об иностранном андеграунде, мы определили те формы, в которых он может существовать и они достаточно различные. С Россией все гораздо сложнее и проще одновременно. Взять хотя бы успешные рэп-группы - они все вышли из андеграунда. И Каста, и Многоточие, и Лигалайз, и Серега. Можно вспомнить разве что одного Децла, который был изначально на успех. Но что удивительно, сейчас он, кажется, хочет попасть именно туда. Кто-то, как Серега и Лигалайз, поменяв свое творчество, стали популярными, Многоточие и Каста сохранили свой вектор. Давай тогда, говоря об отечественной сцене, затронем лишь "идейный", "сознательный" андеграунд.

Да, попробуем так. Определим их, как тех, кто не потворствует публике. Конечно, никакой музыкант не творит исключительно для себя, совершенно не представляя своего слушателя. Но есть те, кто идут на уступки, исходя из мысли "а вот это понравится/не понравится слушателю", а другие не меняют какие-то принципиальные моменты своего творчества.

Все-таки получается, что нет у нас хип-хоп мейнстрима?

Практически нет. Только два артиста на этот момент могут быть отнесены к нему: Серега и Лигалайз. Но и те с андеграундным прошлым.

Ситуация с таким небольшим количеством мейнстрим-артистов способна поменяться?

Да, если появились они, а они появились все-таки недавно, то почему бы новым не стать популярными? Или даже не новым, а также, как и эти рэпперы - выйти из андеграундного творчества. И пусть лучше такие рэпперы звучат везде, чем Верка Сердючка.

Андеграунд, что у нас, что там, есть качественный и некачественный, равно как и мейнстрим. Давай попробуем определить, что есть андеграунд некачественный?

Я думаю, это сочетание юношеского максимализма со стремлением заявить, что он (артист) - андеграунд и ничего более. Люди пытаются свою не то чтобы никудышность, а бесперспективность что ли, скрыть за вывеской андеграунда. Ведь любой может сказать, что он андеграунд, поэтому его никто не знает и не слушает. И на этом точка. Другое дело, если этот же человек будет больше вкладываться в свои труды. Если артист замыкается только на своем андеграундном статусе и всем, что вокруг него, тогда, мне кажется, это и есть плохой, некачественный андеграунд. Это мертвая ветвь развития.

Ты сказал "юношеский максимализм". Подавляющее большинство наших рэпперов молоды. А возраст, как мне кажется, для творчества все-таки немаловажен.

Да, но хип-хоп и сам относительно молодой, а в России еще моложе. Поэтому неудивительно, что большинство людей, что-то делающих, у нас сравнительно юное. И пройдет еще не один год, чтобы это исправилось.

Ну смотри: молодой человек - это почти всегда подверженный влиянию других артистов, преимущественно западных, это почти всегда отсутствие житейского опыта, о котором было бы интересно услышать, и почти всегда отсутствие умений. Умений мс, битмейкера, кого угодно.

И добавь неграмотность...

Да, общая неграмотность. Как же в таких условиях молодому российскому андеграунду удается создавать интересные вещи?

Тут, наверно, уже дело в таланте.  У человека может не быть опыта, зато он может обладать какой-то искрой. Ее можно развить, можно потерять, но за ее счет можно быть интересным. Реально есть люди по 16-17 лет, и им есть, что сказать. Они могут говорить так, что даже при отсутствии опыта это будет звучать адекватно. По наитию ли или из-за чувства языка. Но, конечно, трезвость придет позже.

Но ведь бывает и так, что, заявив о себе рано, интересный артист позже перестает таковым быть. Например, Туши Свет - очень важная группа раннего русского андеграунда с новым творчеством уже вряд ли вызовет такое же внимание?

С Туши Свет, думаю, это лишь дело вкуса. Нельзя сказать, что сейчас это неинтересно. Они сейчас пытаются найти свою новую нишу. В отличие от прошлой, она мне не нравится, но это опять же, всего лишь предпочтения. Их "Не прислоняться" был хорошим альбомом, но немного запоздал с выходом. А сейчас они для меня уже не так актуальны. Немного похожая ситуация с Дымовой Завесой. Их первый альбом "Без контрацепции" я считаю одним из самых оригинальных релизов на отечественной сцене. В общем-то первый опыт заигрывания с трип-хопом. Уже второй их альбом у них был в другом стиле, но именно первый я бы причислил к классике.

