Путь женщин в хип-хопе - неужели кого-то притесняли?
Многие женские организации постоянно возмущаются и протестуют против того, как изображаются женщины в хип-хопе. Но давайте взглянем трезво, не впадая в крайности, так ли уж притесняемы леди в хип-хопе?
Очень многие рэпперы испытываю к своему хобби весьма нежные чувства, некоторые даже сравнивают его с женщиной. Но когда рэпом начинают заниматься девушки, женщины, особи женского пола - представители физически сильной половины человечества частенько вскидываются на дыбы. Да куда они лезут, их место… Далее следует выбор места или набора действий, которыми, по мнению представителя мужской диаспоры, им следует заниматься. От кухни, до существования как объект для исключительно плотских утех.
Не будем впадать в крайности оценок. Факт есть факт, мужчины ворчат, женщины возмущаются. Это присуще на самом деле всем сферам жизнедеятельности и рэп тут не является исключением. Всего лишь еще один пункт в длинном перечне. Ну, вот мир у нас такой патриархальный. Было бы наоборот, вряд ли межполовые отношения имели бы иной характер – просто поменялось бы направление. Давайте лучше поговорим о тех женщинах в рэпе, которые смогли чего-то добиться, и какими методами. Начинать лучше всего, как и танцевать, от печки. Кто из них был первой прорвавшей плотину женщиной МС? С полной уверенностью трудно утверждать, остается надеяться только на свою несовершенную память и тот факт, что кто бы она ни была – самая первая обязательно должна быть. Вспоминаются те, кто смог зацепиться за мозг. Кто первый вспоминается, тот и есть истинный завоеватель. Тем более, что это произошло вовсе не недавно, а то, что проверено временем, не может быть ложным.
Естественно перед первым сольным прорывом была подготовка почвы в смешанном составе. И тут не обойтись без упоминания команды Funky 4 + 1 , в составе которой появилась женщина, что, кстати, и получило отражение в самом названии группы. Феминистки в этом "плюс один" могут усмотреть дискриминацию. Рассудительные люди, скорее всего, будут это трактовать, как дань уважения и своеобразный респект. Вот нас то тут четверо, но у нас есть изюминка – вот она – единственная и неповторимая – та, которая с нами. И звали этот плюс – Sha Rock. Забавная параллель вспомнилась. Когда составляют списки блатных проходов на хип-хоп мероприятие, часто спрашивают "тебе сколько плюсов?". Ведь обычно знатный рэппер зайдет с какой-нибудь спутницей.
Эта группа, кстати, стала первой командой, вышедшей на коммерческий уровень. Сработала фишка "плюс один". И, что немаловажно, тогда к Sha Rock никто не относился как ко многим современным рэппершам, как к секс-объекту. Это был еще один участник группы, не больше, не меньше. Все это было уже на заре становления хип-хопа. Годом образования группы считается тот же 1979, когда Sugarhill Gang ворвались на сцену со своим всевременным хитом "Rapper's Delight". Funky 4 + 1 стали первой появившейся на телеэкране группой. К сожалению, они вскоре распались. Sha Rock пошла по женской линии и с двумя другими девушками сформировала проект Us Girls, который вы можете увидеть в одном из первых хопперских кинофильмов Beat Street.
И все же эта девушка не так известна, как Roxanne Shante. Если Funky 4 + 1 занимались чисто артистической карьерой, то Роксана стала первой сольной девушкой МС, которая добилась признания как рэп-боец. А начиналось все с того, что чисто мужская группа UTFO выпустила в 1984 году сингл "Roxanne, Roxanne", в тексте которого парни расписали, как они снимали новенькую, появившуюся на квартале, дамочку. Мне почему-то в этот момент всегда вспоминается песня Мальчишника "Девушка в красном" (дай нам несчастным). В общем сингл UTFO пользовался огромной популярностью, что несколько задело представительниц прекрасного пола. Быть мачо, конечно, неплохо, да только это не панацея для успеха у противоположного пола.
