Альбом Кендрика Ламара в рецензиях: от Pitchfork до Rolling Stone
26 марта 2015, 13:11 Авторы: Евгений Объедков, Дима Смирнов, СМИ

Альбом Кендрика Ламара в рецензиях: от Pitchfork до Rolling Stone

Уже сейчас «To Pimp A Butterfly» — альбом 2015 года; и это как минимум. Почему третья студийная работа Кендрика Ламара великая и что нужно знать о пластинке — читайте в нашем очерке. Кроме того, в статье приводятся цитаты из лучших рецензий мировых и отечественных средств массовой информации.

Избежать клише в рецензии на «To Pimp A Butterfly» очень непросто. Общество уже — возможно и довольно поспешно — дало оценку альбому: классика. 16 марта хип-хоп комъюнити в большинстве своём восхитилось. Непонимающих просили закрыть рот и быстро идти на rapgenius, а ещё подтянуть свою музыкальную грамоту работами Майлза Дэвиса, Джорджа Клинтона или на худой конец переслушать «The Chronic» Доктора Дре, дабы ставить оценку альбому с точки зрения его создателей. Не запивать 25-летний Maccalan колой — это уж если говорить совсем грубой метафорой.

Но — вот незадача — «good kid, m.A.A.d city» воспринимался куда проще и с пресловутой колой шёл «на ура»: «Backseat Freestyle», «m.A.A.d. city», «Swimming Pools (Drank)» — вышеперечисленные композиции помимо своего архиважного концептуального контекста банально...качали. Здесь даже лид-сингл «i» — с ошибочного взгляда кажущийся хорошим приятелем «Happy» — становится целым манифестом любви к жизни, без двух минут поэмой нового чёрного поколения США. Выходит, мы получили блокбастер (количество продюсеров, подходов, бюджет альбома — всё это соответствует такому эпитету), бестселлер (318 тысяч копий в первую неделю), но...арт-хаус. Или просто «арт» — короче, во времена 140 символов и 3.20 в качестве идеального хронометража для первого места в Hot 100, он выдаёт 80-минутный спектакль для искушённых театралов. Сделай это The Roots — на восхищении критиков и верной любви фанатов да приятельском похлопывании Джимми Фэллона по плечу ?uestlove всё бы и закончилось. А Кендрик Ламар пользуется своей актуальностью, популярностью и талантом ради того, чтобы повысить планку ожидания от коммерческого продукта. Или самолюбие потешить — но об этом поговорим в нашей статье

1. Как и в случае с предыдущими альбомами, перед нами концептуальная пластинка. Только теперь это не просто комптоновская хроника, а гигантский манифест, детально передающий душевное и ментальное состояние Кендрика Ламара. Это захватывающее путешествие в глубины его разума, история о современном американском обществе, со всеми его пороками и недостатками.

2. «To Pimp a Butterfly» не хип-хоп в чистом виде, а, скорее, безумный фьюжн-коктейль из фанка, джаза, соула и всего многообразия черной музыки. На первом же треке «Wesley’s Theory» нас встречают джи-фанковыми синтезаторами, а уже на следующей за ним интерлюдии музыка вдруг превращается в сумасшедший и стремительный фри-джаз. На подобных метаморфозах и строится звук нового альбома.

3. Команда, которую Кендрик собрал вокруг себя, действительно внушает доверие: джазовый маэстро Роберт Гласпер, виртуозный басист Thundercat, прекрасный саксофонист и аранжировщик Террас Мартин.

4. Помимо Кендрика, единственный полноценный рэп-куплет здесь принадлежит девушке Rapsody, которая так лихо играет словами и звучит настолько убедительно, что с лихвой оправдывает все выданные ей авансы. Если право женского рэпа на существование вы ставите под сомнение, просто послушайте «Complexion».

5. Для внимательного слушателя здесь есть множество параллелей с героями старых историй. Так, мы снова услышим о девушке Ширейн, которая здесь окончательно становится олицетворением искушения и порока. А в «These Walls» Кендрик неожиданно обращается лично к убийце своего друга, что является прямой отсылкой к сюжету «good kid, m.A.A.d. city» и песне «Sing About Me». Все это говорит о Ламаре как о действительно большом и серьезном авторе.

6. Название альбома ­– отсылка к знаменитому роману «Убить пересмешника», который исповедует почти те же ценности, что и TPAB. Добро, сочувствие, сострадание, нравственность и любовь к ближнему. Кендрик мастерски проводит аналогию с метафорой почти шестидесятилетней давности, делая из своей «бабочки» такое же невинное и прекрасное создание, которым внутри является почти каждый человек. Правда, догадываются об этом далеко не все.

