Самооценка со знаком минус. SZA как представительница откровенного R&B
Недавно у SZA вышел новый альбом «CTRL». Наш автор Самим Сарвари разбирает по полочкам феномен этой певицы.
Вы, вероятно, часто слышите, как кто-то из окружающих людей говорит что-то вроде: «Я тебя уверяю, весь мир делится на тех-то и тех-то». Мало кто эти обобщения воспринимает всерьез, но частота подобных заявлений как минимум говорит о двойственности нашего мира, начиная от электронов и протонов и заканчивая действующей властью и ее оппозицией. Иногда даже кажется, что если Стивен Хокинг когда-то все-таки объединит квантовую механику и общую теорию относительности в одну теорию всего, то в ней обязательно найдется место объяснению этому дуализму. Будто Вселенная так и стремится уравновесить все внутри себя. Именно из-за этой непонятной тенденции в любой сфере жизни обязательно в какой-то момент рождается противоположность той системе, которая на тот момент преобладает. Музыка не является исключением, и один из примеров подобного деления – самооценка артистов и, как следствие, ее отражение в их творчестве.
В рэпе, с момента его появления в 1970-х годах, в основном царило желание исполнителей выставить себя в наиболее благоприятном свете. Всем им обязательно нужно было показать, что они сильнее, богаче, умнее остальных. Конечно, всегда были группы по типу A Tribe Called Quest, De La Soul, The Roots и Outkast, которые чувствовали свою ответственность в воспитании молодого поколения, но это лишь капля в море. В итоге в обществе прочно укоренилось мнение о том, что рэп – это коктейль из насилия, женщин, денег, наркотиков, а R&B – из секса, женщин, денег, наркотиков. В итоге оба жанра сами установили правила, в которых ты либо выходишь и показываешь всем (а в клипах еще и доказываешь), что ты лучший, либо идешь прозябать в поп-музыке или в глубоком андеграунде. Если бы они окончательно ушли в эти дебри, то превратились бы в закрытые клубы позеров, которые, кроме отчаянных фанатов, начали бы поднимать на смех. Но многое изменилось в конце нулевых этого столетия, когда Канье Уэст впервые послушал микстейп юного рэпера Кида Кади.
Под влиянием юного дарования и семейных обстоятельств (у Канье умирает его горячо любимая мать) мистер Уэст выпускает на стыке рэпа и R&B, наверное, самую противоречивую и, определенно точно, самую личную пластинку –«808s &Heartbreak». Весь этот альбом пропитан скорбью не только благодаря минималистичным мелодиям, но и из-за глубоко личного посыла. Возможно, впервые рэпер такого масштаба весь свой альбом не хвалится звездным статусом и материальным достатком, а открывает внешнему миру свои потаенные переживания, ассоциируя внутреннее состояние с зимней порой.
В «Welcome To Heartbreak» он признается в душевном одиночестве:
«Мой друг показал мне фотографии своих детей,
И все, что я мог показать ему – фотографии моих квартир.
Он показал таблицу успеваемости своей дочки,
И все, что у меня есть – это новые спортивные машины».
В «Heartless» сетует на равнодушных женщин:
«Как ты можешь быть такой
Холодной, как зимний ветер, продувающий тебя».
А в «Coldest Winter» Канье прощается со своей любимой женщиной:
«Воспоминания зародились самой холодной зимой.
Прощай мой друг! Увижу ли я тебя когда-нибудь еще?
Воспоминания зародились самой холодной зимой».
Уже в следующем году выходит дебютный альбом «Man on the Moon: The End of Day»Кида Кади, который продолжает тему одиночества и заниженной самооценки. Скотт создал глубоко концептуальный альбом, который, под комментарии Коммона, является путеводителем по внутреннему миру героя, начавшего формироваться в детстве Кади, вследствие смерти его отца.
Уже в первой песне «In My Dreams» Скотт приглашает дорогих слушателей в свою хрупкую вселенную:
«Ты в моем воображении.
Здесь у меня есть все что угодно, и все то, что я когда-либо хотел.
Я могу думать обо всем, включая все то, что мне нужно.
Прямо тут, в моем воображении.
Здесь все в порядке.
Я ни о чем не переживаю,
Потому что каждый день, каждый день, каждый день солнечный
Здесь, в моем воображении».
