Busdriver: новый и старый хип-хоп, Украина, молодежь и другое
2 октября 2014, 10:00 Авторы: Артём Котов, Борис Шейк. Фото: Denis Lipa

Busdriver: новый и старый хип-хоп, Украина, молодежь и другое


Неделю назад в Москву с концертом приезжал Busdriver — известная в определённых кругах личность. Любитель поэкспериментировать исполнил свои лучшие композиции со многих альбомов, в том числе и с недавно вышедшего «Perfect Hair», после чего отыграл диджей-сет. Действо всё происходило в клубе «Dewar’s Powerhouse», где мы и поговорили с ним о политике, новой волне хип-хопа, прошлогоднем концерте, коллективе Hellfyre Club и многом другом.



БШ.  Привет. Ходил в прошлом году на твоё выступление в 16 Тонн. Было очень круто! Но, увы, толпа оказалась недостаточно энергична.

АК. Мне кажется, в России люди только-только начинают понимать, что, приходя на шоу, артисты хотят, чтобы толпа отдыхала и развлекалась вместе с ними. Если на западе это в порядке вещей, у нас все приходят, стоят неподвижно и слушают.

Да нет, было круто. Люди по-своему отрывались: мне понравилось. Вообще, в Европе, например, как раз в порядке вещей прийти и просто посмотреть шоу.

АК. Окей. Давай начнём. Прежде всего, хотелось бы сказать, что для меня это честь — брать у тебя интервью. Потому что я слушал «Temporary Forever», когда был совсем юн, и «Gun Control» — мой любимый трек оттуда. Так вот, скажи, каково это — ощущать, что в каком-то смысле твоя музыка взрастила целое поколение?

Воу-воу! Мужик, это… Даже не знаю, что и сказать. Для меня это очень важно. Фантастика! Для меня важно, что музыка влияет на людей с хорошей стороны. Когда я слышу подобное, это правда греет мою душу. Просто удивительно.

АК. Хорошо. Следующий вопрос. Скорее всего, самый банальный, но всё же: не мог бы ты рассказать, откуда взялась идея с именем Busdriver? Может быть, есть что-то, что слушателю нужно знать о происхождении твоего псевдонима?

Хороший вопрос! Я придумал псевдоним Busdriver, когда мне было 13 лет. Я и мой друг — мы читали рэп в автобусе, когда ездили в школу и обратно. Вся концепция заключилась в том, что я читал рэп в автобусе. И мы носили футболки с изображением номера автобусных маршрутов. Во время наших фристайлов я часто использовал термины, связанные с маршрутным транспортом, и мой друг тогда решил называть меня именно так: Busdriver. В этом есть какое-то ребячество и, наверное, это доказывает, что я и сам в какой-то степени ребёнок.

АК. Быть ребёнком — не всегда плохо.

Я бы хотел так думать.



БШ.  Давай поговорим о твоём последнем альбоме — «Perfect Hair». Есть ли какая-то общая тема, пронизывающая альбом, какие-то детали, которые было бы интересно узнать слушателям?

Когда я начал работать над релизом, то хотел максимально отразить идею общественного идеала, которого люди пытаются добиться. Отразить её с разных сторон. Потому что, например, в Южной Африке раньше проводили всевозможные тесты (до 90-х годов в ЮАР существовала расовая дискриминация), дабы понять, какого цвета кожа у людей. Проверяли они это с помощью какой-то штуки, которую вставляли людям в волосы. Так вот, если она падает — у тебя «правильные» волосы, если нет — ты чернокожий. Что само по себе неправильно. Отсюда и название «Идеальные волосы» («Perfecthair»), потому что каждый старается быть «идеальным», выглядеть «идеально». Вообще, весь процесс записи альбома оказался очень интересным. Мне понравилось то, как я над ним работал, — это отличалось от моего предыдущего опыта в этом плане, и, пожалуй, я буду продолжать работать именно в этом духе.

БШ.  На альбоме присутствует песня «Ego Death» — совместная с Aesop Rock и Danny Brown. Говоря о последнем, стоит отметить, что Дэнни — человек с совсем другим стилем. Как его куплет оказался на альбоме?

Я просто попросил его об этом. Мне кажется, люди думают, раз наша музыка находится в разных сферах восприятия, то мы будто бы и не знаем друг о друге. Однако мы начали заниматься этим приблизительно в одно и то же время, у нас почти одинаковый возраст — мы знали друг о друге уже тогда. Когда я предложил ему совместку, он ответил: «Без проблем, бро-бро. Ты и Del The Funky Homosapien — люди, вроде вас, они стояли у истоков и указывали путь таким, как я». Такие артисты, как Дэнни, — настоящие. Ты даёшь ему бит, и он возвращается с двадцатью пятью горячими строчками — реальный эмси. Нет никакой принципиальной разницы: мы все делаем рэп, независимо от стиля.

АК.  «Perfect Hair» выпущен под крылом Big Dada — твои альбомы не первый раз выпускаются там. Почему именно этот лейбл?

