Sugar Hill Records – они вывели рэп в люди
25 января 2007, 19:09 Авторы: Сергей Ковалёв

Sugar Hill Records – они вывели рэп в люди

Легендарный лейбл с ярким послужным списком и темным закулисьем. Он явил миру группу Sugarhill Gang с треком "Rapper's Delight", но не ограничился только этим, бесповоротно изменив музыкальную сцену.

Да, да, да. Это тот самый лейбл, что явил миру группу Sugarhill Gang с их треком "Rapper's Delight", который бесповоротно изменил музыкальную сцену. Кто-то может решить, что это предприятие создано именно участниками коллектива и в их же честь названо. И ошибется. На самом деле его создала семейная пара Джо и Сильвия Робинсон (Joe Robinson и Silvia в девичестве Vanderpool) на деньги одиозного владельца Roulette Records Морриса Леви.

Настоящее имя Морриса было Мойша, и помимо судебного разбирательства с Джоном Ленноном из-за одной строчки принадлежащей Чаку Бери, он также известен своими тесными связями с одной из пяти крупнейших нью-йоркских мафиозных семей Женовезе. Кроме того, он очень любил зажимать роялти, положенные артистам его лейбла. Особенно часто от этого страдала афро-американская их часть. Так что представляется вполне вероятным, что Sugar Hill Records фактически послужили для отмывки какой-то части мафиозных денег. Можно даже выдвинуть гипотезу, что популяризация хип-хопа произошла не в последнюю очередь благодаря итальянской мафии. Конечно, недоказуемо, но весьма вероятно.

Однако без Сильвии, конечно, ничего бы не получилось. К слову сказать, она вовсе не была в мире музыки человеком со стороны, посвятив ей всю жизнь, вначале как певица, затем как глава целой череды лейблов и отметилась парой хитов номер один - в 1957 и 1973 годах. До создания Sugar Hill Records у нее были лейблы All Platinum, Turbo и Stang на которых делали свою карьеру многие другие артисты. Существует множество историй как именно произошло первое знакомство Сильвии с рэпом. Наиболее популярная звучит так. Сильвия была приглашена на день рождения к своей племяннице в клуб Harlem World, что на углу 116-й улицы и Леннокс авеню. Там то она и обратила внимание на троицу молодых парней, непривычным образом ведущих себя у микрофонов. Потом она так описывала свои впечатления и соображения: "Меня как будто током ударило. Они были фантастичны. Мой внутренний голос сказал мне – вот она новая концепция". Так было принято решение сделать ставку на рэп.

Музыкальная студия недавно созданного Sugar Hill Records базировалась неподалеку от городка Englewood в Нью-Джерси. По сути это пригород Нью-Йорка, расположенный по ту сторону Гудзона, по которому проходит граница между двумя штатами. Название же Sugar Hill, совпадающее с названием одного из береговых микрорайонов Нью-Йорка было выбрано в память о проведенных там Сильвией молодых годах.

Датой образования лейбла некоторые источники называют 1974 год. Правда, пять лет, прошедшие до выпуска знаменитого сингла, покрыты мраком. "Rapper's Delight" называют первой коммерческой записью лейбла. И с этой точки зрения он оправдал себя на многие сотни процентов, став самым продаваемым 12-дюймовым синглом в истории. Всего разошлось около двух миллионов копий. Попутно он прорвался на четвертое место R&B чарта Billboard и попал в первую сотню самых горячих синглов, достигнув 36 места. Это был прорыв, однако не стоит считать, что именно "Rapper's Delight" познакомил широкую общественность с рэпом. Чуть раньше это произошло на волнах одной из радиостанций, где работал некто DJ King Tim III. К нему обратилась известная в то время фанк-группа Fatback Band, чтобы он сделал B-Side к синглу "You're My Sweet Candy" (поскольку виниловые пластинки можно проигрывать с двух сторон, то у каждого сингла была вторая сторона – сторона B, и там находилась вторая песня, которая шла как бы "в нагрузку" к основной – прим.). Оборотная песня называлась "King Tim III (Personality Jook)" и смогла добраться до 26 позиции в R&B чарте. А через неделю, 13 октября 1979 года настал черед "Rapper's Delight".

