Пять хороших андеграундных альбомов-2013
Пока год не закончился, мы просим экспертов в разных жанрах рассказать нам о той музыке, которой на Rap.ru уделялось меньше места, чем следовало бы.
Наш постоянный автор Андрей Березин выбрал пятерку заслуживающих внимания альбомов старорежимного хип-хопа — в этом году они проходили мимо чартов продаж (и мимо некоторых радаров, в том числе и наших), но пользовались популярностью у тех кому не милы Drake с Дэнни Брауном.
Roc Marciano "Marci Beaucoup"
Года за три Рок Марсиано превратился чуть ли не в надежду и опору простого семплированного хип-хопа. На третьем диске "Марси Боку" он довел свой интереснейший минималистичный стиль до совершенства. Он по-прежнему тихим высоким голосом рассказывает об уличной жизни под монотонный неагрессивный семпл, пришитый к скромным, мягким ударным. Просто на этот раз — очень стильные рассказы, очень интересные семплы, очень правильные ударные. Гостей чуть побольше, чем раньше — среди них Evidence, Guilty Simpson, Action Bronson, Alchemist, а когда неискушенный слушатель узнаёт, что всю музыкальную красоту Марсиано сделал самостоятельно, уважение к нему как к одному из последователей Madlib только удваивается. Честный, скромный, стильный релиз, без тупых сладеньких припевов и заигрываний с модным саундом. Альбому предшествовал блестящий микстейп "The Pimpire Strikes Back". который автор этой статьи по незнанию спокойно поначалу принял за замечательный альбом.
Czarface (Inspectah Deck, 7L & Esoteric) "Czarface"
Мастеровитый Wu-Тангер с не самой удачной карьерой решил обратиться к белому дуэту 7L & Esoteric за парой-тройкой совместок, чтобы как-то взбодрить свой репертуар. Итогом стал его лучший опус за последние 15 лет. 7L обеспечил разнообразный, но всегда жесткий, лязгающий бум-бэп, под который должно быть хорошо лупить грушу в тренажерке, а Esoteric в очередной раз выступил вдумчивым, работоспособным, язвительным поэтом. Сам же Инспектор наконец вышел из образа стареющего вестника улиц и вспомнил, за что его полюбили Wu-фанаты изначально — за многоэтажные рифмоконструкции, смелые метафоры и взгляд на все свысока. У дяди даже вновь открылся его фирменный моложавый голос, который он заменил было в последние годы на мужиковатую хрипотцу. Исполнители вообще сделали этот диск на подъеме — чувствуются удовольствие и энтузиазм от процесса. Отдельное спасибо за разумный подбор гостей и возвращение к жизни классических бумбэповых ударных, причем безо всякого эффекта замшелости.
Brotha Lynch Hung "Mannibalector"
Люди, очнитесь! Продолжатель дела Хичкока и Стивена Кинга в хип-хопе Brotha Lynch Hung наконец завершил свою дикую (но симпатичную) трилогию о маньяке-потрошителе — а вы еще спите! Вот уже третий раз подряд это крайне эмоциональная, жесткая, мелодичная, пугающая музыка от продюсера лейбла Strange Music — Seven, а также зверские, отвратительно реалистичные, людоедские рифм от Линчеванного Братца. В третьем томе автор не оставил себе ни единого шанса проявить человечность и личные переживания — он на 100% посвящен разрубанию жертв в мелкую крошку. Реки крови и мураши на спине гарантированы. В хип-хопе найдется немало микрофонных душегубов, но так талантливо и кинематографично получается только у Братца Линча. Совсем изредка можно обнаружить в текстах, что жертвы тесака автора на самом деле не невинные прохожие, а соперники-MC, а в ските за последним треком автор признает, что весь кошмар — это плод его больного воображения. Гораздо легче такой альбом зайдет тем, кто не знает языка и сможет не глядя порадоваться мощнейшему флоу и энергии артиста. А слабонервные англоговорящие могут после прослушивания и седыми встать. Фанатам Tech N9ne (он тут тоже есть), еще не слушавшим Brotha Lynch Hung, скажу: ну вы, блин, даете.
Marco Polo "PA2: The Director’s Cut"
Приверженец классической школы нью-йоркского хип-хопа, худой белый битмейкер с вечной сигареткой в зубах, тихонечко так выпустил продолжение своего дебютника "Port Authority — и это оказался его лучший альбом. Marco готовил его долгие годы, итогом стал безупречный, отполированный до мягкого блеска Альбом, где все подчинено воле продюсера-заглавного артиста, приглашенные MC строго следуют общей канве, а каждый звучок и семпл так любовно и старательно подогнан, как будто человек делал персидский ковер. У альбома, как у хорошей книжки, есть завязка, кульминация, спокойная часть и прекрасная развязка. Басы везде плотные, а ударные вообще заслуживают отдельной статьи — они всегда разные, всегда мясные, но при этом мягко, по-винильному шуршат. Список MC на дисках Марко всегда подкупает, это цвет честного хип-хопа: Organized Konfusion, грозная Rah Digga, Large Professor, Inspectah Deck, O.C., MC Eiht, King Tee, Gangrene, Lil Fame, Masta Ace, разбуженный из анабиоза бывший подчиненный Dr.Dre Last Emperor, несколько менее известных трудяг, ну и Talib с Премьером в песне-посвящении Guru. В конце прослушивания хочется обнять Марко Поло и горячо сказать "спасибо" за стерильное качество работы.
R.A. The Rugged Man "Legends Never Die"
Буду с вами честным: на этом вроде бы безупречном альбоме, за который фанаты андеграунда поставили артисту в этом году нерукотворный памятник, есть как парочка уставших битов, так и сразу несколько нестройных, ненужных припевов, из-за чего музыкальную часть слегка хромает. Но все перекрывает неистовая, искрящаяся персона рифмоспортсмена R.A.The Rugged Man. Он наделен бесподобным талантом читать с любой сложностью и скоростью при идеальной дикции, а хип-хоп музыка словно бежит по его артериям вместо крови. В одном альбоме он старательно затронул все темы, за которые публика любила его два десятка лет. Все начинается с бескомпромиссных боевиков, продолжается более вдумчиво и серьезно, достигает своего пика на дуэте с Tech N9ne, проходит надрывную струну в треке-посвящении ушедшему отцу артиста и заканчивается безусловным позитивом, что для известного своими срывами и депрессиями рэпера даже удивительно. Очень мощные гости: кроме Тека, это также Talib Kweli, Masta Ace, Brother Ali, Hopsin, Vinnie Paz, а за музыку отвечают Mr.Green, Buckwild, C-Lance, Apathy. С этим альбомом ранее беспорядочно летавший, как шаровая молния, артист наконец-то встал на стабильные рельсы, завоевал свой легиончик новых фанатов и показал миру, что технически он на три уровня выше всей рэп-индустрии. Рекомендую всем этот альбом, так как класс работы у микрофона, показанный рэп-богом этого года, только в одном куплете одной песни здесь встречается раз пять. И советую найти выпущенный только на кассетной версии бонус "It’s Gone".