5 семплеров, которые изменили современную музыку
29 апреля 2015, 18:02 Авторы: По материалам FACT

5 семплеров, которые изменили современную музыку

То, без чего невозможно представить хип-хоп музыку

Семплинг как музыкальный прием берет свое начало в 40-х годах 20 века с зарождения особого вида академической электроники – конкретной музыки (от французского термина — musique concrète). Используя магнитную ленту, Пьер Шаффер и его последователи экспериментировали со звуками: смешивая, ускоряя и проигрывая их в обратной последовательности. Приемы конкретной музыки раздвигали границы того, что люди привыкли считать «настоящей музыкой». Тогда еще в диковинку было использовать привычные для всех звуки совершенно неожиданным образом, но впоследствии именно эти опыты привели к появлению первых семплеров.

За последние 35 лет семплеры напрямую повлияли на формирование современной музыки: от андеграунда до мейнстрима. Постепенно дорогостоящая технология становилась все более доступной, и в восьмидесятые несколько мечтателей нашли способ разрушить представления о предназначении музыкальных инструментов, постепенно придя к тому, что сегодня принято называть «креативной музыкой». Именно их изобретения в дальнейшем будут диктовать звучание танцевальной музыки и хип-хопа. Давайте же посмотрим на самые популярные семплеры за последние 30 лет и разберемся с их ролью в современной музыке.


Выпущенный в 1985 году как наследник легендарной драм-машинки LM-1 (кстати, в этом приборе впервые в истории были использованы цифровые семплы) Роджера Линна, E-Mu Systems SP-12 стал одним из первых инструментов, который изменил облик современной музыки. Семплер имел 24 предустановленных барабанных семплов и достаточно скудную частоту дискретизации 27, 5 кГц/12 бит. Именно из-за такой частоты звучания этот инструмент до сих пор популярен.

Сам семплер очень удачно появился на рынке,— как раз в тот момент, когда хип-хоп стал эволюционировать от экспериментов в полноценную революционную музыкальную единицу. Именно с SP-12 ассоциируют этап формирования того самого старого нью-йоркского звука. Так, одним из пионеров, обратившихся к нему за помощью, стал Marley Marl. Также эту же драм-машину использовал Рик Рубин, когда работал над дебютным альбомом Beastie Boys. Например, в треке «Rhyming & Stealin’» с помощью SP-12 он добавил ударным веса, заставив семплы из песни Led Zeppelin «When The Levee Breaks» звучать более мощно.

SP-12 также оказал огромное влияние на первое поколение современных электронных продюсеров, которые вскоре поняли, что, удалив все предустановленные звуки, в память машины можно втиснуть множество собственных саунд-фрагментов. Это давало им огромную свободу и позволяло интуитивно подстраивать семплы под различные ритмы. Узнав об этом, компания-производитель вскоре выпустила обновленную версию, в которой память семплера увеличили до пяти секунд, а в 1987 году на прилавках появилась уже абсолютно новая модель – SP-1200. Именно этот семплер использовался при создании множества классических записей золотой эры хип-хопа.

SP-1200 был одним из первых инструментов, которые позволили музыкантам создавать целые песни с нуля, без помощи посторонних устройств. В то время ограничения и недостатки рождали инновации. Так, слабые стороны системы – скрипучий, lo-fi звук; короткая длина самих семплированых фрагментов – превратились в ее преимущества. Звук этой драм-машины стал визитной карточкой музыкальной сцены Нью-Йорка.

Главным апологетом системы вне всяких сомнений стал легендарный Large Professor, которому однажды посчастливилось опробовать инструмент в студии своего ментора, звукоинженера Пола МакКести. «Я сел за SP-1200 и просто сошел с ума» – вспоминает продюсер; и вскоре благодаря неожиданному открытию он записал одну из классических записей нью-йоркского рэпа – альбом группы Main Source «Breaking Atoms».

Также при помощи именно этого семплера создавал свои ранние работы Pete Rock – от классики вроде «They Reminisce Over You» до ремикса на трек Public Enemy «Shut Em Down». SP-1200 сыграл ключевую роль и в карьере детройского гения J Dilla. Его биты из начала девяностых, которые он делал для групп вроде The Pharcyde, A Tribe Called Quest и Slum Village — были написаны именно на этом инструменте. А легенда южного хип-хопа Mannie Fresh и по сей день обращается к фирменным потрескиваниям знаменитого инструмента от E-Mu.

