Big Daddy Kane: старый отец борозды не портит
23 июня 2014, 14:31 Авторы: Дмитрий Смирнов

Big Daddy Kane: старый отец борозды не портит

Папка должен быть счастливым

Вместо предисловия.

США — одна большая монетизация. Маркетологи выбирают, в какую технологию инвестировать, где начать войну, кого по телевизору показать. Артист обязан оставаться конкурентоспособным на рынке. Конкурентоспособным — не значит лучшим. Не всегда даже талантливым. Нужно дружить с пригодными для рынка артистами, выпускать пригодный для рынка материал и спать с пригодными для рынка женщинами (привет, Ray J).


Представьте, насколько короток средний звездный час артиста в США, если легендарная эпоха «Golden Age» длилась всего семь лет (по оценке «Allmusic» — начало датируется альбомом «Raising Hell» от Run-DMC, а конец — дебютной пластинкой Снуп Догга). Поэтому большинство легенд оказались неконкурентоспособными. К чести Big Daddy Kane — его капитуляция была добровольной. Он не стал вести кулинарные ТВ-шоу, быть лицом средств для облысения или выступать в ночных клубах Необъятной. Уехав еще в двухтысячном из Нью-Йорка, Big Daddy Kane оставил хип-хоп сцену. Не считая редких гостевых куплетов, о нем ничего не было слышно вплоть до 2013 года. Вернувшись в старый добрый Бруклин, он занялся творчеством ради творчества. Собрал группу Las Supper, играющую на стыке жанров фанк и хип-хоп, и косвенно заявил: получать удовольствие от музыки гораздо важней сиюминутной популярности. Но вернемся на 30 лет назад, прям к моменту основания легендарной Juice Crew.


Juice
Crew: начало

Marley Marl, Mr. Magic, Kool G Rap, Biz Markie, DJ Polo, Masta Ace, MC Shan и, безусловно,Big Daddy Kane — такой состав можно назвать хип-хоп Мстителями 80-х. Так это мы не вспомнили о Roxanne Shante, Craig G и Tragedy Khadafi (тогда еще Intelligent Hoodlum), настолько значимой эта формация стала для истории хип-хоп музыки.


Основать Juice Crew пришло в голову ведущему единственной в то время хип-хоп передачи, Mr. Magic, и тогда еще просто диджею этой радиопрограммы, Marley Marl. Получив название в честь псевдонима Mr. Magic, Sir Juice, поначалу формация состояла из Kurtis Blow, DJ June Bug и Sweet Gee.


«Kurtis Blow был королем: продюсировал Fat Boys, себя, «AJ Scratch» и остальное дерьмо. В их припевах начали петь, их биты делались на «Linn» и «DMX» (драм-машины тех времен — прим. автора) — все это звучало глупо. Но я был диджеем Мэджика, так что мне приходилось ставить эти записи. Я говорил ему (Мистеру Мэджику, — прим. автора): «Я могу делать лучше».

— Marley Marl


И начал делать. 1983 год, Marley Marl создает трек, положивший начало Juice Crew — «Sucker DJ’s». Являясь своеобразным ответом композиции Run-DMC
«Sucker MC’s», он не снискал особого успеха на радиостанциях. Dimples D, исполнительница этой песни, так и не стала участницей Juice Crew, хотя минутка славы все-таки была — спустя семь лет танцевальный ремикс трека «Sucker DJ’s» достиг определенного успеха в мировых чартах.

Следующая попытка сделать группу популярной увенчалась успехом. UTFO, рэп-коллектив того времени, наплевали на договоренности с Mr. Magic: вместо участия в эфире его программы пошли к конкуренту, DJ Red Alert, где парни записали трек «Roxanne, Roxanne». Простенькая история про девушку по имени Roxanne, которую ребята сняли на ночь, очень задела Mr. Magic и Marley Marl.


Каково же было удивление хип-хоп сообщества, когда под чутким взглядом Marley Marl 14-летняя девушка под псевдонимом Roxanne Shante разнесла все UTFO ответным треком «Roxanne’s Revenge». Песне стали подражать, ей стали отвечать (даже бедолаги из UTFO), а Juice Crew достигли поставленной цели — формация стала популярной.


