Рас Карандаш (Дабац): Чистоту в музыке надо поддерживать
О реггей и дансхолле, о ска и скинхедах, о БГ и Public Enemy, Децле и Гере Моралесе, облике растамана и сущности раста, о марихуане и порно-сайтах, о Библии и гомосексуалистах, о новой волне российского реггей и фестивале Ураджай
Рас Карандаш (Дабац): Чистоту в музыке надо поддерживать
С Рас Карандашом, участником коллектива Дабац и одним из идеологов хип-хоп-рагга-лейбла ЛевПравЗвук, интересно говорить обо всем. О реггей и дансхолле, о ска и скинхедах, о БГ и Public Enemy, Децле и Гере Моралесе, облике растамана и сущности раста, о марихуане и порно-сайтах, о Библии и гомосексуалистах, о новой волне российского реггей и фестивале "Ураджай". В общем, что называется, занимательно и поучительно.
Ты и Панда, твой коллега по Дабац и ЛевПравЗвук, вы оба поклонники ямайской музыки, или ему ближе хип-хоп?
Он как-то уже отвечал на такой вопрос. К сожалению, не помню что именно. Панде, конечно, хип-хоп ближе. Дабац находится на пересечении реггей и хип-хопа. Мы уже определились и всем говорим, что у нас хип-хоп-реггей, или реггей-хип-хоп, чтобы нас не доставали больше с вопросом стиля.
В нашем развитии есть определенная цикличность, потому что изначально мы занимались хип-хоп-музыкой. Потом, когда работали как МС на разных джангловых мероприятиях, там конечно была рагга. Потом снова была сильная волна хип-хопа. Сейчас уже сильных колебаний нет. Но на самом деле, я какое то время назад серьезно разочаровался в рэпе.
Из-за чего?
Панда делит этот жанр на хип-хоп и рэп. И вот в рэпе, и рэп-индустрии мы с Пандой в какой-то момент очень сильно разочаровались. Потому что его поглотила поп-музыка, рэп стал таким же ее подразделом, как, я не знаю, какая-нибудь группа Queen. Появился какой-то гламур, элементы вот этих миражей роскошной жизни – ну, обычная американская вот эта культура гнилая, в которой появились вот эти черные рэпперы.
А хип-хоп?
Не уверен, что смогу изложить это строгими терминами. Но изначально, когда меня вставил хип-хоп… Кстати, я ловлю себя на мысли, что если бы сейчас мне было 13-14 лет, и я бы смотрел на 50 Cent, вряд ли меня бы это вставило. Это был какой-то свет в конце туннеля, в этом чувствовался дух перемен. Люди с улицы, люди простые. Реальность, не какая то сказка из серии "посмотри на меня, детка, я заработал столько-то миллионов". А там была реальность, этим она и вставляла, что ничего не приукрашивалось.
Но любое начинание со временем растворяется, загрязняется – и это естественный процесс. И в реггей-музыке это тоже присутствует. Многие артисты занимаются чистой имитацией Америки, тот же Beenie Man. Это не тот исполнитель, которому я респектую, потому что видно, что он пытается копировать то, что идет из Америки.
В то же время сейчас в хип-хопе появляются новые люди, которые пытаются очистить движение. Появляются новые лейблы, есть люди, которые просто уже давно держат марку. Вот Панда именно таких и слушает. И если бы интервью давал он, он бы сказал, что есть рэп, а есть хип-хоп – рэп я не слушаю. Ну а реггей – это основа для меня. Это целая культура, это очень мощный идейный и духовный пласт, где даже хип-хоп очень много всего черпает.
Чтобы слушать реггей нужно быть растаманом?
Нет. Реггей – это стиль музыки. А есть целая идея "раста".
Которая лежит в основе реггей?
В принципе, да. Я, правда, не готов так вот отвечать. Но Боб Марли в одном из своих интервью говорил, что раста это основа реггей.
Облик растамана, может быть опять с подачи Децла – снова во всем виноват Децл – это человек с дредами, который много курит. И еще на нем эфиопский триколор.
