«Мама не расплакалась, когда посмотрела "Versus"»
16 октября 2014, 18:00 Авторы: Борис Шейк. Фотограф: Александр Нечаев, Владимир Яроцкий

«Мама не расплакалась, когда посмотрела "Versus"»

Интервью с Мариной Кацуба, акцентированное на литературе и рэпе

Ещё месяц назад рэп-тусовка знать не знала о поэтессе Марине Кацуба, однако баттл с перекаченным Drago и гостевой куплет у Noize MC на альбоме всё в корне изменили: личные сообщения в «ВК» стали разрываться от гневных (и не только) сообщений, предложений зачитать поступало больше и больше, а всевозможные рэп-порталы то и дело норовили взять интервью — мы, собственно, не исключение. В жизни Марина, как и на «Versus», оказалась приятной в общении, посему и поделилась с нами своими мыслями по поводу будущего образования, русской музыки, стихах и многом другом. У неё, кстати, ещё и мини-альбом запланирован к выходу на середину ноября — будет состоять из трёх треков, каждый из которых так или иначе относится к рэпу.

«Я на тот "Versus" пришёл поболеть за Марину. И не пожалел! По-моему, это был очень крутой баттл, и в плане текста, и с точки зрения драматургии: после первого раунда я был почти уверен, что победит Drago, но потом всё встало на свои места. Респект!», — отзывается Иван «Noize MC» Алексеев о поэтессе.


Довлатов как-то говорил, что у прозаиков на удивление выходят хорошие стихи, а у поэтов не пишется проза. Что Вы думаете на этот счёт?

Я до серьёзной прозы пока не доросла. У меня большой опыт работы в петербуржской журналистике: работала редактором журнала «Собака.ру» довольно долго. В первую очередь интервьюером, вела рубрику «Портреты». Работала также в студенческих газетах, копирайтингом очень много лет занималась достаточно успешно. Даже политическим, когда мне нужны были деньги на еду и туфли. Но это публицистика, и она проще — тут вопрос формата, понимания каких-то вещей, основ. А прозы у меня нет. И я, право, пока не нахожу времени и пока не чувствую в себе ресурсов таких, чтобы замахнуться на неё. Но, конечно, хочется родить детей и написать книгу.

«Никогда слава не придет к человеку, который пишет дурные стихи», Рюхин из «Мастера и Маргарита» говорил. Вообще, что такое дурные стихи в вашем понимании? Русский рэп — дурные стихи?

Мне очень давно, ещё со времён «Битвы Поэтов», очень часто пишут молодые авторы с просьбой прокомментировать их творчество. Я стараюсь не делать этого, вообще. Мы все субъективны в восприятии. Исключения я делаю для тех людей, в чьих словах я вижу какую-то надежду на гения, и тогда я стараюсь им помочь. Даже не анализирую творчество, а оказываю моральную поддержку и, по возможности, даже финансовую — такие ситуации тоже складывались. Я действительно помогла большому количеству молодых поэтов и, возможно, это гораздо большее достижения, чем всё, что я написала и напишу.

А рэп — не стихи. Рэп — это рэп, языковая форма субкультуры хип-хоп. Поэзия — жанр, стихи — форма существования речи, гораздо более глобальное понятия. Конечно, можно отнести рэп к форме существования речи, но мы не можем поставить эти понятия в один ряд, сравнивать и ставить так вопрос. Я стараюсь не смешивать всё в один котёл, хотя считаю, что русский рэп имеет право на существование как форма речи, и он мне интересен в определённом смысле.

Каково это — творить в столь узком кругу слушателей? Не проще ли написать стихи к музыке, например, Игоря Крутого? Так ведь больше народу услышит. Или не в этом цель?

Для меня никогда это не было самоцелью. Люди, которые со мной знакомы, знают, что это так. Я пишу двадцать четыре года, являюсь хорошим продюсером в сфере фэшн и видео-индустрии, снимаю кучу клипов, провожу много модных съёмок, веду глянцевые журналы. Если бы я хотела себя продать, то сделала бы это до «Versus», успешно и без такого количества дерьма. Нашла бы способы монетизации данного вида своей деятельности, раз  уж не делала — значит, не хотела. То бишь, я умею зарабатывать на хлеб другими способами и не стараюсь продать поэзию. Мне это очень сильно претило лет десять назад: юношеский максимализм намекал на то, что опопсеть, рассчитывать на широкую аудиторию — крайне стыдно. Естественно, жизнь меня подразбавила со временем; но, так или иначе, это не самоцель.



Рэпер — он вообще ближе к литературному поэту или к поэту-песеннику?

