Закон Парето, отмена и творчество в Индонезии: поговорили с BMB SpaceKid.
15 августа 2025, 13:28

Закон Парето, отмена и творчество в Индонезии: поговорили с BMB SpaceKid.

BMB SpaceKid экспериментировал с миксами из афро-бита и электроники еще с ДеЦлом. Тот же грув актуален и сейчас.

BMB SpaceKid. Фото из архива музыканта.

Интимные переживания для массовой аудитории — это то, над чем активно работают электронщики последние годы: Fred again.., Four Tet и многие другие гениально переварили то время, когда во время пандемии многие начали прислушиваться к самим себе и открывать внутри богатейший внутренний мир. Теперь IDM-электроника с элементами лоуфайного хип-хопа захватывает фестивальные сцены. Петербургский продюсер BMB SpaceKid, который сейчас живет и творит в Индонезии, с легкостью вписывается в это движение охотников за диковинами — за глобалистским и одновременно персонифицированным саундом, который может стать частью ежедневного саундтрека продуктивного творческого человека и поднимать на уши фестивальные толпы. Обо всем этом, а также, конечно, о судьбах хип-хопа, поскольку BMB SpaceKid — это еще и хип-продюсер тоже, мы поговорили с Димой Семеновым летом 2025 года.

Текст: Rap.ru 

Продюсеры вообще слушают много музыки? Она не оказывает вредное влияние, ты не начинаешь никого подсознательно копировать?

Слушать новую музыку полезно. Главное — не фанатеть от конкретного артиста и не гонять его треки каждый день. Со мной случаи неосознанного копирования были разве что когда-то очень-очень давно. Обычно я новую музыку не ищу — может, пришлют что-то или диджей-кореш в клубе поставит трек. Так и происходит открытие.

Что изменилось, когда ты перебрался из России в Индонезию?

Раньше я мог писать весь день, но только и делал, что писал. Теперь появилась еще и жизнь. У меня помимо работы есть еще и куча свободного времени — на спорт, на поездки на соседние острова, на девушку. Стараюсь придерживаться принципа Парето 80 на 20 (принцип утверждает, что около 80% результатов достигается за счет 20% усилий, а остальные 20% результатов приходятся на оставшиеся 80% усилий, — прим. Rap.ru).

То есть ты не должен добиваться результата в конкретный день во что бы то ни стало?

Ты должен уметь копить энергию, потому что иногда не пишется, и ты должен не изнурять себя, понимая, что сегодня просто «не тот день». Ты в это время можешь просто заняться отбором сэмплов, какие-то треки пособирать, сделать ту работу, которая не требует креативных затрат. К тому же ритм распределен так, что здесь и сейчас я могу сделать то, на что в прошлом у меня полдня бы ушло. Перераспределение энергетики произошло. Кроме того, я постоянно изучаю новые техники написания музыки, закупаю оборудование — это тоже вносит свои коррективы в распределение времени.

А как ты вообще оказался на Бали? Ведь это уже приличное время назад случилось.

2020-2021 год — за это время я прямо как-то слишком много всего сделал: от Feduk до Платины плюс свой сольник еще. Снял три клипа, сделал полный альбом с EverThe8 плюс еще документальный фильм к этому релизу. Очень сильно перегорел. И в этой ситуации я как раз вспомнил про Бали — я там был где-то за год до этого. Возникла цель, что нужно обратно ехать и приходить в себя.

То есть ты так перегорел, что уже не мог работать?

Работать еще мог, просто вечный День сурка уже был невыносим. В общем, я приехал на полгода как бы в отпуск, а параллельно начались известные события. В феврале 2022 года я почувствовал, что обратно пока ехать не надо.

Когда начались все изменения, связанные с санкциями, всю мою музыку за 15 лет просто удалили со всех площадок. Резко и без предупреждения. Дело было в том, что весь мой каталог мы отдали AWAL Music, и так как с Англией были мощные замесы (до такой степени, что даже не сделать банковский перевод), могло начаться расследование, не отмывают ли мои британские издатели деньги в России. В общем, меня застопили и закэнселили. Так что на Бали я практически с чистого листа все начал.

Но тебе все вернули?

Только через год мне вернули каталог. Все, конечно, перезалили, но алгоритмы меня теперь воспринимают как совсем нового артиста. Треки же в момент удаления пропали из всех плейлистов, и люди туда уже меня обратно не добавят спустя три-четыре года.

Как ты оцениваешь Бали спустя прошедшее с момента отъезда время?

