Верните мой 2008-й: 10 главных альбомов десятилетней давности
Начало нового года – отличное время не только для того, чтобы строить планы на будущее, но и немного поностальгировать. Давайте окунёмся в атмосферу рэпа десятилетней давности и вспомним, каким он был в далёком 2008 году. Для этой цели мы представляем ретроспективу из 10 самых ярких альбомов безвозвратно ушедшей эпохи.
Героями хип-хопа образца 2008 года стали представители немногочисленного пула топовых исполнителей, которых можно пересчитать по пальцам обеих рук. Именно поэтому эти имена встречаются на альбомах друг друга так часто, и мы видим одних и тех же персонажей, какой бы диск мы ни рассматривали. Что и говорить, тогда мэйнстрим был гораздо более однородным.
Lil Wayne – Carter III
Начнём с безусловного фаворита 2008 года, которым однозначно является Lil Wayne с его ставшим уже легендарным альбомом «Carter III». Данная пластинка окончательно закрепила за рэпером статус суперзвезды и воздвигла Виззи на Олимп рэп-игры. Шутка ли – платина за первую неделю, первое место Billboard 200 и четыре премии Грэмми.
Именно «Carter III» подарил нам такие жемчужины, как «Lollipop», «A Milli», «Got Money» с T-Pain и «Mr. Carter» с Jay-Z. Кроме этого, куплет Вэйна стал обязательным атрибутом каждого значимого релиза года. Никто не мог обойтись без этого крикливого и дрэдастого фрика. Спустя десять лет приходится признавать, что пик карьеры Lil Wayne пришёлся на год выхода третьего «Картера».
T.I. – Paper Trail
Если и есть другой альбом 2008 года, который мог бы посоревноваться с «Carter III» по популярности и шуму в индустрии, то это безусловно «Paper Trail» от T.I. Название пластинки отражает то, что король юга записывал все свои тексты для песен с диска исключительно на бумаге.
Благо у рэпера были поводы взяться «за перо» и помарать листочки. В 2008 году T.I. находился под домашним арестом из-за неприятностей с законом. Однако заточение в собственной студии пошло артисту на пользу: на альбоме мы услышали такие шедевры, как «Whatever You Like», «Live Your Life» с Рианной, «Swagger Like Us» с Lil Wayne, Kanye West и Jay-Z. Но главным украшением была бессмертная «Dead & Gone» с Тимберлейком.
The Game – L.A.X
Вспоминая хип-хоп в 2008 году, невозможно обойти стороной тяжеловеса The Game и его диск «L.A.X», названный в честь международного аэропорта Лос-Анджелеса. Третий альбом гангста-рэпера должен был стать последним в дискографии уроженца солнечного Комптона. Тогда Гейм заявил, что трёх классических пластинок с него достаточно.
Естественно, девиз 2008 года «никуда без Lil Wayne» сработал и в его случае. Сотрудничество двух артистов вылилось в нетленку «My Life», которая стала флагманом «L.A.X». Однако помимо этого очевидного хита диск содержал много других знаковых песен. Например, трэк-письмо Мартину Лютеру Кингу, записанное совместно с Nas’ом.
На «L.A.X» самый известный сторонник нэймдроппинга пошёл дальше и вместо привычного упоминания имен взял и зачитал по куплету за 2Pac’а, Biggie и Eazy-E, которым была посвящена песня «Never Can Say Goodbye». Гейм мастерски и буквально-таки до мурашек слушателей смог повторить подачу легенд рэпа, таким необычным образом отдав им дань уважения.
Ещё одним украшением «L.A.X» стал зубодробительный боевик «Dope Boys», содержащий аккомпанемент знаменитого своим ирокезом, татуировками и харизмой Трэвиса Баркера из панк-группы Blink 182. Композиция надолго запала в плееры любителей жёсткого рэпа благодаря незамысловатой мелодии и навязчивому эдлибу Гейма «What’s Up!».
Young Jeezy – Recession
В 2008 году в мире произошло два важнейших события, навсегда изменивших привычные устои тогдашнего общества.
Во-первых, осенью разразился глобальный экономический кризис, связанный с обвалом фондового рынка США и схлопыванием пузыря ипотечного кредитования. Экономисты окрестили сложившуюся ситуацию рецессией.
Во-вторых, в то же самое время впервые в истории Америки страну возглавил афроамериканец. Барак Обама даже получил Нобелевскую премию мира за своё достижение и стал символом свободы и независимости чёрного населения. Подоспевший на злобу дня альбом Young Jeezy «Recession» как раз и собрал воедино все остросоциальные события года.