Симметричный ответ не заставил себя долго ждать. Трек UTFO породил более сотни ответных выпадов, и многие девушки, чтобы четко спозиционировать за кого они впрягаются, брали себе имя Roxanne. Наибольшей известности из них добилась Roxanne Shante, которой на тот момент было 14 лет и которую на самом деле звали Лолита (забавное совпадение с известной литературной героиней). Её ответный трек 1985 года назывался "Roxanne's revenge" и в нем она ловко и доступно объяснила, чего на самом деле стоит каждый из участников UTFO. Как оказалось, в дальнейшем эта бодрая девчушка неслабо преуспела в дисциплине баттлового рэпа, выходя против мужчин втрое большего размера и сравнивая их с землей одной лишь остротой своего слова. Она даже успела сцепиться с легендарным KRS-One, который все же более известен своим бифом с MC Shan. Надо заметить, что и Roxanne и Shan являлись представителями легендарной тусовки Juice Crew, во главе которой стоял продюсер Marley Marl. В случае с KRS-One речь шла не об отношениях между полами, а всего лишь об оспаривании первенства своего района в создании хип-хопа. Мы не станем углубляться в эту ветку развития, ибо не формат для текущей темы.
Справедливости ради стоит отметить, что Roxanne Shante, ставшая самой запомнившейся Роксаной, не была единственной и неповторимой на этом поприще. Синхронно с ней на сцене появилась МС пуэрто-риканских кровей The Real Roxanne, которая небезуспешно боролась за звание самой настоящей Роксаны и отличалась не менее красивым настоящим именем – Аделаида. В создании её дебютного альбома, вышедшего в 1988 году, она получила поддержку от таких весомых персонажей, как ныне покойный Jam Master Jay, Howie Tee (который, кстати, занимался продюсированием и тех самых UTFO) и команды Full Force.
В середине 80-х появился и полностью женский проект, по настоящему прорвавший барьеры мейнстрима для женского рэпа – группа Salt'n'Pepa. Две девушки-МС и (внимание) девушка-диджей выпустили свой первый альбом в 1986 году. Salt (соль), Pepa (перец) и Spinderella (смесь двух слов – "вращать" и "золушка") задали настоящего жара и смогли не просто завоевать уважение в своем жанре, но и встать в один ряд с "обычными" популярными исполнителями. Они достигли своих вершин в 1990 году, когда отвязанный коллектив @барей-террористов от рэпа 2 Live Crew также были на коне, по максимуму эксплуатируя фишку "секс без перерыва". Эти парни в своих текстах и клипах рисовали женщину не более как объект удовлетворения собственной похоти в любое время и любыми способами. В результате парни были втянуты в долговременное бодание с юридической системой США, а Salt'n'Pepa, выдержав паузу, пока схлынут страсти, ответили от своего лица на такую тенденцию аналогичным образом. Только они это сделали поумнее и потоньше.
Большинство из вас видели их клипы с альбома "Very Necessary" 1993 года "Shoop", "Whatta Man" и "Let's Talk About Sex". В первых двух они недвусмысленно продемонстрировали отношение к мужчинам, как к точно такому же мясу, как обычно это делают многие мужики по отношения к женщинам. Но все тонко, без перегибов и, как следствие, с широкомасштабной ротацией данных клипов. За год до выхода последнего на данный момент альбома этого трио на сцене появилась еще одна ярчайшая представительница женского рэпа – Lil' Kim. Насколько она помогла, если помогла вообще в идеологическом противостоянии мужчин и женщин в рэпе судить да рядить можно долго. Факт в том, что она стала, пожалуй, самой отвязанной женщиной в рэпе, говоря "об этом" и не тушуясь даже на самых интимных подробностях. Она же породила, столь не одобряемую феминистками, волну последовательниц, которые, несмотря на всю свою разухабистость и зачастую успешность, обычно не вызывают должного уважения у большинства народонаселения. Зато их клипы смотрят все поголовно. Если многие мужики не стесняются выглядеть подлецами, то почему бы им для разнообразия не продемонстрировать какими суками могут быть дамы, если захотят.