Затем выстрелил MC Shan, кузен Marley Marl. Его первый сингл, «The Bridge», стал причиной бифа между Boogie Down Productions и Juice Crew. KRS-One решил, что MC Shan называет Квинс местом рождения хип-хопа. На выходе получился продолжительный конфликт и легендарный «The Bridge Is Over», прародитель всех диссов. Кто выиграл? Все — борьба сделала популярными как Juice Crew, так и Boogie Down Productions. Один из забавных фактов — Marley Marl потерял свою драм-машину, и на базе его битов был создан «The Bridge Is Over».


«Несколько лет я думал: «Почему Boogie Down Productions ненавидят нас?». Так вот, однажды я прочитал биографию KRS-One, где он сказал: «Все началось, когда Mr. Magic оскорбил нас на «Power Play». Потом я вспомнил, как некие парни просили Mr. Magic дать им шанс. Они включили свой трек — все начали прыгать, настолько он был крут. Как вдруг Mr. Magic резко выключил его. «Это мусор», — такова была его реакция. Он посмотрел на них и сказал: «Хотите реальное дерьмо? Marley Marl. Roxanne Shante. MC Shan. Mr. Magic. А вы — мусор!».

— Marley Marl


В разгар «войны» к группе примкнули два неприметных бруклинца — Biz Markie и…Big Daddy Kanе. Да, автор наконец начнет повествование о, собственно, герое данной статьи.


Как
Big Daddy Kane легендарным становился

«Большой папка» вырос в районе Bed-Stuy, северной части Бруклина. Bedford–Stuyvesant (полное название района) подарил нам не только Big Daddy Kane, но и Fabolous, Memphis Bleek, Skyzoo, The Notorious B.I.G. и Jay Z.


Вместе со своим школьным другом, Biz Markie, они стали частью Juice Crew в 1986 году. Не откладывая первый хит в долгий ящик, Big Daddy Kane сходу выпускает андеграунд-сингл «Raw». Будучи и вправду еще «сырым» , он, тем не менее, сразу обозначает свои фирменные приемы: читка под быстрый бит и ловкие сравнения («I work like a slave to become a master», к примеру) стали настоящим откровением для той эпохи. Можно сказать однозначно — Big Daddy Kane является не только представителем золотой эпохи, наряду с Rakim он стал ориентиром для будущих поколений, их главным наставником в плане флоу, текстов и чувства ритма. Кстати, между ними чуть было не произошел биф.

«Я не собирался диссить Ракима, у меня были отличные отношения с Eric B. Но однажды девушка дала мне фото, где было написано: «Dear Kane, I want to set it off and get R.A.W.. Ain’t no half-stepping’ because I’m gonna break your wrath in half» (ловко обыграны названия всех на тот момент популярных песен Big Daddy Kane и направлены на него — прим. автора). Я взял фотографию и отнес ее Ant Live (брат Eric B). Оказалось, что эти строки предназначены для нового трека Ракима, «Break The Wrath In Half». Узнав об этом, Ант сказал: «Это переходит черту, чувак. Вам нужно поговорить». Ант позвонил Ракиму. Тот сказал, что у него были такие строчки, но он их вырезал из песни. У меня тоже было кое-что, но я также не стал это публиковать. Так что мы замяли конфликт».

— Big Daddy Kane


Вслед за успехом сингла вышел первый альбом — «Long Live The Kane». Полностью спродюсированный Marley Marl диск окончательно утвердил Marley Marl и Big Daddy Kane в качестве одних из главных лиц «Golden Age». Задевая не только классическую тему репрезента, но и любовь («I’ll Take You There») с расовой дискриминацией («Word To The Mother (Land)») под настолько же непохожие друг на друга биты от Marley Marl. Рэперу не только удалось получить признание среди критиков, но и снискать коммерческий успех (альбом стал «золотым»).


Композиция «Ain’t No Half-Steppin» стала вторым хитом в карьере артиста, а «Rolling Stone» в 2012 году поместил трек на 25 место среди пятидесяти величайших хип-хоп треков. Разобранный на цитаты такими артистами, как The Notorious B.I.G., Redman, Ice-T и Atmosphere, трек стал эталоном настоящего репрезента.