Помимо явного политического подтекста и ангажированности, диск Снеговика стал настоящим Клондайком хитов. Альбом, выпущенный на острие всех существующих трендов и лучшего, что мог дать тогдашний хип-хопа своему слушателю, стал для Jeezy успешной вехой в карьере. Как и в случае с Lil Wayne, новый материал Jeezy вывел артиста в высший эшелон рэп-исполнителей.
Nas – Untitled
«Ни**ер есть?» – примерно так Nas представлял себе вопрос о наличии своего нового альбома в музыкальных магазинах в 2008 году.
Провокационное название, которое по задумке уличного поэта должно было появиться на обложке, сразу вызвало то, что через десять лет люди будут называть «хайпом».
Самое знаменитое и скабрезное N-word никому не давало покоя своей недоступностью и запрещённостью. Очевидно, Nas хотел сделать так, чтобы никто больше не стеснялся произносить его вслух. Но, даже несмотря на президентство Обамы, слово «ни**ер» так и не стало чем-то обыденным и привычным. В итоге уроженец Бруклина плюнул и в отместку всем поборникам нравственности назвал свой альбом «Untitled», то есть буквально «Без названия».
Однако слово на букву N всё же появилось на обложке, пусть и в виде шрама от плетей на спине рэпера. Так что какой-никакой, а протест, так или иначе, состоялся.
Но не нужно судить альбом даже по такой вызывающей обложке. Важно содержание. С этим у Nas’а никогда не было проблем. Всё тот же старый-добрый олд-скул в исполнении одного из признанных классиков жанра. Исключением стала разве что помпезная и слегка футуристичная песня «Hero» в дуэте с Кери Хилсон. В остальном – всё строго по канонам.
Snoop Dogg – Ego Trippin
В 2008 году Снуп был столь же продуктивен, как и в наши дни. Никаких многолетних затяжных пауз и уходов со сцены – только эксперименты, только новые попытки оседлать всё разнообразие жанров. Вот и «Ego Trippin» после переполненного гангстерской эстетикой «Tha Blue Carpet Treatment» является очередным поворотом Дяди-Пса к другой аудитории.
Именно здесь мы встретились с «Sensual Seduction» и испытали шок от того, что привычный для нас бандит из банды Crips изображает из себя солиста Modern Talking. Но это ещё далеко не всё. Альбом целиком состоит из ненавязчивых песенок про девочек, девушек, дам и вечеринки, на одной из которых присутствует сам Леонардо Ди Каприо.
2008 год стал переломным в нашем восприятии Снупа как исключительно гангста-рэпера. Стало понятно, что на этом Догги Дог не остановится и даже регулярно возвращаясь к бандитской тематике, он будет искать применение своему нюху на стороне. Так и вышло. Спустя десять лет можно вспомнить уйму тому подтверждений.
Kanye West – 808’s & Heartbreak
Видимо, 2008 год и вправду можно считать поворотным в истории хип-хопа. Уж очень много артистов первой величины окунулись искать новые стороны привычной для себя музыки. Естественно, что в авангарде новаторства стал гений Канье, который не то что не мог просто наблюдать со стороны за трендами, но и решил их возглавить.
«808’s & Heartbreak» стал этаким «Graduation» «на максималках». Казалось, что ещё в 2007 делать такую музыку было бы фальстартом, ведь тогда нужно было уложить на лопатки уличного шустрилу 50 Cent’а, доказав, что разнообразие и интеллект постепенно берут верх над брутальностью и прямолинейностью, царившей в рэпе все 80-е, 90-е и нулевые.
Ludacris – Theater of the Mind
Luda был и продолжает оставаться одним из самых разносторонних рэперов, которому позволено делать и совместные трэки с Бибером, и «жестить» в своих собственных песнях или на гостевых куплетах у коллег по цеху. Однако Крис никогда не позволял себе «скатиться» и взять за основу поп-направление, ограничиваясь редкими вылазками. В 2008 году он выдал очень крепкий альбом «Theater of the Mind», подтвердив его выпуском своё высокое звание одного из первых имён в рэп-игре.
Чего стоит одна только «I Do It For Hip-Hop» с Jay-Z и Nas на фите. Олдскульный трэк о любви к жанру получился у звёздного трио очень душевным. Далее картину альбома дополняли TheGame, T.I., RickRoss, Common. Но одна вещь вызывала особый трепет. Речь о трэке «Last of a Dying Breed» с Lil Wayne.