7. Из совсем неожиданного, в конце нас поджидает главный сюрприз – разговор с самим Тупаком Шакуром. Диалог можно назвать кульминацией, благодаря нему одной поэмой все песни объединены в единую картину. Это многогранное полотно о народе, его врагах, кумирах, простых людях; достижениях, неудачах и перспективах; и, конечно же, — полотно с акцентом на главного героя панорамы, Кендрика Дакворта. Кстати, данная поэма последовательными слоями вырисовывается на протяжении всего альбома — в конце большинства песен мы слышим отрывки из неё.

8. Объем материала для изучения здесь такой, что совсем не стыдно будет написать по «To Pimp a Butterfly» полноценную научную работу. Количество затрагиваемых тем, интерпретаций отдельных моментов поражает воображение и поначалу без малого обескураживает. За разбором текстов можно провести не одну неделю. Благо сам альбом это только поощряет.

Автор: Дэн Вайс

«You Ain’t Gotta Lie» — единственный трек на альбоме, который можно спутать с чем-то из «good kid». Также он содержит самую большую ложь на пластинке: «You ain’t gotta try so hard» («Тебе не нужно особо стараться»). Хм, ну может ему и не нужно. Но он не перестаёт спрашивать, думать, переосмыслять и…осознали, что этот парень недостаточно высыпается? «Butterfly» заканчивается словами: «Пак? Пак?», будто бы Кендрик отходит ото сна, где он разговаривал со своим героем. В некотором отношении это так же мощно, как и резюмирующий выстрел в композиции Бигги «Suicidal Thoughts», но за одним исключением: Бигги покоится на том свете, а Кендрик остаётся в пожизненном плену депрессии, которая, — как бы он не вопил об этом на «The Blacker The Berry», — не является угрозой для его существования. Спать? Только после того как он перестанет быть самым крутым негусом (титул императора Эфиопии до свержения монархии в 1975 году — прим. редакции) из ныне живущих.

Прочитать рецензию полностью

Автор: Грэг Тэйт

Очевидно, это шанс для Ламара перекроить рэп согласно своему мировоззрению, в рамках которого проблемные темы не просто болят, но постоянно кровоточат. Говоря о его бунтарной претенциозности, на «Butterfly» Кендрик выводит значимость собственного рэпа на такой уровень, что остальные претенденты на трон едва видны в его пыльном зеркале заднего вида. Он смакует и обрушивает свой гнев на тот подарок, что преподносят ему CNN в своих еженедельных полицейских отчетах о тактиках борьбы с расизмом, указывая на действительный американский апартеид 21 века: «It's new gang in town from Compton to Congress/…Ain't nothing new but a flow of new Demo-Crips and Re-Blood-licans» («Новая шайка — от Комптона до Конгресса/Но ничего нового кроме потока демо-Crips и ре-Blood-ликанцев»). Данная тактика становится наиболее резонансной на студийно-смонтированном, потустороннем разговоре с Тупаком на «Mortal Man», где Пак доносит наиболее фатальное, сумасшедшее сообщение на альбоме, настоящее предсказание: «При следующем мятеже будет настоящее кровопролитие… Кажетстя, Америка считает, что это баловство, но убийствам быть… будет такой п*здец,словно мы — Нейт Тёрнер и на дворе 1831 год».

Прочитать рецензию полностью

Автор: Крэйг Дженкинс

Точка опоры, обозначающая полярность взглядов на «To Pimp A Butterfly» — это лид-сингл «i». После релиза прошлогодней осенью он казался радужной соул-беседой, — легковесной и гладкой. Когда же трек появляется в новой обработке в самом конце «Butterfly», «i» всё меньше походит на рингтон, который мы слышали в том году, и больше кажется пульсом, жизнью, сердцебиением — «сердцем души» если угодно. Песня звучит как лайв-микс, который прерывается на середине для речи Ламара. Его речь не отличается от легендарного концерта Джеймса Брауна, когда тот отодвинул охрану и лично общался с аудиторией в Бостоне, взбешённой после новости об убийстве Мартина Лютера Кинга. «Сколько ниггеров мы потеряли, братья?» — Кендрик восклицает над толпой — «Мы нихера неспроста пришли сюда сегодня и возрадовались тому маленькому отрезку жизни, что нам остался». Несмотря на трагедии и несчастья, «To Pimp A Butterfly» — значит радоваться каждому дню, понимая, что всё может закончиться в любой момент, безо всякой причины.