Pete Rock создает бит на SP 1200

Что касается танцевальной сцены, то такие успешные британские музыканты как The Prodigy или Roni Size обязаны своему раннему звучанию именно семплерам серии SP. Устройства от E-Mu Systems научили музыкантов пользоваться технологией семплирования и подготовили их к переходу в новую цифровую эпоху.


Casio SK изначально воспринимали как игрушку, не более. Дешевый инструмент со скудным набором характеристик: он мог хранить лишь один семпл длиной до 1,4 секунды с частотой 9,38 кГц. Но, как это часто бывает, здесь сработал принцип «неважно, какой у тебя инструмент – важно, что ты можешь с ним сделать». Так SK-1 стал идеальным выбором для приверженцев lo-fi звучания. В молодости DJ Hype использовал его на своей первой домашней студии, записывая семплы при помощи встроенного микрофона прямо с колонок. В хип-хопе этот семплер открыл новые двери для De La Soul и Large Professor.

Тэд Маллиникс, больше известный как Dabrye, дурачился с инструментом с самого детства. В итоге он вырос в уважаемого IDM и хип-хоп музыканта. «В молодости я просто забавлялся и записывал разные шумы при помощи своего Casio, – говорит он. – Позже я начал создавать экспериментальную музыку, используя педали для гитары. У меня до сих пор есть SK-1, к которому я обращаюсь, если нужно добавить lo-fi звуки или изменить тональность шумов».

В 1987 году на рынок вышел FZ-1, клавишный инструмент с 1Мб памяти, который стал одним из первых по-настоящему доступных семплеров. Одним из самых знаковых треков, написанных с его помощью, стал «Mentasm» Second Phase, коллаборации Джоуи Белтрама и Mundo Muzique. Композиция стала настоящей классикой рейв-музыки благодаря своей главной партии, которую окрестили как «hoover sound».

Однако одним из самых неочевидных пользователей FZ-1 стал Дэниел Думле, больше известный как MF Doom. В середине девяностых, после смерти своего брата Sub Roc и расторжения контракта с лейблом, он слонялся по Нью-Йорку и втыкал свой семплер в любое подходящее для этого место, постепенно записывая новую музыку.

Эксперимент с двумя Casio SK-1

Несмотря на то, что серия FZ затерялась на фоне своих более известных конкурентов, эти устройства все равно сыграли одну из ключевых ролей в истории семплирования. Отголоски наследия этих инструментов периодически встречаются в современной музыке.


Экономика рулит и музыкой. Законы рынка столкнули друг с другом двух крупнейших производителей музыкального оборудовании: E-Mu Systems и Akai, почти на 20 лет сделав их конкурентам. Наблюдая за успехом серии SP, японская компания Akai переманила к себе Роджера Линна, чтобы тот создал для них новое устройство, способное потеснить семплеры SP. Так на свет появилось устройство Midi Production Center (позже название было изменено на Music Production Center) или, как мы привыкли его называть, MPC. С тех пор танцевальная музыка и хип-хоп изменились навсегда.

Первым семплер из этой серии был выпущен в 1988 году под названием MPC-60 и позиционировался как полноценная рабочая станция для семплирования. В течение следующих лет фирмой Akai было выпущено множество моделей, что позволило ей стать компанией с одной из самых долгоиграющих и разнообразных линеек среди производителей драм-машин. А широкая популярность в танцевальной и хип-хоп музыке позволило этим семплерам заполучить культовый статус.

Одним из первых хип-хоп продюсеров, перешедшим на MPC-60, стал тогдашний аутсайдер индустрии DJ Shadow. Он использовал его с начала девяностых, постепенно изучая особенности инструмента. «MPC не был популярным в хип-хоп среде еще несколько лет, поэтому мне повезло, что я смог поймать волну новых технологий. Я записывал треки с помощью этой машины еще до того, как это начали делать 95% продюсеров». В 1996 году его старания вылились в прорывной дебютный альбом «Endtroducing», который был практически полностью записан на MPC-60.

Если семплеры серии SP диктовали звук хип-хопа в конце восьмидесятых, то в последующем десятилетии им на смену пришли модели MPC. DJ Premier, Hi-Tek и Just Blaze – именно эти люди в разное время создавали звучание хип-хопа с помощью различных семплеров MPC. В 2006 году Just Blaze даже сказал, что у него есть абсолютно все модели из этой линейки. Постепенно на MPC переходило все большее количество продюсеров, среди которых был и родоначальник трэпа DJ Toomp, и уже упоминавшийся здесь J Dilla.

