«Я горжусь русской музыкой»: Thomas Mraz о разнице между байтом и вдохновением, отцовстве и киберспорте
11 июня 2019, 12:35

«Я горжусь русской музыкой»: Thomas Mraz о разнице между байтом и вдохновением, отцовстве и киберспорте

Сегодня мы встретились с Thomas Mraz для обстоятельного разговора. Поговорили о недавнем туре, выяснили, чего ждать от тура грядущего, вспомнили про проект «Фит Зэ Виски БэллСтайл», обсудили людей, которые круто делают музыку на русском (Спойлер: в топ-5 Томаса 3 рэпера. Угадайте, кто?). Об этом и многом другом — в нашем большом интервью.

Месяц назад закончился твой «Hangover Tour» — какие изменения произошли в тебе за время тура, возможно,  какие-либо моменты особо запомнились?

Ты знаешь, «Hangover Tour» — это первый тур, в который я поехал, будучи отцом. Находясь в постоянном движении я всё думал о том, что дома меня ждёт мой маленький сынок, поэтому это был единственный тур, который должен был закончиться как можно раньше. Я скучал и хотел вернуться скорее домой, но при этом настроение было постоянно приподнятое, да и сам тур был очень успешным как по рабочим моментам, так и по духовным ощущениям. Дома меня ждала моя новая семья, и это здорово.

И каково это — быть молодым отцом? 

Супер! Это очень вдохновляет и даёт много сил. Я как будто эволюционировал. Вот сейчас даю тебе интервью и одновременно режу лук и плачу. (Смеётся)

Что изменилось после того, как ты подписал контракт с Booking Machine? 

Я начал больше верить в себя, границы стали шире и веки стали подниматься. Вера в себя возросла, потому что ребята, которые со мной работают, опытнее меня, многое знают, многое видели. И через призму их восприятия понял, что я очень недооценивал себя. 

Недавно ты писал,  что испытываешь гордость, слушая музыку на русском. Назови, пожалуйста, свой топ-5 исполнителей, которые пишут на русском.  

Конечно, не получится сразу вспомнить пять исполнителей чем-то похожих, назову пятёрку разных. Наадя, Скриптонит, Оксимирон, Гуф и Алина Орлова.

Наадя или тот же Оксимирон берут тем, что пишут очень интересные текста. И исполнение у той же Наади очень интересное. Алина Орлова нравится тоже за лирику.  А Гуф и Скриптонит просто расширили горизонты в музыке, сделали нечто новое, на мой взгляд.

Совсем недавно ты запустил проект «Фит Зэ Виски #бэллSтайл»,  он может помочь молодым музыкантам в продвижении их музыкального материала? 

«Фит Зэ Виски БэллСтайл» может служить примером для молодого артиста хорошего сотрудничества между какими-то корпорациями и андеграундными музыкантами, то есть, этот проект – образец идеального коллаба. 

Есть просто разные рекламные истории, возьмём, как пример, очень известный бренд и Big Baby Tape – там истории о творчестве мало, имею в виду, снимается ролик и упор делается на бренд, но не на музыканта, мол, смотрите, какие мы клёвые и кто у нас снимается.  

А у нас с Bell’s история другая. Компания, наоборот, помогает артисту вроде меня делать своё творчество в своём стиле, не пытается сделать коммерческий продукт, а, наоборот, поддерживает искусство и за счёт этого показывает, что бренд в теме.

Доволен ли ты коллаборацией с Bell’s в последнем выпущенном тобой клипе «Drip Dream», чья была идея? Твоя или бренда?

Да, доволен, посмотрев клип «Drip Dream», нет ощущения навязчивой рекламы. Идея сотрудничества была, конечно, бренда, но идея песни и самого клипа – это всё наша работа. Нам не мешали, все вопросы касались только творческих моментов и самой эстетики. Наша коллаборация, можно сказать – это дружеский диалог. 

Совсем недавно ты объявил о том, что осенью отправляешься  в шестой по счёту тур под названием «Random Tour»,  что готовит городам театр «Thomas Mraz» на этот раз, чем удивишь?  

Готовлю новую программу и, скорее всего, будут взяты новые высоты — в плане исполнения и жизни на сцене. Надеюсь, что это будет для меня новым профессиональным уровнем.  Само шоу будет сто процентов новое, как минимум в столицах. Конечно, мы с командой делаем уклон больше в сторону музыки, имею в виду, что само шоу, как по мне, необходимо поп-артисту, а я хотел бы сделать что-то вроде новой классики. Меня интересует больше лирика, поэзия.

