Геттобластеры в лицах - аллея славы
3 августа 2006, 12:44

Геттобластеры в лицах - аллея славы

Среди несметных орд музыкальных систем, которые продефилировали по улицам всевозможных городов и весей в 80-х, непременно должны были оказаться отдельные представители достойные титула "самого-самого"

В прошлый раз, обозревая мощные звукоагрегаты, имя которым было Геттобластеры, мы пробежались галопом по Европам, хотя феномен геттобластера был создан в Соединенной Штатами Америке. И дело тут не в любви к США, а в голом факте, что именно там понаехавшие со всех сторон света люди создали Нечто - культ огромных, сверхгромких ящиков. Однако не забудем, что тучу воспетых и восснятых в Штатах геттобластеров изготовили на самом деле наши невидимые друзья из дальней Азии, в первую очередь из Японии. Во всей мировой, в том числе и массовой, культуре японцы выступают самыми объективными и отстраненными судьями. И ошибок пока за ними замечено не было. Точно так же они безошибочно прочувствовали штатовскую тенденцию к гигантизму не только в автомобилях, но и в звуковых системах. Не зря изрядная куча аппаратов подходящих под рассматриваемый формат носила на своих спинах надпись "made in Japan". Но мы не будем сравнивать влияние на этот рынок восточных и западных корпораций, зачем нам придумывать новую войну побережий – мы просто пройдемся по наиболее заметным в исторической ретроспективе аппаратам.

Прежде чем начать сухое перечисление их достоинств, напомним, что все эти циферки в параметрических графах технических паспортов вылились в то, что, спустя более чем двадцать лет после пика потребительского спроса, мы все еще ими интересуемся. Мы вспоминаем электронику, которая была рождена еще до появления того пластмассового кружка, который сейчас узурпировал право носить на себе всю медиа-информацию. А главное, что звучало это все незабываемо.

В прошлый раз были отмечены классические хопперские, и не только, фильмы, облагороженые присутствием разноразмерных бумбоксов. Добавим к этому списку еще немного. В 1989 году был снят забавный боевик "Ghettoblaster" о том, как один человек смог остановить насилие, перед которым спасовала полиция. Естественно по сюжету добропорядочную общественность поставили на уши уличные банды. Эта картина к немалому удивлению вышла в тот же самый год, что и знаменитая, даже более того - скандальная - картина Спайка Ли "Do the Right Thing". Сюжет оказался весьма схож, только у Спайка все было более серьезно – эта лента до сих пор не потеряла своей актуальности. В ней поднимались все еще, к сожалению, привычные проблемы расизма. А геттобластер сыграл там достаточно заметную роль. Именно из него на протяжении изрядного количества экранного времени доносилась революционная песня Public Enemy "Fight the Power".

Теперь настало время помянуть несколькими добрыми словами отдельные агрегаты, которые, что там, что за тамошними пределами, у многих ассоциировались с (и являлись) прямыми носителями хип-хопа в массы. Среди несметных орд музыкальных систем, которые продефилировали по улицам всевозможных городов и весей в 80-х, непременно должны были оказаться отдельные представители достойные титула "самого-самого". Поскольку критериев самости можно при желании изобрести достаточное количество, а также потому, что просто нереально среди такого изобилия красавцев-бумбоксов (или, если угодно, красавиц-магнитол) выбрать единственного лучшего, мы просто пройдемся по списку самых примечательных моделей.

Наверняка многим из вас попадались строчки Владимира Маяковского "Я говорю Ленин - подразумеваю партия! Ленин и партия - близнецы-братья!". Так вот - квинтэссенцией (Извините за выражение. Надеюсь, дети спят, и никто морально не травмирован?) понятия Изображение Conion C100Fгеттобластер являлась модель CONION C-100F. Прорыв в сердца покупателей был стремителен и неуклонен. Едва появившись в 1984 году, этот аппарат стал героем фильма "The Breaking", что предопределило его дальнейшую кинокарьеру вплоть до "Полицейской Академии 6". Параллельно росла и так называемая street credibility. Каждому, кто с ним соприкоснулся, аппарат внушал уважение как своими размерами и весом, так и мощностью и качеством звука. Не так просто найти магнитолу, которая занимала бы большее место в пространстве. А может это и вовсе невозможное дело.

Обычно, стоит только какому-то изделию стать хитом, у него как гробы после грозы… Нет, не так - как грибы после дождя, начинают появляться аналоги. Так было и с главным Clairtone 7980символом бумбоксов-великанов. В Канаде пред светлы очи и уши слушателей предстал CLAIRTONE 7980, а в малоизученных уголках Азии вылупился HELIX HX-4635. Известны следующие параметры этой веселой семейки:
Вес – 12 кг;
Мощность - 22,5 правильных Ватта на канал;
Габариты – 75-40-20 см (округлив миллиметры в меньшую сторону)

Воистину, оценив внушительность этого изделия, понимаешь разницу между понятиями портативный и переносной. Его не пропортативишь просто так. Его можно лишь переносить с места на место короткими перебежками. Зато присутствует элемент физкультуры. Вроде пошел развлекаться, а на самом деле еще и мышца подкачивается (добавьте сюда еще вес десятка батареек "Элемент-373" - по западному R20 или просто D).

