Имеет ли Face право называться панком?
22 января 2018, 18:43 Авторы: Алексей Вертелецкий

Имеет ли Face право называться панком?

Алексей Вертелецкий рассуждает, имеет ли Face право называться панком, делая предварительно обширный экскурс в историю

А помните... нет, не помните. В общем, рухнул однажды СССР с его ненавистной цензурой, и полилась на нашего брата необузданная западная свобода, яркие вещи, сладости фастфуда и прочие стёклышки с зеркальцами, на которые мы меняли наши богатства.

Да вот только творцы, мучимые доселе тщательным контролем, окунувшись в столь желанную свободу как-то и посливались все, так и не сдюжив создать что-либо стоящее. Рок, потерявший главного идеологического врага, остался один на один с собственной музыкой, которая сама по себе не представляла чего-то интересного, да ещё и в конкуренции с муз-динозаврами, пришедшими к обывателю с запада, поправ лапищами весь рокерский, бывший таким уютным, заповедник.

Великие советские режиссеры так и остались великими советскими – стать великими российскими им не удалось.

В общем, минуло с тех пор, считай, 30 лет, и только сейчас народ кое-как очнулся от морока, встрепенулся, сбрасывая остатки сна и сплёвывая очередную поделку про суперменов или «наш ответ Голливуду», стал вновь поглядывать в прошлое, скучая по неповторимому и тонкому русскому юмору, без говна и пердежа, по нашим собственным традициям кино, по культуре собственного народа.

А помните… да, уже помните, как с рождением интернета рухнула, что твой СССР, империя лейблов (в старорежимном их понимании), стоявших во главе угла музыкальной индустрии и контролирующая творцов? И полилась на нашего брата необузданная музыкальная свобода, яркие вещи, сладости фастфуда и прочие стёклышки с зеркальцами, на которые мы меняли наши меломанские богатства. А посливались ли, окунувшись в эту немыслимую свободу, творцы, тщательно контролируемые доселе лейблами? Вопрос дискуссионный.

Раньше ведь как было. Было по классике: развитие в борьбе противоположностей – цинизм бизнеса против порывов творчества. В большую игру можно было попасть только через лейбл. Творцы творили, специально обученные люди лейблов искали, бродя по бесчисленным концертам, среди творцов бриллианты и отметая всякую дичь. Опытные менеджеры и продюсеры тонко правили и ограняли «необузданное», рождённое подопечными музыкантами, направляя течение творчества по конструктивному вектору. Лейблы прислушивались к чаяниям аудитории, но и аудитория, чая всякое, была привычна и требовательна к высокому качеству, ибо бездарей держать лейблам было рискованно, попадали туда лучшие. Таким образом, за счёт жёсткого отбора высокая планка поддерживалась и музыкантами, жаждущими славы, посему постигающие музыкальное кунг-фу, и приученной лейблами к высокому качеству аудиторией.

 Что же случилось с падением империи лейблов? Настали «святые 90-е» в мире музыки. Свобода! Как только пропадает контроль и сдерживающие факторы, человеки с удовольствием достигают самых «вершин лондонского дна», как говаривали в одном отличном советском фильме. Помните, как в другом отличном советском фильме стоило оставить ковбоев на пару дней без хорошего кино, как они вновь превратились в свиней, не без помощи кино плохого.

Между новыми поколениями слушателей и музыкантов больше не стояли лейблы, как единственное средство быть услышанными широкой аудиторией, отбирающие лучших и требующие высокого уровня. Теперь всяк тварь дрожащая право имела.

Баста бы сказал, что больше у нас в Ростове не учат младших старшаки, как вести себя в приличном обществе за гаражами. Новые поколения больше не приучают к высокому качеству, музыкантам тоже больше не нужно к нему стремиться. Так музыка низверглась в бездну регрессии.

А что нужно юному спермотоксикозному школьнику (как самой активной аудитории), эстетические вкусы которого ограничены рукоблудством, недавно открытым им, на японские мультики и парочкой сериалов, с которых он «орёт»? Правильно! «Трэш, угар и содомия», как сказал поэт. Тимати уже не канает, локтями тряс ещё восьмилетним, а вот тряхуть стариной в какой-нибудь сучке, да без гондона, было б уже неплохо, уже хочется.  Да и ноги плясать хотят уже спустя («Слышь, пельмень, он сказал «спустя», кхы.. гхы.. гхы» (с) Бивис.) час после рукоблудства. И тут в его мир приходит артист, который свои песни и сочинял для ног, а скорее всего и ногами, держа перо поэзии меж их больших пальцев – теперь это он может себе позволить.

