Тенгиз. Мой Майами
4 февраля 2014, 11:00 Авторы: Руслан Муннибаев

Тенгиз. Мой Майами

DJ Tengiz — наш человек в Майами — рассказал, как русскому продюсеру и звукорежиссеру можно жить и работать на Западе.

Между сочинением песни и ее появлением у вас в плейлисте есть несколько технических препон, о которых обычному слушателю знать и не нужно, но без них песня существует только лишь в виде демо. Звукозапись, сведение и мастеринг — в этой сфере если и есть известные люди, то только среди артистов, и в российском хип-хопе таковым является Тенгиз, участник ныне несуществующего проекта "Пьянству Бойс", соавтор проекта "Мистер Малой", звукорежиссер Bad B.Alliance. Несколько лет назад из Петербурга он переместился в солнечный Майами, где и продолжает свою звуковую деятельность. Rap.Ru навестил его и расспросил о том, как это произошло.

В начале двухтысячных ты работал в рамках Bad.B Alliance в Москве, что происходило с тобой после закрытия этого проекта?

Я открыл магазин "Фанк-Петербург" в Петербурге — одежды и музыки, открыл студию, где писал в основном питерских артистов. Из знакомых имен были "Пьянству Бойс", "Мистер Малой", "Братья Улыбайте". Помимо этого я в "Грибыче" (клуб "Грибоедов") делал "Читальный зал" — фестивали для молодых рэперов, найти кого-то, с кем поработать. Было несколько человек интересных: D.Masta со Смалой в группе "Пленит Продукт", Элкей такой парень был, но он сел в тюрьму на год и вернулся человеком уже глубоко религиозным, хотя до этого был живчиком, мог зажечь зал. "Святые из хрущоб" — там был Ваня Рэккет. Ну вот и всё из тех, кто сейчас на виду. Мераб, мой друг и коллега по Пьянству Бойс, умер от туберкулеза, земля ему пухом. "Руки прочь от Майкла Джексона" была последней песней "Пьянству Бойс", которая крутилась по радио. Потом я поехал на "Miami Winter Conference", да так и остался.

Что из себя представляет эта конференция? И зачем хозяин магазина и студии поехал сюда?

Это три дня лекций и встреч, плюс вечерами перформансы. В тот год там был Just Blaze, интересная лекция у него была, Джимми Даглас, человек, который сводит все, что делает Timbaland и Missy Elliott. Я показал ему сайт свой, портфолио и для меня было удивительно, что он это поддержал, сказал, что стоит попробовать здесь.

Он что-то послушал твое?

Нет, но его впечатлили объемы. По его мнению, если ты где-то реально добился чего-то, то американский рынок может тебя принять. Мне это было странно слышать. Я не думал, что тот хип-хоп материал, который я делал в России, даст мне возможность поработать в Америке. Я приехал потусить, завести какие-то контакты.

Дома что-то не устраивало?

В целом, все хорошо было. Загрузка студии была полная, я один не справлялся. Тогда такой бум был R’n’B на питерских радиостанциях — где-то песен тридцать из тех, что записывались у нас, звучало на радио. В принципе, все меня устраивало, но были нюансы. Например, авторское право в России совсем не соблюдается, профессионал не может себе позволить жить с роялти, хотя должен, по идее. Например, я сделал музыку для одной песни, которая три месяца подряд шесть раз в день крутилась в Питере на радио, и потом еще полгода ротировалась два раза в день. Как ты думаешь, сколько я получил от РАО за такой горячий хит? Сто двадцать пять рублей. Или была ситуация: обратились люди с MTV с просьбой поставить "Буду пагибать малодым" в свое скетч-шоу. Предложили десять рублей. В общем, не самая большая проблема. У меня и студия, и магазин работали, но я решил попробовать здесь.


Самый известный трек, написанный Тенгизом, который с большой вероятностью слышали даже далекие от рэпа люди.


Но ты же возвращался в Россию?

