Песни Болливуда: Индийский хип-хоп
19 июля 2004, 18:49

Песни Болливуда: Индийский хип-хоп

Продюсеры-урбанисты нынче перелопачивают горы саунд-треков Болливуда (гигант киноиндустрии Индии) и других индийских музыкальных ресурсов в поисках гипнотических вокалов и древних ритмов.

Песни Болливуда: Индийский хип-хоп

Продюсеры-урбанисты нынче перелопачивают горы саунд-треков Болливуда (гигант киноиндустрии Индии) и других индийских музыкальных ресурсов в поисках гипнотических вокалов и древних ритмов. Тем временем молодая элита Бомбея западает на хип-хоп MTV-шного образца.  В 21 веке идеи, образы и биты пересекают границы между культурами на скорости Real Audio – хип-хоп и индийская музыка, объединившись, породили причудливые и мощные смеси.

Южный Бронкс. Клуб. За вертушками причудливо одетый ди-джей -  мешковатые штаны, неимоверно огромные наушники и плотно повязанный тюрбан. Его репертуар весьма широк – от андеграунда ("What`s Golden", Jurassic 5), баллад гетто ("Grindin", Clipse)  до рэп-попсы, которую обычно крутят по радио ("Lose Yourself" Eminem'a). Но есть местечко и для сюрприза. Американский алхимик индийского происхождения, Navdeep Nijher представляет звучание инструмента, который обычно используется в молитвах сикхов. Tadlas – классический индийский ударный инструмент, похожий на бонго – издает звуки, ассоциирующиеся скорее с сернами гурудвараса, нежели с многолюдными хип-хоп вечеринками. "Вообще-то, под это не танцуют", - признается Navdeep. Но сегодня все происходит с точностью до наоборот. Ди-джей подключает к табласу электронные микрофоны, которые рассчитаны на бас-драм – он пытается выжать из инструмента по максимуму: "Ну вот, теперь имеем абсолютно новый инструмент в цифровой форме".

В эпоху, когда хип-хоп уже давно обогнал соул, фанк и диско, Navdeep – всего лишь еще один пример того, насколько сильно может измениться тот или иной жанр в глобальной  проекции. Эти звезды южно-азиатского андеграунда (как и их предшественники из Пуэрто-Рико и Филиппин) в коллекциях пластинок свои родителей усмотрели превосходный источник музыкального материала и их ящики под завязку забиты пунджабским фолком, саундтреками болливудских фильмов и ремиксами своих английских коллег, плюс Jay-Z и James Brown.

С дугой стороны немало артистов неиндийского происхождения, откровенно демонстрирующих свое увлечение Индией: Missy Elliot ("Get Ur Freak On"), Lil` Kim ("Get In Touch"), Eric Sermon и Redman ("React"), Sean Paul (со своей версией "Street Respect"), даже Dan "the Automator", выпустивший в 1999 году альбом Bombay the Hard Way: Guns, Cars&Sitars. В общем, в мире хип-хопа отчетливо чувствуется аромат индийских (хочется добавить - трав) далей.

Navdeep рассказывает, как прошлой осенью он пришел к этому симбиозу Восток-Запад: "Я нарезал "Nothing" N.O.R.E, вдруг мне под руку попалась какая-то вещь Lata – люди даже не врубились, что это было, настолько необычным это оказалось".

Еще бы, Lata Mangeshkar для Индии - что Aretha Franklin для Детройта, Muddy Waters для Дельты, Biggie для Бруклина, а Tupac для Кали. Одно упоминание имени Lata вызывает благоговейный трепет и почтение в сердцах подростков, их родителей и бабушек-дедушек, индуистов, мусульман и сикхов – несмотря на то, что ей уже 73. Она работала во многих жанрах – от попсы до классики - но более всего известна как голос главных героинь Болливуда, фильмы которого представляют собой трехчасовые мюзиклы.

Lataji, как ее уважительно величают, никогда не страдала от недостатка внимания и популярности, но прошлой весной трек DJ Quick "Addictive", записанный с нарезками из ее песен, просто взорвал радио-эфиры по всему миру. Кроме умопомрачительного сопрано Латаджи, в треке звучат Truht Hurtes и Rakim.

Идея "Addictive" пришла в голову DJ Quick (Лос-Анджелес), когда он смотрел Zee TV, один их каналов кабельного телевидения Индии. "Это улетный канал, чуваки! Даже не понимая языка, ты полностью их выкупаешь. Не будет преувеличением сказать, что это неправдоподобно потрясающая музыка!"