Индонезия — идеальное творческое пространство для меня. Здесь хорошее коммьюнити, постоянно приезжают артисты, недавно были Fred Again…, Skrillex, Erykah Badu, Earl Sweatshirt. Также приезжают и русские артисты — с Morgenshtern (признан Минюстом РФ иноагентом, — прим. Rap.ru) вот поработали, Lizer приезжал — неделю поработали с ним над новым материалом. Куча хороших артистов на местности, есть нетворкинг, природа. Но сейчас немного тут все поджимать стало, потому что все глобально меняется, во всех странах начинается больше контроля по приезду из-за разнообразных политических действий. Это общемировой процесс. По правам тоже поджимают, но пока здесь все хорошо. Поэтому творить здесь достаточно приятно. Последнюю неделю здесь вообще какая-то питерская погода — дождь и такое небо серое.

BMB SpaceKid. Фото из архива музыканта.

Получается, что на Бали не всегда ослепительное небо?

Бали — это не просто одна и та же картинка за окном. Остров очень разный — север, юг, запад. Центр острова — там вообще всего много намешано. Бывает, что я студию перевожу на две недели куда-нибудь в горы — и пишу там. Здесь круто менять локейшены, иногда куда-то переезжать. Это и не дорого особо. Час езды отсюда, и остров будет совсем другим. В центре бывает температура +10-15 ночью.

И еще на материале местной музыки ты стал развивать свой сайд-проект Madee Santiz. Можно поподробнее про него?

Это такая интеллиджент-электроника, но все грувовое с элементами хип-хопа. Плюс в то же время это еще и IDM-история как Fred Again..., как Four Tet. Решает две задачи — и для домашнего прослушивания в наушниках, и фестивальный музон по духу. Я в Madee Santiz использую этнические инструменты, иногда даже акапеллы индонезийские. Индонезийская часть проекта уже готова, сейчас решаю, где это все будет выпускаться.

Судя по всему, у него и международное развитие будет?

Потом мы будем делать отдельные проекты со всеми, кто принадлежит к тропической линии — Бразилия, Куба и так далее. Каждый альбом этнически будет взят из какой-то конкретной страны, там будут коллаборации с их местными артистами локальными. Вот сейчас думаю как раз в Бразилию поехать где-то на год, сделать там альбом.

Удивительно, мы же с ДеЦлом 8-9 лет назад фактически тем же самым занимались. Тогда мы просто не понимали, для кого мы пишем этот музон — в России же не было для этого аудитории. А сейчас все же максимально актуально — все с удовольствием слушают смесь электроники, афро-бита, Бразилии. Сейчас уже все мейджор-артисты — от Дрейков до Трэвисов Скоттов — стали использовать эти элементы.

Ты прямо какой-то Фестиваль молодежи и студентов по атмосфере нарисовал!

Атмосфера на Бали по развитию, и по коррупции, и по всему примерно как в России 90-х — такая немного действительно фестивальная и хаотичная. И как раз в 90-е в Бразилии был рожден байле-фанк — смесь майами-бейса и электроники, электро такого нью-йоркского в духе Afrika Bambaataa с рэпом и местными этническими ритмами. Но сейчас у них все уже приелось, стало коммерческим, немного пресным. И вот мне скидывали мои треки, которые играли на карнавале в Рио-де-Жанейро — все были в шоке: типа «вы, русские, делаете так, как у нас делали только в 90-х. Мы любим такую музыку, но у нас уже все стало таким пластмассовым, а вы те самые элементы из 90-х берете и еще мешаете с новым звуком. Получается что-то очень крутое». Поэтому хочется делать альбом с общим бразильским вайбом, но с элементами разных стран при этом. Один альбом сделал в Индонезии, другой получится в Бразилии, третий на Кубе, Мексика, может быть, еще какая-нибудь страна Южной Америки встроится. А там до J Balvin, например, недалеко, так что у этой темы есть свое развитие.

Ты думал об Америке? Там в плане нетворкинга еще мощнее.

В Штаты я пытался три раза за десять лет делать визу — и мне отказывали. Тогда еще не было визы талантов — была только бизнес, рабочая и туристическая. Туристическую мне не давали, потому что среди моих документов ходило письмо благодарственное с подписями и печатью. Консулы прочитали его, и когда я в 19 лет с ним прибыл в посольство, мне сказали: «Нет, ты не можешь ехать, потому что ты можешь в Америке зарабатывать деньги неофициально». Я говорю: «Да нет, что вы, здесь же ничего такого не написано». Так хорошо в общем про меня написали, что мне потом еще два раза в визе отказывали.

Ну это вряд ли будет точка в американской истории.

Может быть, буду пытаться отсюда визу талантов сделать. В перспективе, конечно, хотелось бы в Калифорнии оказаться — с The Alchemist увидеться, со всеми ребятами. Потому что общение на расстоянии — это все не то. Люди-то занятые, отвлекаются, пока ты к ним сам не придешь пообщаться в прямом смысле на порог, в мессенджере они могут просто от тебя сообщение пропустить.

Ну у тебя своих забот хватает ежедневных. Какие актуальные новости на сегодня?

