Александр Толмацкий: Я - серый кардинал? Да бросьте!
7 марта 2006, 19:07

Александр Толмацкий: Я - серый кардинал? Да бросьте!

Александр Толмацкий был первым, кто попробовал превратить отечественный хип-хоп в шоу-бизнес. Да, до него существовали Мальчишник и Мистер Малой, но все же его проекты были созданы на совсем ином, более высоком уровне

Александр Толмацкий был первым, кто попробовал превратить отечественный хип-хоп в шоу-бизнес. Да, до него существовали Мальчишник и Мистер Малой, но все же его проекты - и Децл, и Легальный Бизнес, и Bad B Альянс - были созданы на совсем ином, более высоком уровне.

После распада Альянса Толмацкий не занимался продюсированием. Сделал перерыв длиной в три года, за которые успел превратить клуб "Infiniti" в самое популярное R'n'B-заведение столицы, приложил руку к открытию в Москве радио NEXT и грозит в ближайшее время вернуться на оставленные позиции вместе с новым альбомом Лигалайза и еще десятком разнообразных проектов. В отечественном хип-хопе грядет революция?

ТАК ПОЯВИЛСЯ BAD B АЛЬЯНС...

Расскажите, как вы пришли в хип-хоп. Правда ли, что в молодости вы танцевали брейк?

Да, это было еще в те времена, когда на дискотеках играли не винилы, а большие такие магнитофонные боббины. Я был ди-джеем, весьма продвинутым молодым человеком, и у меня, наверное, у первого в Москве, появился видеомагнитофон. Ко мне приходила масса народа смотреть кино и клипы, которые тогда только-только появились. И вот ко мне попал такой клип, уже и не помню, кто это был – три черных парня красиво так шли по улице и делали такие странные движения. И я понял, что это мое, что я должен вот так научиться. Это был 1982 год. Очень давно, да?

Как возникла идея заняться продюсированием рэпа, прийти в этот жанр?

Повлиял сын. Кирилл увлекался этой культурой, она тогда была больше связана с граффити, роликами, брейкдансом. Тогда я и начал присматриваться к этой культуре. А было это, сейчас я тебе скажу, сыну было 13 лет, 95-96 год примерно. Стал присматриваться, кто из ребят наиболее перспективен. У меня тогда была фирма "Медиастар". Я занимался разными проектами, в свое время помогал продвигать проект Мистера Малой, участвовал в истории Богдана Титомира. И мне, в принципе, это нравилось.

Я не выпячивал себя как продюсера. У меня на "Медиастар" была такая группа как Отпетые Мошенники, так с ними работал Женя Орлов. А как раз потом появился такой персонаж, как Влад Валов, из которого я сделал известного популярного продюсера. То есть, я его использовал как этикетку для культуры. Глупо было бы мне, достаточно взрослому человеку, ни с того ни с сего выходить на первый план. И вот я так создал Bad B Альянс и собрал остатки Bad Balance [из которого ушел Михей].

А как познакомились с Валовым?

Никак, вызвал в офис, сказал: "Смотри, есть такая культура, она мне нравится, хочешь быть популярным – будешь делать то, то и то. Мне необходимо помочь сделать проект для сына, я хочу ему сделать подарок на день рождения. А я сделаю тебя известным продюсером и известным рэппером". Так появился Bad B Альянс.

То есть творчество Bad Balance было вам известно?

Да, я присматривался к тому, что существует в рэпе, и из наших групп мне больше всего понравился Bad Balance.

По сути они же и были тогда лидерами. По крайней мере, для узкого круга поклонников рэпа тех лет.

Ну...(после паузы) Наверное, да. Наверное. Но вот я сделал их и их культуру широко популярными.

АНДЕГРАУНД – ЭТО КОГДА ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.

Я занимался популяризацией хип-хопа. С появлением Bad B Альянса рэп стала слушать вся страна в массовом порядке. И кто бы что сейчас не говорил, Альянс был стартовой площадкой для нынешней популярности рэпа. С тех пор я и занимаюсь развитием этой культуры. Я пытаюсь сделать так, чтобы люди, которые называют себя андеграундом, уже поняли, что андеграунд это не есть хорошо. Андеграунд – это когда ты никому не нужен. Все андеграундные артисты все равно хотят быть популярными.