Да. Хотя на самом деле там все глубже. И хотелось бы донести это до людей. Потому что любая коммерциализация несет сохранение внешних признаков и упрощение. Конечно и в этом случае налицо коммерциализация, и я в душе против этого, и меня отчасти это пугает. Потому что есть немало людей, которые просто дискредитируют эту культуру. Но с другой стороны, если действительно что-то за этим есть, то, как это можно дискредитировать? Например, если человек нарядился монахом и собирает у метро на несуществующие храмы, то разве он может дискредитировать православие? Поэтому я думаю, что вряд ли тот же Децл, со своим "я, там, злой раста, где моя пицца, где моя паста" сделает много шума. Я думаю, люди все равно поймут, что это все не то.
Я пытаюсь создавать альтернативу этому. И нести какой-то глубинный посыл. Хотя вот смотри – на наших флаерах триколор. Но это просто некий код общения с людьми. Просто символ, и мне на самом деле нравятся эти цвета. Дреды тоже в принципе символ. Вопрос в том, что кто-то увидит этот триколорчик с марихуаной и пройдет мимо. А кто-то этим озадачится, так что может быть, не так плоха эта популяризация. Потому что это тоже путь к стержню – ты можешь пойти по нему, а можешь не пойти.
Белый может быть раста? Ведь изначально это религия черных.
Может. То есть вообще, что такое растафари. Ras Tafari, император Эфиопии, он же Хайле Селассие. Рас Тафари – это его имя мирское. Когда его короновали, он стал Хайле Селассие I. В переводе это означает "сила святой троицы", и вообще, Эфиопия это православная христианская страна. В этом плане как раз те потомки рабов именно отрицали Ватикан, западную христианскую культуру, и считали себя именно православными. При этом с точки зрения раста, события, описанные в Ветхом Завете Библии происходили именно с африканцами. Они считают, что изначально она была написана на древнеэфиопском языке, потом переписана в Палестине евреями и так далее.
Но идея раста не в том, что это идеология для черных. Она в том, что Вавилон – а в наше время это европейско-американская империалистическая система, базируется на разрушении третьего мира – в основном Африки. По сути, черные явились в нашем времени избранным народом, который прошел через все мучительные ситуации – рабство и так далее. И вследствие этого он стал тем народом, чья культура захватила мир. Ведь так и есть – джаз, рок, сейчас хип-хоп… Вся эта музыка шла с самых низов, но в итоге стала всемирно популярной. И бывшие белые хозяева сегодня слушают музыку бывших черных рабов.
Растаманы не говорят, что черные круче, чем белые. Они говорят, что черные равны с белыми. Никакого расизма – только восстановление баланса. Потому что до конца прошлого столетия от черных скрывали факты, что в Африке существовали государства, цивилизации, чтобы удержать их в рабстве. Говорилось, что черные – примитивный народ. А они противопоставляют этому, что у черных есть своя культура, она гораздо глубже.
Для чего заплетают дреды?
Настоящие дреды не заплетаются, это просто нерасчесанные волосы. Это тоже часть истории: после отмены рабства, когда черные ушли с плантаций, англичане завезли туда очень много индийских рабочих. Считается, что и марихуана, и дреды пришли на Ямайку из Индии.
Растаманы еще и бородатые?
В принципе, да. Но опять же, есть некие старцы, которые являются стержнем этой культуры, они не едят никаких животных продуктов, ни молока, ни тем более мяса. Они избегают любых соприкосновений с деньгами, они не получают паспорта, они настоящие отшельники. Потом это движение стало шире, какие-то люди просто его поддерживают, но не все уходят в лес и живут отшельниками. Кто-то вот заплетает дреды с воском.
Давай поговорим о стилях ямайской музыки. Не только о реггей и Бобе Марли.
Ну, многие серьезно увлеченные этой культурой люди не любят Боба Марли. Потому что он является таким портретом на майке. Но с другой стороны большинство пришло к реггей именно через него. Во времена Советского Союза Марли был единственным, чья музыка преодолевала железный занавес.
Изначальной была такая музыка как калипсо, традиционная музыка, она была несколько похожа на латину и являлась некой, все равно, имитацией американской рок-музыки. Из калипсо появилась музыка ска. Потом после ска был момент некого такого социального или культурного взрыва, когда появилась реггей-музыка. Изначально называвшаяся рокстеди – переходная стадия между ска и реггей.
