Как рэп превращается в один большой хэштэг
Новая колонка от нашего автора Дмитрия Шевченко – с историческими отступлениями и предположениями о том, что ждёт хип-хоп в будущем. Всё, как вы любите.
Lil Uzi Vert, Migos, Lil Yachty, Kodak Black, Fetty Wap, XXXTentation, Desiigner, etc. Можете сами легко продолжить этот список, зайдя на YouTube, Complex, Instagram илиTwitter. Еще лет десять назад предвестниками плеяды дредастых, пирсингованных, разноцветных и пестрых новичков были Soulja Boy, Lil B, позже Young Thug и так далее. Сейчас в их руках технологии, мессенджеры, социальные сети, стримы, хэштэги – все, чего не было у рэперов на протяжении нескольких десятилетий. Для большинства «олдовых» слушателей хип-хопа такой вектор развития культуры не вызывает особой радости, заставляя возвращаться к наследию рэпа, почти ничего не добавляя в свой плейлист из новой музыки. Есть ощущение, что культура свернула куда-то не туда. Почему так происходит? Что коробит любителей классического хип-хопа? Куда нас приведет погоня за трендами, лайками и подписчиками? В этой статье мы попробуем порассуждать над этими вопросами. Для начала обратимся к истокам.
С чего все начиналось
Вспоминая о зарождении и становлении хип-хоп культуры, на ум сразу приходит Afrika Bambaataa. Наряду с Grandmaster Flash и DJ Kool Herc, он считается одним из отцов основателей нового музыкального направления. Bambaataa быстро понял, откуда на самом деле растут ноги хип-хопа и отправился в Африку, чтобы убедиться в своих догадках. Именно там он нашел корни этого явления, достиг своего просветления, перенял прозвище у местного вождя зулусов и создал целую философию, которую начал пропагандировать, вырастив почти религиозное движение «Zulu Nation». Позже, побывав в Европе и познакомившись с электронной музыкой, Afrika сконцентрировался на одной из основ хип-хопа – ритмичности, и решил развиваться в направлении электронной музыки. Основная заслуга Bambaataa в том, что он заложил основу, идеологический базис. Дал людям скрижали, каменную плиту с заповедями, по которым дальше должен развиваться хип-хоп.
Продолжая разговор о черном континенте, мы вспоминаем, что там уже многие века существуют шаманы и гриоты, которые подарили хип-хопу два основных, конфликтующих друг с другом аспекта. Первые ставили своей целью погружение людей в транс. В основном для того, чтобы зарядить народ на охоту на дикого зверя. Шаман задавал монотонный ритм, повторял одни и те же фразы, чтобы довести человека до бессознательного состояния, в котором он превращался в первоклассного воина. В свою очередь, гриоты были бродягами-рассказчиками. Они перемещались от деревни к деревне и в песенной форме передавали новости, которые они собирали по пути своего следования. Чем не предтеча рэпа? Рассматривая историю хип-хопа с исторических вершин, мы можем задуматься: а может быть, претензии к артистам из списка в начале статьи возникают по причине того, что они взяли от корней хип-хопа только приемы шаманов и позабыли о гриотах? Ведь музыка новых артистов ничем не отличается от песен и плясок африканских дикарей, отдавших Afrika Bambaataa свое прозвище. Все тот же монотонный, однообразный ритм, повторение одних и тех же фраз. Даже их внешний вид очень схож с представителями племени зулусов. А что насчет функции повествования и передачи информации? Вот тут-то и начинаются проблемы.
Современная история
С начала зарождения хип-хопа и примерно до 2010 года в культуре худо-бедно уживались антагонизмы в виде бездумной (шаманской) музыки для вечеринок и претенциозного рэпа со смыслом. Все из Африки, все как завещал Bambaataa. Однако человечество не стоит на месте. Мы постоянно переживаем смену технологических волн, которые иногда накладываются на волны культурологические. Именно в начале второго десятилетия ХХI века мы и стали свидетелями подобной картины. С одной стороны у нас у всех в одночасье появился в кармане смартфон, который уже сам по себе является скрещиванием телефона и интернета. С другой стороны в музыкальной индустрии стало гораздо больше артистов и, следовательно, больше контента, читай – информации.
