Песни радости и счастья?! История музыки реггей
18 июня 2004, 14:39

Песни радости и счастья?! История музыки реггей

Обычно, когда речь заходит о реггей-культуре и связанных с ней музыках, начинается путаница – что откуда произошло и чем друг от друга отличается.

Обычно, когда речь заходит о реггей-культуре и связанных с ней музыках, начинается путаница – что откуда произошло и чем друг от друга отличается. Дабы не смущать умы и уши истинных ценителей славных музыкальных традиций, попробуем в виде краткой и не особо занудной статьи прояснить, что к чему.

Первым делом следует уяснить, что реггей – это жанр, в нем до фига разных, хотя и родственных направлений. Типа дерево и ветки, точнее – корни, ведь речь идет о культуре корней (roots, выражаясь инородно).

Приверженцы легенд уверены, что эта музыка, появившаяся в конце 50-х годов, являла собой результат своеобразного соперничества между американским рок-н-роллом и ритм-н-блюзом. Отличалась эта музыка очень энергичным темпом и более всего навеивала желание предаться танцам. Со временем в нее примешались африканские и карибские нотки – сегодня это называется ска

Чуть позже, в 60-х, появился рокстеди. Единственным отличием от ска стал темп: в рокстеди он был более медленным, но по-прежнему вполне танцевальным. А так, все то же: славная ямайская гитара, булькающие фисгармонии, дополненные барабанами, бас, всевозможные дудки-свистелки, вокал и, само собой, ритм, за который мы так любим и ска, и рокстеди, и их родственников.

Следующая стадия эволюции музыки – кому-то может показаться странным, но опять связанная с замедлением темпа – дала свет реггей-музыке. Этот момент, кстати, склонны забывать некоторые современные «растаманы» с искусственными дредами – они уверены, что реггей был первым. Но нет – всего лишь третьим, после ска и рокстеди. Сам термин «реггей» появился благодаря фантазии Toots и The Maytals, имевших в виду, прежде всего, отношение сей музыки к «королям» (reggae – в вольном переводе с латыни – для короля). От предшествовавших направлений реггей отличался еще несколькими деталями: более выраженными басами, меньшей долей барабанов и качественно новым духовным наполнением. Лирика очень тесно связана с растафарианством. Музыку начального этапа развития этого направления принято называть «музыка корней», именно она оказала наибольшее влияние на последующее становление жанра. Спасибо Бобу Марли!

Следующим стал lover`s rock, позволю себе называть его буквально любовным роком. Как несложно догадаться из самого термина, главными темами этого стиля стали любовь-морковь, дружба и прочие нежности. Наиболее известные исполнители: Грегори Исаак, Фреди Мак Грегор и Деннис Браун.

Вслед за lover`s rock на поверхность выплывает даб. На Ямайке в те года песни выходили сначала в виде сингла на 7-дюймовой пластинке (в Штатах их стали называть сорокапятками), на второй стороне которой была записана так называемая версия  – та же самая вещь, но с дополнительными психоделическими миксами и зачастую без вокала. Даб достаточно быстро освоился в клубах и прочих заведениях культурно-танцевального характера, обычно «версии» ставили сразу после оригинала.

Как-то раз одному ямайскому МС пришла в голову мысль поболтать, почитать и попеть во время звучания «версии», имя гения - Daddy U-Roy. Эта идея была живо и с энтузиазмом принята на вооружение выходцами славного острова, перебравшимися в Нью-Йорк – в результате имеем рэп (хип-хоп, если вам угодно). Может кому-то тяжело будет в это поверить, но за рэп приносим свою благодарность опять-таки Ямайке.

В Америке - рэп, а на Ямайке даб обретает новое звучание: на музыку так замечательно накладываются стихи, что возникает новое направление – поэтический даб. Имена героев: Mutabaruka, Oko Onoura и Yasus Afari. Кстати, поэтический даб довольно уверенно себя чувствует на музыкальной сцене и сегодня. Более того, из него выросло еще одно интересное направление – dancehall. Рагга, дж-стиль, ямайский рэп – все это разные названия одного направления, именно дансхолла. Опять вернулись традиционные звучание и ритмы, теперь уже украшенные высокохудожественной вокальной читкой (надо бы поискать аналоги слову читка!).