Одним из основателей реггей-музыки считается Lee "Scratch" Perry, он же и был учителем Боба Марли. Для многих ранних песен Боба Марли он делал продакшн. В это время ска адаптировалось в Англии, причем ее приняли местные панки и скинхеды. Между растаманами и скинхедами не было сильной вражды. Раста были мощной организацией, с достаточной сознательностью, и, по сути, не были какими-то дикими иммигрантами. Поэтому деятельность скинхедов не была направлена против них. Даже Lee Perry, когда уехал с Ямайки в Англию, он писался с самой… вылетело из головы название, в общем, с классической скашной скинхедской группой. В этом есть конечно некая ирония… Даже еще больше я могу сказать. На LKK-регги-студия, часть которой мы представляем, делался весь продакшн для самой скинхедовской группы России "Коловрат". По-моему три или два альбома последних. Сейчас, правда, его арестовали где-то в Европе, интерпол. Даже есть фотография – они, а сзади фотографии Боба Марли, плакаты всякие…
Сейчас в связи с популяризацией, происходит разделение реггей. Есть conscious-reggae, "сознательное" реггей, есть dancehall-reggae, чисто танцевальная музыка, очень часто несущая в себе анти-раста смысл. То есть, всех вот этих гангстеров, дансхольщиков, которые поют про женские гениталии, я их не буду включать в разговор, потому что с ними и так все понятно. Я поддерживаю первое направление. Опять же, они могут выглядеть агрессивно. Sizzla – это conscious, хотя он жесткий. Хотя здесь мы сталкиваемся с лицемерием телевидения. Где, допустим, сексуальная открытость в любом виде разрешена, зато ни в коем случае нельзя показывать косяк. То же самое в интернете – сайты, как-то связанные с марихуаной закрываются, а порносайты исправно работают. Если человек поет о каких-то реальных вещах, пусть не столь лицеприятных, это считается агрессией. Если он поет, что "я не сяду рядом с пидором", это считается гомофобией. Реально многих реггей-исполнителей не пускают в Европу. Просто в аэропорту гомосексуалисты устраивают демонстрации. А человек всего лишь говорит слова, которые написаны в Библии – что так нельзя делать, что это содом.
Российская реггей-сцена у многих ассоциируется только с Гербертом Моралесом…
Хорошо, что не с 5'Nizza.
Ну, те вообще открещиваются от звания реггей-группы.
Но на каком-то этапе они тоже, ассоциировались. Гера – он один из первых начал этим заниматься. И как Боб Марли, который, не являясь чистым представителем реггей, в то же время стал иконой, фантиком, который всем заметен – то же самое произошло с Герой. Попал в струю. Может у него просто самые длинные дреды. Я уважаю Геру, но не хотел бы, чтобы он считался фронтменом реггей, потому что я не вижу в нем какого-то заряда. И очень часто он делает какие-то дискредитирующие вещи, как тот же фильм "Сматывай удочки". По сути, он постепенно становится эпатажным персонажем, фриком с одним зубом и длиннющими дредами. С другой стороны, он обращает на себя внимание сразу. И если сравнивать с Децлом, то он конечно лучше. Гера говорит какие-то позитивные вещи, и очень часто правильные. А Децл просто молодой и не подкованный человек, такой вариант гораздо хуже.
А помимо Джа Дивижн, что есть в российском реггей?
Пока что все недостаточно развито, мало хороших групп. По сравнению с тем же рэпом, не так много людей об этой музыке знают, не так много внимания к ней со стороны прессы. Может быть, это и к лучшему. Очень много ведь некачественого рэпа. И не хотелось бы, чтобы такая же волна была в реггей.
Из старых групп я больше всего выделяю Карибасы – они из групп первой волны, когда была единая тусовка – это тоже связано с LKK-регги-студией. Тогда играли все вместе, и Гера, и Карибасы, единая тусовка была. Новые хорошие группы найти не так просто, и не так просто скомпилировать сборник хорошей реггей-музыки.
И, тем не менее, у тебя это получается – сборник "Уражай" от ЛевПравЗвук получился именно таким. Кстати, на пластинке написано "Уражай", на флаерах - "УраДжай".
В принципе это два равнозначных названия, но для диска мы оставили более традиционное. Диск представляет новую волну в российском реггей-движении. Сейчас в России более распространено реггей образца 75-го года, так называемое roots, то что играет Джа Дивижн. При этом время идет, реггей активно развивается, сейчас оно сливается с электронной музыкой, с тем же хип-хопом. Мы хотим не отставать от времени и действовать современным оружием. Хотя и рутс-реггей, реггей в классическом понимании, там присутствует.