Вообще, работа Marley Marl над альбомом весьма противоречива. Big Daddy Kane считает, что только два трека были спродюсированы лидером Juice Crew, остальной продакшн артист сделал сам. В любом случае, справедливость восторжествовала уже на следующем диске — «It’s A Big Daddy Thing».


Никаким кризисом второго альбома не пахло и близко: уже с большим количеством продюсеров, среди которых Easy Mo Bee, Prince Paul, Teddy Riley, он выдал диск, целиком и полностью повторяющий успех своего предшественника. Пластинка не стала зеркальным отражением «Long Live The Kane». Она не только расширила тематику песен (к примеру, обозначила его преданность известной религиозной организации «Five Percent Nation»), немного изменила звучание в сторону R&B («To Be Your Man»), но и утвердила Big Daddy Kane в качестве первого, хм, рэп-секс символа.


Вообще, рэпер сразу понял, что популярной музыки без должного имиджа, хорошего лайв-шоу, не может быть. Уличные танцоры Scoob и Scrap стали фирменным знаком концертов, а умение правильно вести себя на сцене создали такую фан-базу артисту, что он ездит с концертами до сих пор — по Соединённым Штатам Америки, а не в Краснодар.


«Когда я начал работать над вторым альбомом, я увидел больше. Я был за границей и выступал с Roxanne Shante, но когда я выступал с ней, я был просто диджеем. У меня не было альбома. Так что то, что я видел в тот момент, было ограничено. Потом я поехал за границу вместе с Juice Crew, и опять я был ограничен. Когда вышел «Long Live The Kane», я поехал в тур уже как артист. Мой разум впредь не был ограничен. Теперь я знал, как ко мне относится не только нью-йоркская аудитория. Я узнал, каково быть голосом Лос-Анджелеса, Детройта, Лондона и Амстердама»

— Big Daddy Kane


Хиты «Smooth Operator» и «I Get A Job Done», тур по США и Европе, переход из разряда рэп-новичков в живых представителей «Golden Age» — Big Daddy Kane укрепил позиции в 1989. Не собираясь останавливаться, через год после «It’s A Big Daddy Thing» он выпускает третий альбом, «Taste Of Chocolate».


Шоколадный Папа

Пластинка была раскритикована хип-хоп сообществом — Big Daddy Kane заигрался в секс-символа. Вместо уличного и бойкого хип-хопа он углубился в недры R&B-музыки, снялся для книжки Мадонны «Sex» и назвал альбом в стиле дешёвого эротического фильма. Хотя там и были достойные внимания треки («It’s Hard Being The Kane», «Cause I Can Do It Right»), они являлись не более чем повторением предыдущих работ, а чрезмерный уклон в сторону R&B и сексуальности Большого Папочки не пришлись по душе мужскому населению (удивительно, не правда ли?).


Вторая проблема данной пластинки — она была неактуальной. Хип-хоп стал другим: на экранах вовсю плясал MC Hammer с одной стороны, а Ice Cube выдал невероятно успешный «AmeriKKKa's Most Wanted» с другой. Juice Crew доживала свой последний год, на горизонте появлялись другие артисты, чьи бифы заключались не просто в треках для радиопрограмм, а и в реальных угрозах, столкновениях, порой перестрелках. На смену
«Golden Age» приходил «Gangsta Rap».


Big Daddy Kane не извлек урок из провала и пошел еще дальше — последний альбом, выпущенный в составе Juice Crew, вновь разочаровал фанатов. Еще больше R&B, ничего нового в плане хип-хоп музыки, шуточки хип-хоп сообщества про позирования Кейна для «Playgirl». Как бы это не звучало глупо, но уход в сторону коммерции украл не только его «street credibility» — альбом продался хуже. «Prince Of Darkness» стал полным провалом.


«Я хотел делать песни, которые подойдут как мужской, так и женской аудитории. Я считаю, что рэп по-прежнему самая большая сила в чёрной музыкальной индустрии, он движется дальше, но также нужно пробовать себя в других жанрах»

— Big Daddy Kane


Это был не единственный провал для Juice Crew — чёрная полоса неактуальности и ненадобности компании вылилась в распад группы. Все разбежались с тонущего корабля.