В этих новых условиях обычному пользователю стало сложно ориентироваться. Если в поисковых системах уже давно работали такие механизмы, как SEO-оптимизация, ключевые слова, UTM-метки и прочее, то в социальных сетях, где начала происходить вся самая интересная «движуха», такой «фичи» не было. И тут на помощь человечеству пришел хэштэг. Он стал той самой меткой, по которой можно было найти то, что тебе нужно в социальной сети. Однако вся эта система очень быстро превратилась в культ. Хэштэг стал статусным маркером, заменив привычные атрибуты. Все это проникло в музыку, заставив артистов играть по новым правилам. Однако хип-хоп культура пока не сильно обогатилась от этого нововведения. Исполнители стали пренебрегать качеством и уделять большее внимание ажитации своего продукта.
#Trap
В 2010 году мировую музыкальную индустрию захватил новый жанр, названный trap. Первобытные признаки хип-хопа были возведены в куб – монотонность и превалирование ударной партии. Трэп сам по себе уже имел свой собственный тэг – трескотня, по которой его узнают слушатели. Направление стало диктовать определенный формат песни. Припев должен повторять одну и ту же фразу или даже слово несколько раз. Тут и произошло наложение двух волн. Технологической и культурологической. Фраза или слово в припеве стало хэштэгом, хэштэг стал фразой или словом в припеве. Цикл замкнулся. Этот ядерный симбиоз свел на «нет» любые попытки делать другую музыку популярной. Ты не современен, если твоя песня строится по иному принципу. Тебя не смогут найти в гигантском потоке информации. Западная музыка накрылась саркофагом этого явления.
А кто у нас в России является проводником всех последних трендов американского, а, значит, мирового шоу-бизнеса? Конечно же, компания Black Star Inc. Недавний трек #Рукалицо от конгломерата «Черной звезды»стал апофеозом тренд-сеттинга, который им самим будет уже сложно превзойти. А ведь еще в 2012 году Тимати как всегда быстрей всех смекнул, что к чему. #Давайдосвидания стал первым треком-хэштэгом от Black Star. Под одноименным названием в конце года у артиста прошел концерт в «Крокусе». Следом за этим на лейбл зашел L’One с песней #Всебудет. Уже через полгода он же стрельнул боевиком для танцполов #Всетанцуютлоктями. После этого процесс стал необратимым. Каждый трек, который мало-мальски претендовал на популярность, обзаводился ключевой фразой из припева, а значит и соответствующим хэштэгом. Вот и #рукалицо сделан ровно по этому лекалу.
Произошла подмена понятий. Какого бы низкого качества ни был твой продукт, всегда можно оправдать его существование дутой популярностью. Известные люди в камео, модный звук, высокое качество картинки – все это должно заменить отсутствие вкуса и таланта. Вызывают ли эти треки состояние шаманского транса? Есть ли в них пресловутый «кач», «вайб» или «грув», за который мы можем простить отсутствие смысловой нагрузки? Если нет, тогда должно быть какое-то интересное повествование, содержание, мысль. Едва ли в подобных песнях, сделанных специально для Инстаграма и Твиттера, это можно найти. Тогда в чем суть такого творчества? Просто забить эфир искусственно созданным трендом? Попасть в «популярное» просто ради самого факта попадания? Заполонить новостную ленту всем этим хайпом? Зачем нам нужен хэштэг, если с его помощью мы можем найти то, что не представляет из себя никакой ценности? Это как искать молоток, которым нельзя забить гвоздь. Культура стремительно превращается в набор бессмысленных меток, призванных привлечь внимание к пустоте. Мы оказываемся в лесу, где на деревьях есть засечки, которые никак не помогают заблудившемуся в густой чаще путнику.