Прочитать рецензию полностью

Авторы: Олег Соболев, Никита Величко, Андрей Подшибякин, Алексей Алеев

После Фергюсона почти любая дискуссия об афроамериканцах в американском обществе сворачивает скорее в сторону Мартина Лютера Кинга, в сторону совсем уже старых и звучащих сейчас ужасающе дико призывов тоже считать негров людьми. «To Pimp a Butterfly» рисует картинку афроамериканского общества в изоляции от общества белых, желтых, коричневых — любых других американцев. Ламар далеко не первый и не последний, кто озвучивает тезис о том, что сила черных — в их самобытной культуре, замкнутой на собственных традициях и собственной идентичности и не требующей никаких посторонних влияний. Но он озвучивает его а) крайне своевременно, б) в потрясающей манере. Про тексты все ясно — можно открыть Genius и за минуту понять, что в плане слов «To Pimp a Butterfly» оказывается абсолютно свободным от любых внеафроамериканских влияний. Но многое здесь говорит и музыка — коллаж из фанка, джаза, поэзии в духе группы The Last Poets, хип-хопа старого и хип-хопа нового, коллаж редкой для рэп-музыки свободы. В этой музыке не слышно ничего отдаленно белого. Для Ламара, черного человека из страны, где черные и белые давно вроде бы стали братьями, но на самом деле существуют в разных мирах, такое обращение со словесным и музыкальным материалом есть единственно логичный метод высказывания.

Прочитать рецензию полностью

Кунта Кинте, ключевой символ трека «King Kunta» и действительно существовавший исторический персонаж, отдал левую ногу за персональную свободу и ничего не получил взамен. Кендрик Ламар свободен; он ещё свеж и молод и уже богат. «To Pimp A Butterfly» — это не построенный на собственной крови и боли манифест, а глобальность затронутых проблем не позволяет даже говорить о том, что у Ламара есть достаточный опыт и право, чтобы об этом читать — ну, правда же, он левую ногу ни за что не отдавал.

Артист общается с Тупаком в конце альбома, тем самым, помимо преподнесённого нам смысла диалога (об этом вы читали в выдержке из рецензии Rolling Stone), он ловит такую звёздочку, ставит себя на такой пьедестал, что уже классическая ода собственному эгоцентризму в «Control» выглядит застенчивой. Преувеличено? Как и «To Pimp A Butterfly» — гениально сыгранный альбом, где кисточка творца часто пишет акварелью гиперболы. Но здесь ни в коем случае не путайте: это не «good kid, m.A.A.d. city», не действительный опыт страданий, пережитых на собственной шкуре; не документальная картина. Это набор художественных приёмов, рассказывающих о том, в чём Кендрик Ламар превосходно разбирается; это альбом о чёрной истории и культуре.И, как бы с виду искренне артист не вопил на композиции «u», знайте — он это играет не для себя, а в первую очередь для вас. Это спектакль. Или нет? Порой кажется, что режиссёр Кендрика Ламара — это не Доктор Дре, а условный Алехандро Гонсалес Иньяритту, и перед нами главный персонаж «Бёрдмана»; и непонятно — это он отыгрывает смерть или действительно готов умереть при свете софитов?

Сомневаться не приходится в одном: 16 марта вышел божественный агрегатор практически всего чёрного на планете Земля.




data-matched-content-rows-num="3" data-matched-content-columns-num="3" data-matched-content-ui-type="image_card_stacked" data-ad-format="autorelaxed">
comments powered by Disqus


Профайлы

Аудио в тему

Bilal ft. Kendrick lamar - Money Over LoveBilal ft. Kendrick lamar - Money Over Love
Snoop DoggI'm Ya Dogg (feat. Kendrick Lamar, Rick Ross, Charlie Wilson)
Jay Rock, Kendrick Lamar & ChantalPay For It
Flying Lotus, Kendrick LamarNever Catch Me
Hitta J3, Kendrick Lamar, YG, ProblemDo Yo Gudda (Remix)
SZA, Kendrick LamarBabylon
Alicia Keys, Kendrick LamarIt's On Again
Blue the Misfit, Kendrick LamarDrugs On The Schoolyard
Jay Rock, Kendrick LamarTo The Top
Kendrick LamarSing That Shit (20syl Juicy Remix)
0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я