Нет, я приехал потусить на конференцию, но решил остаться. Начал собирать документы, чтобы работать легально, по туристической визе этого нельзя было делать. Ситуация со звукорежиссурой в Майами такая, что приехать откуда-то и начать работать практически невозможно, все сначала интернами бесплатно работают на студиях. Ежегодно местные университеты выпускают десятки звукорежиссеров, есть несколько школ по звуку. То есть количество звукачей с образованием здесь большое, и полгода все работают бесплатно: шнуры подключать, за сигарами бегать, мыть пол. Для меня это был не вариант, был вариант сделать только что-то свое. Плохо было то, что я тут совсем никого не знал, кроме одноклассника, который живет в Бостоне, и с которым раз в год общался, и рэпера Майка Мутантоff из Нью-Йорка, с которым когда-то работал. Вот он как раз помог открыть мне компанию, это туристам позволяется. А после этого я показал свое портфолио организации, которая занимается выдачей виз, с той формулировкой, что я претендую на то, чтобы работать в своей компании на территории США. В Нью-Йорке, кстати, это нельзя сделать, а во Флориде теоретически можно, законы у всех штатов разные. И все сложилось, они дали визу с ограничениями — я мог работать только в своей студии, на себя.

В Петербурге продолжали работать твои студия и магазин?

Где-то год еще, но на расстоянии этим нельзя правильно управлять, контролировать закупки и так далее. И я решил питерскую историю закрыть.

Как ты находил первых клиентов?

Начал смотреть по сторонам, делал серфинг по местным артистам, стал рассылать им приглашения на запись. Им, конечно, сначала это непривычно было — какой-то чувак из России сводит тут хип-хоп. Американцы вообще мало что знают про русских. Позже, когда мы стали с ними как-то нормально общаться, я спросил, что они знают о России. Оказалось, что АК-47 — это у них круто — и водку. Один парень сидел-думал и спросил: "А жив Сталин?". Вообще, Америка это самодостаточная штука, мало кого из американцев, тем более молодых, интересует то, что за её пределами. И, соответственно, важно понимать, что если ты приезжий, то ты тут никто и начинать надо с нуля. Они даже Тенгиз не могут произнести, поэтому я тут как "десять джис" — TenDJiz, "десять тысяч" на слэнге. Это им понятно.

Кто был первым?

Первый раз был странным. Я сделал страницу на фейсбуке и первыми ко мне обратились индийцы, дочка хотела записать американский гимн для какого-то официального мероприятия. И в первый день приехала вся семья, ученые какие-то, и записались. Но символично все началось, 10.10.2010, с американского гимна. Потом уже стали подтягиваться местные рэперы, J-Nic$, например, он тут крутым считается. Трек, который он у меня записал, через неделю вышел на hiphopdx.com, это помогло обрасти клиентами.


Так звучит один из клиентов Тенгиза, рэпер J-Nic$ из Оклахомы.


Звучит так, что у тебя все довольно легко произошло.

Нет, так не было. Это прецедент, что в Америку приехал русский, открыл хип-хоп студию и стал писать черных. Проблемы тоже были, язык, например. Одно дело, когда ты смотришь фильмы с субтитрами, другое, когда погружаешься в реальную языковую среду, тем более, черные говорят по-другому, их многие американцы не понимают. Второе — конкуренция, Тут на каждой улице по двадцать Pro Tools стоит. Просто если люди к тебе едут, на это есть причина. Я работаю очень быстро, за Pro Tools сижу пятнадцать лет, хоть с закрытыми глазами могу сводить. Плюс хорошо ориентируюсь в хип-хоп саунде, и если, например, человек мне говорит: "Это должно звучать так, как будто записано в подвале у Pimp C в 97 году", я понимаю, что он имеет в виду. Уровень для местных высокий. Цены чуть ниже средних, а тут это очень важно.

Были недовольные?

Был один парень, латинос. У него высокий голос, начинающий МС. Записал трек у меня, я свел, все понравилось. Через некоторое время звонит и говорит: "Слушай, я чувствую, что у меня в голосе чего-то не хватает. Я сейчас слушаю DMX и у него по-другому. У тебя нет нужного плагина". Я посмеялся, предложил отфильтровать как-то голос, но ему нужен был только DMX. Сказал, что будет искать другую студию. Еще один был чувачок, скромный парень, пришел, записался, все понравилось. Через неделю звонит, рассказывает, что ему сказали, что он звучит как гей. И он эту претензию выставляет мне, мол, я его так свел. Хотел деньги назад. Через месяц мне пришло письмо от американского общества защиты прав потребителей, к которым он обратился с целью меня засудить за то, что я свел его как гея. Ну я показал им нашу переписку и они встали на мою сторону. Для американцев это, кстати, нормально. Они считают, что как клиенты они всегда правы. Страна дает покупателю много привилегий и они ими охотно пользуются.