Еще один крупногабаритный экземпляр "праздника, который всегда с тобой" получил даже персональное прозвище. Аппарат, известный в миру под именем "BIG BEN", по Sanyo MR-X20паспорту звался SANYO MR-X20. Усмотреть в дизайне этого геттобластера черты знаменитого архитектурного ансамбля не так просто, но как говорится, было бы желание. Одно бесспорно – он был действительно Big. Не уступив ни миллиметра в размере и ни Ватта в мощности C-100F, это произведение фирмы Sanyo выглядело изысканнее, обладало съемной сеткой и сабвуфером под кассетным модулем. К сожалению, год выпуска не назову, но все говорит о том, что эта модель вышла после Conion'a, так как весила на три килограмма меньше.

Вот мы и попали в зону влияния страны восходящего солнца. Техника, выпускаемая в те времена фирмой JVC (JAPAN VICTOR COMPANY), также являлась сильным игроком на рынке бумбоксов. Их линейка RC-M70, RC-M80 и RC-M90 востребована энтузиастами до сих пор. JVC RC-M90Выпущенный в 1981 году RC-M90 был самым внушительным экземпляром серии. Во-первых, он был под завязку напичкан всякими техническими наворотами. Там были восьмиволновый приемник, фирменная система шумоподавления Super ANRS (Automatic Noice Reduction System), успешно конкурировавшая с Dolby B и C, сенсорные кнопки управления кассетой. Но главным моментом являлся сверхнизкий коэффициент детонации (WRMS) - 0.05%. Этот параметр призван отражать неравномерность движения пленки и возникающие из-за этого искажения. Чем меньше WRMS, тем лучше лентопротяжный механизм. RC-M90 весил десять килограммов и был чуть компактнее и тише вышеописанных собратьев (67-35-18 см и 40 Ватт).

Конечно, подобный аппарат не претендовал на звание уличного хита. Не скажу, сколько он стоил, но можно понять порядок цены, сравнив с еще одним респектабельным геттобластером производства PANASONIC (NATIONAL). Panasonic RX7000Модель RX-7000 была выпущена в том же 1981 году и представляла собой универсальный вариант, как для улицы, так и для дома, для семьи. Все упомянутые экземпляры, безусловно, легко заменяли собой домашнюю стереосистему. В случае RX-7000 даже в дизайне предусматривался одомашненный вариант – серебристый метал по лицу и деревянная окантовка по бокам выглядели насколько стильно, настолько и уютно. В серии RX вообще было очень много красивейших аппаратов, отличительной особенностью которых являлось расположение приемника в нижней части корпуса. Поговаривают, что у модели RX-7700 даже был проводной пульт управления. Стоило такое удовольствие, в случае RX-7000, 749 долларов. Как и у описанного выше JVC, тут присутствовали хороший шумодав, сенсорное управление и не менее замечательный лентопротяг. Однако размеры были чуть поменьше (56-33-18cm), на чем производитель сэкономил килограмм веса (9 кг). Но самое главное, что модель от JVC по звуку  выносила конкурента одним левым. У "Панаса" суммарная мощь обоих каналов была "всего лишь" 15 Ватт.

1981 оказался годом великих перемен. Помимо появления упомянутых замечательных моделей, фирма Sharp выпустила свой самый знаменитый Sharp GF-777на все времена GF-777. Он был не только громаден сам по себе (75-38-17), но и в пальцеисчеслении в нем было всего в два раза больше – два кассетных отсека и четыре больших динамика (одна пара заведовала басами). Без батареек он весил чуть больше 12 кило. Но самым привлекательным моментом в нем оказалась его цена – около 400 долларов. Почувствуйте разницу. Правда, в отечественных комиссионных магазинах он стоял по 2500 рублей. У соотечественников тогда было только два варианта купить такую аппаратуру: в "Березке" за "чеки", или в комиссионке. Так вот, чтобы осилить такой "бюджетный" геттобластер, советский инженер должен был два года откладывать зарплату, не тратя из неё ни копейки.

GF-777 выдавал 14 Ватт на канал, что во многих случаях оказывалось вполне достаточно. Неизвестно, сколько всего аппаратов этой марки было "съедено" рынком за те два года, что он выпускался, но его уникальный дизайн и светлая память о нем до сих пор для многих являются источником вдохновения. Именно "три семерки" держит в руке на обложке своего вышедшего в прошлом месяце альбома продюсер K-Salaam.