Проекты Bad B Альянс, Децл, Легальный Бизнесс – были ли они оправданы финансово?

На сто процентов. До сих пор нет более оправданного проекта с финансовой точки зрения в этой музыке. Другой вопрос – как этим внутри своего коллектива распоряжался Влад Валов. Альянс и развалился потому, что Валов непорядочно распоряжался деньгами.

Сам он говорит, что в какой то момент вы не нашли общего языка...

Мы не нашли? Это он не нашел. Трусоватый, предатель, говнюк, я бы сказал прямым текстом. Слабенький человек. В момент, когда возникла сложная ситуация, он решил, что почему-то он теперь может все сам сделать... Некрасиво. А так со мной до сих пор все ребята, с которыми мы тогда работали. Прекрасно ладим, я им помогаю и они мне помогают. Я им не продюсер – я партнер. Ты понимаешь, да, о ком идет речь?

В первую очередь о Лигалайзе.

Лигалайз, да. Он вырос, он уже не тот маленький мальчик, каким был в Bad B Альянсе. Абсолютно интеллектуально созревший человек с правильным пониманием окружающей среды и мира. Поэтому с ним легко работать, и мы с ним равноценные партнеры. Окружение у нас серьезное – хорошие студии, серьезные аранжировщики.

Наверное это то, чего не хватает многим русским проектам – профессионального отношения.

Не хватает знаешь чего? Многие, в том числе и Валов, и другие ребята в рэпе, почему-то они пытаются изобразить мнимое соперничество, конкуренцию. Хрень полная – надо дело делать. А самое главное – люди не хотят тратить деньги на свое творчество. На качественные записи. Говорят: "У нас денег на это нету". Заниматься нужно этим, изыскивать средства, пора уже качественную музыку на-гора выдавать. Ведь есть очень интересные команды. Южный Централ – супер команда. Кровосток – убойные ребята, мне очень нравятся.

При этом они весьма иронично относятся к своему творчеству...

Так и должно быть. Если рэппер не относится к своему творчеству с иронией, то его творчество как у Влада Валова превращается в самолюбование и глупость. Или есть группа Каста, с замечательными текстами, но уж очень плохим менеджментом. Который до сих пор опускает эту группу. Она не зарабатывает деньги, потому что их продюсер не понимает, как правильно позиционировать и продавать группу.

С ПОДОНКАМИ Я НЕ РАБОТАЮ

В рэп-музыке есть масса проблем. Очень много дилетантов. Надо понимать, что рэп это не отдельная вещь в себе, а кусочек шоу-бизнеса. А шоу-бизнес не прощает дилетантов. Можно сколько угодно снимать клипы, сколько угодно крутить их на MTV, только больше денег от этого группа не станет зарабатывать. А без денег творческий человек угасает. Если творческий человек не зарабатывает много денег, то само творчество исчезает, а его вытесняют бытовые проблемы.

Сегодня хип-хоп это единственный кусок массовой культуры, не требующий очень серьезных вложений. Как ни странно. Так как он долгое время находился под прессингом. Например – по радио не крутился. Но стоило нам сделать радио NEXT, как рэп стал появляться и на других станциях. Все закрутили рэп, даже Русское Радио. Неважно, Серега это, не Серега... Кстати, очень хороший проект Серега. Массовость - это самое главное.

Многие поклонники рэпа, когда их артист начинает развиваться в структурах шоу-бизнеса...

Начинают критиковать его. Так было с сыном.

Вас, кстати, не коробила волна негатива, которая выплеснулась на него, подростка, в тот момент?

Коробила. И его она коробила. Но в результате он то остался. Он самый настоящий культовый парень. Самый известный. Благодаря ему на сегодняшний день эта культура и существует. Потому что он принял на себя весь этот удар. Во многом, кстати, и группа Каста это делала – использовала такую ситуацию для своего пиара. Грубо, влобовую. Но он то выжил, он то популярен. Сейчас, кстати, очень хороший альбом записал, ни на что не похожий. Такие ребята как он останутся в головах. Как и остальные ребята, которые были в основе Bad B Альянса – они все останутся в истории российского рэпа.