Big Daddy Kane повезло больше других. То, что он уделял внимание имиджу, общался с богемой Нью-Йорка и его музыкальное наследие не дали артисту уйти ко дну. Более того, он расширил свои горизонты. Снялся в фильмах «Вооруженный Отряд» и «Человек-метеор». Кинокарьеры уровня Уилла Смита или хотя бы LL Cool J рэпер не снискал, однако сам факт того, что хип-хоп исполнитель играет в художественном кино был примечателен.


Отдав свой трек «Nuff Respect» для легендарного в хип-хоп кругах фильма «Juice», он начал дружить с Тупаком. Вылилась эта дружба в пару треков («Where Ever You Are» и «Too Late Playa»), обещали дальнейшее сотрудничество. Но, увы, Тупак погиб, а множеству его замыслов так и не суждено было сбыться.

«Я знал Тупака еще со времен его работы танцором для «Digital Underground». За год до его смерти меня пытались подписать на «Death Row East». У нас была совместная с ним песня. С ним и MC Hammer. Много было планов. Но произошло то, что произошло».

— Big Daddy Kane


Возвращение на улицы

Осознав свои ошибки, чрезмерные заигрывания с R&B-музыкой и своей «сексуальностью», Big Daddy Kane возвращается к корням с «Looks Like A Job For». В отличие от предыдущих работ, новую пластинку продюсировало огромное множество музыкантов: Trackmasters, Easy Mo Bee, Large Professor и другие мастера бита приложили руку к принятому фанатами и критиками альбому. «Looks Like A Job For» одной обложкой расставляет все точки над «i» — Big Daddy Kane на чёрно-белом фото и в худи выглядит по-настоящему голодным до возвращения своего уличного респекта. Пускай главный сингл альбома, «Very Special», имел явную R&B-направленность, уличным «котам» треки вроде «How U Get A Record Deal?», «Nuff Respect» и «The Beef Is On» пришлись по душе.


«Это был мой последний альбом (для лейбла «Cold ChillinRecords»). Они знали, что я перехожу на «MCA», так что они хотели выпустить его и покончить с моим контрактом. Был достаточный «хайп» на радио благодаря «Very Special», они выпустили альбом и, как только радио перестало крутить трек, забыли о нем. Поэтому им не были интересны песни вроде «Stop Shammin’» или «How U Get A Record Deal?».

— Big Daddy Kane


Перейдя на «MCA», он выпустил тепло принятый критиками, но коммерчески неуспешный «Daddy’s Home». Как показало время, этот диск станет доказательством острого чутья Big Daddy Kane. Обратив внимание на Jay Z еще в 1992 году, он дал шанс ему и Ol’ Dirty Bastard проявить себя на треке «Show & Prove». Песня, спродюсированная DJ Premier, будет интересна для читателей «Rap.ru» молодыми-и-зелёными-в-последствие-легендами.

«Я рад за него. Я всегда думал, что он — хороший рэпер, и всегда хотел, чтобы он достиг успеха. И он сделал это».

— Big Daddy Kane о Jay Z


Контракт с «MCA» был разорван, а Big Daddy Kane замолчал на целых четыре года. После он выпустил свой последний сольный альбом — «Veteranz’ Day». Сейчас бы красивый хэппи-энд, но диск получился необязательным. Совсем уж скромный в коммерческом плане и не особо принятый критиками. Последняя работа Big Daddy Kane и заслуженный уход на покой. Если предыдущими работами артист утвердил себя в статусе легенды, то этой — в статусе пенсионера. Эпоха «Golden Age» была закончена в 1993 году, а один из ее прародителей завершил свою активную карьеру в 1998.


Став чуть ли не добровольным отшельником (уехал в 2000 году в город Роли, Северная Каролина), Big Daddy Kane пропал с рэп-радаров, лишь периодически принимая участие на различного рода треках в качестве гостя.


Со временем артист понял, что погоня за коммерческим успехом не так важна, как сама музыка. Именно поэтому в 2013 году был создан проект Las Supper, где он смог реализовать многие творческие замыслы. И пускай альбом вышел малозамеченным, но сам факт того, насколько ему рад Big Daddy Kane, нас тоже приводит в восторг. Папка должен быть счастливым.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я