Just Blaze показывает возможности Akai MPC 4000

Неожиданно MPC стал идеальным инструментом для живых выступлений. Целое поколение продюсеров оттачивали свои навыки, чтобы производить все более ловкие манипуляции с инструментом. К ним, безусловно, относятся лос-анджелесский битмейкер Exile и настоящий виртуоз пэдов AraabMuzik.

Ловкость рук и никакого мошенничества: американец AraabMuzik и его любимец MPC 2500

Исходя из всего творческого и музыкального наследия, что оставили после себя семплеры MPC, будет справедливо сказать, что без этих устройств современная музыка звучала бы совершенно по-другому. Как сказал RZA: «Если когда-нибудь появится зал славы хип-хопа, то Роджер Линн должен быть включен в него в первый же год. Он словно тот сукин сын, что создал пианино. Он гений, которому всегда должны оказывать почтение».


Ensoniq EPS появился на рынке как доступный клавишный семплер, предназначенных для тех продюсеров, которые не хотели закладывать свое имущество ради покупки оборудования. Устройство было снабжено возможностью семплирования на частоте 13 бит, регулируемым битрейтом (от 6,25 до 52 кГЦ) и предустановленными фильтрами. Такой набор делал EPS идеальным вариантом для домашних студий, а выпущенная в 1990 году расширенная версия EPS-16+ только укрепила позиции компании на рынке.

В то время в Нью-Йорке жил начинающий продюсер RZA, который одолжил семплер на три месяца и стал ежедневно записывать с его помощью музыку. Позже он уже смог позволить себе собственный EPS-16+. «Я записал музыку для альбомов Wu-Tang и Method Man только на нем и SP-1200».

Между семплерами Ensoniq и Casio зарождалось противостояние подобное тому, что было между E-Mu и Akai. Несмотря на то, что модели Ensoniq были калибром поменьше, они находят применение в хип-хоп музыке и по сей день. Так, Havoc из Mobb Deep создал большую часть не нуждающегося в представлениях альбома группы «The Infamous» с помощью EPS и MPC-60. Так же на EPS-16+ в конце девяностых создавал свои классические биты и El-P.

За плечами одного из хитов Канье Уэста «Good Life» стоит семплер ASR. «Канье сначала просто игрался с семплом, – говорит продюсер трека DJ Toomp. – Мы начали с того, что закольцевали его, а потом я засунул его в Fantom и растянул. Поместил обратно в ASR, нарезал его и наложил поверх свои барабаны. Так мы постепенно выстраивали трек, а потом – раз, и получился шедевр».

Канье Уэст работает на семплере EPS

Ensoniq выглядели как Давид на фоне Голиафа — Akai. Но, несмотря на отсутствие лоска и гламура, семплеры EPS и ASR — это очень крепкие рабочие лошадки в современной музыкальной индустрии.

Закрывает список ничем, на первый взгляд, не примечательная серия Roland/BOSS Dr. Sample, которая получила распространение в начале нулевых. Первым продуктом в линейке стал SP-202, который появился в 1998 году как замена Roland MS-1. Он позиционировался как портативный семплер специально для диджеев, которые искали бюджетное средство, чтобы прямо на ходу управлять лупами и ритмами. Но дальнейшее развитие истории привело к тому, что серия вышла далеко за пределы недорого карманного гаджета.

Своей популярностью и значимостью Dr. Sample обязан лос-анджелесским продюсерам во главе с Отисом Джексоном Младшим, больше известным нам под именем Мэдлиб. Несмотря на то, что 303-я модель никогда не позиционировалась как полноценный инструмент для продюсирования, Madlib создал с его помощью множество битов в начале нулевых. При этом он уже использовал и SP-1200, и MPC, однако по-настоящему его прославил именно Dr. Sample SP-303, которому он нашел применение в хип-хопе.

Dr. Sample SP-303 в деле: Мэдлиб создает бит с семплом из бразильской музыки

Следующая модель серии SP-404, выпущенная в 2005, быстро стала популярным инструментом для живых выступлений. Для своих лайвов ее использовали Four Tet, Radiohead и Grimes. Последовавшая 505-я модель оказалась куда менее популярной, но все равно смогла найти достойное применение. Канадская исполнительница и продюсер Pursuit Grooves часто брала семплер на концерты, отмечая его мобильность и простоту использования.

Семплеры серии Dr. Sample – отличное доказательство того, что практически любому инструменту можно найти достойное применение. Было бы желание. Таким образом, за последнее десятилетие данная линейка стала одной из самых популярных, сумев занять собственную нишу во времена, когда многие драм-машины уступили место виртуальным инструментам.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я