Справедливости ради стоит отметить, что семена, посеянные Lil' Kim, упали на уже подготовленную почву. Когда Salt'n'Pepa достигли своей вершины, откуда их слова были слышны более широкой аудитории любителей широкого, некоторые коллективы использовали разрекламированную 2 Live Crew вульгарность, как единственную фишку, которая вытянет все остальное. Таким образом в 1990-м появился первый альбом от группы H.W.A (Hoes With Attitude), передразнивших своим названием легендарных гангста-рэперов N.W.A. Ну а коль пошла такая пьянка, то на следующий год в продолжение данной логической цепочки вышел альбом проекта BWP (Bitches With Problems). Но, паясничание и грязные языки не могли увести таких барышень далеко вверх по лестнице шоу-бизнеса. В противовес этому на Ruthless - лейбле создателя N.W.A. Easy-E – существовала группа JJ Fad, которая вошла в историю благодаря тому, что стала первым женским рэп-коллективом, номинированным на Грэмми. Произошло это еще в 1988 году после их дебютного альбома "Supersonic". Все эти дамские коллективы строились по распространенной рэп-формуле, которая предусматривала ровно трех участников.
На границе 90-х по факту произошло размежевание женского рэпа – одни пытались пробивать барьеры умом и веским словом, срывавшимся с их губ, другие предпочитали использовать в качестве оружия успеха несколько иные слова и губы.
Сознательный хип-хоп в конце 80-х получил значительный толчок в своем развитии благодаря появлению содружества рэпперов Native Tongues. И, конечно, там не обошлось без своей королевы, которой стала Queen Latifah. Выпустив свой первый альбом в 1989 году, она добралась в 1993 до завоеванния собственного Грэмми, попутно начав и свою кинокарьеру. Её деятельность на "фабрике грёз" совсем недавно привела к тому, что Dana Owens (её настоящее имя) стала первым хип-хоп артистом, удостоенным собственной плитки на бульваре Славы Голливуда. Несколько в её тени оказалась еще одна участница Native Tongues – единственный член семьи из Англии – Monie Love. Выпустив два альбома в начале 90-х, она как-то незаметно исчезла, оставив о себе самые светлые воспоминания и легкую тоску.
Если вы заметили, многие хип-хоп объединения обязательно включали в себя представительниц прекрасного рэпа, то есть пола, то есть они там в любом случае не для мебели существовали. Так оно с тех пор и повелось. Достаточно вспомнить, откуда происходят нынешние рэп-дивы Eve, Rah Digga, Remy Ma, и даже G-Unit рекрутировали к себе Olivia. Правда в её случае, стоит отметить наличие собственного альбома в догунитовский период. При всей теперешней весомости перечисленных дамочек, они все же вряд ли являются идейными борчихами от хип-хопа. А вот кого в плане силы слова и глубины мысли никак нельзя обойти, так это завершающих данный обзор двух героинь.
Все знают GangStarr и Guru, но мало кто в курсе, что помимо своих хип-хопо-джазовых проектов он под конец "золотого века" дал миру интереснейшую исполнительницу Bahamadia. Нет, он не был её отцом в прямом смысле, но именно Guru во многом помог ей быть услышанной. Тот же, кто единожды столкнулся с её творчеством и незабываемым стилем, хоть при положительной, хоть при отрицательной оценке этого знакомства, вряд ли когда-либо её забудет.
Самой свежей на данный момент прорвавшейся представительницей серьезного хип-хопа стала Jean Grae. Эта барышня тоже со многими дружила, но свой путь одолела в первую очередь благодаря собственным талантам. В качестве показателя может выступить существование её собственной редакторской колонки на задающем тон в хип-хоп-интернете сайте allhiphop.com. И даже это - мелочь по сравнению с тем, что она не только рэп читает, но еще и с давних пор занимается самостоятельным изготовлением музыки. Правда, в последнее время она предпочитает передоверять это дело другим товарищам.
Естественно, что стоит ждать новых талантливых исполнительниц. В недрах лос-анжелеского движения Project Blowed уже существует замечательная исполнительница по имени Medusa. Хочется верить, что вскоре она получит достойный своего уровня шанс. Да и родственные россиянам по крови девушки тоже потихоньку пытаются пробиться. Недавно на проекте Dreddy Krueger'a, члена многочисленной семьи Wu-Fam появилась некая барышня Byata. Мало того, что проект "Think Differently Music: Wu-Tang Meets the Indie Culture" сам по себе представляет немалый интерес, так выясняется, что среди участников девушка с отечественными корнями. На самом деле Byata родилась в Америке и русский язык для неё вещь не простая, но мы ведь одной крови – ты и она.
на маленьком фото - Roxanne Shante
на большом фото - Byata
также читать: "Jean Grae - она обожает двусмысленности"