А уже во второй песне «Soundtrack 2 My Life» Кади объясняет, что написание музыки для него схоже с походом к психотерапевту:
«У меня есть некоторые проблемы, которые никто не видит,
И все эти эмоции рвутся наружу.
Я поднес их к свету для вас –
Это единственное правильное решение,
Это саундтрек к моей жизни».
Эти два альбома сильно выделились в своем жанре и, хоть и не получили должный отклик у критиков, стали любимыми у огромного количества слушателей, которые на примере этих артистов наглядно увидели, что музыканты – такие же люди, обладающие схожими комплексами и проблемами. Позже американский комик и звезда популярной передачи «Субботним вечером в прямом эфире» Пит Дэвидсон скажет: «Кади – лучший. Он спас меня. Я бы покончил с собой, если бы у меня не было Кида Кади». И далее добавляет: «Я бы покончил с собой. Абсолютно точно на 100%. Если тебе 25 и меньше, то я верю, что Кид Кади спас и твою жизнь. Я искренне верю, что если бы не вышел «Man on the Moon», то меня бы сейчас здесь не было».
Скотт Мескади, осознавая это или нет, создал альтернативу сильной и грубой музыки и в рэпе, и в R&B, тем самым побудил многих начинающих артистов не бояться показывать миру свое истинное лицо и не прятаться за ширмой навязанных жанровых стереотипов. В волну этих артистов вошли Дрэйк, Трэвис Скотт, Эрл Свитшот, Кевин Абстракт, Раури, Ноунейм и т.д. В их число входит и певица Солана Роу, она же SZA.
Важно отметить, что производной формирования отношения к собственной персоне является микроклимат семьи данного человека. Еще в 1965 году социолог Моррис Розенберг, создатель «Шкалы самоуважения Розенберга», доказал, что авторитарные и строгие методы воспитания детей, а также родительский сверхконтроль и индифферентность ведут к низкой самооценке ребенка, а повышению самооценки, наоборот, способствуют всевозможные формы проявления заботы и любви родителей. Отсюда с детства люди с негативным отношением к собственной персоне считают самооценку реалистичной и полагают, что точно оценивают свои возможности и способности, не завышая их. Но данное внутреннее состояние может привести ко многим негативным последствиям. Низкая самооценка, согласно лонгитюдным исследованиям, остается фактором риска суицида и суицидальных попыток, развития депрессии, пищевых нарушений и т.д. Она же плохо влияет на социальную жизнь людей: они становятся менее общительными, тревожными, неуверенными и зависимыми.
Вполне можно предположить, что на Солану всю жизнь смотрели, как на белую ворону. Сначала из-за ее религии: девушка росла в мусульманской семье, в которой успешные родители (отец – исполнительный продюсер канала CNN, мать – руководитель высшего звена в конгломерате AT&T) хотели, параллельно с обычным образованием, привить ребенку основы своей веры. Поэтому Солана надевала хиджаб и, после обычной школы, ходила в медресе – мусульманское учебное заведение. Все это дошло до того, что после событий 11 сентября вся ее семья начала подвергаться буллингу со стороны соседей. Можно лишь попытаться представить, что чувствовал ребенок, которого окружающие стали воспринимать, как врага всей страны.
Вторая причина: уже войдя в сверхпопулярный и закрытый лейбл TDE, молодая певица воспринималась музыкальной индустрией не как самостоятельная артистка, а скорее как единственная женщина в мужском коллективе. Прибавьте к этому еще и колоссальное давление ореола остальных участников лейбла – все они (Kendrick Lamar, ScHoolboy Q, Ab-Soul, JayRock) на тот момент уже являлись популярными артистами. Слишком высоко поднятая планка часто является причиной карьерных провалов. Приблизительно такое же давление как раз не выдержал футболист Мемфис Депай, перейдя из скромного ПСВ в звездный Манчестер Юнайтед.
Но SZA, как и Уэст с Кади, приняла решение посредством музыки делиться своими переживаниями с окружающим миром. Уже в первом своем проекте под эгидой TDE – EP «Z» – певица от песни к песне выкладывает нам все, что ее сильно тревожит.
