От джаза к хип-хопу. Коротко о главном.
13 июля 2004, 21:32

От джаза к хип-хопу. Коротко о главном.

Несмотря на то, что вы крутой перчуган с района, вам не помешает распеватся, разогревать связки и тянуть длинные ноты как минимум по 30-40 минут в день. Если у вас есть кореш - клавишник, вам следует буквально прирости к нему.

“Да были люди в наше время

не то, что нынешнее племя,

богатыри не мы…”

М.Ю. Лермонтов

От джаза к хип-хопу. Коротко о главном.

Сорок восемь часов после хип-хоп шоу, шесть часов до концерта традиционного джаза - я сижу на рабочем месте – в офисе редакции журнала для полиграфистов и пишу эти строки – чисто прорубило.

Каламбурчик так себе, а вот тема действительно животрепещущая – джаз и хип-хоп. Как же смешать эти стили? Что может понимать в джазе рэппер и какой джазмен докатится до хип хопа? Итак, если вы понятия не имеете о том, кто такой Дизи Гилеспи, вряд ли отличите Четта Бейкера от Чака Берри и вам откровенно пофиг фразировка импровизаций Чарли Паркера – эта статья не для вас, хотя как знать, как знать?

Каких-то четыре года назад я точно так же имел ввиду всякого, кто утверждал что, мол, на одном лупе и двух-трёх аккордах фортепиано нельзя построить жирный хип-хоп только за счёт читки. Теперь, на правах лидера двух совершенно разноплановых коллективов (Бумбокс - хип-хоп бэнд, в составе которого вокалист, гитарист, ди-джей и Акустик Свинг Бэнд - джаз) признаюсь честно - несмотря ни на какую техническую подкованность, правдивость эмоционального окраса композиции была и остаётся самым главным критерием её восприятия слушателем.

В этом плане очень интересно проследить тенденции развития Русского и Украинского направлений музыки урбан. Россияне, по факту, оказались приверженцами простых, иногда даже примитивных музыкальных решений, компенсируя этот недостаток серьёзной тематикой берущих за душу текстов с характерной для западного побережья читкой. И напротив, на Украине, что называется, пошли в гору аранжировщики и музыканты, текстовики с позитивными идеями, замешивающие рагамафин, смус-джаз и лёгкие южные биты с обилием скретчей и сбивок.

В миксе джаза и хип-хопа мы с вами далеко не первые - немалое количество культовых рэп-исполнителей и диск-жокеев с мировыми именами успели понять “в чем сила” раньше нас. Всем известные команды, можно сказать отцы хип-хопа,  такие как The Roots, US3, Guru с феноменальным проектом “JazzMatazz”, на деле показали, что скрещивать джаз и хоп не только можно, но и нужно. Причём, следует обратить внимание не только на музыкальное наполнение композиций, инструментальные соло, но и, конечно, вокальные партии. Речь идёт не только о припевах, играющих едва ли не основную роль в классической схеме построения хип-хоп синглов, но так же и о бэк-вокале.

Как и в живописи, в музыке к простому идут через сложное и если для того, чтобы быть признанным абстракционистом следует пройти классическую школу и написать не одну копию с полотен великих художников, в музыке, будь-то хип-хоп или джаз не мешало бы “поснимать один в один” наибольшее количество песен, представляющих прямой интерес для вас, как для исполнителя. Несмотря на то, что вы крутой перчуган с района, вам не помешает распеватся, разогревать связки и тянуть длинные ноты как минимум по 30-40 минут в день. Если у вас есть кореш - клавишник, вам следует буквально прирости…ок, не к нему – к фортепиано. Только я вас умоляю не пейте яйца в надежде, что это полезно для голоса. Перед репетициями, а особенно перед концертами не следует: a) есть орехи, арахис, шоколад, семечки; б) набивать брюхо печеньем и другими сладостями; г) пить газированные напитки и алкоголь. Как показывает практика, от вина слегка “понижаешь”, от водки – “повышаешь”, к тому же больше сорока минут вашему поддатому голосу не выстоять,  а если вы работаете в команде с несколькими МС или вокалистами, где необходимо (на той же репетиции, к примеру) поочерёдно читать партии друг друга – ваше дело швах. Берегите себя, бразас. Помните, что у ноты есть не только начало, но и конец, не бросайте партию отпев последнее слово заученного текста, внимательно слушайте музыкантов и отдавайте им право на соло, давая возможность подхватить вас.