Артиста культурный (и профессиональный) бэкграунд, вероятно, тоже ушёл не сильно далеко от его поклонника. Сын интернета с мемасиками. Научился говорить высокопарные банальности, веря с юношеским максимализмом в их мудрость, читать рэп так и не научился за ненадобностью, читать не рэп тоже нужды нет особой, если это не название торговой марки. Исповедует культ карго, имитируя звуки, происходящие из далёкой страны, где много-много диких обезьян, как говаривали в одном отличном советском фильме. Так же он знает о панке (опционально – гранже) и ему очень нравится себя ассоциировать с этим жанром, в силу лЮбому каждому отроку протестного настроения последнего и нигилизма.

Что Кобейн был отличным музыкантом в первую очередь – это уже другой вопрос, и лучше, наверное, не экспериментировать артисту с более глубоким раздумьем над этим фактом.

В конце концов, Сид Вишез вообще не умел играть.

Фараон грезит себя Кобейном всё ещё довольно тихо, а вот, например, Фейс давеча громогласно самопровозгласил себя панком. Можно ли сказать, что Фэйс – это современный панк?

Не будем глубоко вдаваться в дебри родословной панка, но таки в рамках небольшого экскурса окинем взором в целом, дабы понимать, с чем имеем дело.

 Принято считать, что начало его проистекает из славного града Нью-Йорка середины 60-х, где он рождался в уорхоловских застенках, полных художников всех родов, поэтов, театралов и прочих интересных личностей. Посему и музыка сия была довольно концептуальной и по форме, и по содержанию. В этом была его (панка) тогдашняя идеология.

Далее акцент стал смещаться с эстетства на энергию, в чём, впрочем, тоже было определённое эстетство, а уж декаданса – того завсегда. Пульс прошёл через животную психоделинку The Stooges, трансвеститский эпатаж New York Dolls, появился сам термин «панк».

А к середине 70-х новые поколения скинули вычурные одёжки, надев майки, косухи и джинсы и стали возвращать рок-н-роллу, покрывшимся жирком хипповской витиеватости и добродушием длинных соло, улицу и её агрессивную трушность, резкую, как понос и чёткую, как удары плёткой. Вставить пику рок-н-ролла под рёбра сопливым хиппи – в этом была идеология панка того поколения.

И вот уже сметливый продавец одежды для фетишистов М. Макларен, хапанувший нью-йоркской движухи, захотел у себя в Лондоне такую свою, с блэк-джеком и шлюхами. Вместо блэк-джека мечталось ему замутить какой-нибудь полит-антураж. Он уже пробовал провернуть задумку сию с New York Dolls, решив облечь их в красные цвета коммунизма, но американские товарищи шутку не поняли. Ну а вместо шлюх Малкольм присмотрел парочку пацанчиков во главе с Д. Роттеном, напоминающего ему чёткого американского панка Ричарда Хелла (позже у них появилась и песнь, подозрительно напоминающая идеями песнь Ричарда, о чем последний начал было сокрушаться, но философски добавил, что и сам украл их немало). Так появились Sex Pistols.

С экономической ситуацией в Англии было не очень, и проект стрельнул. Правда, в этот раз в идеологии панка было много политики, но музыка практически отсутствовала. Никто не обсуждал музыку. Просто социальный феномен из Англии, который немножко поигрывает рок.

Так панк из музыки поэтов улиц превратился в протест против классовой несправедливости и экономических проблем, а сейчас уже и против всего подряд. Не все были этому рады, но таким его нынче и знают. Такая его идеология.

Стоит, наверное, отметить «гранж», как один из великих детей панка, тоже вершивший свою революцию. А также панк в России начала 90-х, вернувшийся, наконец, в колыбель настоящей анархии.

Ну и Егора Летова помянём, на котором выросло чёрт знает сколько поколений. Человек, обладающий огромнейшим культурным багажом и интересной музыкальной философией в звуке и идеологии, считающий животное, дионисийское начало важнее, нежели аполлонистическое и высокоинтеллектуальное.

Говоря простым языком, вакхальное беснование подростков на его концертах было ему предпочтительней разбора миллиона отсылок и пластов в его песнях важно надутыми интеллектуалами.