Вместе с появлением дансхолла в реггей пришли и современные технологии: электронные биты стали той пропастью, которая обособила это направление от всех ему предшествовавших. Shabba Ranks и Buji Banton смогли донести до всего мира подстили дансхолла: slakness (дословно, расслабон), где основное внимание уделялось откровенно сексуальной лирике, и gun talk, содержащий жесткие, связанные с насилием тексты. А потом на сцене появились Shaggy, Snow, Bounty Killer и Fugеes, благодаря которым популярность этой музыки в мире достигла весьма и весьма серьезных масштабов.

Где-то в середине 90-х годов, видимо, устав от секса, насилия и прочих мирских дел, Capleton и Buju Banton обращаются в растафарианство. Вслед за этим большинство музыкантов дансхолла тоже принимают веру, что естественным образом отражается и на их творчестве - вместо привычных «sex&guns» в текстах все чаще звучит «Selassie». Возможно, они просто подросли, возможно,  поумнели – как бы там ни было, а лирика стала намного серьезнее, сознательнее и одухотвореннее.

Постепенно в развитии дансхолла происходит виток по направлению к истокам, Tony Rebel, Sizzla и Anthony B вновь используют стандартные, то есть традиционные ритмы. В сочетании с растафарианской лирикой получается очередной подстиль – culture, то бишь культура в самом настоящем смысле этого слова.

Описать все направления, выросшие из ска, не представляется возможным, дабы не запутать читателя окончательно, поэтому просто перечислим некоторые из них: two tone ska (что-то вроде двутонового ска, появился в Соединенном Королевстве в 70-х); ска третьей волны - американский гибрид двутонового ска, панка и жесткой альтернативы); niyabingi (рука не поднимается написать это название русскими буквами) – африканские и ямайские традиционные барабанчики в сочетании с растафарианскими хоралами; джангл – британский техно-дансхолл; драм-н-басс – вторая стадия джангла и, наконец, рагга-хоп – альянс дансхолла и американского хип-хопа.

Еще одним важным, если не сказать определяющим, понятием и явлением реггей-культуры есть raggamuffin, он же раггамаффин в русском варианте.

Хрестоматийно верным можно считать определение сего явления, данное Ducky Simpson`ом из Black Uhuru: «Раггамаффин – тот же хардкор. К примеру, Shabba Ranks – ди-джей. То есть к раггамаффину могут относиться и ди-джеи, и певцы - все зависит от текстов, откровенных и жестких. Но в отличие от хардкора лирика раггамаффина не касается секса и всего с ним связанного – здесь в первую очередь важен бунт, вызов, агрессия и революционная мудрость».

К моменту, когда дансхолл стал считаться «лицом» Ямайки, людям порядком поднадоели слезливо-романтичные тексты, которые не очень-то вдохновляли на решительные действия. Одновременно с мощным взрывом гангста-рэпа в Штатах, песни о насилии, оружии и преступлениях стали предметом обсуждения в политических кругах Ямайки, что в скором времени привело к их запрету. Автор истории современной музыки Ямайки «Остров Реггей», Том Вебер объясняет это предельно просто: «Власти пришли к выводу, что эти музыканты и то, как они обращаются к народу, имеют в сто крат большее влияние на людей, нежели истэблишмент, поэтому им и было необходимо предпринять хоть что-нибудь, дабы контролировать эту ситуацию».

Однако правительство явно переоценило свои возможности – сегодня дансхолл так же популярен, как и десять лет назад. Причина тому – сами исполнители этой музыки, во имя и на славу которой они тратили свои лучшие годы. Приверженцы раггамаффина и любовного рока, ди-джеи и певцы, признанные звезды и новички – всем нашлось место в звуковой панораме острова.

Итак, раггамаффину удалось пережить 90-е и остаться на поверхности в новом тысячелетии. Стоит отдать честь его легендам.

Sister Carol

Известная также под именами Black Cinderella и Mother Culture, Sister Carol смогла пробить дорогу в реггей женщинам. Ее творчество, вдохновленное самой жизнью и проникнутое мудростью применимого ко всем аспектам бытия самосознания, по праву можно назвать богатейшим наследием.

Многие узнали Сестру после  фильмов Джонатана Демме “Something Wild” и “Married to the Mob”, но и ее музыкальная 20-летняя карьера была выдающейся: 8 альбомов, номинация на Грэмми, несколько мировых туров и парочка телевизионных проектов. Социальные послания ее песен стали достоянием людей во всем мире.