Работайте в движении, по возможности перед зеркалом, хотя это не суть важно, но если вы всерьёз задумываетесь над карьерой, и не андерграундного бубнилы, а серьезного исполнителя, отточенные движения вам не помешают. Более того – активно двигаясь на репетициях у вас больше шансов сохранить дыхание на концерте.

Ни для кого не секрет, что звук на площадках не всегда устраивает исполнителя. Если вы просто ритмично читаете - беда не большая, но если вы поёте - фальш будет слышна не только вам, но и всем присутствующим на концерте. Посему саундчек для вас должен стать более важным событием, чем сам концерт и рассказывать в микрофон (раз-два-три, жопу подотри), недостаточно, необходимо отработать хотя бы полкуплета в полной подаче и понять насколько вы слышите друг друга. Не советую вам делать предельно громкий звук в мониторной линии (єта болезнь всех начинающих групп), лучше звучать тише и слышать себя не перекрикивая друг друга, чем орать и обливатся потом уже на третьей композиции. Запомните, вашей опорой в мониторах должны быть именно бас и барабаны, толпу качает не громкий звук из порталов, а предельная точность и ритмика. Не зажимайте рукой “башню” микрофона, может быть выглядит это и модно, но слов вашей песни не дано будет разобрать никому. Чётко контролируйте расстояние: когда говорите или поёте громче (припев) - держите микрофон чуть дальше от себя, во время читки (куплет) максимально приближайте микрофон ко рту.

Классическое сочетание инструментов для живой косьбы сочного хопа от настоящих ценителей составляет вот такой вот “простецкий” список: ритм-секция (ударные, контрабас), фортепиано, акустическая гитара, духовая секция (по желанию), бэк-вокал, вокал. Можно обойтись и без некоторых ингредиентов этого супчика, постным он от этого не станет, а вот, что бы сделать варево жирнее добавьте сэмплер, Фендерок с квакушкой, скретч и для полного “убиения” - струнные. Пара тройка дядек и тётек скрипачей и виоланчелисток стопудово рубанут нашу далеко не изощрённую публику (“Паппараци” Xzibit’a?).

Впрочем, многое зависит от того кто какие ставит перед собой цели. Если вы просто любите рэп и джазуху, вполне спокойно можно работать и вдвоём с ди-джеем, были бы эти двое путёвыми типами, а дальше “как карты лягут”. Для того, чтобы забадяжить джаз и хип-хоп ничего придумывать не надо, вы будете смеятся, но не надо даже ничего переписывать или основательно менять, нет. Одни и те же четыре четверти, одни и те же “пули”, только со смещённым центром… а делов то, а базаров умных… Главное что? Эксперимент! Не дай Бог вам тупо резать джазовые стандарты и подставлять к ним лупы в “Acid Pro”, поверьте, если вы не захолустный отморозок которому все побоку - оставьте идеи бессовестного грабежа. Попытайтесь проникнуться идеей используемого вами трека, ведь у джазмэнов безыдейных треков нет по определению.

Работая над своей вокальной партией больше внимания уделяйте басовой линии, а не биту, в этом случае увидите сами, трек получится более качевым. И последнее напутственное слово перед тем, как перечислить небольшой список музыкальной литературы, которая вам может пригодиться не только в творчестве, но и для общего музыкального развития - каждая записанная песня, каждый аккорд, каждое слово, является ничем иным, как бесценным кусочком жизни. Будем считать, что не менее одарённого, чем мы с вами слушателя, необходимо в полной мере понимать и по возможности максимально делиться с ним эмоциями, всю многогранность которых вы переживаете в момент выступления и(или) записи.

Если музыка вас откровенно не прёт, не мудрствуйте лукаво и займитесь чем нибудь социально полезным... Если же желание творить никак обуздать не получается, послушайте следующих личностей, вдохновившие на сценические подвиги  очень многих наших хип-хоп кумиров: John Scofield, Ron Karter, Miles Davis, Brian Bromberg, Marcus Miller, Stanley Clark (электрические альбомы).

Желаю творческих успехов, простите за цинизм, без него как говорит Method Man в хип-хопе сегодня никак не выжить. Жирных вам битов и умных текстов. One love.





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Привет, это сайт Rap.ru! Мы используем куки.
Что такое куки