Поистине величественный бит вкупе с огненной читкой обоих МС и вставками знаменитой фразы Rakim’а «MC means move the crowd» сделал данную композицию одним из главных поводов переслушивать «Theater of the Mind» снова и снова. Но Луда не был бы самим собой, если бы помимо «трушки» не зарядил в альбом привычные для своего амплуа песенки с похотливым подтекстом. Что-что, а делать талантливые трэки про знакомство, веселье и сношение с противоположным полом рэпер умел лучше всех. Даже спустя десять лет все эти «шашни» смотрятся всё так же убедительно.
Rick Ross – Trilla
Если вы изобрели машину времени и отправились на десять лет в прошлое, то вы на вряд ли не заметите на хип-хоп небосводе тучную фигуру Rick Ross. Предводитель кораллового города в 2008 году начал сиять особенно ярко, выпустив альбом «Trilla». Именно с него началась история серии трэков «Maybach Music» и создание одноименного лейбла.
В том году всё ещё не утихали разговоры о «фейковости» данного персонажа ввиду его работы в полиции в прошлом, равно как и сплетни о цацках, домах, машинах, взятых в аренду. Но босс был непреклонен и упорно гнул свою линию, выдавая желаемое за действительное. Постепенно образ наркобарона окончательно закрепился за Ross’ом и все претензии исчезли сами собой.
Кроме этого Рик хоть и преимущественно в одиночку, но всё же стал популяризировать размашистые и величавые инструменталы, сэмплируя классику, давая ей новую жизнь в качестве champagne-рэпа. После «Trilla» всем стало ясно, что этот, как он сам себя называл, big-black-fat ni**a основательно прописался в хип-хопе и собирается остаться здесь надолго.
Nelly – Brass Knuckles
Глядя с исторических вершин прошедшего десятилетия, приходится с грустью признавать тот факт, что последним альбомом Nelly, выдержанном в духе непревзойденного хип-хопа, был «Brass Knuckles». Эту тестостероновую обойму открывал бэнгер «U Ain’t Him», где Nelly совместно с Rick Ross’ом объясняли всем и каждому кто здесь «true».
Также на альбоме был мощнейший трэк «Party People» с Fergie, который хоть и протаранил чарты и очень громко напомнил слушателям о том, что Nelly вообще-то первоклассный хитмэйкер, но всё же не позволил вытянуть диск целиком.
А вот, например, «Hold Up» с T.I. и LL Cool J должен был убедить, что «старшие» рэперы исправно помогают «младшим». В целом «Brass Knuckles» стал большим звёздным капустником, где среди приглашённых были самые желанные гости сезона – Akon, T-Pain, Keri Hilson, Usher, Pharrell. Нашлось место и ветеранам в лице уже упомянутого LL Cool J, Snoop Dogg, Nate Dogg и даже Chuck D. 2008 год позволил Nelly последний раз оторваться перед вынужденным уходом в поп.
Помимо вышеуказанных альбомов, в 2008 году были и другие работы, заслуживавшие внимания тогдашних поклонников хип-хопа. В их числе можно вспомнить «Raw Footage» от Ice Cube, «When Life Gives You Lemons, You Paint That Shit Gold» от Atmosphere, «Rising Down» от The Roots, «Terminate Of Sight» от G-Unit и даже провальный эксперимент Common «Universal Mind Control».
Кроме этого, именно в 2008 году мир узнал о Flo Rida, который ворвался в звуковоспроизводящие устройства на пару с T-Pain с их хитом «Low». Тогда эта песенка разносила в клочья любые танцполы по всему миру. В это же время Akon жалобно просил близости у женщин, напевая «I Wanna Fuck You» на пару со Снупом.
Всё в том же 2008 году вышел на свои чудовищные по количеству релизов обороты DJ Khaled с альбомом «We Global». Это был уже третий по счёту диск от бородатого ди-джея, который и по сей день продолжает оставаться актуальным. Благодаря его неуёмному стремлению затащить на свой альбом как можно больше звёзд, мы имеем множество классных трэков и клипов.
К большому сожалению, герои нулевых либо уже сошли с дистанции, либо выпускают новый материал очень редко, либо уже не могут повторить успех десятилетней давности.
Но даже несмотря на это герои 2008 года оставили нам огромный пласт своего творчества, которым мы можем наслаждаться и к которому не стыдно вернуться даже спустя такой большой промежуток времени. Быть может это, и есть то единственное, что позволяет фанатам «старой школы» компенсировать отсутствие «торча» от того, что делает нынешний молодняк.