Как думаешь, хип-хоп в России – это музыка протеста? Как ты относишься к возможной отмене концертов рэп-исполнителей? 

Я думаю, что по большому счёту многое притянуто за уши. Многие рэп-музыканты пытаются провоцировать, специально бросают вызов той же политике, а некоторые политики реагируют. Как с одной, так и с другой стороны это касается не определённого сообщества, а людей.  

Не думаю, что хип-хоп – это музыка именно протеста. Это на самом деле очень глубокая тема. Если говорить именно о политике, то я не считаю, что рэп-музыкант обязан быть именно оппозиционером. В любом случае, протест – это что-то большее. Он может быть не только против политики, против каких-то правил, это может быть протест против самого себя, против того, что внимания на тебя не обращают, против того, что ты страдаешь от безответной любви, например. Это всё тот же протест, его нужно воспринимать гораздо шире нежели он употребляется в обывательском смысле.

Так же и с музыкой. Нельзя делать музыку или воспринимать ее как-то прямолинейно, потому что музыка о многих спектрах, о тысячах смыслах, именно поэтому это настоящее искусство. А если человек пишет на заказ какие-то политические провокации, тогда да, это не искусство, это политика. Кто-то пытается кого-то провоцировать, а кто-то ведётся на это и начинаются конфликты. Как по мне – всё это чёрный пиар.

А если сравнить нашу рэп-культуру, российскую, и, допустим, американскую или английскую — там рэп-музыка так же популярна, как у нас? 

Возможно, там это направление уже немножечко умирает. Не твёрдо, конечно, уверен в этом, но думаю, что там уже переизбыток сцены, переизбыток артистов. Девятнадцатилетний юноша пишет замысловатую песню и становится звездой и дальше, в принципе, ему больше делать ничего не нужно.  

А у нас в России нужно пахать, пахать для того, чтобы добиться хотя бы одной сотой успеха на Западе. Именно поэтому я горжусь русской музыкой.  Люди двигают свою культуру и делают это со вкусом. Знаешь, многие артисты не хотят на русском писать, многие люди до сих пор стереотипно относятся к этому. Я сталкивался с этим в 2012 году, когда мы двигали эту культуру, делали её модной, думая, что что-то изменится. До сих пор встречаю людей, которые говорят, что не слушают музыку на русском языке и не любят рэп на русском языке. Скорее всего, это не от далёкого ума. 

Это, конечно, не критика, но я действительно чувствую огонь внутри себя, когда  музыканты начинают делать музыку на русском. Дело не в национализме, не в патриотизме, а в культуре. Это такая узконаправленная вещь, которую понимают не  так много людей, особенно горжусь за тех, кто делает это с размахом, как та же Наадя, например. 

Несмотря на стремительное развитие жанра, в русском рэпе по-прежнему актуальна проблема байта и заимствований (взять хотя бы ситуацию с треком Big Baby Tape). Где, на твой взгляд, проходит тонкая грань между копированием и отсылкой/вдохновением?

Объясню. Суть во вдохновении. Назовём вышесказанных Гуфа и Скриптонита. Дело в том, что эти ребята сделали абсолютно что-то новое для индустрии. Гуф сделал прорыв в плане цензуры, то есть он начал читать рэп о том, о чём хочет, и это было круто, так как, во-первых, нужна была смелость, а, во-вторых, у него очень прогрессивные и демократические взгляды.  

Возможно, кто-то со мной не согласится и подумает, что это не так сложно, как я пытаюсь это преподнести, но на самом деле человек раздвинул границы цензуры для той же русской музыки. Никого не боясь, захотел зачитать о том, что ты куришь траву, например. А почему нет? Может, это вымысел, а, может, это что-то другое, никто не призывает ни к чему. 

Суть в том, что человек сделал что-то новое и после него все делают то же самое. И при этом Гуфа никто не вспоминает, когда это делает. Относительно Скриптонита: он раздвинул границы в музыке в плане эмоций. Он не стеснялся как-то очень эмоционально читать свои текста в разных формах: иногда он читал как будто он пьян,  иногда как будто он зол очень сильно. Вот после него музыка тоже изменилась, ему удалось в каком-то смысле поменять правила игры.

А тонкая грань между копированием и вдохновением проходит там, где ты решаешь, что ты хочешь: получить реальное удовольствие и самоудовлетворение от своей работы или получить деньги. Вот там эта и граница проходит. Это как списать на уроке, понимаешь? Можно списать наполовину, а можно сразу и ответы узнать. Главное получать удовольствие от процесса.