Что вы думаете о таких "родственных" проектах как Банда и VIP 77?

Честно? Группа Банда – неплохо. А вот VIP 77 – такая полупидрильная история, неинтересная. Такая, знаешь, пародия на ниггерскую тему.

Правда ли, что это именно вы исключили Тимати [выступавшего на бэках у Децла] из Альянса?

Да, я его убрал. Я сказал, что этого парня не хочу больше видеть рядом.

Чем это было вызвано?

Я же просто вижу людей. Насквозь. Он же, ну негодяй. Можешь так и написать. Ну человека же видно. Мне 45 лет, я жизнь прожил. Я всех детей вижу насквозь. Ты пойми, я же работаю с молодежью. Мне достаточно неделю-другую поработать с человеком, что бы понять кто он, что он, какие у него задачи. И что от него можно ожидать на следующий день.

Есть люди, которые по головам пройдут. Которые встанут на колени, раком, сделают все что угодно, если от этого будет зависеть их карьера. А есть те, кто несгибаемо пройдут весь свой путь и достигнут определенного успеха.

Лигалайз из таких?

А иначе я бы с ним и не работал. Я не работаю  с подонками. Они не находят со мной общий язык.

Я ТОЖЕ С УЛИЦЫ, НО ЗАЧЕМ ЭТИМ КИЧИТЬСЯ?

Вы можете назвать себя поклонником хип-хопа?

Я бы сформулировал так – это культура, которая мне интересна. Она мне интересна, я ей как бы живу, но моя культура – это немножко другое. Хорошиие яхты, мотоциклы – вот мои увлечения в жизни. А хип-хоп это моя работа.

А что нравится в этом жанре?

Мне Кровосток нравится, Лига нравится, нравится то, что делает мой сын. Нравятся некоторые композиции группы Каста – не все. Нравится White Hot Ice, Южный Централ. А вот фанатом иностранного рэпа назвать себя не могу. Мне нравятся красивые девушки, исполняющие r'n'b. С хорошими фигурами.

За границей таких немало, у нас же пока ни одного успешного женского R&B-проекта.

Все появится. Следите за новостями. Нужно чтобы наш шоу-бизнес пришел к тому, что красивые девушки должны быть на сцене. Ласкать глаз настоящего мужчины должны красивые женщины. А не раскрашенные парни.

Кирилл не скрывает, что употребляет марихуану, говорит об этом в творчестве. У вас, как у отца, это вызывает негатив?

Вызывает. Я противник этого. Я с этим очень жестко боролся и пытаюсь бороться. Я считаю, что это пережитки молодости его, и рано или поздно он от нее откажется совсем. Марихуана осушает мозги. Превращает человека в растение. И он, кстати, значительно реже сейчас это делает. Вообще я ярый противник наркотиков. Я не так просто это говорю для чего-то. Я не пью и не курю. Вообще.

Спортом занимаетесь?

Спортом? Нет. На мотоциклах катаюсь. На лодках плаваю.

А мотоцикл какой? Наверное, "чоппер"?

У меня много разных – и "чоппер", и "стритфайтер". Очень серьезные мотоциклы, ручной сборки, навороченные, хорошие. Если "чоппер" – то только Harley Davidson. А могу и на "стритфайтере" отжечь – у меня Ducatti.

NEXT УЖЕ СОСТОЯЛОСЬ КАК РАДИО, НО СВОЕЙ ЗАДАЧИ ЕЩЕ НЕ ВЫПОЛНИЛО

Сейчас в сознании обывателей термин хип-хоп вытесняется термином R&B, как вы к этому относитесь?

Это очень хорошо. Просто в глазах обывателя термин "хип-хоп" связан с мальчиками с чулками на голове и в широких штанах. А термин R&B превращает хип-хоп-культуру в гламурную, красивую, интересную. В то, что хочется покупать. Ты понимаешь, о чем я говорю. Включите MTV Base и посмотрите, что на сегодня есть хип-хоп-культура. Это R&B-культура. И клуб Infiniti стал катализатором такого превращения в нашей стране. Моя задача – превратить рэп-культуру в красивую, гламурную, модную культуру.

