​Хип-хоп сегодня тоже потерял: песни, за которые стоит благодарить Дэвида Боуи
13 января 2016, 17:45 Авторы: Евгений Объедков

​Хип-хоп сегодня тоже потерял: песни, за которые стоит благодарить Дэвида Боуи

Jay Z, Puff Daddy и даже Death Grips – все они использовали в своих треках фрагменты песен Дэвида Боуи. Сегодня мы вспоминаем великого музыканта через призму освещаемого нами жанра.

10 января не стало Дэвида Боуи, легендарного музыканта, актера и человека, чей творческий диапазон и интересы фактически не знали границ. Он менял поп-культуру, летал на Марс и писал про это альбомы, дарил окружающим стиль, до которого изначально было дело только ему. А в итоге его наряды, образы и взгляд вошли в историю наравне с его музыкой. В конце 90-х Боуи и вовсе решил написать саундтрек для первой большой игры Дэвида Кейджа (автор «Fahrenheit» и «Heavy Rain») во многом из-за любопытства, попутно став одним из ее персонажей и солистом вымышленной группы The Dreamers. Это был человек, который потрясающим образом сочетал в себе талант, любопытство, острый ум и крайне искусную эпатажность.

Разумеется, хип-хоп не был далек от творчества Боуи. Канье Уэст называет его одним из главных своих вдохновителей, Кендрик Ламар также признается в любви к музыканту, и неудивительно, что семплы из его песен неоднократно становились основой для самых разных рэп-треков. Сегодня мы как раз поговорим об этом, вспомнив несколько отличных песен Дэвида Боуи и их хип-хоп воплощения.


Jay Z «Takeover»

Семпл: David Bowie «Fame»

Культовый трек Джея с классического альбома «The Blueprint». В историю он вошел как дисс на Наса, развязавший в итоге одно из ярчайших противостояний в истории хип-хопа. Но многие забывают, что в первых куплетах Jay Z мощно прошелся по Mobb Deep, высмеивая низкий рост и занятия балетом Prodigy. В историю, однако, «Takeover» вошел именно как колкий дисс на Насира, начавшийся с удачно подобранного Канье Уэстом вокального семпла из трека Боуи «Fame». А построенный им же вокруг песни The Doors «Five To One» бит лишь добавлял мощи.

Диссов за всю историю хип-хопа мы слышали немало – были даже номера куда более личные и полезные для карьеры – однако найти что-то сравнимое с мощным, роковым, бьющим в лицо «Takeover» будет крайне сложно. А сам Боуи так или иначе был причастен к этому треку.

Если речь зашла в том числе и о песне «Fame», то она остается самым семплируемым произведением Боуи – без малого 24 раза другие исполнители заимствовали элементы из трека. От уже упомянутого Jay Z до Джеймса Брауна и Леди Гаги. Но раз уж мы зовемся RAP.RU, то вот вам еще три хип-хоп трека, которые семплировали «Fame». 

Ice Cube «Alive On Arrival»

Семпл

Спродюсированный трио Boogiemen и лично Кьюбом, «Alive On Arrival» обыгрывает выражение «мертв по прибытии» и является прямой критикой медицинской системы. Взять ритм-секцию из такой песни и превратить ее в социальное высказывание о расизме? Почему бы и нет, подумал Ice Cube и рассказал историю о черном, который попал под перекрестный огонь на улице, но несмотря на то, что добрался до госпиталя живым, помощь ему никто не оказывает. Вместо этого полицейские допрашивают истекающего кровью героя.  

Public Enemy «Night Of The Living Baseheads»

Семпл

Говорить о семплах в песнях Public Enemy то еще занятие. В «Night of The Living Baseheads» их, например, сразу 20. И вычленить на слух оттуда кусочек из «Fame» крайне сложно. Но таков был стиль Чака Ди и продюсерского коллектива Bomb Squad, которые буквально по кусочкам собирали каждый свой трек. На этот раз песня Боуи обернулась в руках хип-хоп артистов как высказывание против крэка, где зависимые от этого наркотика люди натурально сравнивались с зомби. И никаких вам «I’m in love with the CoCo». 

