Когда душа поет: История музыки фанк
27 июля 2004, 11:45

Когда душа поет: История музыки фанк

Funk – на слэнге обитателей черных гетто означает "запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения" (поэтому последовательные фанкмены из постели не вылезают).

История музыки Фанк

Funky Hotel

С подачи пианиста Хорэса Сильвера, который в 1952 году назвал одну из своих пьес “Funky Hotel”, словом “funk” в конце 50-х годов стали назвыать новую музыку, вышедшую из соула и отличавшуюся от него коренным образом.

Funk - на слэнге обитателей черных гетто означает “запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения” (поэтому последовательные фанкмены из постели не вылезают).

Во второй половине 50-х и в 60-е годы развитие фанка шло двумя путями - музыканты играли фанки-джаз, рассчитанный на широкую аудиторию и психоделик-фанк, доступный далеко не каждому. Типичными представителями фанки-джаза были уже упомянутый Хорэс Сильвер со своим ансамблем, Квинтет братьев Adderley, Stanley Turrentine, Donald Byrd, Grant Green, Jimmy Smith, Jack McDuff, и, конечно, барабанщик Арт Блейк - бессменный лидер группы “Jazz Messengers”. Последний за десятки лет творчества сумел собрать вокруг себя несколько поколений великих исполнителей, начиная с таких классиков как Benny Golson, Bobby Timmons, Lee Morgan, Wayne Shorter, и заканчивая представителями новой школы в лице российского трубача-эмигранта Валерия Пономарева и недавно взошедшей звезды - Winton Marsalis. Именно Арт Блейки и заложил основы фанк-джаза.

Фанк в Парламенте

“Выделению фанка” способствовала и калифорнийская психоделическая рок-музыка, в частности кислотный рок. В 1966 году Силвестр Стюарт, он же Слай Стоун создал в Сан-Франциско негритянскую группу “Sly and the Family Stone”, стиль которой определялся как психоделический фанк, оказавший заметное влияние как на белых фанов прогрессив рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких как, например, “Temptations”. И уже в 1971 году в хит-парадах крутилось несметное количество дисков и песен, в названии которых присутствовало слово “фанк”. В тот же период в молодежной туссовке стал чрезвычайно популярен саксофонист Charles Lloyd, который также начал использовать ритмику фанка, совмещая ее с медитативностью психоделического рока.

Одним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон. Он создал такие фанк-группы как “Parliament” “Funkadelic”, “Funkenstain” и т.д. Клинтон воспринимал фанк, как философию жизни. Ответ на все мировые проблемы. Обложки его пластинок конца 70-х украшались изображением знака фанка - буквой “U” и лозунгом “One Nation United under the Groove” (“Единая нация, объединенная грувом”).

Groove - чисто негритянский сленговый термин, обозначающий нечто зажигательное, душевный подъем, драйв. А знак “U” (поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем) - так называемая “коза”, употребляемая металлистами и новыми русскими, означает отнюдь не рога дьявола и не пальцы веером. Это символ единства, борьбы и свободы.

Одним из ярчайших представителей фанка был, есть и остается Eddie Harris. Он выделялся из туссовки джазменов своим особым пристрастием, до истеричности, к фанку и соулу. В начале 70-х, наряду с Тиной Тернер, Уилсоном Пикеттом и Карлосом Сантана, его включили в состав специальной труппы американских поп-звезд, совершившей турне по тем местам Западной Африки, откуда начался вывоз черных рабов в USA. Они давали концерты на больших сценах и в захолустных деревушках, пытаясь войти в контакт с совершенно иным миром. Сразу после этого вышел документальный фильм “Soul to soul”, где показана попытка воссоединения культур. Сам Эдди Харрис в 1966 году написал пьесу “Freedom Jazz Dance”, которая стала важной вехой перехода к новой ритмике “фанка”. Многие музыканты сразу просекли, откуда ветер дует, и стали делать свои версии этой композиции - ремиксы, то бишь. Первым из них был легендарный Miles Davis.

Джеймс Браун

Но!!! До сих пор наиболее заметной и влиятельной фигурой в фанк музыке, растянутой рэпперами на кусочки (надо же где-то дергать сэмплы!) остается Джеймс Браун, который к концу 60-х уже прославился, как исполнитель соул-гуру. Вдохновленный фанком он делает свою музыку более жесткой и ритмически острой - время диктует ритм, отличный от “мягкости” соула - убивают Мартина Лютера Кинга, активизмруются “Черные Пантеры”, жизнь хлещет через край…

Пик популярности Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х, после выхода пластинок “Sex Machine Today” и “Body Heat”. Манера его пения и характер оркестровки серьезно повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, например, ребят из группы Cool and the Gang, Ohio Players, Crusaders.