Даже то, что делает группа Кровосток - это гламур. Это реальный гламур. Интеллектуальные подонки, которые делают то, что не может сделать никто из обычных парней. Это шик. Это круто. То что делает Лигалайз, трудно сделать не почитав книжки и не прожив какую-то пеструю жизнь. Обрати внимание, большинство рэпперов – это образованные ребята. Хотя многие думают, что это люди недалекие. Другой вопрос, что они о себе говорят, в каком образе стараются предстать. За границей уже давно нет рэпперов с улицы. Это пиар, в чистом виде. Мы все с детстве были на улице. Это же не значит, что мы с улицы. Я тоже с улицы, но зачем этим кичиться?

Формально вы не занимаете постов на радио NEXT – какова ваша роль в этом проекте?

Я идеолог.

Такой серый кардинал за сценой?

Да бросьте, я не серый кардинал. Я участвую в процессе отбора, консультационно. Ну и в конце концов, я один из инициаторов создания этого радио.

Проекту уже год – можно подвести промежуточные итоги.

Я считаю, что как радио оно уже состоялось. Наконец-то эфир стал правильным. Наконец-то из него ушел весь мусор, весь этот мальчуковый рэп, который мы выкинули из эфира. Наконец ребята стали, слушая радио, пытаться попасть туда и делать более качественную музыку. Это слышно.

Да, все стали старательно работать над припевами.

И это хорошо. Это первый этап. Еще годик – и они зачистят свое творчество от помоечных треков о том, какие они лучшие рэпперы и как они борются с невидимыми врагами. Вот когда эти треки исчезнут, когда появятся истории из жизни в текстах, когда появятся не такие загруженные тексты. Когда станет интересно слушать рэп – вот тогда мы посчитаем свою задачу выполненной.

Не утратит ли такой рэп часть своего обаяния?

Нет. Только приобретет. Ты пойми, что основная задача любой культуры это деньги. Если рэппер говорит, что ему на деньги все равно, то это глупость, он бесплатно срать не сядет.

ОДНИ ЛЮДИ ДЕЛАЮТ КУЛЬТУРУ, ДРУГИЕ ЕЕ ЭКСПЛУАТИРУЮТ

Параллельно с названием NEXT доводилось слышать такое название как NEXT Project. Расскажите, что это вообще такое?

Это фирма, которая занимается развитием жанра. Участвует в записи артистов, в их продвижении. Первый артист, которого мы поднимаем на рынок, это Лигалайз. Закончен альбом, сняты клипы: два саундтрека – "Первый отряд" и "Сволочи". Снят третий, для саундтрека к сериалу "Клуб". Будут еще клипы, их будет много. А за Лигой пойдут и другие артисты, у которых уже готовы альбомы. И все то же самое будет происходить.

Муз-ТВ демонстрирует клип "Сволочи" не под именем Лигалайз, а под именем Андрей Меньшиков. В чем дело?

Это они лоханулись. Ошибка. Взяли и вбили туда имя Андрей Меньшиков. На MTV все нормально, без ошибок.

Сложилось ощущение, что именно отъезд Лигалайза в Прагу стал началом конца Альянса.

Нет. Смотри – была группа Легальный Бизнес. Очень интересная группа, мегахиты, они до сих пор собирают стадионы. Потом произошел конфликт Лигалайза с Валовым из-за крысятничества. Лига уехал в Прагу. А Альянс раскололся где-то года через полтора.

После чего вы и перестали заниматься продюсированием?

Да, реально три года не занимался вообще ничем. Устал, скучно стало. И одновременно культура вместе с окончанием Bad B Альянса раз так и потухла. Не нашлось преемника, не нашлось тех людей, которые бы ее развивали. И я понял, что если я опять этим не займусь, то и никто не займется.

Я сделал эту культуру публичной, а различные околорэп-продюсеры стали ее эксплуатировать. Выпускать по пятьдесят сборников в год и тем самым опускать своих же артистов. Есть люди, которые делают культуру, а есть те, кто ее эксплуатирует. Я культуру делаю.

