Ты-ты-ты-тысяча пластинок. Прощальный взгляд
16 октября 2007, 22:18 Авторы: Сергей Ковалёв

Ты-ты-ты-тысяча пластинок. Прощальный взгляд

Последний рывок в попытке охватить взглядом зверинец носителей звуковой дорожки. Highway Hi-Fi, floppy ROM, космический посланник, радиодиктор, звуковое письмо, съедобный диск, страница журнала - это все о них/

Мы уже писали в ранних материалах этого цикла про эволюцию скоростей вращения пластинок. В тот раз остановились на скоростях наиболее популярных, становившихся для определенного временного периода стандартом. Однако, как вы понимаете, были бы сфера применения и желание, а задать отличную от привычной скорость – дело техники. Естественно, все, что отличается от потребительских стандартов, применяется в узкопрофессиональных сферах деятельности. Так, например, для речевых программ на радио одно время активно использовались пластинки, записанные на скорости 16 2/3; оборотов в минуту. В данном случае не так нужно было высокое качество, как увеличение времени звучания без смены носителя. Ведь устная речь не насыщенный инструментал, требовательный к звуку, и временная прибавка давала несомненные плюсы в работе с подобным материалом. Записал текста на час-полтора и сиди, загорай. Наибольшее распространение такие диски получили в конце 1940-х годов.

Еще одним вариантом решения те же самых задач, стал выпуск пластинок на скорости 33 1/3, но с заметно увеличенным диаметром. Такие "радиодиски" выпускались в стандарте 16 дюймов и иногда попадались образчики на все двадцать. Подобный гигантизм впервые стал применяться, когда музыкальный пульс всего мира еще бился 78 раз в минуту. Но вернемся к 16-оборотным дискам. Они нашли применение также для записи аудиопрограмм и звуковых книг, рассчитанных на слепую и слабовидящую аудиторию, для которых основным каналом получения внешней информации являются уши.

Безусловно, новый стандарт скорости пытались приживить и для других целевых аудиторий. В период 1956-1958 фирма Chrysler продвигала так называемый стандарт "Highway Hi-Fi" для автомобильных проигрывателей, устанавливаемых на выпускаемые ей авто. 7" диски под "Highway Hi-Fi" изготавливались только фирмой Columbia, а проигрыватели только CBS Electronics Основная идея состояла в еще большей миниатюризации самой звуковой дорожки. По этому стандарту на ширину в один дюйм помещалось 550 оборотов спирали, что в два раза превышало плотность нарезки стандартного LP. В итоге время звучания составляло 45 минут для музыкального диска и до часа для речевого. Однако для воспроизведения требовались очень тонкие иглы и легкий звукосниматель, который прижимался к поверхности с дополнительным усилием.

Несмотря на качественно дорог и сопутствующую плавность хода, оборудование не отличалось особой надежностью. Из-за связанных с этим сложностей и дороговизны последующего сервисного обслуживания новый стандарт не нашел широкого применения. За время его существования было выпущено всего порядка сорока двух наименований пластинок, что тоже сыграло против его популяризации. Попытка реинкарнации аналога "Highway Hi-Fi", но уже без упоминания данной торговой марки, предпринималась фирмой RCA в 1960-61 годах для обычных сорокапяток. Правда, результат оказался еще боле плачевным.

16 оборотов оказались не пределом для замедления вращения в погоне за продолжительностью звучания. Для семидюймовок появился стандарт 8 оборотов в минуту, что довело длительность аудиопрограммы до четырех часов с одного носителя. Для радио такое качество звука стало уже неприемлемым, но для слабовидящих вполне подходило (Вы, наверное, помните, что качество звука напрямую зависит от скорости вращения. Чем она больше, тем лучше). Выпуск таких пластинок спонсировался американским фондом слепых и в дальнейшем стал применяться и в журнальном деле. Пионером в этой области стало издание U.S. News & World Report, которое существовало также и в версии 8-оборотной 10-дюймовки нарезанной на гибком диске. Гибкими они были в прямом смысле, так как нарезались на тонком пластике, который если надо, можно и в трубочку свернуть. В качестве носителей для аудиокниг такой формат применялся в США в системе государственных библиотек до 2001 года.

Гибкие пластинки вообще оказались весьма удачной находкой. В том числе и в нашей стране. В 1960-1970-х они активно использовались на курортах для записи звуковых открыток. Еще одним вариантом музыкального привета была запись на ламинированой фотобумаге, в которой потом пробивалась дырка для шпинделя проигрывателя. В издательском деле у нас применение гибких пластинок по большей части свелось к журналу "Кругозор". Во времена СССР он пользовался достаточной популярностью, поскольку всегда включал в себя несколько семидюймовых музыкальных приложений. Сшивался он пружинным креплением, так что никаких проблем с прослушиванием не возникало.

Наибольшей популярностью гибкие диски пользовались в экономичной и технологичной Японии. Там их выпускали как самостоятельные единицы различного диаметра – 6, 7, 8, 9 дюймов. Назывались они sono shito (от английского sound sheet - звуковая страница). Известны также издания, прославившиеся именно благодаря своей музыкальной составляющей. Рекордсменом среди всех когда-либо выпущенных синглов стал, как ни удивительно, январский выпуск 1979 года журнала National Geographic. На одной из его страниц поверх ламинированой бумаги были записаны звуки, издаваемые горбатыми китами. Соответственно трек назывался "Songs of the Humpback Whale". Тираж журнала составил десять с половиной миллионов. Как вы понимаете, роялти с продаж "своего сингла" киты не получили. Не поэтому ли они до сих пор периодически выбрасываются на берег?