Cocoa Tea

Настоящее имя музыканта – Кельвин Джордж Скотт, родился в 1959 году в Кингстоне. Музыкальная карьера началась с церковного и школьного хоров. В 15 лет парню удалось записать свой первый сингл “Searching in the Hills”. Однако особого успеха он тогда не добился, посему следующие лет пять работал жокеем (даже держал своих лошадей) и ловил рыбу на продажу. Но, если человеку суждено что-либо сделать, то так оно и будет: он вновь возвращается в музыку под именем Cocoa Tea (так его прозвали за любовь к одноименному горячему пойлу) и довольно быстро получает признание как «передовик» дансхолла. Следующим этапом стала встреча с одним из ведущих продюсеров страны Henry “Junjo” Lawes, который помог Кельвину записать его первые настоящие хиты – “Rocking Dolly” и “I Lost my Sonia”. Под руководством того же Генри на лейбле Volcano вышел первый альбом “Wha Them A Go Do, Can`t Stop Cocoa Tea”. Дальше, как в мечте: альбомы выходят один за другим. Не чурается Cocoa Tea и сотрудничать с другими музыкантами, результаты выше всяческих похвал – “Who She Love”, записанная с первым ди-джеем тех времен Shabba Ranks`ом и Mikе`ом Bennett`ом из Home T Four, стала хитом 1989 года. Это трио вообще оказалось весьма плодотворным, и “Pirate Anthem” полюбился поклонникам реггей во всем мире.

Тексты, зачастую жестко критикующие политиков, не очень устраивали власти, поэтому многие песни Cocoa были запрещены, что, впрочем, совсем не мешало ему сочинять и исполнять новые, не менее серьезные вещи. Более того, в 1998 году он смог основать свой лейбл “Roaring Lion”, на котором с удовольствием выпускается сам, не забывая о помощи молодняку.

Charlie Chaplin

Появление Чарли (урожденный Ричард Беннетт) на музыкальной сцене пришлось на начало 80-х, на первые года эры дансхолла. Сохраняя традиции музыки корней, дансхолл все больше обращается к мирским темам. Однако Чарли удалось найти свой компромисс: используя современные (на тот период времени) ритмы, он фокусирует свое внимание на серьезной культурной лирике.

Успех к Чарли приходит после того, как он подключается к ди-джейской команде Stur-Gav Hi-Fi U-Roy`я – он очень быстро становится самым популярным ди-джеем острова, конкурируя даже с самим Yelowman`ом, тогдашним королем дансхолла. И понеслась: лейблы, альбомы, хиты, выступления, совместные проекты…

Angie Angel

Ди-джей и автор песен, Angie Angel стала одной из тех, к сожалению, немногих женщин, которым хватило сил и настойчивости доказать, что слабый пол тоже может занять достойное положение на реггей-сцене. “All A Di Princess” и “Queen Omega” – лучшее тому доказательство. Angie Angel не новичок, уже не один год с разными продюсерами она выпускает свои синглы, многие из которых заботливо собрал и выпустил на одном компакте Carl “Bridge” Ayton. Разум и духовный подъем – отправные точки ее творчества, что она с блеском доказала своим дебютником. В песнях она пытается выразить и донести до слушателя свое видение жизни и восприятие реальности. Невзирая на достаточно ограниченные вокальные способности, ей удается впечатлить и задеть души слушателей – невозможно выключить ее песню, не дослушав до конца.

Capleton

Исполнитель, чья манера напоминает Питера Тоша, смог повернуть развитие дансхолла назад – к музыкальным и растафарианским корням. Открытие фестиваля Reggae Sunplash 1990 года, Capleton (настоящее имя – Клифтон Бейли) очень быстро стал одним из наиболее успешных вокалистов реггей со своими безусловными дансхолловыми хитами “No.1 on the Look Good Chart”, “Woman Mi Lotion” и рисковой “Bumbo Red”. Дебютный альбом Prophesy музыкант выпустил в 1995 году, а  “Taxi” с него удостоилась звания лучший сингл года от Caribean Musiс Award.

По словам самого Capleton`a, сколько он себя помнит, столько он балансирует между растафарианскими убеждениями и духовной преданностью Джа и своей безграничной любовью к музыке. Будучи еще подростком, он тайком пробирался на танцы, а в 18 лет перебрался в Кингстон и попробовал свои силы в качестве вокалиста. Настоящим прорывом музыкант считает удачное прослушивание на кастинге в Торонто для African Star Стюарта Врауна – шоу было настолько успешным, что по возвращении на Ямайку его сразу же взял под свое крыло ведущий реггей продюсер Philip “Faddis” Burrell.

Власти запретили радиостанциям крутить первый сингл Capleton`а - “Bumbo Red”, но это не помешало песне стать хитом дансхолла, а самому артисту – главным новичком сцены.

 





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я