Немудрено, что нашлись китайские и не очень (Lloyds) конторы, которые взяли дизайн этого Шарпа за основу, переработав его исходя из собственных представлений о прекрасном. Результатом стало появление еще одной запоминающейся или даже целой цепи слабо отличающихся моделей. Они создавались в первую очередь для глаз, а не для ушей. Хотя там и не было встроенного телевизора, но оку было на что лечь – черный корпус с золотистыми ручками и регуляторами и к тому же совмещенная с динамиками светомузыка. Не возьмусь судить, как именно это было устроено, но факт налицо. В классической светомузыке используется четыре разноцветных лампы, а тут как раз столько же динамиков. Совместить эти два понятия в одном корпусе, было лишь вопросом времени. В итоге, начиная Dynasty Discoliteс 1986 года, на свет появились BREAKDANCER BD-8000 и его последователи DIAMOND FL-990, VELA DISCO-1, COUGAR JR-800, SPACETECH ST-701, SKITRONIC и DYNASTY DISCOLITE. Последний образец и стал именем нарицательным для бодро подмигивающих в такт музыке бумбоксов этого типа. Цену не скажу, но остальные параметры выглядели вполне себе по-геттобластерски: размер – 72-37-13; незаряженный вес 8,7 кг; мощь до 30 Ватт. Какой-то из этих геттобластеров недавно засветился в клипе Мадонны "Hang Up".

Вторая половина 80-х проходила под диктовку черных корпусов. Среди наиболее запоминающихся стоит отметить магнитолу Crown SZ-5100Crown SZ-5100. Существует слух, что на совести этой же фирмы выпуск одного из самых первых бумбоксов. Причем безответственные сороки упорно таскают на хвосте фразу "примерно году, этак, в 1971, или около того". Поди, проверь теперь достоверность подобной информации. Время – такая вертлявая штуковина. Иногда кажется, что какие-то события были значительно раньше, чем на самом деле, а иногда с того момента, как "недавно случилось", прошло уже несколько лет.

Достойную конкуренцию Crown-ам составляли выступавшие с ними в одной весовой категории Lasonic-и. Смотришь на них и думаешь: надо же, как много общего. И самое главное, непонятно кому из них вручать первенство. В 1985 были еще серебристые дизайны, а в 1986 как будто плотину прорвало – повалили чернявые. Однако Lasonic TRC-931у модели Lasonic TRC-931 есть одно существенное отличие от конкурентов – она была переиздана примерно в начале 90-х. У второй версии были слегка скругленные углы, но даже её сейчас найти маловероятно. А ведь куда-то все они девались! Невозможно поверить, в то, что все эти агрегаты закончили свою жизнь на свалке. У некоторых из них была просто "вечная" механика, построенная на металлических шестеренках (например, Sharp GF-9696). К тому же бытовал упорный слух, что серьезные тамошние производители дают на свои модели 25-летнюю гарантию. Жаль, не довелось проверить.

И снова вернемся к Sharp-у. Эта фирма носила титул самого попсового производителя, который пытается соединить в одном корпусе то, что нормальному человеку даже в голову не придет. Однако благодаря таким чудачествам она накрепко засела в памяти. Мы уже говорили про минителевизоры в бумбоксе. Кроме них в послужном списке Sharp красными буквами вписана серия VZ (2000, 2500 и 3000). То были, пожалуй, самые универсальные устройства. Кроме магнитофона и приемника в эти геттобластеры встраивался проигрыватель Sharp VZ2500виниловых пластинок. Он располагался строго по центру и открывался как раскладушка. И раз уж Sharp начинал с того, что делал все в двойном количестве, то и тут грех было отказываться от этого приема. Проигрыватели были оборудованы двумя тонармами – фирменная технология. Вы могли на свой выбор послушать сторону А, или сторону Б, не переворачивая саму пластинку. Хотел бы я взглянуть живьем на это чудо.

В 1985 году Sharp словно торопился успеть до закрытия магазина, ведь золотой век бумбоксов был на исходе. Наверное, что-то такое появилось в воздухе, что дало сигнал "вываливай всё, что осталось – потом будет поздно". И Sharp Sharp MR-990вывалила модель MR-990 "MELODY SEARCHER". Она была не столь мощна – только по шесть Ватт на канал, зато в ней был минисинтезатор. В те времена как раз на пике славы были исполнители, активно использующие синтезаторы в своем творчестве - Prince, Culture Club, Duran Duran. Не возьмусь внятно объяснить, как именно сопрягалась с геттобластером эта самоиграйка. Известно только, что цена комплекта была не столь заоблачна, как можно было бы предположить – всего 550 долларов. Однако потребители "ниасилили" обилие кнопочек и ручечек, и MR-990 скоропостижно скончался, мелькнув, словно метеор среди звездного неба.

Так, уже пора закругляться, а еще столько забавного осталось за бортом. Придется написать третью часть саги о геттобластерах. Там непременно будет обещанная в прошлый раз информация о басс-станциях и прочих современных проявлениях касающегося геттобластеров моддинга. А заодно повспоминаем и отечественные портативные аппараты, среди которых, как выяснилось к немалому моему удивлению, тоже были вполне удобоваримые геттобластеры.

Сергей КОВАЛЁВ


Читать также:
Часть 1: Культ геттобластеров - больше, чем просто магнитола
Часть 3: Геттобластры - существование в других измерениях

Обсудить статью





data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="3" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked" data-ad-format="autorelaxed">
comments powered by Disqus




Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я