Все это предвестник контркультуры, а в нашем случае контр хип-хоп культуры. Когда целью становится даже не просмотр видео или прослушивание песни, а сам факт их пребывания в тренде. Поиск ради поиска, потребление ради потребления. Вся эта погоня за «хайпом» напоминает наркомана, которому нужна новая доза в виде лайков, шэров, подписок и комментов. Однако есть и другой подход, согласно которому что-то по-настоящему хорошее найдет своего слушателя и зрителя в любом случае. Да, уйдет больше времени на то, чтобы люди это нашли, да, количество этих людей будет не таким большим. Если следовать этой логике, то такие инструменты, как реклама и маркетинг вообще не нужны. Но ведь в свое время даже чудодейственный антибиотик пенициллин нуждался в продвижении, хоть и спасал тысячи жизней. Все дело опять-таки в целесообразности и рекламы, и поиска.
Что нас ждем в будущем
Если с момента зарождения хип-хопа в 70-х и до конца нулевых жанр менялся плавно и постепенно, то с начала 2010-х он столь стремительно мутирует, что в скором времени может измениться до неузнаваемости. Нам повезло стать свидетелями этого исторического излома. Все идет к тому,что пользователи разделятся на две группы. Первая будет находиться на самом острие трендов, ежесекундно сверяя популярные хэштэги со своей реальностью. С учетом лавинообразного нарастания объемов информации и музыкального контента в частности, такие люди будут вынуждены тратить все свое время на изучение всего самого нового, не оставляя шансов спокойно осмыслить контент. Такие «бегуны» будут не в состоянии подходить критически к тому, что из себя представляет тот или иной популярный контент. Для них будет только один критерий – место в топе, все остальное неважно.
Вторая часть, видя бесперспективность этой гонки, выберет для себя оптимальную скорость потребления информации и будет не спеша отсеивать то, что не представляет для них никакой ценности. Спустя некоторое время такие люди обзаведутся несколькими проверенными источниками информации и закроют доступ для поступления чего-то нового. Их фокус внимания будет сосредоточен на тех, кто не гонится за просмотрами и подписчиками, за хэштэгами в Инстаграме и Твиттере, а просто осознанно и качественно делает свое дело. Да, эти люди не будут знать, кто стал новым мужем Ольги Бузовой или последним подписантом лейбла BlackStar. Также для них станут абсолютной абракадаброй имена фрэшменов из XXL и топа YouTube. Зато они будут знать, что запоминать все это нет решительно никакого смысла, ведь вся эта информация устареет уже в момент ее опубликования, не говоря о следующем дне, месяце или годе.
Благодаря такому расслоению прекратится извечный спор между «хайпоманами», составляющими свой плейлист исключительно из треков с радио, первых мест чартов, лидеров YouTube, и людей, которые собирают по крупицам ценный для себя материал. К слову, только вторая категория людей будет способна к коллекционированию какого-либо творчества.
P.S.
Популярность трэпа во многом заслуга Rick Ross. Звучание его альбома 2010 года «Teflon Don» довольно резко отличалось от предыдущих работ. Флагманами его дисков всегда были роскошные, величавые песни с инструментальной музыкой. Порой можно было перепутать вступление его треков с интро к произведению классиков. Используя, казалось бы, такой непопулярный прием, у Ross’а, тем не менее, получалось оставаться на пике популярности. Однако на его последнем альбоме «Rather You Than Me» вновь появились минуса времен его первых альбомов. «Apple Of My Eyes», «Triple Platinum», «I Think She Like Me», «Game Ain’t Based On Sympathy» – подобный материал можно было услышать и на «Trilla», и на «Deeper Than Rap».
Однако вторая половина альбома все также состоит из трэпа. На диске даже есть трек «Trap, Trap, Trap», как бы говорящий нам, что теперь этот трэп, который он отчасти собственноручно породил – повсюду. С одной стороны такой дуализм в звучании обусловлен желанием угодить и «вашим и нашим». Однако уклон к изначальному направлению можно расценить как попытку если уж и не вернуться к основам, то попробовать разбавить монотонную тянучку чем-то более мелодичным. Возможно, Ross знает то, чего не знаем мы и трэп-волна скоро уйдет на второй план, уступив место чему-то новому.