Всё упиралось в ресурсы. У меня не было особого выбора. Если честно, не стоял вопрос: «Почему там?» Скорее, я выбрал Big Dada из-за того, что остальные отказались. Я обращался в разные места: Warp, Brainfeeder… Только BigDadaдали положительный ответ. Я рад их помощи. Потому что главная проблема в Hellfyre Club, моём коллективе, — недостаток финансирования.

АК.  Я смотрел видео Nocando, где он обсуждает с El-P проблемы содержания лейбла. Даже представить себе не могу, насколько это тяжелая задача.

Да. Управлять лейблом тяжело. Я бы не хотел этим заниматься. Как по мне, лучше быть частью коллектива как Hellfyre — его можно назвать лейблом, но это будет неверно. Hellfyre Club — андерграунд-проект, экспериментальный. Мы не работаем по какому-либо графику. Но есть и исключения. Например, предстоящий альбом milo, его раскрутка. Хотя всё равно это отличается от типичного пиара.

АК.  Интересно. Перейдём к следующему вопросу. На композицию «Colonize The Moon» есть видеоряд. Он очень необычный и креативный — чем ты вдохновлялся при создании?

На самом деле, это заслуга моего режиссера. Я сказал ему, что хочу необычный результат на выходе. Так получилось. Вот так просто.

АК. Насчёт Hellfyre Club. Название – прямая отсылка к комиксам Marvel. «Клуб Адского Огня» — команда злодеев и враги Людей-Икс. Ты фанат комиксов? Кто придумал название?

По большей части Nocando. Хотя, все мы, в некоторой степени. Я потерял свою коллекцию комиксов лет 10 назад — до сих пор для меня трагедия. Но Nocando — настоящий фанат. Он и Open Mike Eagle. И я был настоящим фанатиком, пока не потерял всё. Могу сказать, что название действительно проводит параллель с секретным сообществом «Адского пламени», которые строили коварные планы.

БШ. Говоря о новой волне рэпа. Как ты относишься к новым артистам?

Совсем недавно я написал рецензию на пластинку Mick Jenkins . Он крут. Мне нравится всё происходящее в современной индустрии: порой слушаю drill, обожаю этот грязный чикагский звук. Chief Keef, как по мне, — истинный панк от мира рэпа. Не сказал бы, что слушаю много из этого стиля, но кое-что правда нравится. Или ребята, вроде Chance The Rapper, Vic Mensa. На мой взгляд, в мире много интересного рэпа. Сейчас так много всего вокруг. Особенно по сравнению с состоянием рэп-музыки лет 15 назад. Когда-то я слушал только Wu-Tang Clan и Project Blowed, потому что больше ничего не мог найти, — сейчас я могу отыскать всё, что захочу. Мне это нравится. И, говоря о том, как звучание Хьюстона сейчас вдохновляет всю индустрию — думаю, это прекрасно. Я стараюсь не ограничивать себя в прослушивание рэпа, поскольку он действительно нравится мне во всем своём многообразии.

БШ. Не секрет, что ты любишь экспериментировать. Хотел бы записать релиз в абсолютно другом стиле?

Уже записал. Просто нужно дождаться, когда он выйдет. Кое-что на подходе. Но это не ради пиар-хода — я не пытаюсь построить карьеру. Просто получаю удовольствие от того, что делаю.



АК. Может, коллаборация с Трэвисом Скоттом или подобными артистами?

Очень нравится его дебютный тейп. Я не слушал «Days Before Rodeo», но узнал о парне до выхода «Yeezus» и сразу понял: Канье собирает вокруг себя талантливых ребят. Вообще, быть рэпером и продюсером очень выгодно. Сам пишешь себе музыку так, как хочешь, чтобы она звучала, и записываешься на неё. SpaceGhostPurrp, например, тоже талантлив в этом плане. Это естественный порядок вещей — ты всё делаешь самостоятельно. Сейчас такое очень востребовано, и если ты артист, то тебе бы стоило уметь и читать, и петь, и писать музыку. Один из новичков Hellfyre Club попадает под описанную категорию — ANDERSON .PAAK. Не знаю, видели ли вы его выступление, но он поёт, читает, играет на барабанах — когда я вижу подобное, то понимаю: вот как звучал бы Pharell Williams, учитывая все популярные ныне тенденции. Рэп прекрасен в том виде, какой он есть.

БШ. В одном из интервью я читал, что тебе нравится Killer Mike. Есть ли в этом связь с его последним интервью для CNN по поводу убийства Майкла Брауна?

Мне понравилось его интервью, да. То, что он сделал, — это великолепно. Но Killer Mike нравился мне всегда. Помните его куплет в «The Whole World» вместе с OutKast? Нечто.

АК. Run The Jewels — тоже бомба. El-P неповторим.

Да! «Fantastic Damage» — классика. Я считаю, люди должны уделять больше внимания El-P. Очень интересный персонаж. Многие люди только сейчас начинают понимать, что он сотворил в начале двухтысячных. Этот релиз был новаторским. Он сделал большой вклад в развитие андерграунд-рэпа. Когда он основал DefJux — это же была целая вселенная. И он, без сомнений, весомый персонаж в жанре.

АК. Не сомневаюсь. Возвращаясь к Hellfyre Club — к его участникам. Когда ждать альбом milo? Будут ли там какие-то гостевые куплеты других участников? Продакшн?