Вот в песне «Child's Play» она видит себя в отношениях с мужчинами скорее куклой Скиппер, чем ее старшей сестрой Барби, являющейся намного красивее и популярнее. А вот в песне «Sweet November» под музыку Марвина Гея Солана уже просит всех запомнить ее такой, какая она была в прошлом, потому что ей не нравится то, что с ней происходит сейчас. Искренность творчества SZA, подчеркнутая прекрасным голосом и нежными инструменталами, отметили как критики, так и обычные слушатели, сразу же обратив свой взор на будущий дебютный альбом певицы.
Еще одним серьезным рычагом давления на девушку оказалась ссора с сооснователем TDE – Терренсом Хендерсоном. История с выходом дебютного альбома, который изначально должен был называться «A», тем самым продолжая цепочку проектов «S» и «Z», довольно продолжительная и мучительная. Внутренняя политика лейбла, распределяющая даты выходов альбомов своих подписантов, способствовала постоянному переносу уже готового альбома Роу. Все дошло до того, что девушка в твиттере объявила о своем желании уйти из лейбла, и указала Хендерсону выкладывать ее альбом, когда ему самому заблагорассудится. К счастью, конфликт замяли, девушка осталась в TDE, но поменяла название альбома на ироничное «CTRL» (англ. control–контроль), имея в виду иллюзию контроля над собственной жизнью.
И вот уже 9 июня, спустя практически 3 года, выходит долгожданный альбом «CTRL». В треклисте – 14 песен. Гости заявлены одни из лучших – КендрикЛамар, Трэвис Скотт, Джеймс Фаунтлерой и Айзея Рашад. « CTRL» во всех списках самых ожидаемых релизов этого лета. С момента выхода ее предыдущего проекта, SZA успела поработать не только почти со всеми своими коллегами по лейблу, но и с Рианной, A$AP Ferg, Уиллоу Смит, D.R.A.M. и т.д., тем самым постоянно оставаясь на слуху и подогревая интерес к себе. Но осталось ли место во всем этом той самой чистой откровенности, из-за которой Солану так сильно полюбили слушатели, отнекивающиеся от всяких Ники Минаж и Азелии Бэнкс? Или под действием славы и денег SZA подстроится под формат радио и начнет петь веселые и легкомысленные летние песенки? На все эти вопросы певица отвечает своим первым синглом «Drew Barrymore» с альбома « CTRL».
Вдохновленная игрой актрисы Дрю Бэрримор в картинах «Нецелованная» и «Ядовитый плющ», Солана Роу выдает свою самую искреннюю и самоуничижительную композицию:
«Мне так одиноко. Я не помню, чего я стою.
Нам так одиноко. Мы притворяемся, что все в порядке.
Мне так стыдно за себя. Мне кажется, мне нужна терапия.
Извини, что я больше не привлекательна.
Извини, что я не такая женоподобная.
Извини, что я не брею свои ноги по ночам.
Извини, что я не мать твоего ребенка.
Извини, я знаю, что тебя преследует карма,
Перед которой тебе нужно будет ответить».
Реакция самой актрисы на эту песню дороже любых слов.
P.S. Хотелось бы еще отдельно поднять тему, о которой шла речь в данной статье. Заниженная самооценка – это важная проблема для каждого человека, на которую нельзя закрывать глаза. Современный мир давит на всех нас с разных сторон: работа, учеба, личная жизнь и тому подобное. Добавьте к этому еще и окружающие нас социальные сети, которые постоянно создают иллюзию того, что все люди вокруг – более успешные, более красивые, более интересные. Не забывайте, что это лишь презентация «идеального Я», что не имеет ничего общего с реальным положением дел. В подобной обстановке нет ничего удивительного, что мы порой начинаем терять уверенность в себе. Поэтому если вы чувствуете себя одинокими, подавленными, депрессивными или просто ощущаете себя не в своей тарелке – не бойтесь обратиться к психологу или хотя бы обсудить свои проблемы с близкими людьми. Вы всегда сможете найти человека, который выслушает и попытается помочь. Аналогично, если вы заметите подобные симптомы у знакомых – просто подойдите и спросите, как у него/ее дела, узнайте причину плохого настроения и постарайтесь поддержать его/ее. Помните, что, как точно высказался Ф.М. Достоевский, «сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Все герои статьи – SZA, Кид Кади, Канье Уэст и т.д. – проходили через схожие проблемы, но не стали держать их в себе и, не побоявшись посредством музыки поделиться своими переживаниями, получили поддержку от совершенно незнакомых им людей. Подробнее о самооценке и причинах ее формирования можно узнать в этой статье.