К поэту-песеннику. Безусловно, в рэпе одно из главных качеств — работа с музыкой, с ритмикой, скорость читки и так далее. Это вещи, которые меньше имеют отношение к литературе — больше к музыке, требуют других навыков, основ. Есть люди, которые не создают безумно крутых тексты, но зато очень классно читают с точки зрения техники и обладают вокальными данными. И если мы говорим о рэпере, то должны учитывать все составляющие, если о поэте — конкретно текст.

То есть, даже, несмотря на то, что есть рэперы, которые тоже делают упор на текст? Ну, взять того же Алексея Косова — к какой категории его можно отнести? К поэтам или рэперам?

В мечты девушек его можно отнести. В мечты миллиона девушек. Алёша образный очень, ему удалось создать свой мир. Мне кажется, все художники, творцы, представители любого жанра, которые сумели создать свой почерк, мир, заслуживают уважения, вне зависимости от всего остального: что они из себя представляют, какие они люди, как относятся к нам, и к своей жизни. Между творчеством и человеком, который его делает, нет ничего общего, или, по крайней мере — это не одно и тоже. Такие вещи надо понимать, но у слушателя и читателя не всегда получается. Он идеализирует своего кумира, если можно такое пафосное слово употребить.

В рэп-музыке постоянно используются гостевые куплеты. Артисты сотрудничают друг с другом и принимают участие в записи композиций своих товарищей. Практикуют ли нечто подобное поэты? Если да, то как это происходит?

Мне кажется, это одна из самых крутых вещей в рэпе. Я вот записалась с Ваней, Noize MC,  и с различными петербуржскими рэперами такие же эксперименты проводила — не в виде читки, а в виде отрывков по смыслу в интерлюдиях, например. Интерактивный жанр. В поэзии такое намного реже происходит. Возможно, из-за того, что поэты слишком сильно держатся за своё слово. Есть открытые микрофоны, совместные сборники, баттлы — очень много всего, но удачное сотрудничество поэтов на нашем веку происходит слишком редко.

В шестидесятых был Бродский, Довлатов. А кто сейчас культурное отображение литературного Питера?

Очень сложный вопрос, я субъективна. У меня свои интересы, свой взгляд на всё. Никому не навязываю никогда свою точку зрения. Есть много авторов приличных, за которыми есть смысл следить в том или ином виде. Их предостаточно. Андрей Гоголев — я его всегда привожу в пример. Когда он начинал, ему шестнадцать было, он присылал какие-то четверостишья. Сейчас этот чувак перерос меня на три головы, и я просто счастлива, что имела отношение к его становлению.



Как Вы считаете, в будущем будет ли современная питерская литература преподаваться в школах?

Безусловно. К прискорбию моему, Алексей Никонов может войти в учебники. Очень просто и легко это может произойти.

Кто-то ещё из авторов?

Вплоть до меня, до нас всех, к прискорбию.

Почему к прискорбию-то?

Нам очень тяжело оценивать текущий процесс. Спустя время анализировать что-либо легче. В процессе это невозможно сделать, получается слишком субъективно. Сейчас нет одной истории петербуржской, как раньше: Анна Ахматова, «Бродячая собака» и так далее. И то, это мы сейчас так читаем, потому что какие-то современники, прабабушки донесли информацию до нас так. Возможно, они по-своему всё воспринимали в силу своих симпатий к Есенину, Северянину. То же самое произойдёт и с сегодняшним поколением. Просто более разрозненно происходит: появилась сеть, какие-то авторы популярны исключительно в Интернете, кто-то делает подкасты, кто-то — клипы. В том или ином виде это войдёт в историю.

Скажите, в связи со столь большим количеством информации, остаётся ли время читать книги? Вы сколько читаете, скажем, в месяц?

Ужасно сейчас всё с этим. Очень плохая музыка. Лет до двадцати двух я обладала временем и позволяла себе читать семь-восемь книг параллельно. Я это делала для того, чтобы «не проваливаться» в одного писателя. Если ты впечатлительный, творческий, ранимый персонаж, то проваливаешься в его стилистику автора, которого читаешь, и начинаешь использовать его обороты и прочие штуки. А сейчас я очень мало читаю: сметы и письма по работе, в основном. Мало времени на чтение, прослушивание музыки. Печалит, но, к сожалению, я из тех людей, кто лучше будет сытым и поможет родителям, чем будет ходить оборванным и кричать о своей гениальности.

Настолько ли остра проблема того, что люди рэп читают, а не книги? Во что это может вылиться при самом ужасном раскладе?