В родном отечестве существовал еще один уникальный способ выпуска записей, никогда не применявшийся за его пределами. В 1950-х годах достать свежую музыкальную информацию из-за границы в нужном количестве было достаточно проблематично, поэтому многие твисты и рок-н-роллы выпускались кустарным способом. Как оказалось для этих целей наилучшим образом подходит фотопленка, использовавшаяся для медицинских рентгеновских аппаратов. Наверняка каждому из вас хоть раз приходилось видеть или держать в руках подобные снимки со своими костями. Так вот, именно на использованном рентгеновском материале записывались многие забугорные хиты, находившиеся под запретом. По понятным причинам в народе подобные издания назывались музыкой на костях.

Чуть выше мы упомянули нестандартные диаметры дисков, применявшиеся в Японии. Такой творческий подход был характерен не только для жителей страны восходящего солнца. Подобным концептуализмом и разрушением рамок грешили и многие панк-группы. Понятно, что в период активного развития пластинок, этап разброда и шатаний был неминуем. В Европе пионеры грамзаписи, фирмы Pathe, Odeon и Fonotipia выпускали шеллачные пласты диаметров 8 1/2", 10", 11 3/4", 12", 14" и 20". Ну, тогда и скорости могли плавать от 60 до 130 оборотов в минуту. Тем не менее, после того, как появилось три основных стандарта по габаритам – 7, 10 и 12, были перепробованы и все промежуточные диаметры от пяти до тринадцати дюймов.

Самыми оригинальными в этом смысле оказались участники хардкор-панк трио Spazz (1992-2000). Они выпустили 14 копий пластинки диаметром один дюйм. На первой стороне был записан трек "Hemorrhoidal Dance of Death" (на скорости 78 оборотов), на второй - "Patches Are For Posers" (33 оборота). Совершенно непонятно, как такое можно воспроизвести на бытовом проигрывателе. Ведь многие бытовые аппараты обладают автостопным механизмом, снимающим тонарм с пластинки на подходах к "яблоку". Кроме того, даже если отключить автостоп, сам тонарм может упереться в шпиндель еще до того, как игла попадет на поверхность сингла. Чтобы представить нагляднее, достаточно сказать, что такой диск со свистом провалится в центральное отверстие стандартной сорокапятки (оно у них имеет диаметр 38 миллиметров). На том же лейбле Slap A Ham Records, где отметились Spazz, был выпущен и двухдюймовый релиз. В этот раз отличилась японская грайндкор-группа Slight Slappers. Тираж был заметно крупнее – целых 666 копий.

Вернемся от размеров к материалам. Помимо упомянутых гибких пластиковых и ламинированых поверхностей встречались и более экзотическое сырье. Звуковые дорожки могли оказаться на задней стороне картонных упаковок для различных хлопьев. В продуктовом магазине также можно было наткнуться и на музыкальный шоколад. Естественно для этих целей использовались более твердые его сорта. Но даже при этом шоколадная дорожка могла прозвучать всего два-три раза. О качестве звука тут, понятное дело, не сильно волновались – главное, что оригинально. Такие "пластинки", как правило, использовались в рекламных целях.

Самыми же важными для цивилизации дисками могут оказаться две золотые пластинки, отправленные в космос в 1977 году на аппаратах Voyager. На одной стороне выгравированы символическая инструкция по ее проигрыванию, координатная информация о солнечной системе и еще несколько первичных образов нашей цивилизации. На второй записано приветствие на многих языках: от древнего шумерского, до китайского диалекта Ву. Есть там и звуки природы и полуторачасовая подборка музыкальных произведений разных стран. Наша страна представлена "жертвенным танцем" из балета Стравинского "Весна священная". Там же имеется и "мультимедийная" секция – 115 изображений, закодированных аналоговым сигналом. Ввиду объемности представленного материла, диск был записан на 16 оборотах.

Раньше пластинки с подобным "аналоговым кодом" имели хождение и на Земле. На них содержались программы, которые можно было переписать на кассету и загрузить при помощи стриммера в компьютер. Они встречались на заре развития компьютерных технологий и назывались "floppy ROM". Но, пора нам вернуться из научных высот. Мы до сих пор не вспоминали так называемые ацетатные диски, которые среди диджеев известны как dub-plate. Кстати, несмотря на упоминание ацетата, на самом деле они изготавливаются из алюминиевых пластин покрытых нитроцеллюлозным лаком.

Такие пластины нашли себе применение при записи живых концертов, которые впоследствии планировалось издавать массовым тиражом. Всегда можно было выбрать только нужные, наиболее удачные моменты и скомпоновать их при изготовлении мастер-диска по желанию. В случае диджеев, такой диск является полезным сборником используемых брейков, семплов и любых других необходимых в работе музыкальных фрагментов. В заводских же условиях ацетатные диски выполняют роль пробников перед началом штамповки. Звукоинженер после его прослушивания может захотеть внести какие-то коррективы в мастер-матрицу. Главным недостатком ацетатного диска является его недолговечность. Помимо хрупкости он подвержен подсыханию лака. В итоге ухудшается качество звука.

На этом, пожалуй, и закончим пластиночный цикл. Различные преинтересные примеры можно вспоминать или заново для себя открывать до бесконечности. Цель же этих материалов просто показать вам все богатство форм и видов скрывающееся за привычным образом черного диска.





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я