Расизм

Несмотря на заявленное единство, как и в истории с соулом и джазом, черным музыкантам страшно не нравилось, что техникой фанка овладевают и белые парни. Как-то в интервью журналу “Down Beat” популярные в 70-х черные фанкмены братья Джонсон - барабанщик и гитарист - на вопрос, как они относятся к группе “Average White Band” (“Обыкновенный белый оркестр”), немного замявшись, ответили, что не знают такого коллектива. Понятное дело, это была откровенная лажа. Постепенно цвет кожи перестал быть показателем и здесь. Появилось немало смешанных групп в стиле фанки-фьюжн, например “Tower of Power”. В дальнейшем, переплыв океан, фанк причалил и к берегам Европы. Туманный Альбион порадовал такими группами как Linx, Shakatak и Level 42, Исландия - Mezza Forte, Дания - Entrance, Финляндия - Pirpaukke, Польша - Extra Ball, и даже Советский Союз не отстал, а подарил если не миру, то хотя бы себе любимому группу Арсенал с ее несменным лидером Алексеем Козловым.

Во второй половине 70-х и в 80-е годы стало ощутимо влияние стиля фанк на джаз, рок и поп-музыку. В джаз-рок, замененном в последствии термином “фьюжн” или “фанки-фьюжн”, на смену свойственной ему R&B фактуре приходит фанк. Скажем, если музыка группы “Chicago” напоминает рок, то уже “Mahavishny Orkhestra”, ‘Weather Report”, “Return to Forever” или записи Хэрби Хэнкока (начиная с диска “Head Hunters”) джаз-роком не назовешь - это уже джаз-фанк.

С 70-х годов соул и фанк развивались в США вполне самостоятельно, противопоставляя себя “белому” гитарному року. Стили настолько проникли друг в друга, что если мы имеем дело не с классическими образцами музыки соул или фанк, определить где тот или иной стиль, зачастую невозможно. Даже в рамках одной композиции иногда встречаются характерные, как для фанка, так и для соула ходы.

Для фанка характерен ровный драйв с переносом акцентов на сильные доли, поэтому ритмическая основа фанка более монотонна, но и более изощренна. Фанк-музыканты научились создавать сложные фактуры, не выходя за рамки одного аккорда! Именно в среде фанкменов зародилась особая техника игры на бас гитаре - slap (щелчок), повлиявшая, в первую очередь, на игру ударных.

Панк-фанк

В конце 70-х в фанк среде вспыхнул еще один бум, в связи с появлением его новой разновидности “панк-фанк|”, связанного с именами Рика Джеймса и Орнетта Коулмена. Последний выпустив в 1959 году альбом “Tha Shape of Jazz to Come” применил в некоторых композициях нестандартные для джаза приемы. В частности, он много экспериментировал с ритмом. Естественно Коулмена предали анафеме, но не прошло и двух-трех лет, как Орнетт был признан одним из отцов американского джазового авангарда. А ритм на “восемь восьмых”, столь любимый Коулменом стал использоваться его последователями в стиле “панк-фанк”. Черные фанк-виртуозы - Блад Алмер и Рональд Шенон-Джексон, взяв за основу гармолодическую теорию Коулмена, приложили ее на практике к жесткой, “припанкованной” манере исполнения в стиле фанк. К обычному фанку здесь прибавились все причиндалы панк-культуры: обесбашенная прическа, одежда, тематика песен, повышенная агрессивность поведения на сцене.

Начиная с 80-х годов фанк стал переходить на электронное звучание. Этому способствовали записи Майкла Джексона, Принса, Марвина Гея, Чаки Кхана - они сделали фанк одним из видов поп-музыки, более легким и доступнымдля публики.

Фанк в его наиболее ярких проявлениях оказался музыкой, которая требовала как от исполнителей, так и от фанатов огромных энергетических затрат и понимания. Поэтому вскоре выяснилось, что назвать себя настоящими фанкменами могут далеко не многие. Массовый потребитель (толпа, одним словом) требовал чего-то попроще, подоходчивее и поспокойнее. По времени это совпало со спадом интереса к арт-року, хард-року, блюз-року, фолк-року. И вот с середины 70-х годов на подмостки выходит “диско”, тот же фанк, обезличенный и выхолощенный, тупой до примитивизма. Да и сам стиль фанки-фьюжн начал постепенно упрощаться и переходить на коммерческую основу. Только в начале 80-х годов, когда диско-музыка окончательно приелась, фанк, как не менее танцевальная, но гораздо более живая и душевная форма, стал по-настоящему популярен, в том числе и в Европе.

Сool Jazz

В 90-е годы облегченный вид “фьюжн” стал называться cool jazz. Причем, если в понимании Майлза Дэйвиса, выпустившего в 1949 году пластинку “Birth of Cool”, термин cool-jazz означал именно “холодный” джаз, то в 90-е это уже переводилось, как “модный джаз”. А сам кул-джаз в лице его представителей Дэйвида Сэнборна, Гровера Вашингтона, Кенни Джи, Ли Ритенура, Боба Джеймса сделался одним из видов, хотя и культовой, но все же фоновой музыки.

Продолжение следует…





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я