МЕСТА В ХИТ-ПАРАДАХ НЕ ДАЮТ ПРАВО НА ОШИБКУ

Что вы думаете о проектах других продюсеров: Елка у Влада Валова, Каста у лейбла Respect, ну и о таком проекте как Серега?

Знаешь, Валов не продюсер проекта, это за бабло сделанный проект, его финансируют. Есть у кого-то деньги... Вот я ни у кого деньги не беру и делаю проекты. А это просто за деньги сделанный проект. Да, талантливая девка. Но это чисто финансовый проект. Она что, она пишет песни? Она исполнитель.

Не пишет, но ведь и в этом заслуга продюсера: Валов спродюсировал ее, дал тексты, дал музыкантов.

Я сейчас объясню – он нанятый персонаж. Это разные вещи. За деньги можно сделать любой проект. Сделай без денег. Сделай то, что делаю я. И тогда я скажу: "Ты продюсер".

Дальше – Каста.

С ней все в порядке, но Каста – это не продюсерский проект. Понимаешь в чем дело, я не очень понимаю, что там делают продюсеры. Подхватить что-то готовое и популярное? Сделай с нуля!

Они же и ведут их с нуля, с 2000 года. То есть популярной Каста стала как раз работая с Респектом.

И тем не менее, проблема в цене вопроса. Вот сколько стоит концерт группы Каста? Продюсерская деятельность оценивается гастрольной стоимостью коллектива. При том, что было у группы Каста, группа Каста должна стоить десятку. Думаю, что их и за трешку с грехом пополам покупают. Думаю, немного у них концертов. А могло бы быть больше при правильном подходе.

И остался Серега.

Вот Серега – это я считаю действительно хороший продюсерский проект. Мне нравятся его тексты, но и там были сделаны ошибки. Нельзя было год назад делать концерт в Лужниках, на который никто не пришел. Для продюсера это ошибка не-про-сти-тель-ная. Кстати, когда ко мне пришли организаторы проекта, я сказал: ребята, давайте спасем ситуацию, перенесем концерт в Infiniti. По техническим причинам, да что угодно придумаете. Вы не попадете на деньги, вы сохраниет его имидж и все будет в порядке. Они сделали по своему и теперь Серега в Москве никому не нужен. Последний его концерт, опен-эйр на день города – так там просто ужасные вещи творились. На протяжение всего выступления Сереги вся толпа показывала fuck. Это продюсерские ошибки – одна за одной. И какие бы места он в хит-парадах не занимал, но есть вещи, которые делать нельзя.

А вот эти "факи" в его адрес – не выражение ли это неприязни публики к рэпу, ориентированному на обывателя?

Да нет конечно. Пойми, проблема в чем – надо правильно себя позиционировать. Хотя, такие проекты как Серега создают возможность продвигаться всей рэп-индустрии. Потому что он более народный, и позволяет набирать рекрутов для рэп-индустрии. Каждый его слушатель купит себе пластинку другого рэппера, чтобы посмотреть, что же они там еще делают.

Лига и Серега являются сегодня конкурентами?

Нет, они же абсолютно разные. Лига – это культовый персонаж. Многие пытались его копировать – и копировали. Это ориентир, человек, которому подражают. Я говорю это не потому, что я с ним работаю, а потому что это объективно. Так же как для многих образцом для подражания станет Кровосток. Так же как Кирилл был образцом для подражания.

Что привлекает людей в Лигалайзе? За что его любят?

За честность. Он не читает надуманных каких-то текстов. А когда человеку верят – это стопроцентное попадание в цель. В его историях ничего искусственного нет. Вот Серега искусственно придумывает истории. Но это тоже хорошо. Ему не верят. И все равно слушают. А Лиге верят.

Вы немало нелестных отзывов дали Владу Валову, а есть ли на ваш взгляд у него положительные черты?

Есть. Во-первых он все-таки талантливый человек. Абсолютно. С творческой точки зрения он талантливый парень, совсем неглупый. Я, кстати, ему благодарен, за то, что в свое время он занимался Bad B Альянсом и свою роль выполнил. Если ты хотел услышать что-то подобное.

 





data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="3" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked" data-ad-format="autorelaxed">
comments powered by Disqus




Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я