Важна ли для рэппера погруженность в культуру? Необходимо ли "вариться" в ней, посещать тусовки, интересоваться другими формами хип-хопа?

Это всё индивидуально. Если человек погружен в хип-хоп, то он получает отклик на свое творчество, есть возможность не свариться в собственном соку. Но у рэпперов есть склонность к кучкованию и тут можно просто замкнуться на своем окружении, на его вкусах. И это отражается на звучании, на ориентирах. Если с этим переборщить, то можно и затормозить свое развитие. Другие же могут сочинять, отстранившись от всего, что происходит в рэпе, от каких-то влияний. Но это редкость.

Давай немного обратимся в прошлое, пройдемся по знаковым для развития андеграунда альбомам.

Если уж совсем далеко заглянуть, хотя не знаю, насколько это актуально для молодого слушателя, надо обратить внимание на DMJ "Этот мир - мой!" Это, возможно, первый наш альбом такого рода. Даже Bad Balance стали позже развивать эту тему. Это если мы говорим именно об альбомах, отметая достаточно широкий пласт групп, которым так и не удалось выпустить релиз. Затем, безусловно, стоит сказать о White Hot Ice "В дураках"...

Стоит о нем сказать отдельно. Ведь WHI был просто бешено популярен. В том числе среди уличных парней, которые рэп не слушали, ну максимум Bad Balance и их "Быков".

Да, наверно, White Hot Ice был первым примером настоящей андеграундной популярности. "Говорунов" цитировали все: от металлистов до гопников. Сложно сказать, на кого они тогда ориентировались, это было что-то вроде смеси House Of Pain и... ну может Fu-Schnickens. У меня больше всего ассоциаций было с "Jump Around", которая, кстати, тоже нравилась всем, не только рэпперам. Еще один пример, когда музыка выходит за рамки жанра. После White Hot Ice - Da-108.

На мой, взгляд, это одна из первых, скажу так, "русских" рэп-групп. И они заимствовали не меньше всех, но звучало это гораздо роднее.

Да, соглашусь, они были очень оригинальными. Первыми стали использовать сэмплы из наших фильмов, мультфильмов, то есть из наших культурных пластов. Брали они и западные темы, но делали хип-хоп со своим лицом. Они взяли "Who's The Man" у House of Pain и сделали "Кто чувак?" Звучало отлично и по своему. А чего стоят засэмплированные колокола?! Звучало очень по-русски. Они же стали ориентироваться на нашу поэзию - кавер на Есенина, а вообще чувствовалось, что читали и Маяковского и многих других.

Как насчет Дерево Жизни?

Ты знаешь, прошло мимо меня. Сейчас, когда общаюсь с людьми взрослыми и далекими от хип-хопа, они вспоминают эту группу. Я лично не слушал её тогда. Ритм-У на сборниках еще застал, а вот Дерево почему-то пропустил, как-то не моё. Мне интереснее то, что делал Мук уже после Дерева. Тут можно вспомнить и такую проблему, что не все могли тогда выпустить свой альбом - сложно было или материала не хватало. А когда сделали это - было уже поздновато. White Hot Ice тогда выходил только на кассетах, которые стоили дороже остальных, а диск вышел только после 2000-го.

Или скажем Необходимые Вещи, очень интересная группа, выиграла Rap Music, но альбом так и не выпустила.

Да, действительно важная команда была. А КТЛ ДЛЛ! Они были реально в топе в то время, но так ничего и не вышло. А PLC? Они появились чуть позже DMJ и тоже были популярны. Их трека 3-4 ходили по рукам очень активно. Что потом? Наверно, "Мастера Слова" D.O.B. По-хорошему, те 3 главных песни можно было издать синглом, т.к. именно они - самые важные для нас. Впрочем, по силе эти песни сравнимы с альбомом. С них и начался русский МСинг.

Затем, наверно, Рабы Лампы?

