Господа оформители, или художественные сэмплы
27 июля 2007, 23:04 Авторы: Сергей Ковалёв

Господа оформители, или художественные сэмплы

Одни дизайнеры и художники заимствуют идеи из-за удобства и простоты и этого не скрывают, другие утверждают, что всё придумывали своим умом и делали своими силами. Но как бы там ни было, в хип хопе всё это было, есть и будет

Недавно, на одном из крупнейших российских хип-хоп форумов я наткнулся на интересное обсуждение: обложка альбома Смоки Мо "Планета 46" очень походила на "One World" группы Rare Earth. Большинство людей, участвовавших в обсуждении этой темы, негативно отнеслись к увиденному, но на самом деле, если копнуть поглубже, в факте такого заимствования нет ничего удивительного или криминального. Такие случаи не единичны и приёмы "ленивой стилизации" частенько используются в дизайне, в том числе и при оформлении хип-хоп альбомов. Сегодня мы вам расскажем и покажем несколько наиболее интересных примеров из этой области..

Хип-хоп конечно же не одинок в своей тяге к заимствованию как из других музыкальных жанров, так и из поп-культуры. При этом он, как правило, проявлял исключительно хороший вкус и охватывает широкий спектр. Не многие рэп альбомы будут считаться завершенными без парочки ссылок в тексте на ТВ, модные напитки, музыку, машины и стильные одежные фирмы, потому что это музыка, которая была рождена в реальном мире, и она продолжает существовать там, питаясь этим постоянно. С приходом в начале 1980-х эры семплирования, когда при создании музыки первые хип-хоп продюсеры начали использовать не драм-машинки или живых музыкантов, а фрагменты чужих записей с пластинок, рэпперы положили глаз и на эту область человеческой деятельности. Логично, что следующим шагом для нарезания сэмплов стало использование старых родительских соул-, фанк- и блюз-пластинок. Неизбежно на глаза таким крейт-диггерам попадались образчики, запоминавшиеся не только своей музыкой, но и оформлением обложек.

Первейшими причинами такого рода заимствований стали любовь и уважение к музыке предыдущих лет, к её авторам. Таким образом, рэп-продюсеры строили мост между прошлым и настоящим, и у правильных хопперов стало хорошим тоном понимать историю и развитие не только своего стиля, но и заглядывать дальше, в те песенно-музыкальные залежи, что остались с  прежних времен. Даже сегодняшние звёзды американского рэпа не отказываются от использования усовершенствованных олд-скул текстов в своих песнях. Такова натура хип-хопа, периодически осматривать окрестности в поиске новых идей, которые можно примерить на себя. Кое что надевают практически не перешивая. Так и в случае обложек, которые будут показаны в этой статье – где-то мы увидим прямые копии, у других будут только общие, но весьма заметные мотивы. И все же явные совпадения режут глаз, так что смотрите аккуратно – мы вас предупредили.

Начав с нарезки наследия крестного отца соула и фанка Джеймса Брауна и других популярных исполнителей тогда еще недавнего прошлого, хопперы поняли, что на одних и тех же темах долго не просидишь. Раскопки пошли и вширь и вглубь. Не остался обойден вниманием и джаз. Ретроспективная публикация каталога джазового лейбла Blue Note Records в начале 90-х оказала на искателей двойное воздействие. Во-первых, активно заимствовались идеи в плане графики, шрифтов и цветов (в случае Beatnuts и Tone Loc). Во-вторых, многие окунулись с головой в старый каталог музыки в поисках "свежих" сэмплов. В середине 90-ых в продаже стали попадаться 12 дюймовые винилы с явным привкусом вдохновения, навеянного Blue Note. Оно чувствовалось как в оформлении конверта, так и на содержащейся внутри пластинке. Какие-то стороны джаза могли бы навечно уйти на задний план, если бы свежая аудитория не обнаружила этот забытый звук в новых произведениях. Заимствования продолжаются и по сей день. Такие продюссеры как Pete Rock, Lord Finesse и Madlib имеют доступ к огромным музыкальным архивам, которые используют в поисках новых сэмплов для своих очередных шедевров. Как видим старый материал для музыкальных котов нынешних дней по-прежнему представляет немалую ценность.

Если же вернуться к теме повествования, то одни дизайнеры и художники заимствовали идеи из-за удобства и простоты и, в общем-то, этого не скрывают, другие же утверждают, что придумывали всё своим умом и делали всё своими силами. Они говорят что те, кто зовутся талантами, непроизвольно повторяют или заимствуют у гениев. Но как бы там ни было, в хип хопе всё это было, есть и будет, поскольку сам стиль держится на зеркалировании окружающей действительности.

А теперь перейдём непосредственно к обзору обложек-двойняшек:

Son of Bazerk featuring No Self Control and The Band
Bazerk Bazerk Bazerk
Soul Records, 1991

James Brown and his Famous Flames
Please Please Please

King, 1955

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Son of Bazerk, рэп-артист из Лонг Айленда практически один в один передрал обложку альбома Джеймса Брауна. Он представил свою музыкальную персону в роли крестного отца соула. Именно после этого релиза Джеймс выпустил свой первый сольный сингл. Переключаясь с хриплого пения на речитатив, Son of Bazerk являл собой воплощение молодого Джеймса Брауна. Однако, этот альбом быстро канул в небытие, несмотря на ошеломляющую обложку.

