На Spotify или в подземку: чем живут уличные музыканты
1 октября 2015, 16:51

На Spotify или в подземку: чем живут уличные музыканты

Зачем играть музыку на улице в эпоху Spotify, подкастов и наушников?

Ребята из Hopes&Fears спустились в подземку Нью-Йорка, чтобы познакомиться с миром уличных музыкантов, которые называют себя баскерами. После отмены закона, который запрещал играть музыку в подземке, эти ребята стали неотъемлемой частью  улиц Нью-Йорка, именно они развлекают вас, пока вы стоите не перроне, в очередной раз опаздывая на работу.  Оказалось, что работа уличного музыканта - это не просто хобби, а отдельная профессия с неплохим доходом. Но дело здесь не только в деньгах. Можете рассматривать это как познавательную историю или пошаговое руководство к действию.

Суета 

Джеймс Джозеф, композитор и гитарист, выступающий под ником gHSTS & gUITARS, работает баскером уже 10 лет. Сейчас он живет в Берлине и так вспоминает времена своей игры в Нью-Йорке: «Нью-Йорк это отличное место для того, чтобы превратить баксинг в полноценную работу, которая будет кормить вас и оплачивать счета за жилье. Но вам придется суетиться». И слово «суетиться» не стоит воспринимать с улыбкой, каждый опрошенный по email, встреченный на улице или наведенный на сайте busk.co музыкант подтвердил эти слова – тебе нужно суетиться и относиться к игре профессионально, словно это твоя работа. «Если вы хотите зарабатывать на жизнь, то придется поработать, – подтверждает нью-йоркский барабанщик Вильям Руиз, который играет на улице по 25-30 часов в неделю. – Нужно быть креативным и придумать образ, способный привлечь внимание. Чем привлекательнее вы выглядите, тем больше растут шансы на успех».

Вторит ему трубач Энгам Себефия, который в свое время здорово помучался с выбором правильной внешности. «Я знаю, что люди советуют не судить книгу по обложке, но появление музыканта на площадке – это ключевой момент представления. Понимая это,  я стремился как можно лучше показать себя, надевал туфли и заправлял рубашку в брюки. Людям нравилось, но денег они давали мало». Увидев эту несостыковку, Энгам поменял свой стиль. «Баскеру нужно выглядеть как можно проще, но опрятно, чтобы люди понимали, что этот чувак хочет заработать деньжат. Теперь на выступления я надеваю простые джинсы и белую футболку, такой гардероб не отвлекает от музыки и создает правильный посыл. Рабочая этика важнее персоналий – теперь люди знают, что 3 часа в день, 5 дней в неделю я играю на Тайм Сквере или парке Гранд Централ».

Баскинг как работа

Баскингом реально зарабатывать – большинство опрошенных музыкантов считали это своей полноценной работой, позволяющей целиком платить по счетам. Например, члены коллектива BornFree Music Group, который каждый день играет на Таймс Сквер, посвящают музыке от 15 до 20 часов в неделю, и это не считая потраченного на езду в метро времени. «Доход зависит от дня, – объясняют парни. – это может быть и 50 баксов, и 200». Трубач Себефия говорит приблизительно о тех же деньгах за две смены в день – с 7:00 до 10:00 и с 16:00 до 19:00. Барабанщик Вильям Руиз предпочитает не такие популярные парки Юнион и Геральд и зарабатывает те же 100-200 долларов. А вот 19-летний пианист Джейсон Кордеро зарабатывает стабильные 180 баксов, играя всего по три часа возле оживленных транспортных веток на Таймс Сквере. «Лучше уж играть по три часа три раза в неделю, чем горбатиться за 10 баксов в час на какой-то работе», – считает Джейсон.

В то же время данные цифры довольно приблизительно влияют на щедрость туристов и местных. Зачастую куда важнее то, что происходит снаружи – праздники и хорошая погода неплохо стимулируют платежеспособность прохожих, а вот экономические кризисы или угрозы терроризма рубят ее под корень. «Удача, плотность толпы, настроение исполнителя – вот ключевые факторы твоего профита. В то же время все это совершенно хаотично и непредсказуемо», – считает уличная певица Тара Хак. Удивительно, но выбор песен практически не влияет на денежные потоки – большинство виолончелистов играют Баха, а тот же Сегбефия часто исполняет Шуберта или Луи Армстронга, но его кормильцем являются эмбиент-композиции собственного сочинения.

Любопытные люди 

Чуть больше 20 лет назад у нас в карманах не было музыкальных библиотек, а руки не были заняты смартфонами, поэтому привлечь внимание человека казалось бы легче. Но человек остается человеком и склонность к коллективизму никуда не спрятать. «Когда первый человек кидает тебе деньги, то это социальный сигнал для остальных – здесь происходит что-то интересное, посмотри на это. – с улыбкой объясняет трубач Энгам Себефия. – Один кинул, потом второй, потом третий, люди ведь любопытные. Это как эффект домино».

Но дело не только в деньгах. Например, коллектив Lucky Chops играет так громко и заразительно, что они куда лучше смотрелись бы на сцене какого-то Terminal 5, а не в темном углу остановки под Grand Central. Но каждый раз, когда они играют, вокруг собирается толпа из 30-40 человек, которые могут так простоять не одну песню. Когда-то в этой толпе оказались парни с ТВ, и теперь Lucky Chops стали штатными музыкантами в шоу Girl Code Live на MTV.

Создавая связь 

Эта история не только о деньгах и популярности. «Первое правило баскера – забыть о деньгах и респекте, ты просто выходишь на улицу и делишься своей музыкой с людьми. Ты создаешь связь. Я не думаю, что людям нравится жрать дерьмо, поэтому ты должен нести позитив». – говорит певец Джемс Джозеф. Называйте это эзотерикой, маркетингом или еще чем, но позитивный настрой является общей чертой для всех этих музыкантов. «Если ты идешь за деньгами, то ты идешь зря. – говорит похожий на хиппи уличный певец Hack. – Ты создаешь связь с музыкой, люди это чувствуют и тянутся к тебе».

Бас-гитарист Денис Хо возводит эту связь в ранг веры. Раньше он играл в поездах метро, зарабатывая по 10-15 баксов в час, но после рождения дочери ему пришлось бросить музыку и найти более престижную работу. Даже с такими раскладами почти каждый вечер после работы он понемногу играет на баскетбольной площадке или в подземке. «Нужно уметь отдавать – это самое главное на улице. Если своей музыкой ты создал связь с другим человеком и он отвечает взаимностью, то это как искра, от которой вспыхнет пламя». – говорит Денис. Именно поэтому он часто играет в переулках Гранд Централ, где ютятся бездомные – хотя эти ребята не кинут денег в твой гитарный кофр, зато они никуда не спешат, ценят музыку и готовы ответить взаимностью.

О том же говорит и виолончелистка Элисон Клэр: «Я являюсь тем человеком, который знакомит десятки нью-йоркских младенцев с классической музыкой. Мне нравится идея перенести кусочек рая в эти угрюмые и мрачные подземки». Для всех этих людей баскинг и игра на большой сцене мало чем отличаются. «Я становлюсь частью общества – завершает разговор Джемс Джозеф. – И плевать, что здесь нет софитов, каждый раз для меня это целое музыкальное шоу».




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я