Да. Наверно, это самый мой альбом по настроению. Прорыв в плане сочетания лирики и бита. У Грюндика был заметен багаж лирики, видимо, очень начитанный был человек. Неустаревающий альбом.
Из всех релизов Касты я бы отметил "Что нам делать в Греции?" Это концептуальный альбом интересного человека. При этом он сделал доступный материал.

А ведь доступности, простоты очень не хватает русскому рэпу?

Действительно, сделать просто, что не означает плохо, порой сложнее. Андеграунд страдает тем, что зачастую слышишь бормотание малопонятных слов, метафор и ничего понять невозможно.

Где-то в это время, как мне представляется, с развитием доступности интернета, а следовательно информации, появилась какая-то новая формация андеграундных рэпперов. Молодые МС, получив доступ к любому хип-хопу, в том числе к такому, о котором никак и не услышишь, кроме как в сети, перестали относиться с пиететом к отечественным "старикам". Стали производить свой продукт, подчас весьма спорный и с четким ориентиром на какое-то западное течение. Первой же, наверно, такой группой была kunteynir.

Прежде чем перейти к группам, порожденным интернетом, надо сказать о DCMC. Они все-таки захватили еще то время, когда интернет не имел такого огромного влияния. Были первыми, кто попытался возродить true hip-hop. Если брать одну фигуру на западе, то этим же занимается Mos Def - это для ориентира. Но тут сходство по лирике и сознательности, а не звучанию. Реюнайтед, позитив и стремление донести до слушателя месседж. Не просто дать музыку, но дать и послание. Это есть и у других, но тут - осознанно и открыто. Важно и не перегнуть, не дать диктора. В случае с DCMC все было грамотно. А вот потом начался интернет-бум. Интернет сделал доступной информацию о хип-хопе. Люди получили возможность узнавать, что сейчас в нем происходит. Именно сейчас, а не 5, не 10 лет назад. Это основной плюс. А минус - в снижении требований к самому себе. Чтобы выкинуть трек в сеть, люди не работают над ним так же усердно, как если бы им предложили выпустить его где-то. Это мое мнение. Многим хватает  положительных отзывов в интернете и развитие затормаживается.

Наверно, главными в этой волне стоит считать kunteynir...

Да, они были первыми. Первые люди, которые буквально насрали на все, что было до них. По крайней мере, в нашей стране.

А было ли на западе что-то похожее? Или оно слишком хорошо спрятано?

В определенном смысле, их можно сравнить с Sensational, но лишь в определенном. Когда он появился, где-то в 1995-ом, все ему говорили, что он отвратительно звучит, и никто его слушать не будет. Действительно, свой первый альбом он записал в наушники, а биты выбивал на MPC "вживую". То есть читал и играл одновременно. И никакого сведения, конечно. К тому же, почти все тексты были фристайлом. Вот с ним можно сравнить kunteynir. Они были настоящим прорывом.

Мы практически подошли к современной андеграундной сцене. Перечисли тех, на кого, по-твоему, стоит обратить внимание. Кого стоит поискать по форумам, личным страничкам и сборникам?

Хорошо, но сначала упомяну 2HCompany. Их сложно назвать андеграундом, так как они выступали на разных площадках и получили очень большую прессу, но, безусловно, это интересный проект, который заслуживает всяческого внимания.

Кстати, в связи с 2HCompany такой вопрос: в последние года два, вокруг, так называемого "интеллектуального" хип-хопа сложился какой-то культ. Журналы хвалят пластинки малоизвестных артистов, концерты проходят вполне успешно, хорошим тоном считается слушать подземные коллективы с тиражами, исчисляющимися в сотнях экземплярах, арт-хаусовые мероприятия сопровождаются такой музыкой. Как это все объяснить?

Это связано, во-первых, с тем, что такой рэп появился. Его лет 5 назад и не было. Во-вторых, все это с оглядкой на заграницу. Культ Anticon и Def Jux сначала появился в тех же кругах там, а потом дошел и до нас.

Что же в нем есть такого, чего не было раньше?