Органичный процесс. Ругать его нет смысла — это как ругать социальные сети. Смысл стоять под лавиной, разводить руками и орать на неё? Ты либо беги, либо ложись, либо подключайся. Как-то целесообразно в той или иной ситуации себя надо позиционировать. Ничего с этим не поделать. Происходит так, как происходит. Но появляются сейчас рэперы, старающиеся больше работать над текстом. «Я любил тебя, а ты ушла», — такое пресытилось. И это тоже органичный процесс. Во что-то выльется. Зависит от того, что в целом будет у нас в стране, от кучи экономических факторов, социальных. Например, если сейчас будет какая-то страшная экономическая проблема, то всё совсем по-другому станет. Совсем другие будут в цене слова, стихи и так далее. Не берусь судить, слишком глобальный для меня вопрос.



«Versus» надо затронуть, естественно. Для девушки, тем более без «Жигулей» в руках, это вообще ведь нетипичная вещь. Там с матерями совокупляются и так далее. В чём была цель? Просто разнообразить действо?

Я работаю продюсером. Мне позвонили организаторы, попросили на «Межсезонье» с разнообразием помочь. Это касалось не только моего выступления. Хотелось пригласить красивых девушек, поскольку даже организаторам в какой-то момент опостылел поток грязи, говна, тупости, которым обрастает проект. И, собственно, баттл наш с Drago о том, что можно делать совсем по-другому. Окей, это шоу, не спорю, но зато красивое и интересное. Моя мама не расплакалась, когда посмотрела. Для меня это более высокая оценка, нежели мнение сраных девятилетних задротов из Петрозаводска или других людей, чьё мнение мне неинтересно. Мы помогали распространять билеты, и в итоге вернулись к смешной теме, что я могу зачитать. Совершенно не было времени готовиться. Не оправдываю свои короткие тексты, потому что они всё равно были бы короткими:  мне странен формат бесконечного поливания грязью другого человека, не могу в него проникнуться. Но у меня правда не было времени подготовиться, и всё было обговорено с Drago заранее, поэтому назвать наше противостояние полноценным баттлом я не могу. Это к тому, что может быть и вот так. Может прийти девушка в платье, с ровными ногами, а не «гопотура» с пивом. Мне пишут каждый день люди какие-то хорошие вещи, помимо «Умри, сука» или «Где твои сиськи?» Приходят позитивные отзывы, где написано: «Это здорово, что удалось поставить вопрос о литературе и рэпе в таком широком формате». И вот это мне, с точки зрения стратегии литературной, за которую я радею, гораздо интереснее, чем то, что кто-то заметил, что у меня нет груди и красивые черты лица.

По вашему мнению, если убрать всю эту непосредственность из «Versus», пойдёт ли это на пользу проекту?

Думаю, да. Но всему есть предел, есть целевая аудитория: можно что-то подчистить, улучшить, немного поменять формат, однако взять и превратить всё в то, что было бы интересно смотреть мне и ещё пятнадцати арт-вонючкам, неправильно.

Что уж там скрывать: Вы понравились нашим читателям не только за острое словцо, но и за внешность. И наибольшее впечатление произвёл сам факт, что милейшая девушка удавливает двухметрового Drago. Вообще, внешность даёт какое-то преимущество при выступлениях, становится ли она частью стихов?

Я  начала признавать это лет с двадцати четырёх. Раньше меня критически бесило, что люди рассматривают мою внешность. Хотелось, чтобы все видели мой ум, восхищались моим знанием Бродского и Бротигана. Потом я поняла: это достаточно глупо, и нужно осознавать всё, что имеешь; пользоваться этим. В этом нет ничего плохого или хорошего, просто факт. У Буковски есть рассказ про девушку, которая втыкала спицы в лицо, дабы бороться со своей красотой. Я не хочу спицы в лицо — хочу выйти в последний раз замуж поудачнее, чем первые два.

И напоследок: о чём писать проще всего? Часто ли возникает желание написать о чём-то эдаком, убежать от реальности?

Я — женщина до мозга костей. Уже говорила, что слушаю в предменструальный синдром Ассаи и группу Krec. 80% моей поэзии — про любовь. И муза моя — предменструальный синдром. Не могу не писать: всё это выливается само, в рамках себя с подобным невозможно бороться. Я — достаточно взрослая тётенька, которая уже может смириться и со своей внешностью, и с тем, что она цинична, и с тем, что она — бесконечный говнолирик, пишущий и пишущий про свои несчастные любови.

Что можешь пожелать начинающим рэперам?

Не пугайтесь ничего нового. Хватит держаться за свои широкие штанишки — держитесь за голову, это полезнее. Смотрите не вниз, а вверх и вперёд. Будет интереснее. 




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я