Депрессия рэпа на русском: куда катимся?
Рассуждаем, почему самый популярный музыкальный жанр становится или уже стал "мыльной оперой"
Последние несколько лет основными темами для новостей стали: релизы, интервью, блогеры и личные отношения. Баттлы, концерты, фристайлы и прочие громкие, обсуждаемые события - теперь единичный случай. Рассуждаем, почему самый популярный музыкальный жанр становится "мыльной оперой".
Давайте вернемся в начало 2000-х. Вспомните какие ивенты нас окружали: рэп фестивали, форум хип-хоп ру, Snickers Урбания, Битва за респект, фестиваль M.I.R., Hip-Hop All Stars, Stadium RUMA, позже появились Slovo и Versus. Многочисленные диссы, которые становились самостоятельными произведениями автора. Все это осталось в прошлом, а количество подобных событий сильно снизилось, как и желающих принимать в них участие.
Кто-то скажет, а зачем это артистам, если доходы и так растут, аудитория становится шире. Достаточно делать хорошую музыку, ведь это и есть самый ценный вклад в развитие культуры. Несомненно, это важный аспект, но не хватает ещё некоторых составлющих.
Во-первых - нет площадок для диалога, нет совместных публичных выступлений. Это важно, так как любое мероприятие, связанное с рэп музыкой, позволяло участникам проявить себя, сделать заявление и дать ему охват. Рэпперы, используя цитаты или ссылаясь на прошлые события, связывали отдельные эпизоды в единую историю хип-хоп культуры.
Во-вторых - отсутствует конкуренция, которая позволяет развиваться. Теперь можно писать незамысловатые тексты, рифмовать на глаголы, не работать над дикцией, быть вторичным. Это уже не важно, нет цели становится лучше как MC. Музыка находит свою аудиторию, начинает продаваться, значит все сделано правильно.
Угождать музыкальным интересам становится проще, так как сама музыка стала простой. Про избирательность людей ещё высказался Шнуров в 2011 году в песне "Любит наш народ". Поэтому не составляет труда продвигать новый рэп и монетизировать его.
В-третьих - нет общей идеи и причастности к ней. Артисты позиционируют себя как музыканты "вне жанра". Соответственно, такая позиция не несет ценности для рэпа.
Рискну предположить, что среди артистов стало меньше фанатов этой музыки. Меньше заинтересованных людей. Потому что, какая мотивация была у рэпперов в 90-х - 2000-х годах? Весь жанр был в андерграунде и при этом стремительно развивался. Не было такого количества рекламодателей, способов монетизации творчества, возможностей в качественной записи и продвижении треков. В общем, в то время рэпом занимались по любви.
Согласитесь, сейчас с этим все гораздо проще. Рынок резиновый, каждый найдет себе свою аудиторию. В индустрии есть деньги, можно заниматься карьерой. А мама не ругается, потому что понимает, чем занимается её сын, особенно после покупки нового дома или машины.
Вот вам отличный панчлайн: 17-й независимый баттл hip-hop.ru в 2019г. Свой трек на участие внезапно сдает Oxxxymiron*, тем самым привлекает внимание к данному событию. Вспомните, кто после этой новости вслед сдал трек на участие? Легче упомянуть, кто не участвовал.
L'one, Loc-Dog, Noize MC, Егор Крид, Грязный Рамирес, St1m, Слава КПСС и тд. Именитых участников было такое количество, что подтверждает, наколько хип-хоп комьюнити не хватает пересечения и взаимодействия между собой. Отлично, а чего ждали до заявки Oxxxy?
Не важно как вы относитесь к творчеству Мирона, факт в том, что он является ярким представителем рэпа на русском языке. Рэппер, который обладает здоровым фанатизмом, который доказывает это регулярно на протяжении всей своей карьеры. Как зритель, я не вижу инициативы от других исполнителей, не вижу проявления похожего интереса к сообществу.
Личность Мирона указана в качестве примера, некого MVP жанра. Я уверен, что таким же потенциалом обладают представители новой и старой школы, но не наблюдается желания его проявить. Стагнация русского рэпа очевидна.
Считаю, стоит обратить внимание на то, как изменилась аудитория слушателей рэп-музыки. Она стала гораздо шире по сравнению с теми же 2000-ми годами. Теперь рэп слушают все, от детей до домохозяек.
Что мы имеем по итогу: широкая аудитория, без претензий, без диалога с жанром. И длинный список музыкантов, которые создают и монетизируют большое количество контента под абсолютно разную аудиторию, эксплуатируя рэп в любом его проявлении для большего охвата.
Зарабатывать деньги - это круто и не стыдно. Но рэпу нужна здоровая конкуренция, коммуникация среди участников и вовлеченность. Ну или будем обсуждать как дела у Дани Милохина.
* иностранный агент на территогрии РФ