Практически все, о чем мы говорили выше, имело уличную окраску. А вот она-то и отталкивала богемную тусовку, которой, может, и нравился рэп как форма. Но она не была готова выслушивать рассуждения об улицах и разборках. И появился другой рэп - абстрактный, с большим культурным подтекстом, с отсылками в другие сферы культуры. Его они приняли с восторгом.

Хорошо, давай вернемся к вопросу об интересных артистах, которые симпатичны тебе лично.

На лейбле Левправ, кроме DCMC, я бы порекомендовал Посторонним. Они немного не вписываются в общую концепцию лейбла, выпустили дебютный альбом год назад. А звучит он, как будто на дворе 1996-ой. Поздние Ultramagnetic Mc's и поздние House Of Pain - я бы так обрисовал их стиль, очень интересно. Объединение Fuck You Pay Me тоже не стоит пропускать, а конкретно - 5 Плюх. Тоже новаторы в нашем рэпе, ориентируются на современный Нью-Йорк, а точнее на Diplomats. И делают это на уровне, профессионалы. Качественный продукт. Думаю, с релизом к ним придет успех. 43 Градуса. В джазе только мальчики, отечественный Stones Throw. Очень качают. У Кота отличный речитатив, подбор слов, со смыслом всё. Севzсквад. Их единственный альбом уже несовременен, но Zerg делает очень интересные вещи. Он реально крут как МС, умеет рифмовать. Мне не импонирует ориентация на хардкор, но качество отрицать нельзя. И я, кстати, не только ведь за андеграунд. Очень качественно делает клубный рэп Fucktory, качает. Почти безупречно. Хорошие танцевальные биты у питерского же Реми Марто. Рэп, как бы ни банально это прозвучало, должен быть разным, я против серого лица. 
Пожалуй, кроме этих команд я не слушаю ничего из отечественного рэпа, что не относилось бы к моему лейблу 2,99. Поэтому расскажу о том, что выходит или выйдет на нем. Розовые очки от Ferre - это сочетание хип- и трип-хопа. Ориентация, скорее, не могучую тройку Portishead, Tricky, Massive Attack. Тоже в своем роде новаторы, хотя можно вспомнить первый альбом Дымовой Завесы, где было что-то похожее. Красивый женский вокал и отличный мужской МСинг в полной гармонии друг с другом.  У них альбом уже вышел, а вот у Ушата Грязи готовится к выходу. Их особенность в сочетании уличности и интеллигентности. Они мрачные, пацанские, но это совсем не быдланская музыка. В чем-то они похожи на Косарь Слов, но все-таки менее уличные. Я не люблю русский рок, но в определенном роде их можно сравнить с этим вектором. Косарь тоже, кстати, очень интересные, репрезентовые, качающие, пацанские. Целиком готов альбом Micromatics. Это что-то такое грузяще-подземное, многие сравнят его с kunteynir, но без наркоманской напыщенности. Что-то похожее на ранний Company Flow. Огромное количество ипишек в интернете выложил Святоша, он же Saintcat. Я считаю, он один из самых лучших битмейкеров, которых породил интернет. Если не лучший. Его стиль всегда меняется, можно услышать и Def Jux и что угодно, но всегда можно усмотреть его почерк. Рекомендую. Как и Ларика Сурапова. Это вообще уникум. Если я правильно про него понимаю, то он - прямой продолжатель традиции русской авангардной поэзии. Он очень молод и что получится из него через пару лет, страшно представить. Очень интересный персонаж. И скажу еще о единственной даме в сегодняшнем нашем разговоре: Метеорита Кострэлли, тоже по своему уникальная фигура на отечественной сцене. Два года назад она первой из девушек стала участвовать в баттле на hip-hop.ru, два года назад и при этом достигла больших успехов, дойдя до 5-го раунда. И если раньше часто спорили на тему возможности существования женского рэпа, то после появления Метеориты можно уже всерьёз задуматься о возможности существования мужского рэпа. Ну, или другими словами - она просто самая горячая сука на этой е*аной сцене! В общем-то, есть еще один персонаж по имени Георг Корг из группировки Апокрифф. Но про него мне в принципе нечего сказать…

Обсудить





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я