Какая загруженность сейчас у тебя на студии?

График такой, что в основном работаю со знакомыми людьми, новых беру через знакомых только. Уже не рекламируюсь никак. Можно больший объем взять, но необходимости такой нет. Я же продолжаю и с российскими рэперами работать, и из Европы пишут регулярно. Плюс я продолжаю работать над продакшном, это требует времени. Нужен свой звук, надо чем-то выделяться. Ты не можешь делать здесь то же самое, что и все, трэп, например. То есть можешь, но за десять долларов.

Ты же делал здесь микстейпы на советскую тему.

Да, "De La Soulviet", "Q-Tipokratiya" и "CommoNasm", совместный Common и Nas. Это были акапеллы рэперов на биты, сделанные из советских сэмплов. Common зафолловил меня в твиттере и дважды написал об этом у себя. Этот микстейп попал на все американские хип-хоп сайты, Los Angeles Times, Miami New Times, из руководства Myspace мне писали. Так что, когда я сделаю что-то, что имеет смысл показать, то показать будет кому.


"CommoNasm" — тот самый микстейп.


С кем из российских рэперов продолжаешь работать?

Гуфу последний альбом мастерил. Кажэ Обойма, DJ Nik-One, последние альбомы Джи Вилкса, L-Tune. Работаю с теми, кто нравится, с профессиональными грамотными людьми. Проекту "Мистер Малой" альбом доделал почти, но Малой уже как младший брат, мы с ним с 1992 года.

Что тебе нужно сделать, чтобы к тебе на студию приехал Rick Ross?

У таких есть свой определенный уровень комфорта, к которому они привыкли. Я ему это дать не могу и не жду, что он приедет. У меня нет бара, бассейна, джоинта, и курить на балконе я ему не разрешу, у меня сосед — полицейский. А самому ехать на крупные студии мне раньше виза не позволяла, а сейчас я и так плотно загружен, если это произойдет, то это будет естественный процесс, я не хочу его форсировать.

Удается ли в таком городе как Майами не терять настрой на работу?

Мне по жизни нужен челлендж, какая-то планка, цель, к которой нужно идти. Без этого я зарастаю, жирею. Как спортсмену, как мистеру Смиту из "Матрицы" — ему нужен был Нео. Сейчас у меня два проекта с продакшном в работе, уже близки к завершению. А в океан я уже год не погружался.

Чем этот город отличается от остальной Америки?

Он более космополитичный, хотя и Нью-Йорк тоже. Он на 70% латиноамериканский. Есть и русская тусовка, но я с ней не контактирую. Нью-Йорк позакрытее, на мой взгляд, пожестче. Примерно, как Москва или Питер. А в Майами все на расслабоне. Я сначала напрягался, когда со мной на улице незнакомые люди здоровались, полицейские, а это норма.

Ты возвращался с тех пор в Россию? Есть тяга на родину?

Был прошлым летом, на две недели приезжал. Тяга… Не знаю, я живу, по сути, в Pro Tools, а он везде один и тот же. Изменилось окружение, цели, а набор клавиш тот же. Здесь появились не друзья, а товарищи, черные, в основном, с которыми я могу в клуб сходить. В России нет инфраструктуры, почти нет критериев, по которым ты можешь оценить свой успех. В Америке есть Grammy, Soundscan, все твои достижения можно увидеть и посчитать. Здесь есть перспектива.

Кто в Майами местный герой?

Сейчас Rick Ross, конечно, его все знают. Не знаю, живет ли он тут, но несколько домов точно есть. До него — Trick Daddy и Trina. Тот же Flo-rida отсюда. Pitbull отсюда, сейчас он совсем поп, а в ранних его микстейпах нормальный рэп, он читака хороший был. Ну а начали всё тут 2 Live Crew. И конечно, было мощное Miami Bass движение.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я