Camp Lo
Updown Saturday Night
Profile Records, 1997

Marvin Gaye
I Want You

Motown, 1976

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстрация, заимствованная с картины Эрни Барнса (Ernie Barnes) легла в основу обложки альбома Марвина Гея, появившегося в 1976 году. Оказалось, что она как нельзя лучше подходит к содержимому и дает хорошее представление о том, что слушателя ждет внутри. Не смотря на то, что между альбомами Марвина и Camp Lo разница во времени составляет более 20 лет, музыканты решили протащить через года как музыку с ритмами, так и изображение.

Smif ‘n’ Wessun
Dah Shinin’

Wreck Records, 1995

Roy Ayers Ubiquity
He’s Coming

Polydor, 1972

 

 

 

 

 

 

 

 

Оригинальный кавер Роя Айерса, разработанный Kinji Nakamura и Kats Abe, изображает семейный дух Ubiquity. Доброжелательный глаз Роя, парит над дружной когортой музыкантов. Все, что остается нам, это открыть конверт и подняться к ним. Музыка Роя достаточно часто использовалась для сэмплов деятелями мирового хип-хоп сообщества, а Smif ‘n’ Wessun позаимствовали и его обложку (путем нехитрой рокировки представители Boot Camp Clik заменили собой артистов Ubiquity).

Tone Loc
Loc-ed after Dark

Delicious Vinyl, 1989

Donald Byrd
A New Perspective

Blue Note, 1963

 

 

 

 

 

 

 

 

Обложка Reid Miles для Blue Note выдержана в лучших традициях джазового дизайна. И, кстати говоря, творчество Дональда Бёрда всегда опережавшее свое время минимум лет на десять, до сих пор звучит весьма интересно. От Tone Loc же осталось пара олдовых хитов и хороший вкус при выборе объекта для подражания, пусть и только лишь внешнего.

Redman
Dare iz a Darkside

Def Jam, 1994

Funkadelic
Maggot Brain
Westbound Records, 1971

 

 

 

 

 

 

 

 

Одному Богу известно, о чём думал Джордж Клинтон и его Funkadelic, когда они выбрали именно эту обложку для своего психоделического Пи-Фанкового альбома 1971 года. Счастливые обладатели этой пластинки могут подтвердить, что на задней части конверта демонстрируется уже не женская голова, а оставшийся от неё череп. На кавере Redman’a об этом есть лишь тонкий намёк. Передняя часть похожа на Funcadelic, но на заднике Redman предстаёт в полном здравии, показывая тату в виде черепа, набитого на его правой руке.

The Beatnuts
Intoxicated Demons

Relativity, 1993

Hank Mobley
The Turnaround

Blue Note, 1965

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние Blue Note на хип-хоповый дизайн в начале 90х видно здесь наилучшим образом. The Beatnuts - трио Нью-Йоркских продюссеров / рэпперов, прославившихся своим остроумием, взяли обложку альбома "The Turnaround" Хэнка Мобли (автор Reid Miles), слегка продолжили стрелку, изменили цвет с черного на красный, и вписали свои имена. Всё чётко и просто. Результат им понравился настолько, что получившийся логотип в дальнейшем сопутствовал почти каждому их альбому.

J-Live
All of the Above
Coup D'etat, 2002

John Coltrane
Blue Train
Blue Note, 1957

 

 

 

 

 

 

 

 

Это заимствование стало несомненным выражением уважения великому музыканту. Влияние Джона Колтрейна на всю джазовую музыку трудно переоценить. Мало кто из продолжателей его дела не упоминает это имя среди первых повлиявших на него личностей и определивших выбор жизненного пути. Обе обложки заметно перекликаются между собой, но все же чувствуется некий зазор вежливости. Здесь основная цель была не в том, чтобы одолжить дизайн. Да и если познакомиться с личностью "плагиатора", то это мнение только укрепится. Представитель андеграунда чье первое появление состоялось на околоджазовом сборнике 12 лет тому назад и мастер на все руки – эмси, диджей и продюсер.

Tha Liks
X.O. Experience
2001

The Jimi Hendrix Experience
Are You Experienced
1967

 

 

 

 

 

 

 

 

Свояк свояка видит издалека. Насколько взрывоопасным был Джими Хендрикс во всех своих проявлениях, настолько же неоднозначный имидж выбрали себе рэпперы, ранее известные как Tha Alkaholiks. У каждого из них был свой опыт игр в измененное сознание. Легендарный музыкант заходил значительно дальше и оставил после себя несравнимо большее наследие. Но почему бы не прислониться к великим, раз есть такая возможность, рэпперы не только провели оформительские параллели, но и заложили некий подтекст в перекликающиеся названия альбомов.

Young Black Teenagers
Young Black Teenagers
MCA (SOUL Records), 1991

The Beatles
With the Beatles
Parlophone, 1963

 

 

 

 

 

 

 

 

Ясно, что SOUL Records любили своих артистов. Так же как Son of Bazerk решил стать новым Джеймсом Брауном, так и Young Black Teenagers решили выступить в роли новых The Beatles. Могла ли Astrid Kirchherr, сделавшая легендарный снимок во время гастролей Битлов по Германии, предполагать, как аукнется это фото почти 30 лет спустя. Незамысловатый дизайн привёл к неплохим продажам как у одного, так и у другого коллектива.

Безусловно, в этом материале мы показали не все существующие обложки-двойники. Мы еще продолжим эту тему.

FRAMEK, по материалам The Book Of Hip Hop Cover Art.

Обсудить





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я