Однако уже в сентябре базирующаяся в Калькутте компания Saregama India Limited, представители которой считают себя владельцами первоисточника, подали в суд на  лейбл Truht Hurtes Aftermath Records, Dr.Dre, Interscope Records и Universal Music Group. В ноябре к этому списку были добавлены Truht Hurtes и DJ Quick. В обвинении значилось "нарушение авторских прав, понесшее 500-миллионные убытки (ну, само собой, не в гривнах) и профанация культуры".

По иронии судьбы, после того как "Addictive" обошла все каналы и эфиры Индии, появился новый ремикс на ту же песню Латаджи – индийский артист Shashwati выпустил на Universal Music песню "Kaliyon Ka Chaman" в альбоме UM1-10, vol. 3. Моментально она стала бестселлером.

Однако судебные тяжбы не остудили страсть DJ Quick к субконтинентальным мелодиям: "Для меня это был жест уважения!". Ныне он является обозревателем ежедневных программ на Zee TV.  DJ Quick уверен, что многие не заметили еще одного смысла этой вещи: в ракурсе событий 11 сентября положительные эмоции, вызванные чем-то не американским, а азиатским, могут сослужить добрую службу в урегулировании вновь возникнувших расовых проблем. Quick объясняет: "Все просто! Давайте делать музыку, и тогда никому не придет в голову выяснять, кто ты по национальности!" Да и Truht Hurtes его полностью поддерживает: "Люди на самом деле приходят в восторг от того, что культуры смешиваются!"

К чести Navdeep надо заметить, что он никогда не включает в свои сеты "Addictive".

Но "Addictive" не была первым случаем, когда ди-джеи Америки, Британии и Южной Азии использовали теплые трели Латаджи – на самом деле это происходило на протяжении десятилетий, просто не так ярко. По сути, именно благодаря ди-джеям "индийский соловей" получил признание в мировом попе.

Окончательная развязка истории вокруг "Addictive" произошла на церемонии вручения Bollywood Awards, где Truht Hurtes вновь исполнила эту вещь, объявив: "А так мы делаем это на Западе!" В Индии же Truht Hurtes воспринимают как еще одну индиофилку, наряду с Мадонной, Гвен Стефани и прочими.

Одна из ведущих индийского MTV, Nafisa Joseph убеждена: "Это новая волна, которая показывает, насколько сильно мы (индийцы) влияем на музыку Запада!"

Подводя итог в истории "Addictive", можно сказать о межкультурном бумеранге: от Латаджи на Запад к Truht Hurtes и назад, в Индию – "Kaliyon Ka Chaman" Shashwati, в видео к которой хореография и костюмы содраны с клипа к "Addictive" (некрасиво так делать: сперва наехали, потом слизали видео!).

То же самое происходит и с современной бхангра-музыкой: панджабский фолк вносит пикантность в звучание индийских ди-джеев на Западе, а переосмысленный и переигранный ими возвращается на родину в качестве уже американской и английской музыки.

Появилось целое движение индийских ди-джеев, взрощенных на кабельном телевидении, интернете и хип-хопе – PunditZ. Ram Sampath – один из них. Родившийся и выросший в Бомбее, он надеется продвигать современную индийскую музыку так, как это делает Navdeep в Нью-Йорке. "Мы действительно можем быть в чем-то пионерами. И в наших силах изменить отношение к нам и нашей музыке со стороны сограждан и всего мира. И, само собой, мы можем изменить отношение всего мира  к Индии".

В планах Sampath – сольный проект, в котором он собирается переложить полученные им от Chuck D впечатления и знания на свой, индийский лад. Трудно переоценить влияние и значимость англоязычного (читай - американского) рэпа на молодых жителей страны, которая на протяжении столетий находилась во власти Британской империи и в которой до сих пор живы британские традиции и ритуалы. "Черные – это новые белые, - считает Sampath, стопроцентный индус по происхождению. – А хип-хоп любит молодежь всех  стран".

В то время как продюсеры вроде DJ Quick втыкают на шедеврах Болливуда, Sampath,  долгое время проработавший в киноиндустрии, считает болливудскую музыку настолько же забитой клише и формулами, насколько некоторые американские музыкальные критики – коммерческий рэп. Поэтому, когда ему нужны аутентичные звуки, он просто идет на улицы Бомбея и записывает их музыку: "Вы должны понимать, что Бомбей – это Нью-Йорк третьего мира. Переводить с языка улиц в музыку, отфильтровывать жизнь через культуру – это круто. Бомбей – олицетворение хаоса. Чтобы найти структуру в хаосе, может понадобиться немало времени, не так ли?.."





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я