Вернёмся же к нашим баранам. Итак, панк ли артист Фейс?

Формально схожесть есть: агрессивно-примитивная музыка с матом вместо текста, рассчитана скорее на рефлексы, нежели на интеллект, детишки прутся, взрослые негодуют на радость детишкам, вот тебе и протест, чем не панк?

Схожесть есть, но есть и один нюанс! Прямо как в анекдоте, когда Василий Иваныч, присунув Петьке поучал его: «Вот смотри Петька у тебя х.й в жопе, и у меня х.й в жопе. Но есть один нюанс!»

А нюанс в идеологии. В тру панке всегда была идея.

Есть ли какая-то идеология за артистом Фейсом?

 Быть может, Фейс транслирует нечто концептуальное и дерзкое, как в уорхоловские 60-е, или, например,  как нынче Кровосток? Нет, мат в песнях Фейса – не художественный инструмент, он просто на нём разговаривает.

Быть может, Фейс прохавал все традиции и в итоге пришёл к злому минимализму в пику классическому стилю, как панк-злость в рок-н-ролле пришла в пику хиппи-пацифизму в 70-е? Нет, Фейс просто спиздил пару фишек с запада и уронил их на голову деткам.

Быть может, Фейс просто неистово явит миру свой протест против классового неравенства и всякого такого, как Sex Pistols или хотя б, как Нойз МС порой? Ну разве что в своих заявлениях, больше похожих на заявления тупых красоток на конкурсах красоты, мечтающих о всём хорошем и против всего плохого.

А может Фейс, как Летов: его матерные считалочки – это некие глубокие аллегории, отзвук  тонн прочитанных книг, пережитой музыки, пропутешествоваших сквозь него трипов? Нечто тайно-мамлеевское, но внешне ОСОЗНАННО лубочное, заливисто ликующее сквозь примитив и мат? Нечто сиб-ПАНКОВСКОЕ, в конце концов?! Да не, фигня какая-то…

«Так в чём твой панк?» – в альтернативной реальности спросил бы с Димасты за ирокез смотрящий за панком панк Баста.

Так что он скорее Петька из того анекдота, чем Василий Иваныч.

Но давайте же взглянём на происходящее в контексте нашего времени.

В наше время вирусной музыки, взлетающей на крыльях славы в небеса без объективных причин и музыкальных заслуг, сегодня лицо молодёжи – Фейс, а завтра – Грибы, а послезавтра – Лизер. Под всё спляшут, всему подпоют, всё стремительно забудут.

Так, может, какое время, такой и панк? К чему ему эти тяжеловесные идеологии, если один отрок набухтел, что мог, в микро, второй потащился, всем хорошо, и еб*сь оно всё конём? Нуууу… А почему бы не назвать это рэйвом? Или эмо-речёвками? Или дегенерат-кором? Или ритмическими неспортивным кричалками (сократить только по-модному и латиницей)? Как понять начинающему меломану и бунтарю, что это именно панк? Так же практически, как и понять, что это рэп – никак.

В общем, на заборе «мир» (с тремя ошибками) написано, а под забором дрова лежат.

Да и те украдены у наших западных партнёров, о чём тоже не следует забывать местным кобейнам и вишезам.

Короче, пока с панком у Фейса всё так себе.

Как сказали в отличном советском фильме: «Ты ошиблась, солдатка…»

Ну и напоследок ещё немного лирики.

В любопытное время мы живём: мир музыки, освободившись от гнёта музыкальных бизнес-воротил, ухнул в бездны безудержной свободы Интернета, словно постсоветские широты в своё время в свою свободу. И ничем не контролируемое пространство наполнилось всевозможными бездарями, проходимцами и прочими насекомыми, живущими свои короткие жизни лишь миг, чтоб, сверкнув пустой вспышкой, хайпануть и сгинуть во тьме. И не всяк сверчок знает свой шесток, ̶С̶т̶а̶л̶и̶н̶а̶ лейблов на них нет. Некоторые думают, что они действительно что-то стоят.

Вот интересно, когда люди мира музыки очнутся, нахаваются наконец этого пластмассового дерьма и поймут, что неплохо б уже начать эволюционировать обратно до сложных организмов.  

Когда закончится это плохое кино?

Нам понадобилось 30 лет.

Титры!


Данная статья является авторским блогом. Редакция может иметь мнение, отличное от мнения автора.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я