Сэт: Не предавать ради формы смысл
11 августа 2008, 09:38 Авторы: Андрей Никитин

Сэт: Не предавать ради формы смысл

Мы сидим с Сэтом во дворике у театра "Практика", в минуте ходьбы от Патриарших. Здесь в воздухе висит редкое сочетание умиротворенности и суеты.

Люди снуют туда-сюда, обмениваются приветствиями, едят мороженое и играют в пинг-понг. Мы сидим на скамейке, у нас достаточно времени и желания, чтобы обстоятельно поговорить и разобраться в происходящих с Сэтом метаморфозах.

Давай начнем с того, что в последнее время тебя в наибольшей степени интересует, вдохновляет, привлекает...

Сейчас я постоянно ищу какую-то гармонию. Чтобы уже в этой гармонии производить музыку. То есть, мне кажется, что на сегодняшний день мое творчество - оно не сложилось, не обрело не то что законченного вида, а вообще не нашло свою струю, свою нишу. Хочу, если можно так выразиться, найти свое лицо, которое нравилось бы мне самому. Наверное, это неблагодарное занятие. Сейчас область этих поисков находится на стыке живой музыки и лирики.

Мне кажется, электронная музыка не несет в себе нужной душевности что ли. Мне кажется, что нужен живой инструмент. Поэтому сейчас я ищу музыкантов, ищу композиторов, потому что битмейкерами их не назовешь. И нахожу. Мы экспериментируем с музыкой, я пробую положить на нее свои тексты. Я ищу даже не свое лицо, а некий музыкальный мир, в котором мне будет удобно, в котором захочется много и плодотворно работать.

О чем тебе сейчас интересно говорить в рэпе?

Прошедший год, в котором варился, доваривался альбом "Арена II", мне было интересно говорить о каких-то социальных проблемах. Мне никогда не было присуще говорить в текстах о бытовых вещах - все больше тянуло на возвышенное. А сейчас, наоборот, хочется разбирать мир по крупицам, копаться в ячейках общества. Интереснее, чем писать гимны, во всяком случае.

А ведь это показательный момент, что сейчас взрослеющие исполнители остаются интересны взрослеющей же публике. Раньше, как правило, все было иначе. Повзрослев, слушатель переставал быть активным потребителем этой музыки.

Дело, видимо, в том, что это поколение рэпперов "около 30" сохранило способность говорить на одном языке с подросшей аудиторией. В то время как представители предыдущих поколений, как, например, Bad Balance, чем старше становились, тем сильнее впадали в детство. Вообще же возраст в известном смысле враг рэпперов, поскольку основная аудитория все-таки по-прежнему молодая.

Но мне, например, говорить с людьми постарше интереснее. После выхода альбома, после публикации в интернете видео с живых выступлений, я достаточно неожиданно стал получать отклики от людей, ранее совершенно не интересовавшихся моим творчеством. Взрослые люди, семьи у всех. И я понимаю, что первым альбомом не похвастался бы перед ними.

Альбом "Арена II" сразу после официального релиза был обнародован в интернете на твоем сайте. Это такая позиция, или на то были причины?

А как плыть против течения? На сегодня наличие бесплатной музыки в интернете - это объективная данность. И ее наличие не помешает продаваться компакт-дискам. Возьмите пример певицы МакSим с ее миллионными тиражами. Я думаю, что при должном уровне промоушна мой альбом мог бы продаться тиражом до ста тысяч копий. Хорошие тиражи в рэпе достижимы, нужен только правильный подход. А наличие альбома в сети может даже помочь продажам. Потому что если судить по переписке в интернете... Конечно, нужно отбрасывать процент людей, которые только говорят, но среди этого количества есть люди, которые делают... Так вот, эти люди говорят: "О, а я не ожидал, что будет такой диск классный. Я его скачал, а теперь задался целью купить".

И сама подача, то что на официальном сайте выложен альбом, говорит о том, что никто не пытается залезть в карман. Вот моя музыка, я ее и продаю, потому что по-любому нужно зарабатывать деньги, это тоже работа, и даю послушать в mp3. Пожалуйста.

В какой мере ты пользуешься набравшими такую популярность интернет-сервисами?

В MySpace я не то чтобы разочаровался, просто мне он ничего не дает. Сейчас у любого артиста должна быть страница MySpace, железобетонно. Но большого внимания я ей не уделяю. Vkontakte же и рассылка в icq работают очень хорошо - благодаря им на последнем концерте в театре был аншлаг, хотя не было никакой рекламы. Естественно, остаются крупные информационные порталы, от которых во многом зависит восприятие артиста читателями. Тут нужно во всех направлениях двигаться. Единственное, хотел бы отметить, что не сотрудничаю с сайтами, которые заявляют о себе как R&B-сайты. Потому что я себя R&B музыкой не считаю. Более того, я пропагандист правильного позиционирования музыкального жанра - то есть, если это R&B, то это R&B. А публика путает.

Забавно, приезд настоящей R&B-певицы Macy Gray не вызывает особого интереса, зато все считают, что R&B это стразы, это Бьянка...

И это ужас. Но еще более дикие вещи творятся в регионах, в том же  раснодаре. R&B-баттл! Там выступают рэпперы с пластмассовыми брюликами в ушах - и все, это уже R&B. Видимо, это потому, что слово "рэп" менее благозвучно для обывателей. Зато на счет мероприятия под соусом R&B проще договориться с клубом. За счет этого рэпперы и предают свою идею. А я как-то очень всерьез к этому отношусь. Ревностно.

Расскажи о своих концертах в театре. Как ты пришел к идее, что они должны быть какими-то особенными?