Как ты считаешь, стоит ли популярным МС идти в баттлы?

Знаешь, я ни разу не ходил на батлы и немного боюсь себя в этой роли, при этом, я, конечно же, воображал о том, как это будет. Честно говоря, до конца ещё не сформулировал для себя мнение. Есть люди, которые считают, что это прогрессивно, модно, круто, а есть люди, которые думают, что это очень зашкварно. 

Особенно таких людей много среди современных рэп-музыкантов. Они считают, что баттлы никак не связаны с новой школой, это всё старое и ненужное.  А я считаю, что это может быть хорошим спортом. 

Фантазируя, я подумал, что через какое-то время, те же Олимпийские игры или другие игры с видами спорта, расширятся, и вот баттл-рэп может хорошо стать чуть ли не международной эстафетой. Как Евровидение, например. Если мыслить в таком ключе, тогда это интересно. Единственное, хороших баттлов не так много, потому что, знаешь, можно читать, что твой оппонент толстый, некрасивый, но это же все как-то глупо, низменно, умным людям не захочется на такое смотреть.  А если делать это, как, например, Оксимирон, играючи и поэтично, тогда это совсем другая история.

Ты нередко рассказываешь в соцсетях о видеоиграх (а недавно даже давал ссылку на свой Twitch-канал). Расскажи о своих главных игровых впечатлениях за последнее время, планируешь ли ты в дальнейшем проводить стримы?

Стриминг и подобные вещи — это прикольно. Это интересно людям, можно сказать, это как телевидение будущего. У меня дома не всегда был интернет, когда я был моложе и я находил какие-то киберканалы по кабельному, где целый день показывали всё про игры. Существует такая рубрика «Let’s play», в которой многие звёзды, например, Snoop Dogg, увлекается тестированием игр и стримингом.

Вот с такой точки зрения это интересная вещь, хотя в последнее время я устал от игр, так как они больше не приносят такой радости, к сожалению. А вообще, главное — это компания, игра будет очень интересной, если ты играешь с кем-то. И мне очень нравится киберспорт. Не люблю смотреть футбол, но при этом какой-то стрим с удовольствием посмотрю. Всегда любил больше принимать участие, чем со стороны наблюдать – это возможность поучаствовать в каком-то соревновании. Не всегда есть можно пойти на футбольное поле и погонять мяч на уровне, но при этом всё это возможно в виртуальном мире. В будущем это приобретёт большой размах, масштабы станут шире.

В будущем лайнапе фестиваля Booking Machine вновь значится несколько зарубежных артистов. Есть ли сейчас на западной сцене исполнители, с которыми тебе бы хотелось записать совместную песню, или ты предпочитаешь сейчас концентрироваться на сольном материале?

Вообще, конечно, я предпочитаю концентрироваться на сольном материале, потому что во-первых, для меня это спокойнее, а во-вторых, я самодостаточный человек, и бывают моменты, когда я могу сделать и так, и по-другому, то есть сам себе фит, грубо говоря. Иногда бывает желание с кем-то поработать, так как ты уважаешь артиста.

Например, такой музыкант как Винни Чейз из Cheers Club. Он не сильно популярен на Западе, как остальные артисты, и думаю, что его недооценили. Я его слушаю с далёкого 2010 года и до сих пор люблю включать его старые песни, даже если они сегодня не производят на меня сильных впечатлений как раньше. Недавно я с ним списался в инстаграм, поинтересовавшись, сколько стоит его райдер и что ему необходимо, чтобы выступить в России.

Мне интересна не только музыка, но и другие творческие сферы и привезти артиста, который тебе очень нравится — это тоже для меня что-то интересное. В итоге, у нас с Винни завязался дружеский диалог и я даже заставил его зарегистрироваться в Telegram.  Он сначала удивился и спросил: «Что? Что такое Telegaram? Лол. Я не знаю, что это», а я ему: «Братан, просто зарегистрируйся,  там очень удобно пересылать музыку».Он зарегистрировался, и теперь мы иногда переписываемся и делимся друг с другом музыкой. Вот такая забавная история. В 2010 году я думал, что Винни Чейз суперзвезда,  что это недосягаемый уровень для меня, а сегодня переписываюсь с этим человеком в телеграме. Вывод: главное не сомневаться, не терять веру в себя и делать что-то, что тебе в кайф.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я