Трек с Антохой МС могут лицензировать в кино, но пока без подробностей. Также для ролика итальянского издания Vogue делал саунд-дизайн, еще делается музыкальное игровое предложение. Очень крутая игра, где у тебя секвенсор будет.

С битмейкерами ты точно на связи — даже стримы проводишь.

У меня же битмейкерское сообщество, нужно стримить обязательно. Есть группа в телеграме, иногда прикольно поддерживать контакты. Слушаю биты иногда, оцениваем. Скриптонит тут устраивал бит-батлы, я тоже поучаствовал в жюри. Прикольная у него концепция — за 30 минут мы выбираем сэмпл, битмейкеры за полчаса делают бит, потом мы отбираем. Призы у него прикольные — 2000 баксов, драм-машина.

Раз заговорили про продюсеров, должны ли они в себе развивать критерии оценки собственного творчества?

Конечно, ведь никакой куратор с этим не поможет. Должно быть развито внутреннее мышление продюсера. Нужно понимать, как человеческая психология работает, учитывать ее. Выбирать надо то, что людей будет триггерить, нужно всегда пытаться делать оригинально. Копии делать прикольно для своего внутреннего личного опыта. Но потом ты все трендовые элементы — хуки определенные, автотюн, тональность — можешь смешать с чем-то кардинально другим.

И, разумеется, думать об эффекте, который оказывает музыка.

Главное, что музыка должна делать — это вызывать эмоции. Что-то людей должно триггерить, а эффективно работают обычно какие-то контрасты — как соединение крутых цветов на картине, как единая цветовая гамма. Эффект неожиданности тоже всегда работает.

Случается же по форме супер-треки: идеальный бит, человек читает условно как Эминем без единой ошибочки — и все равно не качает. А все потому, что это не отличается от того, что было сделано тысячи раз вокруг. Главное — делать то, что никогда не делали, раскладывать по папочкам, так и альбомы накопятся. Так и можно найти свой новый звук, который ты давно хотел сделать.

BMB SpaceKid. Фото из архива музыканта.

Как мы будем бороться с нейронкой?

Бороться с нейронкой не надо, это полезная вещь. Недавно делал сэмпл-пак для Splice. Свои чопы, демки битов, которые у меня завалялись где-то, я прогонял через нейронку и делал в самых разных звучаниях. Свои же сэмплы выводил в стемсы, переигрывал, примерно двухмесячную работу я сделал за четыре дня. Меня самого вдохновила эта тема. Одна из генераций — это был просто мой бит 2010 года один в один. Тот же свинг, такой же бас — и я такой: «Что?». Иногда даже криво набито было.

Но все равно что-то не так было по-твоему?

Получилось все прикольно, но не так стилево, как у человека, конечно. Фишка вся во вкусе. Нейронка может сделать совершенно по-разному, но главный вопрос — все равно во вкусе. У нейронки вкуса нет. И потом люди все равно будут чувствовать, что имеют дело с чем-то ненастоящим. Нужно обязательно включать в дело свои идеи и свою креативность.

И развивать в себе мастерство коллажиста.

Возьмем пример Madlib. Он же много раз говорил, что сам не пишет биты, строго говоря. Он просто берет то, что нам предки оставили. С одного винила берет один луп брейкс, с другого — пианино. Может доиграть бас, но в целом оперирует с уже готовыми элементами. То, как он со своими элементами играется, это и есть проявление вкуса. Он все это преподносит так, как будто что-то новое, и делает он это абсолютно мастерски.

Твоя концепция, твой вайб, твой грув — все это на первом месте. С нейронкой круто поиграться, найти какой-нибудь артефакт для вдохновения, но полностью ИИ-треки — это пока невозможно слушать. Кстати, она хорошо помогает писать тексты — панчи, хуки, она все это прекрасно чувствует. Полтекста заливаешь — и она тебе уже дописывает.

Может она даже поможет сделать членораздельный рейдж и гипер-трэп. Как ты относишься к моде на эти стили?

Местами есть свои достойные вещи и в рейдже, и в гипер-трэпе, но долго такую музыку слушать просто устаешь. Но один примерно среди ста оригинальный можно найти. Который реально выделяется, где есть прикольная музыкальная гармония, где все качает и все по звуку нравится. А в остальном одни и те же синты и одни и те же биты. Но есть всегда возможности для неожиданного — типа как Трэвис Скотт делал — раз и переключился на другой бит. Возможен лоуфай, какая-то электроника, но с такой же читкой, как на рейдже. Очень скоро узнаем, что нам будущее покажет.

Ниже работа Димы этого года — репрезент Крип-А-Крипа «Столько лет в игре», созданный на бит BMB SpaceKid.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Привет, это сайт Rap.ru! Мы используем куки.
Что такое куки