И так уж занятно вышло, что первая популярная рэп-композиция имела больше общего с творчеством Киркорова, когда тот исполняет очередную кавер-версию, чем являлась оригинальным хитом. Басовая линия композиции была позаимствована у группы Chic из песни "Good Times", а отдельные фрагменты текста у рэппера Grandmaster Caz, имя которого в привязке к этой песне официально никогда не употреблялось. Как говорится "всем спасибо, все свободны". Однако победителей не судят, да и срок давности уже вышел. На момент выхода "Rapper's Delight" двум парням было примерно по 21 году, а третьему (Master Gee) так и вовсе 16. Их успех тем более примечателен, что до того, как был сформирован Sugarhill Gang, его участники не были одной группой. Их пути разными способами пересекались с Сильвией и она, устроив каждому прослушивание, приглашала парней к себе на лейбл по одному.

Вслед за Sugarhill Gang, и благодаря их успешному дебюту на лейбле, стали появляться другие рэп коллективы. Рэппер Lil Rodney Cee (участник группы Funky 4 + 1, и её "осколка" Double Trouble и The Deuce) так описывал счастливое стечение обстоятельств, приведшее их в заведение Сильвии. "Рэп путешествовал посредством кассет. Так, например, у кого-то из Джерси была семья в Нью-Йорке. Они слышали тут рэп-записи и забирали их с собой в Джерси. Таким образом мисс Робинсон и оказывалась в курсе происходящего здесь. Её дети обожали рэп-музыку. У них была куча кассет, так они услышали о нас и о Grandmaster Flash".

Узнав от детей о коллективе, возглавляемом Grandmaster Flash, Сильвия поспешила подписать их к себе на лейбл и следом за тусовочным "Rappers Delight", появился остросоциальный "The Message", который тоже сотворил миниреволюцию, преподнося слушателю не веселые истории, а поднимая актуальные для улиц темы.

Здесь всплывает еще один любопытный момент. Изрядное количество артистов, которые в результате прославили Sugar Hill Records, свои первые шаги делали чуть ранее на совершенно постороннем лейбле. Grandmaster Flash & The Furious Five, Treacherous 3, Funky 4 + 1, Spoonie Gee – все они вначале дебютировали на лейбле Enjoy, которым руководил Bobby Robinson. Причем к Сильвии с Джо он имеет такое же отношение, как Jazzy Jeff из Funky 4 + 1 к напарнику Уилла Смита DJ Jazzy Jeff – то есть никакого. Просто однофамильцы. Зато переметнувшийся Spoonie Gee доводился хозяину Enjoy племянником. Дистрибьюция у детища Бобби была на столько из рук вон плохо организована, что этого не вынес даже его родственник. В период с 1979 по 1981 упомянутые исполнители утекли с Enjoy, и тот вскоре приказал долго жить.

Некоторые перебежчики пришлись ко двору новому лейблу и выпустили там альбомы, но повезло не всем. Spoonie Gee и Funky 4 + 1 этого радостного момента так и не дождались. И если первый все-таки зарелизился, поменяв крышу в третий раз и упустив кучу времени, то авторы суперхита "That's The Joint" так и остались создателями лишь целого вороха раскиданных по компиляциям синглов. Точно так же на разных сборниках, в том числе и отечественных "энтузиастов", вам наверняка попадался один из самых знаменитых брейкбитовых проектов того периода West Street Mob. Помните пропущенный через вокодер голос, вкручивающий вам в ухо слова "Break Dance, Electric Boogie"? Они тоже харчевались у Сильвии, причем кое-кто в самом прямом смысле. Дело в том, что в этом проекте участвовал её сын Джои (Joey Robinson Jr.).

Вначале Grandmaster Flash, а затем и West Street Mob обозначили новую ветвь развития в выпускаемой лейблом музыке. Сейчас это вызовет удивление, но на Sugar Hill, в штате были собственные музыканты и продюсеры, которые участвовали в создании и, конечно, записи многих подписанных на лейбле артистов. Именно в этом причина живого инструментала у некоторых из выпускавшихся тогда команд. Отметим музыкантов, чьи имена удалось найти - Keith LeBlanc, Scip MacDonald, Doug Wimbush. Также заметную лепту внесли продюсер Clifton "Jiggs" Chase и сессионный музыкант Duke Bootee. Между прочим, среди каталога артистов Sugar Hill были не только одни лишь рэпперы. Имелась пара фанковых команд - Positive Force и Trouble Funk, а также универсальная певица Candi Staton, которая, единственная, кроме Сильвии, имела приличный послужной список еще до появления на этом лейбле, хотя по стажу заметно уступала.