Его релиз состоится совсем скоро — на следующей неделе. Большинство продакшна выполнил парнишка из Англии, iglooghost. Ему 17 лет, и он очень талантлив. А пластинка milo — нечто очень личное для меня. Это самый крутой дебют кого-либо из моих друзей. После этого релиза мне нужно будет сконцентрироваться на работе над альбомом другого участника нашего коллектива — Kail’а.

АК. Вообще, самый мучительный для меня вопрос — как ты умудряешься так экспериментировать со звуком, но все еще оставаться Busdriver’ом, придерживаться фирменного стиля?

Это трудно. Потому что каждый релиз сделан по-разному: разные студии, звуковики, продюсеры. Но с тех пор, как я присоединился к своему нынешнему лейблу, я записал три пластинки в одном русле и мне это нравится. Я хочу продолжать в том же духе. Мне кажется, я наконец-то нашел что-то, чему мне следует придерживаться.



АК. Что тебе больше всего нравится в твоей профессии?

Мне нравятся ритуалы. Все ритуалы, связанные с рэпом. Отличный способ стать социально активным: тусоваться с друзьями, читать вместе. Устраивать сайферы — давно уже не занимаюсь, однако когда это происходит, то получается очень органично и круто. Мне нравятся культурные аспекты рэпа — при помощи хип-хопа можно донести до людей абсолютно всё. Мне нравится быть частью этого. Вот этот парень, например! [В соседнем зале играет Flying Lotus«Tealeaf Dancers»] Это реально крутая музыка. Понимаешь? Многие называют это электроникой, но это хип-хоп! Независимо, от того, как он звучит.

БШ. Многие люди уверены, что самые сильные тексты приходят с вдохновением. Что вдохновляет тебя? Есть ли какие-то особые источники позитивных эмоций?

Hellfyre Club – самый большой источник вдохновения. За все эти годы люди из моей команды неоднократно мне помогали. Каждый раз, когда я пишу с ними совместные треки… Каждый раз, когда Nocandoи я пишем что-то вместе, мне приходится переписывать свой куплет завново, чтобы не уступать ему.

БШ. Сегодня ты, помимо лайв-выступления, играешь диджей-сет. Для тебя это в новинку? Чего стоит ожидать?

Я никогда не играю диджей-сеты. Это, наверное, первый сет за семь лет. Но я бы его так не охарактеризовал. Нет винила, понимаете? Но я постараюсь, поверьте. У меня не так много музыки на компьютере: вы услышите кое-что от артистов Brainfeeder, что-то от артистов Hellfyre. Вообще, я бы хотел играть этническую музыку, но для начала нужно научиться.

БШ. Что людям нужно знать, когда они встречаются и общаются с тобой лично? Какой ты человек?

На самом деле, я очень скромный. Думаю, многие считают меня мудаком. Надеюсь, это не так. Некоторые люди, к примеру, всех американцев считают мудаками. Должен признать, путешествия по миру и вся шумиха, связанная с музыкой, — это невероятно. Для меня знакомства и общение — наверное, самая важная часть жизни. Ещё я не люблю богатых людей. Не хочу с ними иметь ничего общего — все они ненормальные. Их образ жизни, то, как они себя ведут. Смотреть на весь мир с позиции «повелитель-раб» — ненормально.



АК. Поговорим о твоих политических взглядах. Твои мысли про ситуацию на Украине?

Мне кажется, это какой-то пережиток Холодной войны. Информационная война. Обычные люди в моей стране настолько не осведомлены: они верят всему, что им скажут. Думаю, Америка добивается вступления Украины в НАТО. Этим США занимается всегда. Не буду врать: моё правительство злое. Так было всегда, с самого начала. Люди настолько привыкли к тому, что мы, Америка, — источник всех зол. Это должно прекратиться. Прекратите убивать людей! Либо же события приведут к чему-то глобальному. К чему-то, что заставит Запад содрогнуться. Я не знаю, будет ли это освободительная революция или наоборот еще — более ужасающая политика. Но я не стыжусь правительства США, потому что не считаю его своим. Люди, вроде меня, — нас травят и убивают каждый день. И поэтому я действительно боюсь правительства, боюсь бездействия простых людей. Надеюсь, когда-нибудь в мире воцарится единство для нас всех. Нужно объединиться, чтобы всех нас не репрессировали.

АК. Как ты думаешь, что мы, в свою очередь, можем сделать для предотвращения каких-либо глобальных конфликтов?

Приводить людей сюда, учить их быть более открытыми. «Лечить» людей музыкой, культурой. Не знаю, будет ли война, но я думаю, что мы столкнёмся с очередным мировым финансовым кризисом. Или с похожим.

АК. Последний вопрос. Есть ли у тебя наставления для молодёжи?

Не знаю. Используйте Интернет с умом. Знайте, каждую секунду вашей жизни вам что-то «впаривают». Понимаешь? Я «впариваю» что-то тебе прямо сейчас. Это прекрасно, но извращенно.





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Привет, это сайт Rap.ru! Мы используем куки.
Что такое куки