Интервью с лондонским граймером ​Riko Dan: о разгонах рейвов в Лондоне, тюрьме и музыке протеста
5 апреля 2018, 12:49 Авторы: Елена Вахник

Интервью с лондонским граймером ​Riko Dan: о разгонах рейвов в Лондоне, тюрьме и музыке протеста

Riko Dan – один из тех жителей лондонского Ист-Энда, благодаря которым мир услышал грайм. Этот MC чудом остался в живых после ряда вооруженных стычек, на шее у него шрам от пули, в биографии – пять лет в лондонской тюрьме. Сейчас Riko Dan регулярно выступает в грайм-шоу на BBC, ведет передачу о футболе на радио NTS и проводит выходные с другими легендами британского грайма – Wiley и Flowdan.

Грайм чаще всего предполагает тексты о преступлениях и разборках. Почему музыканты этого жанра так агрессивно настроены?

Это связано с тем, что большинство MC говорят о том, что они видели и знают. Они не пытаются что-то приукрасить или представить эту «темную сторону жизни» в привлекательном свете – они рассказывают о том, с чем они, к сожалению, имели дело каждый день. Есть MC, которые прославляют преступный мир, но они, очевидно, не знают настоящей глубины всей этой истории, когда ты вынужден жить в такой среде. Те, кто прославляет эту «темную» сторону, не могут быть искренними. Те, кто жил «там» и имел дело с преступным миром, никогда не будут говорить об этом хорошо, потому что это совсем не круто, поверь. Если MC говорит, как классно быть чуваком с пушкой из гетто, значит, он никогда не жил в гетто.

И в рэпе часто идет речь о противостоянии – пример тому баттлы.

Да, музыка – это действие, через действие ты выражаешь свою позицию, выражаешь себя. Есть MC, которые постоянно говорят о выстрелах, но это не значит, что они собираются стрелять в людей. Надо пояснять это в наши времена. Потому что это смущает некоторых слушателей, которые могут подумать, что MC пытаются прославлять убийства. Большинство из тех, кто говорит о выстрелах, как правило, направляют это к другим MC – «стреляют» словами. Изображения выстрелов чаще всего обозначают словесные перепалки. Это пошло еще из ямайской регги-даб культуры устраивать саундклэш – это когда две саундсистемы «сражались» одна с другой, выясняя, у кого круче звук.

Правда, что в Лондоне бывали рейвы, с которых MC забирали в тюрьму прямо с тусовки?

Да, полиция накрывала рейвы, потому что в них участвовали MC, которые стояли на учете в полиции. То есть полиция тебя предупреждает: тебе нельзя выступать. Промоутеры меняют твое имя в афише, потому что для полиции ты считаешься «активным». А ты все равно приходишь и даешь концерт. Тогда полиция все это дело отслеживает, увозит MC и разгоняет рейв. Сейчас в Лондоне такого больше не происходит, у нас больше нет «активных» MC, которые состояли бы в каких-то бандах. Потому что если бы мы были «активны», то уже, скорее всего, были бы мертвыми или сидели бы в тюрьме. А у нас, видишь, есть время заниматься музыкой. Некоторые MC говорят, мол, «мы в деле», но это не так.

Как на тебя повлияла тюрьма, отразилось ли это на твоем творчестве?

Тюрьма никаким образом не повлияла на мои песни. Все, что сделала тюрьма – это подавила меня. Не надо идти в тюрьму, чтобы стать лучшим MC. Это подавляет твою творческую часть. И ты становишься кем-то другим. Потом, когда сидишь в тюрьме, ты не можешь заниматься музыкой. Музыка – это последнее, о чем ты там думаешь. И эти мысли о свободе и творчестве только добивают тебя. Это вообще не круто. Тюрьма – это плохо, плохо для всех людей, но особенно для творческих. Я вообще никакого положительного опыта из этого для себя не вынес.

В британском издании «The Guardian» один из журналистов написал, что «грайм – это музыка протеста». Что ты об этом думаешь?

Я не считаю, что грайм – это музыка протеста. Это жанр, который заполнил дыру среди некачественного драм-н-бэйса в Англии. Грайм появился в свое время, в своем месте. Были эмси, которые упоминали в своих текстах о политических проблемах – у Stromzy есть что-то о Терезе Мэй, Skepta набил себе татуировку со значком анархии. Но то, что ты затрагиваешь политические темы, не означает то, что ты делаешь «музыку протеста». Если честно, было бы здорово, если бы у кого-то это получилось.

А как ты считаешь, вообще кто-то из современных артистов делает такую музыку?

Я думаю, ямайские музыканты Chronixx and Sizzla – вот кто делает музыку протеста. Потому что они поют обо всех тех ужасах и несправедливостях, которые происходят на Ямайке, они ведут за собой людей. И это очень вдохновляет меня, я ими восхищаюсь. И мне не приходит в голову другой пример. Здесь, в Англии, в Европе, в Америке я не вижу других примеров. Может, у кого-то и есть пара каких-то трэков, но так, чтобы это было целое движение – этого нет, к сожалению.

Как ты относишься к тому, что грайм становится коммерческим жанром?

Каждый MC хочет быть услышан как можно большим количеством людей. Так что если твоя музыка становится популярной – в этом нет ничего стыдного, ты, в сущности, просто хорошо выполнил свою работу. Я понимаю людей, которые пытаются сохранить свое «сырое» звучание. Но, даже становясь популярным, ты не обязан терять свою андеграундную сторону. Не думаю, что это плохо – делать коммерческую музыку, ты можешь так же продолжать добавлять в нее элементы андеграунда, сохранять эту свою чистую энергию. Другое дело – артисты, которые никогда не работали с андеграундом, они просто не понимают эту концепцию «сырого» звучания. Все, что они хотят – это быть успешными. Но мы не можем их за это осуждать. Но грайм сейчас в хороших руках – Stormzy, AJ Tracey, Wiley, они делают свое дело очень круто и качественно. И всегда будут появляться новые MC, которые поднимут все это на новый уровень. Всегда будет появляться кто-то моложе и талантливее, тот, кто выйдет вперед и донесет это до еще более широкой аудитории. И это здорово!




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я