Имелось еще несколько артистов, которые не внесли заметного вклада в каталог лейбла, или вообще не успели там ничего выпустить. Но была и одна поистине уникальная группа (даже не смотря на то, что почти каждая была в своем роде особенной). Период деятельности лейбла пришелся на такое время, когда практически все, что он выпускал, становилось в некотором смысле уникальным и новаторским. В данном же случае речь идет о группе The Sequence – полностью женском трио, исполнявшим в том числе и рэп. Это было задолго до TLC, и раньше появления Salt-n-Pepa. До них таких проектов просто не существовало, по крайней мере на уровне лейблов. Но и это еще не все – одной из участниц была, кто бы вы думали? – Angie Stone. О том, сколько лет прошло с тех пор, мы вежливо умолчим. The Sequence успели выпустить пару альбомов и попутно ассистировали коллегам по лейблу. Если вы все еще пытаетесь вспомнить, кто такая Angie Stone, посмотрите клип "Keep Your Worries" с третьего Джаззматазза Guru.

Начало 80-х проходило под диктовку Sugar Hill Records, а среди всех выпускаемых лейблом проектов доминировали Sugarhill Gang. У них ведь были и другие хиты. Может, быть не столь успешные как дебютный, но их имя в чартах светилось постоянно (о них лучше поподробнее в следующий раз). Однако все хорошее когда-нибудь заканчивается. Мы помним, что создавался лейбл в кредит, а долги нужно отдавать. Финансовые подробности нам, конечно, никто не скажет. Тогда это было не нашего ума дела, а сейчас мало кто вспомнит. Однако имеется устоявшееся мнение, что лейбл прославился не только своими артистами, но и темными делишками за своими стенами. Как бы то ни было, артисты начали потихоньку покидать родные пенаты, принесшие им славу. Получили ли они там что-то, кроме славы, сложно сказать. Чужой карман – потемки. Но тенденция обозначилась.

Наверное, это случилось вовремя - наступал другой этап развития хип-хопа. Приближался срок выхода из тени Beastie Boys и Public Enemy. Run DMC выпускали свой третий альбом, который вывел их карьеру на новую высоту. Sugar Hill не смогли или не успели использовать потенциал некоторых своих представителей, среди которых засветились Busy Bee и Boogie Down Productions. У них дела пошли на лад после того как дела лейбла покатились под откос. В 1986 году он закрылся. Если вам попадалась еще какая-либо информация, связанная с этим названием и относящаяся к более позднему времени, то это о совсем другом лейбле, занимающимся фолк-музыкой и выпускающим десятки диаметрально отличающихся по стилю исполнителей, среди которых была, кстати, и нестареющая Долли Партон.

В 1995 году все мастер-записи, как выпущенные, так и не успевшие побывать на полках магазинов, были выкуплены Rhino Records. Так что теперь ищите следы былой славы именно там. В 2002 году на легендарной студии, стены которой застали сотворение изрядной доли раннего популярного рэпа, произошел пожар. С этого момента Sugar Hill Records еще больше стал соответствовать статусу легенды, потому что от студии ничего не осталось.

Рэп-проекты выпускавшиеся на Sugar Hill Records:

Busy Bee
Boogie Down Productions
The Crush Crew (E.K. Mike C, Reggie Reg, La Shubee, Barry Bistro, G-Man, DJ Darryl C)
Funky 4 + 1 (DJ Breakout, Kevie Kev Rockwell, Keith Keith, Lil' Rodney Cee, Jazzy Jeff, Sha Rock)
Grandmaster Flash & The Furious Five (Cowboy, Grandmaster Flash, Kid Creole, Melle Mel, Mr. Ness aka Scorpio, Rahiem)
Mean Machine
The Sequence (Angie Stone, Gwendolyn Chisolm, Cheryl Cook)
Spoonie Gee
Sugarhill Gang (Master Gee, Wonder Mike, Big Bank Hank)
Treacherous 3 (Kool Moe Dee, L.A. Sunshine, Special K, DJ Easy Lee)
West Street Mob





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я