Довольно спонтанно это получилось. Ну то есть, я не шел по жизни к идее концерта в театре. Но однажды появилась возможность сделать это. "Практика" - современный театр, без лепки и колонн. Но это театр, и атмосфера в зале театральная: люди сидят и слушают, как спектакль. Многие тексты со второго альбома проходили обкатку именно на этих концертах. Было и так, что написал, а на следующий день выступаю с ним в "Практике". Я считаю, что не многие рэпперы пишут тексты, которые несут ценность в рамках жанра, но могут столь же органично звучать с театральных подмостков. Боюсь, что процентов 90 отечественных рэпперов оказавшись на сцене театра начнут что-то такое прямо читать, так что все развернутся и уйдут.

А вот смотри, такая параллель: "Арена", "Арена II", будет и "Арена III"?

Да, альбомов будет три.

То есть, фактически, как у Lil Wayne с его "Carter"?

Ну, я на него не ориентировался. И массовый ажиотаж вокруг Lil Wayne не особо понимаю.

Уже есть какие-то идеи относительно нового альбома?

Уже есть четкий скелет альбома, восемь или десять песен. Они задают текстовую основу альбома, его музыкальную направленность. Без ложной скромности скажу, что альбом будет сильным по текстам. Это свежий материал, сочиненный в Москве, уже после того, как в моем мировоззрении случился перелом, или, скорее, окончательно оформился. И вот в момент этого перелома я писал эти тексты, и они такие прямо насыщенные жизнью.

Мог бы привести пример, на какие вещи ты в итоге стал смотреть иначе?

Отшелушилось все ненужное из головы, все, что не имеет значения. Может это у меня одного так, а все остальные москвичи ничего такого не испытывают, но я, переехав сюда, сменив круг общения, действительно почувствовал, как много лишнего отсеивается. Эти изменения трудно описать в двух словах, они проявляют себя на уровне ощущений, которые всплывают, когда возвращаешься в  Краснодар, общаешься со знакомыми и друзьями, смотришь на происходящее в городе... и не веришь, что еще недавно сам в чем-то таком принимал участие. Мысли, что ли, трезвее стали. Может быть так.

Тебя волнуют политические вопросы?

Никогда вообще не волновали, и я даже старался их избегать. Я знаком с людьми из мира политики, естественно в масштабах родного города, края. И я, как те люди на мясокомбинате - они знают, как делается колбаса и они ее не едят. Это почти как с милицией - на мой взгляд, если ты стал милиционером, то ты не сможешь оставаться нормальным человеком. Потому что по своей работе ты каждый день сталкиваешься с ситуацией, которые твою психику нарушают. То же самое и в политике.

Ты знаешь точно, что тебе мешает на твоем пути?

Есть препятствия, которые пока не получается объехать. В первую очередь это СМИ, к которым уже сейчас проложить дорогу очень трудно, а будет еще труднее. Потому что все больше возникает проектов-однодневок, которые готовы вкладывать деньги сейчас в теле- и радиоротацию, чтобы потом отбивать их на корпоративах. Это резко уменьшает шансы тех артистов, чья музыка не рассчитана на корпоративы. С моей музыкой я не буду ездить на корпоративы: во-первых, меня не будут приглашать, во-вторых, я сам туда не поеду. Я все-таки другими вещами занимаюсь.

Ты по складу характера оптимист или пессимист?

Оптимист безумный. Сейчас уже больше реалист, а в то время, когда начинали с Триадой, Revol, Караван, моего оптимизма хватало на всех. И даже на Нигатива, который вообще пессимист в последней категории.

Есть у тебя единомышленники в музыке, в рэпе, в искусстве?

Очень сложно найти единомышленников, потому что все поглотили баттлы, R&B и вот эти репрезентные штуки, пропаганда шмалекурения и тому подобное. А я со своим сознательным рэпом до кого-то хочу докричаться. Единомышленниками я могу считать слушателей. Деятелям рэпа сложно стать моими единомышленниками, потому что они уже встали в эту борозду, все, они уже знают, что надо читать, чтобы все схавали. Очень близкий пример, всем известная группа, которая читает, что курит шмаль чуть ли не каждый день - а они вообще ее не курят. Вообще! Только читают, что курят.

Я сам читал об этом в треке "Юго-Восточная Европа" - 2001 год, мне 19 лет, я курил, бухал и делал все, что можно. А сейчас, естественно, ничего такого не делаю и практически здоровый образ жизни веду, вплоть до правильного питания. Я не могу читать, что я курю шмаль, если на самом деле этого нет.

Я при этом не веду какой-то антинаркотической пропаганды в текстах, потому что сомневаюсь в ее действенности, потому что антиреклама - это тоже реклама. Но я гораздо ответственнее стал относиться к тому, что говорю. Потому что если на моем альбоме прозвучит "кури шмаль! забей косяк!", то какой-то процент как минимум задумается об этом, заинтересуется. Я понимаю, что говорю в каком-то непопулярном поучительном тоне... Но это так. За слова необходимо отвечать, особенно, когда имеешь дело с молодой, восприимчивой аудиторией.

Поэтому, когда меня спрашивают: "Как ты относишься к творчеству группы такой-то?", я говорю: "Я не знаю, где там творчество". Да, она может нравиться большому количеству людей, собирать огромные залы. Но это даже не повод просто уважать ее. И что? Тимати тоже собирает залы и дает кучу концертов. Но это же не значит, что Тимати теперь занимается творчеством. Мне кажется, он занимается конструированием таких песен, для того, чтобы потом их продавать. И я, кстати, совсем не понимаю его поползновений к записям с разными баста раймсами и снуп доггами, потому что, ну какой ему Busta Rhymes?

В том смысле, что Тимати не ровня им?

Конечно! С ума сойти! Ну мне бы сейчас предложила Мадонна записать совместный трек, да я никогда бы не согласился. Какая Мадонна, вы что? Что я буду там делать?





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я