Ol' Dirty Bastard «Dirty Run»

Семпл

В компании таких серьезных рэперов явно не хватает нотки безумия, и ODB здесь лучший кандидат. Благо он был по-настоящему сумасшедшим рэпером. Трек «Dirty Run» был выпущен на посмертном микстейпе артиста «Osirus» в 2004 году. И дело тут, скорее, не в выдающемся использовании семпла или в исключительности самой песни, а в возможности вспомнить не только талант Боуи, но и другого ушедшего артиста – ODB. 


А теперь ненадолго спустимся в подземку, поскольку творчество Дэвида Боуи также было не чуждо андеграундному и альтернативному хип-хопу.

J Dilla «Take Notice»

Семпл: David Bowie «Soul Love»

Полная версия этой песни вышла только в 2007 году с переизданием альбома «Ruff Draft». Дилла взял за основу хай-хэты из песни Боуи «Soul Love», а тогда еще фактически неизвестный (трек был записан в 2003 году) Guilty Simpson зачитал свой куплет. Кстати, именно Дилла поручился за земляка на лейбле Stones Throw, после чего те подписали Симпсона к себе. Тогда-то карьера у детройтского MC пошла в гору, а сам он в итоге стал одним из самых уважаемых андеграундных рэперов.

Практически эти же хэты (но еще в 2002-м) использовал и El-P в своем инструментальном треке «Innocent Leader». И, что называется, сравните результат – из одной песни Боуи родились диаметрально противоположные как по музыке, так и по настроению композиции.

MF DOOM «Rapp Snitch Knishes»

Семпл: David Mattews « Space Oddity»

Дэвида Боуи много слушал и одиозный злодей в маске MF DOOM. Правда, для создания этого трека он немного схитрил и использовал не оригинал песни «Space Oddity», а ее кавер за авторством композитора Дэвида Мэттьюса. В итоге бит сначала попал на инструментальный сборник его альтер-эго Metal Fingers, а затем и на гастрономический рэп-альбом Дума «Mm… Food».

Death Grips «Culture Shock»

Семпл: David Bowie «The Supermen (Alternate Version)»

С Death Grips никогда не бывает просто. Вот и песню «The Supermen» они превратили в настоящее электронное безумие. Вокальный семпл Боуи «So softly the supergod dies» открывает жуткие размышления MC Ride о социальных и моральных нормах. Если в оригинале это был рассказ о сверхлюдях, вдохновленный творчеством Ницше и Лавкрафта, то в версии Death Grips это параноидальная зарисовка о том, как в век высоких технологий стирается граница между культурным шоком и футуршоком.


Но вокруг музыкального наследия Боуи создавались не только яростные диссы, политические песни и андеграунд-зарисовки. Служили его песни и отличной базой для больших хитов, некоторые из них вы определенно знаете.

Craig David «Hot Stuff (Let’s Dance)»

Семпл: David Bowie « Let’s Dance»

Эту песню вы точно слышали в том самом 2007-м, который так любят возвращать. Сам же Крейг Дэвид решил вернуться аж в 1983 год и то ли сделать осовремененный кавер, то ли смело засемплировать танцевальный гимн Боуи «Let’s Dance». В отличие от оригинала, версия Дэвида так и не добралась до первых строчек чарта, но еще стабильно играла на радио несколько лет после выхода.

Puff Daddy & The Family «Been Around The World»

Семпл

Классический хит золотого состава лейбла Bad Boy также основан на «Let’s Dance» Дэвида Боуи (как и полагается у честных бизнесменов, он также указан в соавторах трека). Как всегда в случае с Паффи, трек получился дорогой, лощеный и хитовый. Mase в самом расцвете сил, сам Puff Daddy в отличной форме, в белом пиджаке и с Дженнифер Лопес в одном клипе. Примечательна «Been Around The World» и тем, что эта одна из последних песен при участии Бигги. В том же 1997 году он был убит, а еще в начале года записывал летние хиты.

Vanilla Ice «Ice Ice Baby»

Семпл: David Bowie, Queen « Under Pressure»

Говорить про эту песню давно считается признаком дурного тона, а обсуждать ее автора без презрительного взгляда лучше вообще не начинать. Поэтому просто скажем, что в 1990 году Vanilla Ice позаимствовал кусок из начала совместной песни Боуи и Меркури «Under Pressure» (ее вы тоже слышали наверняка) и записал главный хит в своей карьере. Так из композиции, чью басовую линию называют чуть ли не лучшей в истории поп-музыки, родился если не самый одиозный рэп-хит, то один из уж точно.




comments powered by Disqus


0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я