На кого посоветуешь обратить внимание?
Мне больше всего нравится песня Червяка "Поднимите головы". Червяк вообще это граффитчик из Rus Crew, и я слышал лишь две или три его песни, и он как бы не является профессиональным музыкантом, певцом. Записал несколько песен, и есть в них что-то такое ненадуманное, искреннее.
Есть Дядя Звонкий, от которого давно ничего не слышал, и которого считаю самым крутым реггей-рагга певцом в России. Но он почему-то не использует свои возможности, а чем-то там занимается, какие-то пишет аранжировки на D&D-студии.
Там есть Реса с треком "Разыскивается" – один из сильнейших рагга-исполнителей, который сейчас, к сожалению, не может ничем заниматься кроме самосовершенствования (Реса сидит в тюрьме – прим. Rap.Ru), студии и концерты ему не доступны. Есть ремикс Дабац и DJ Жени на трек Ляписа Трубецкого. Они, кстати, в последнее время играют такое ска и ска-фанк и всячески тоже пытаются приблизиться к ямайской культуре.
Есть такой Дрим из Казани, очень интересный. Он даже ближе к хип-хопу, такой рагга-хип-хоп у него, и тембр голоса и манера его очень похожи на Виктора Цоя. Такое ощущение, что Виктор Цой читает раггу. Вообще Виктору Цою я тоже респектую, крутой чувак.
А БГ?
БГ… Да, тоже. Борис Гребенщиков тоже, насколько я знаю, всячески пытается поддерживать реггей-движение. Или сам поддерживаться им. У БГ просто иногда возникают какие-то спорные слова. Ну а так, по старой музыке, у меня много его сэмплов, и я его уважаю. У меня его пластинки стоят в разделе "рутс&респект".
А что еще в этом разделе?
Цой, Высоцкий, такая есть певица Анна Герман, очень я люблю ее. Это именно старые пластинки, которых у нас собрано было пару тысяч с разных коллекций, которые используются для разных сэмплов.
Неожиданно собеседник заинтересовывается диктофоном:
Смотри, экранчик потух.
Отвечаю, что это нормально, для экономии энергии, хотя все же время от времени стоит проверять идет ли запись, или там села батарейка.
Да, так было однажды, когда мы брали интервью у Public Enemy, и ничего не записалось. Хорошо что была видеосъемка, и мы просто взяли запись с видео.
Когда произносят название Public Enemy, у меня чаще всего всплывает в памяти жесткий погром после их концерта в ДК Горбунова.
Где, у нас?
В метро на Филях было вообще смертоубийство, милиционера убили, не слышал?
Да, мне кажется, что это скинхеды. Потому что я видел, что вокруг этого места вились какие-то. Но при этом, когда был последний день рождения Боба Марли в Горбушке, мне рассказывали такие вещи, что там тоже собрались скинхеды, отлавливали этих растаманчиков, избивали их. А растаманчики шли туда, покупали билеты. У входа стояла 03, перебинтовывала их, они покупали билеты, и чтобы скрасить как-то вечер, шли дуть в сад. И тут на них нападали опера! Есть такая известная песня у Max Romeo, "Police And Thieves", полиция и воры, о том, что они действуют заодно…
На фестивале "Ураджай", 27 апреля, что будет происходить?
Мы планируем крупную акцию. До сего момента единственным мероприятием в стиле рагга-реггей-дансхолл оставались дни рождения Боба Марли, которые, как и положено дням рождения, проходили раз в год. И больше ничего не происходило. Возможно это одна из причин некого застоя в русском реггей. Крупный концерт-фестиваль, просто праздник, не какая-то коммерческая акция, как "Энергия Мегадэнс", чтобы срубить бабла побольше. Просто праздник, день рождения для всех, способ сблизиться всем.
Несколько раз в разговоре сквозило негативное отношение к слову "коммерция", но вот популяризация – это же прямой шаг к коммерциализации.
Во всем надо искать золотую середину. Для меня деньги это не цель, это средство. Средство поддержания жизнедеятельности, и те возможности, которые Джа дает тебе. И ты должен направлять их в нужное русло. Для многих это цель, и в этом разница. Я не признаю роскошь ни в каком виде, считаю это просто способом самообмана. Или попыткой пустить пыль в глаза. И я за чистоту культуры. Чистоту надо постоянно поддерживать – как чистоту в комнате.